Понятие политической системы общества Определение. Политическая система общества – это система государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих определенные политические функции. Значение понятия политической системы общества. Теоретическая и практическая значимость политической системы выражается в том, что она: – объединяет, "скрепляет" общество; – показывает, как формируется и функционирует политическая, государственная власть; – дает возможность более точно определить роль государства в обществе; – легализует и легитимирует политическую власть. Признаки политической системы общества. От других общественных образований политическую систему отличает: 1) политический характер. Он проявляется в содержательной деятельности системы, которая затрагивает жизненные интересы множества людей, оказывает воздействие на государство, государственное управление, связана с участием граждан в политическом процессе; 2) интегративной характер. Политическая система объединяет множество самостоятельных организаций, подсистем; 3) формализованный характер. Система регулируется специальными правовыми и политическими нормами, отличающимися высокой степенью формальности; 4) функциональный характер. Политическая система упорядочивает общественные отношения; 5) обязывающий характер. Выработанный в рамках политической системы политический курс становится обязательным для всего общества. Подходы к понятию политической системы. В зависимости от состава, элементов различают: 1) политическую систему общества в широком смысле – как систему всех политических явлений, которые существуют в социально-неоднородном обществе и 2) политическую систему в узком смысле – как систему всех государственных и негосударственных организаций, принимающих участие в политической жизни общества. В литературе называются и другие подходы: – институциональный – он выделяет политические институты, организации; – регулятивный – выделяет социальные нормы политической системы; – идеологический – выделяет политическое сознание, взгляды, идеи, представления участников политических процессов; – коммуникативный – отражает и выделяет политические отношения, системообразующие связи; – личностный подход – выделяет личность как первичный элемент политической системы. Функции политической системы общества. В литературе предлагается множество видов функций политической системы. Наиболее признанными являются: 1) управленческая, или функция политического руководства общества, – выражается в определении целей общественного развития; в выработке и реализации политического курса; 2) регулятивная – выражается в регламентации политического поведения и политических отношений в обществе; 3) интегративная – направлена на сплачивание, консолидацию людей. Выражается в выдвижении общепринятых идей, ценностей, в сглаживании противоречий, преодолении социальных конфликтов. Из других функций политической системы называют: – воспитательную – она вносит изменения в поведение, внутренний мир человека (А.Ф. Никитин); – экстракционную, связанную с извлечением из гражданского общества его ресурсов; функцию политического рекрутирования и символизации, выражающуюся в формировании лозунгов, правил, символов, направляющих поведение людей в политике (О.В. Шабров); – функцию обеспечения политической власти для определенной социальной группы или для большинства населения; функцию легитимации политической власти, т. е. достижения определенной степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам; политической социализации – посредством ее формируется политическое сознание индивида, и он включается в работу конкретных политических механизмов (А.В. Малько). Структура политической системы общества Выделение структурных элементов политической системы общества обусловлено рядом классификационных критериев. Наиболее общим критерием предоставляется критерий подхода к понятию политической системы. Исходя из него выделяют пять подсистем: – институциональную (институциональный подход), – регулятивную (регулятивный подход), – идеологическую (идеологический подход), – коммуникативную (коммуникативный подход), – функциональную (функциональный подход). Предметом исследования теории государства и права является институциональная и регулятивная подсистемы. Институциональная подсистема (система) – это совокупность институтов (учреждений, организаций), связанных с функционированием политической власти. Она складывается из следующих частей: 1) государство (государственный аппарат): законодательные органы, исполнительные органы, судебные органы; 2) политическая инфраструктура: политические партии, общественно-политические организации и движения, лоббистские группы; 3) средства массовой информации: телевидение, радио, печать; 4) церковь. Институциональная подсистема имеет несколько оснований (критериев) деления: степень участия института в политической жизни, положение института в политической системе, производность института и др. По степени участия в политической жизни органы и организации делятся на три группы: – собственно политические, – не собственно политические; – незначительно политические (М.Н. Марченко, С.А. Комаров). Собственно политические организации: – характеризуются прямой связью с политикой; – своей задачей ставят достижение определенной политической цели; – эта цель обязательно закрепляется в уставах, нормативно-правовом документе. Это государство, партии. Не собственно политические организации: – возникают и развиваются в силу экономических и других причин, но не политических. Они занимаются производственной, социально-бытовой, культурной деятельностью; – они не закрепляют в своих уставах политические цели и задачи активного воздействия на государство. Незначительные политические организации: – возникают и функционируют на основе индивидуальных склонностей и интересов того или иного слоя людей (общество филателистов, нумизматов); – они не субъекты политической власти, а объекты воздействия на них государственных и иных политических организаций. В зависимости от занимаемого положения в политической системе различают три уровня: – высший уровень политической системы – к нему относится центральный аппарат государственной власти (глава государства, парламент, Верховный Суд); – средний уровень – его образуют аппараты управления и другие органы власти на местах; – нижний уровень – его составляют элементы массового уровня: политические группировки, партии, народные движения, массовые политические и неполитические организации, пользующиеся политическим влиянием (Г.В. Назаренко). В политической системе можно выделять первичные и вторичные (производные) субъекты политических отношений. Первичные – это народы, нации, классы, большие социальные группы. Вторичные – это институты, создаваемые первичными субъектами для выражения и защиты своих интересов: партии, различного рода общественные объединения, государство, международные организации и т. д. (А.Ф. Черданцев). Некоторые авторы в структуру политической системы включают и другие элементы: – политическую практику, состоящую из политической деятельности и совокупности политического опыта (А.В. Малько); – граждане (или граждане и поданные), или народ (В.В. Лазарев, С.В. Липень); – политических лидеров; – формы непосредственной демократии; – преступные сообщества (В.М. Сырых). Регулятивная (нормативная) подсистема. Нормативная основа выступает в качестве важнейшей формы регулирования политических отношений, обеспечивающих определенный уровень общественной организованности, стабильности и устойчивости как политических институтов, так и всей системы в целом. Нормативная подсистема складывается из следующих компонентов: – правовые принципы и нормы, имеющие политическое содержание; – принципы и нормы, содержащиеся в актах партийных органов и общественных организациях; – политические традиции; – политические обычаи; – принципы и нормы морали (нравственности) (М.Н. Марченко). Нормы права и его принципы играют наиболее важную роль в политической системе: – они определяют, закрепляют пределы свободы человека в официальных нормативных документах, которые обеспечиваются силой государства; – с их помощью учреждаются политические институты, определяются полномочия элементов политической системы; – право аккумулирует волевые устремления людей: право – это согласование воль различных слоев населения; – право – стабилизирующий фактор политической системы. Его нормы рассчитаны на длительное во времени существование и реализуются в строгих процессуальных формах. |