МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Формы государственного устройства





Определение. Форма государственного устройства – территориальная организация государственной власти.

Признаки государственного устройства. Государственное устройство отражает:

– территориальную структуру государства (административно-тер­риториальное деление);

– распределение государственной власти между центральными и региональными (местными) органами государства и самоуправления.

Формы государственного устройства. Общепризнанными являются две формы государственного устройства:

– простые (унитарные) государства и

– сложные государства.

Простое (унитарное) государство – единое государство, части которого не обладают признаками государственности.

Особенности унитарного государства. Унитарному государственному устройству свойственны следующие черты:

1) единый властный "центр" – единая для всей страны система высших и центральных органов государственной власти (один парламент, одно правительство, один верховный суд);

2) одна конституция, единая система законодательства, единая судебная система, единое гражданство;

3) единая денежная система, одноканальная система налогов;

4) территориальные элементы унитарного государства (области, округа и т. д.) не обладают государственным суверенитетом, не имеют атрибутов государственности.

Из других особенностей унитарной формы называют: единое гражданство (Н.В. Назаренко); одинаковый юридический статус административно-территориальных единиц, равное положение по отношению к центральным органам, отсутствие самостоятельной политики в обособленных частях, невозможность выделиться в самостоятельные государства (С.А. Комаров).

Виды унитарного государственного устройства. По степени зависимости местных органов от центральных органов государственной власти унитарное государственное устройство может быть:

– централизованным,

– децентрализованным и

– смешанным.

В централизованных унитарных государствах во главе местных органов государственной власти стоят назначаемые центром чиновники, которым подчиняются местные органы самоуправления. В некоторых странах вообще отсутствуют местные органы и административно-территориальные единицы управляются назначаемыми представителями центральной власти.

В децентрализованных унитарных государствах местные органы создаются, но они поставлены под контроль (прямой или косвенный) центральной власти.

Сложное государственное устройство. Сложные государства делятся на:

– протектораты и

– унии (Г.В. Назаренко).

Протекторат – международный договор, по которому одно государство обязуется оказывать покровительство другому, более слабому государству, осуществлять его представительство во внешних делах, обеспечивать вооруженную защиту, а иногда оказывать экономическую и культурную помощь (Л.И. Спиридонов).

Протекторат относится к числу разновидностей государственного устройства лишь по традиции, ибо после заключения международного договора о покровительстве нового (третьего) государства не возникает вопроса о территориальной организации.

Унии. К униям относятся:

1) федерации – постоянные государственные образования;

2) конфедерации – временные союзы суверенных государств;

3) монархические унии – добровольные объединения двух государств под властью одного монархического;



4) империи – сложные государства, созданные насильственным путем;

5) фузии – воссоединение государств, образовавшихся в результате исторически закономерного слияния (новая Германия);

6) инкорпорации – исторически не оправданное присоединение одного государства к другому (например, присоединение прибалтийских государств к СССР в 1940 г.).

Федерация – это сложное союзное государство, части которого обладают признаками государственности.

Особенности федераций. Отличительными признаками федерации являются:

1) наличие двух систем законодательной, исполнительной и судебной власти;

2) разделение сфер полномочий федеральных органов и субъектов федерации;

3) определенная степень политической самостоятельности субъектов федерации;

4) двухканальная система налогов;

5) двойное гражданство.

Федерация – сложное государственное объединение, имеющее несколько уровней федерализации:

– собственно федерация,

– национально-государственные образования,

– автономно-государственные образования,

– территориальные образования.

В Латинской Америке выделяют следующие уровни федерализации: собственно федерация, субнациональный уровень, уровень штатов и уровень муниципии.

Виды федерации. Для классификации федераций обычно используют два критерия – полномочия их субъектов и принцип построения.

По полномочиям (правовому статусу) выделяют:

1) симметричные (одноуровневые) федерации – статус у всех субъектов равный, универсальный;

2) асимметричные (многоуровневые) федерации – субъекты федерации имеют различный правовой статус, особый характер взаимоотношений с федеральным центром.

Асимметричные федерации имеет три разновидности:

– федерации, которые имеют в составе своем не субъекта, федеральную территорию, федеральный округ, ассоциированные государства. Эти образования всегда имеют усеченные права;

– федерации, состоящие только из субъектов, но они неравны по правовому статусу, субъекты разнопорядковые;

– федерации, состоящие из однопорядковых субъектов, имеющих некоторое неравенство, скрытую асимметрию, например в представительстве в парламенте (Австрия, Германия, Швейцария) (В.Е. Чиркин).

