МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Понятие политической системы общества





Определение. Политическая система общества – это система государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих определенные политические функции.

Значение понятия политической системы общества. Теоретическая и практическая значимость политической системы выражается в том, что она:

– объединяет, "скрепляет" общество;

– показывает, как формируется и функционирует политическая, государственная власть;

– дает возможность более точно определить роль государства в обществе;

– легализует и легитимирует политическую власть.

Признаки политической системы общества. От других общественных образований политическую систему отличает:

1) политический характер. Он проявляется в содержательной деятель­ности системы, которая затрагивает жизненные интересы множест­ва людей, оказывает воздействие на государство, государственное управление, связана с участием граждан в политическом процессе;

2) интегративной характер. Политическая система объединяет множество самостоятельных организаций, подсистем;

3) формализованный характер. Система регулируется специальными правовыми и политическими нормами, отличающимися высокой степенью формальности;

4) функциональный характер. Политическая система упорядочивает общественные отношения;

5) обязывающий характер. Выработанный в рамках политической системы политический курс становится обязательным для всего общества.

Подходы к понятию политической системы. В зависимости от состава, элементов различают:

1) политическую систему общества в широком смысле – как систему всех политических явлений, которые существуют в социально-неоднородном обществе и

2) политическую систему в узком смысле – как систему всех государственных и негосударственных организаций, принимающих участие в политической жизни общества.

В литературе называются и другие подходы:

– институциональный – он выделяет политические институты, организации;

– регулятивный – выделяет социальные нормы политической системы;

– идеологический – выделяет политическое сознание, взгляды, идеи, представления участников политических процессов;

– коммуникативный – отражает и выделяет политические отношения, системообразующие связи;

– личностный подход – выделяет личность как первичный элемент политической системы.

Функции политической системы общества. В литературе предлагается множество видов функций политической системы. Наиболее признанными являются:

1) управленческая, или функция политического руководства общества, – выражается в определении целей общественного развития; в выработке и реализации политического курса;

2) регулятивная – выражается в регламентации политического поведения и политических отношений в обществе;

3) интегративная – направлена на сплачивание, консолидацию людей. Выражается в выдвижении общепринятых идей, ценностей, в сглаживании противоречий, преодолении социальных конфликтов.

Из других функций политической системы называют:

– воспитательную – она вносит изменения в поведение, внутренний мир человека (А.Ф. Никитин);

– экстракционную, связанную с извлечением из гражданского общества его ресурсов; функцию политического рекрутирования и символизации, выражающуюся в формировании лозунгов, правил, символов, направляющих поведение людей в политике (О.В. Шабров);



– функцию обеспечения политической власти для определенной социальной группы или для большинства населения; функцию легитимации политической власти, т. е. достижения определенной степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам; политической социализации – посредством ее формируется политическое сознание индивида, и он включается в работу конкретных политических механизмов (А.В. Малько).

Структура политической системы общества

Выделение структурных элементов политической системы общества обусловлено рядом классификационных критериев. Наиболее общим критерием предоставляется критерий подхода к понятию политической системы. Исходя из него выделяют пять подсистем:

– институциональную (институциональный подход),

– регулятивную (регулятивный подход),

– идеологическую (идеологический подход),

– коммуникативную (коммуникативный подход),

– функциональную (функциональный подход).

Предметом исследования теории государства и права является институциональная и регулятивная подсистемы.

Институциональная подсистема (система) – это совокупность институтов (учреждений, организаций), связанных с функционированием политической власти. Она складывается из следующих частей:

1) государство (государственный аппарат): законодательные органы, исполнительные органы, судебные органы;

2) политическая инфраструктура: политические партии, общественно-политические организации и движения, лоббистские группы;

3) средства массовой информации: телевидение, радио, печать;

4) церковь.

Институциональная подсистема имеет несколько оснований (критериев) деления: степень участия института в политической жизни, положение института в политической системе, производность института и др.

По степени участия в политической жизни органы и организации делятся на три группы:

– собственно политические,

– не собственно политические;

– незначительно политические (М.Н. Марченко, С.А. Комаров).

Собственно политические организации:

– характеризуются прямой связью с политикой;

– своей задачей ставят достижение определенной политической цели;

– эта цель обязательно закрепляется в уставах, нормативно-право­вом документе. Это государство, партии.

Не собственно политические организации:

– возникают и развиваются в силу экономических и других причин, но не политических. Они занимаются производственной, социально-бытовой, культурной деятельностью;

– они не закрепляют в своих уставах политические цели и задачи активного воздействия на государство.

Незначительные политические организации:

– возникают и функционируют на основе индивидуальных склонностей и интересов того или иного слоя людей (общество филателистов, нумизматов);

– они не субъекты политической власти, а объекты воздействия на них государственных и иных политических организаций.

В зависимости от занимаемого положения в политической системе различают три уровня:

– высший уровень политической системы – к нему относится центральный аппарат государственной власти (глава государства, парламент, Верховный Суд);

– средний уровень – его образуют аппараты управления и другие органы власти на местах;

– нижний уровень – его составляют элементы массового уровня: политические группировки, партии, народные движения, массовые политические и неполитические организации, пользующиеся политическим влиянием (Г.В. Назаренко).

В политической системе можно выделять первичные и вторичные (производные) субъекты политических отношений. Первичные – это народы, нации, классы, большие социальные группы. Вторичные – это институты, создаваемые первичными субъектами для выражения и защиты своих интересов: партии, различного рода общественные объединения, государство, международные организации и т. д. (А.Ф. Черданцев).

Некоторые авторы в структуру политической системы включают и другие элементы:

– политическую практику, состоящую из политической деятельности и совокупности политического опыта (А.В. Малько);

– граждане (или граждане и поданные), или народ (В.В. Лазарев, С.В. Липень);

– политических лидеров;

– формы непосредственной демократии;

– преступные сообщества (В.М. Сырых).

Регулятивная (нормативная) подсистема. Нормативная основа выступает в качестве важнейшей формы регулирования политических отношений, обеспечивающих определенный уровень общественной организованности, стабильности и устойчивости как политических институтов, так и всей системы в целом. Нормативная подсистема складывается из следующих компонентов:

– правовые принципы и нормы, имеющие политическое содержание;

– принципы и нормы, содержащиеся в актах партийных органов и общественных организациях;

– политические традиции;

– политические обычаи;

– принципы и нормы морали (нравственности) (М.Н. Марченко).

Нормы права и его принципы играют наиболее важную роль в политической системе:

– они определяют, закрепляют пределы свободы человека в официальных нормативных документах, которые обеспечиваются силой государства;

– с их помощью учреждаются политические институты, определяются полномочия элементов политической системы;

– право аккумулирует волевые устремления людей: право – это согласование воль различных слоев населения;

– право – стабилизирующий фактор политической системы. Его нормы рассчитаны на длительное во времени существование и реализуются в строгих процессуальных формах.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.