По принципу образования различают:

1) национально-государственные федерации – они строятся с учетом национальных особенностей населения (Эфиопия, Бельгия, СССР);

2) административно-территориальные федерации – они строятся с учетом территориального построения (США, Бразилия, Мексика, Германия, Австрия).

Конфедерация – это объединение государств, созданное для решения каких-либо политических, военных, экономических, социальных задач.

Особенности конфедерации:

1) образуется на основе договоров;

2) ее субъекты имеют право свободного выхода;

3) у нее отсутствует первичный суверенитет, он остается у субъектов;

4) органы конфедерации лишены властных полномочий, ее акты, как правило, не содержат норм прямого действия: адресованы не гражданам, а органам власти субъектов;

5) субъектам принадлежит право нуллификации, т. е. отказа в признании, либо отказа в применении актов союзной власти;

6) бюджет конфедерации формируется за счет добровольных взносов;

7) нет союзного гражданства (единого);

8) отсутствует единая денежная система (как правило);

9) воинские формирования сохраняют, как правило, двойное подчинение.

Виды конфедераций:

1) межгосударственные союзы – классические конфедерации, образованные из независимых государств;

2) содружества – образованы из государств, которые обрели госу­дарственный суверенитет, но не в состоянии существовать само­стоятельно в силу экономической связанности (например СНГ);

3) сообщества государств – переходные формы государственных союзов, в основе которых лежат межгосударственные договора.

В зависимости от правовых связей различают конфедерации:

– международно-правовые – они выступают как одно целое только в международных отношениях. Государства ограничивают свои права только в международной сфере;

– государственно-правовые – объединяющиеся государства организуют государственно-правовые отношения.

 

Политический режим

Определение. Политический (государственно-правовой) режим – это совокупность приемов, методов и способов, с помощью которых осуществляется государственная власть.

Признаки политического режима. Политический режим представляет собой:

1) организационные средства достижения политической цели, задач государственной власти (убеждение, насилие, поощрение, террор);

2) средства, которые обеспечиваются силой государства, государственным принуждением;

3) средства закрепления правового положения граждан и организаций.

Подходы к понятию политического режима:

1) широкий подход относит политический режим к явлениям политической жизни и к политической системе общества в целом;

2) узкий – делает его достоянием лишь государственной жизни и государства, поскольку он конкретизирует другие элементы формы государства: форму правления и форму государственного устройства, а также формы и методы осуществления государством своих функций.

Виды политических режимов. Обычно выделяют два вида политических режимов:

– демократические и

– недемократические (антидемократические).

Профессор А.И. Коваленко дает несколько иную классификацию. Он выделяет:

1) демократический режим и

2) террористический, который в свою очередь имеет три разновид­ности:

– фашистский – он характеризуется как национально-догматический,

– тоталитарный – как казарменный,

– авторитарный – как репрессивный метод.

Наиболее развернутую классификацию политических режимов дает Г.В. Назаренко. Он называет семь видов:

– деспотический режим – предполагает полный произвол монарха;

– тиранический режим – основан на узурпации власти тираном;

– тоталитарный – основан на всевластии государства, на полном контроле над обществом;

– фашистский режим – его идеологией является крайний шовинизм;

– авторитарный режим – опирается на культ личности партийного лидера и его обожествления;

– либерально-демократический – предполагает осуществление власти наиболее гуманитарными и демократическими методами;

– собственно-демократический режим, провозглашающий и гарантирующий народовластие.

С.А. Денисов выделяет еще один вид политического режима – состояние хаоса. Режим отличается слабостью государственной власти, не способной ни запретить свободы гражданам своей страны (поэтому создается впечатление демократии), ни пресечь произвол одних в отношении других. Существующие свободы используются одной группой граждан (более сильной) в ущерб другим. Идет война всех против всех. Например: режим в России в период после 1917 г.

Признаки демократического политического режима. Для данного режима характерно:

1) конституционное закрепление и реальное осуществление прав и свобод человека;

2) равноправие всех граждан;

3) существование ряда политических партий (в том числе и оппозиционных), выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;

4) гласность в деятельности государства;

5) избрание представительных органов государственной власти и местного самоуправления путем равных всеобщих и прямых выборов;

6) наличие у парламента исключительного права издавать общего­сударственные законы;

7) принятие политических решений большинством при уважении интересов и прав меньшинства.

Признаки антидемократического режима. Данный вид политического режима отличает:

1) полный контроль государства над всеми сферами общественной жизни;

2) огосударствление всех общественных организаций (профсоюзов, молодежных, спортивных и др.);

3) личность во многом лишена субъективных прав, хотя формально они могут провозглашаться даже в конституциях;

4) примат государства над правом и нарушение законности, ликвидация правовых начал в общественной жизни;

5) всеобщая милитаризация общественной жизни;

6) игнорирование интересов государственных образований, особенно национальных меньшинств;

7) игнорирование особенностей религиозных убеждений населения.

Виды антидемократических политических режимов. Чаще всего авторы выделяют:

– тоталитарный и

– авторитарный.

Особенности тоталитарного режима. Для данного политического режима характерны:

1) единая массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером;

2) официальная идеология, признаваемая всеми;

3) монополия на средства массовой информации;

4) монополия на средства вооруженной борьбы;

5) система террористического полицейского контроля;

6) централизованная система контроля и управления экономикой.

Из других особенностей называют: соединение законодательной и исполнительной власти в одном лице или фактическое отсутствие независимой судебной власти; наличие принципа "вождизма", причем вождь харизматического типа; наличие общественно-политического движения; государственно-организованный террор; жесткая регламентация экономики; антикапитализм (И. Мазуров).

В число признаков тоталитаризма включают также псевдодемократический принцип "суверенитета масс", который якобы является источником власти и ее оправданием, и милитаризацию страны – реализуется идея о военной опасности, об "осажденной крепости" для сплочения общества и построения его по принципу военного лагеря (Д. Поспеловский).

Формы тоталитаризма. Политическая литература предлагает несколько подходов их выделения:

1) тоталитаризм национальный, расовый (режимы Гитлера, Муссолини и др.) – в его основе лежит национальный критерий;

2) тоталитаризм классовый, социальный (сталинизм) – в основе социальная структура;

3) тоталитаризм религиозный (исламский фундаментализм в Иране в период Хомейни).

Особенности авторитарного режима:

1) концентрация власти в руках политического лидера или определенной группы;

2) наличие у государства лишь ключевых и решающих рычагов общественной жизни;

3) ограничение и строгая регламентация политических партий и политического поведения как отдельных граждан, так и общественных политических организаций;

4) отсутствие огромного репрессивного аппарата;

5) разрешение гражданам всего того, что запрещено государством;

6) наличие некоторых элементов демократии (выборы, парламентская борьба).

Из других особенностей называются:

– сильная личная власть как основа государственного устройства;

– фактическое подчинение законодательной власти исполнительной, сосредоточенной в руках главы государства, которому подчинено правительство;

– объединение централизованно-плановых и рыночных начал в развитии экономики;

– теория элиты как идеологическая доктрина режима: политическая власть принадлежит не всему народу, а его меньшинству – политической элите, которая правит от имени народа;

– неоднородность (как правило) правящей элиты, опирающейся на блок патриотических сил в сохранении власти (Ф.М. Рунич).

Отличие авторитаризма от тоталитаризма. Авторитарный режим отличает:

1) необязательность четко разработанной единой идеологии;

2) отсутствие всепроникающего характера воздействия на общество, тотального регулирования общественными процессами;

3) поощрение самостоятельности и инициативы, отказ от вмеша­тельства в частную жизнь;

4) возможность поляризации политических сил и интересов;

5) большая автономия политической системы по отношению к экономической, возможность ее сочетания как с централизованной, так и с рыночной;

6) главный аргумент политической власти – авторитет, а не сила (Е.В. Макаренков, В.И. Сушков);

7) ограничения носят разрешительный характер (нельзя делать только то, что запрещено), при тоталитарном – дозволительный: делать можно только то, что разрешено (Д. Поспеловский);

8) меньший объем ограничения прав и свобод, ограничиваются обычно политические права, но не личные свободы, режим признает независимость человека в некоторых неполитических сферах (искусстве, науке и т. д.). Тоталитарный режим ограничивает и политические права, и личные свободы;

9) меньший масштаб насилия – террор распространяется лишь на противников режима, тоталитарный – на всех граждан, даже далеких от политики (И. Мазуров).

 

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.