МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ПСИХОЛОГИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (Продолжение)





Наилучший результат в насаждении дисциплины дают экспрессивные, а не репрессивные методы. Когда дисциплины добиваются одними репрессиями, солдаты становятся ленивыми и перестают должным образом реагировать на арест или другое наказание. Они теряют инициативу, перестают быть искренними. Преимущественное применение репрессий вынуждает прибегать к постоянному надзору. Солдат приходится принуждать, вместо того чтобы руководить ими. Такая система неэкономична, ибо ее надо подпирать широкой и дорогостоящей организацией, которая к тому же нисколько не содействует повышению боевого духа и боеспособности армии. К этой организации относятся военные тюрьмы, гауптвахты, обслуживающий персонал тюрем, военная полиция, дополнительный штат медицинских работников, дополнительные караулы в полку, дополнительное вооружение и т. д.

Чтобы достичь высокой боевой мощи, армия должна быть высокодисциплинированна. Дисциплина же подразделения и части складывается из дисциплины отдельных солдат. Дисциплинированность солдат достигается не тем, что они наказываются за какие-то неправильные действия, а тем, что, оказывая на солдат влияние, их побуждают поступать правильно. Если. солдату постоянно дают приказания, которые он не в силах выполнить, то вскоре он перестанет выполнять и нетрудные задания. Сначала солдата необходимо тщательно обучить тому. что он должен делать, а потом уж отдавать ему приказание. Следует принимать во внимание, что одни солдаты медленнее других усваивают то, чему их обучают. Каждый новый прием нужно настойчиво отрабатывать по отдельным элементам. Все детали, из которых складывается дисциплина, должны вновь и вновь тщательно изучаться. Если сборка пулемета поручена рекруту, инструктор не имеет права ставить в смешное положение неловкого, неудачливого солдата и внушать ему ложное чувство неполноценности только из-за того, что он менее сообразителен, чем другие.

Непонимание приказа не может быть оправданием его невыполнения. В то же время совершенно бессмысленно ожидать от молодого солдата, чтобы он сам сразу во всем разобрался, а если ему это не удалось, наказывать в назидание на будущее. Самый эффективный способ заставить солдата выполнять приказы - это выработать у него привычку понимать то, что ему надлежит знать. Пока у солдата чистая карточка поведения, он сдвинет горы, лишь бы. сохранить ее чистой. Но как только туда будет внесена первая запись о проступке, хотя бы самом незначительном, этот побудительный мотив исчезнет. Поэтому ни одному офицеру не следует без крайней необходимости принимать на себя тяжкую ответственность за пренебрежение таким серьезным побудительным мотивом.

В своей замечательной книге "Десять заповедей управления кораблем" капитан 1 ранга Рори О'Конор пишет:

"Достоинство и величие нашей службы требуют, чтобы каждому офицеру и матросу доверяли, а в случае нарушения им тех или иных правил видели в этом результат незнания или забывчивости, но не злого умысла. Если же офицер или матрос снова допустит промах, то люди, несущие за него ответственность, могут спокойно действовать, имея в виду, что на их стороне весь флот, дисциплинарный устав и парламент".

Эти благородные слова должны быть в сердце каждого офицера, призванного контролировать осуществление военного закона.



Мы совсем не имеем в виду, что дисциплина исключает применение репрессий. В самом деле, если командир подозревает, что его подразделение или часть может выйти из повиновения, ему следует немедленно принять крутые меры. Не опасно, если он временно приобретет репутацию жестокого человека. Зарекомендовав себя как офицер, знающий свое дело, он может отпустить вожжи. Если понадобится, он может снова натянуть их, но едва ли это придется делать..

Помните, что натянуть брошенные вожжи невозможно. Поэтому ни одно нарушение дисциплины нельзя оставлять непресеченным, ни один серьезный проступок не следует замалчивать. Всякое своеволие нужно незамедлительно пресекать - иначе подразделение выйдет из повиновения.

Чтобы не допустить крупных нарушений дисциплины, надо следить за мелкими недостатками, вовремя и решительно устраняя их.

Этот важнейший урок дисциплинарной практики необходимо знать. Многие офицеры склонны пренебрегать мелочами, искренне надеясь, что солдаты поймут их дружеское отношение и не допустят нарушений в более серьезных вопросах. Но это опаснейшее заблуждение. Если в подразделении много серьезных нарушений дисциплины, можно с уверенностью утверждать, что не пресекались незначительные проступки: например небрежность в одежде, отсутствие пунктуальности и т. д.

Золотое правило дисциплинарной практики - заботиться о мелочах, и тогда не возникнет осложнений в крупных вопросах.

Что касается взысканий, то помните: вы имеете дело с взрослым людьми. Наказание - самый серьезный акт одного человека, направленный против другого, и оно требует чрезвычайного внимания.

Величайший реформатор 18 столетия Беккариа, заложивший основу всех современных уголовных кодексов, руководствовался следующими правилами, верными в настоящее время, как и в тот период, когда они были разработаны.

1. Лучше предотвратить преступление доверием, чем пресекать его жестоким наказанием.

2. Страны, в которых узаконены самые жестокие наказания, известны и самыми кровавыми, самыми бесчеловечными преступлениями, ибо руку преступника и законодателя направляет одно и то же чувство - жестокость.

3. Всегда гораздо эффективнее немедленное наказание.

4. Притупления часто вызывает сам закон.

5. Одно из верных методов предотвращения преступлений - поощрение добродетели.

Следуй подчеркнуть, что наказание нельзя превращать в простую формальность. Каждое нарушение должно рассматриваться по существу и с точки зрения интересов всего подразделена. Надо постоянно иметь в виду следующий вопрос: как добиться наиболее высокого морального состояния подразделения? Иногда этого действительно можно достичь. путем примерного наказания, но гораздо чаще проявлением безграничного великодушия.

Хорошо известен случай, когда Наполеон во время проверки караулов обнаружил, что один часовой заснул в снегу на своем посту у опушки леса. Согласно уставу Наполеон должен был вызвать начальника караула, посадить под арест нарушителя, а затем отдать его под суд и расстрелять перед строем. Такое преступление нельзя простить, где бы оно ни было совершено - в своей ли. стране, или на территории противника. Нет пощады солдату, который, постыдно заснув на посту, ставит под угрозу жизнь своих товарищей. Самому молодому капралу было ясно, как должен был поступить Наполеон.

Но Наполеон - гениальный человек, а гений действует так, как не придет в голову поступить обычному человеку. Он поднял ружье спящего часового, вскинул его себе на плечо и занял оставленный утомленным солдатом пост. Прибыв со сменой, сержант увидел, что часовой все еще спит, а император стоит на его посту.

Кто наберется смелости утверждать, что Наполеон допустил ошибку, что он потворствовал такому нарушению долга? Этот проницательный психолог безусловно был прав. Генерал сэр Джордж Макманн заметил по поводу этого инцидента: "Никто лучше его не знал, какая усталость одолевает солдата, целый день находившегося в походе. Никто лучше его не понимал, что история о "маленьком капрале", взявшем на плечо ружье, вместо того чтобы вызвать подразделение для расстрела, на следующий день молнией облетит весь бивак и походные колонны. После этого случая стало славиться не только великое обаяние императора, но и его тонкое чутье пропагандиста".

Да и почему бы не поступить именно так? Личное право каждого командира - всеми способами добиваться от своих войск наивысшей боеспособности и эффективности. В данном случае Наполеон проявил большую мудрость, найдя, что лучший путь к достижению цели состоял не в том, чтобы следовать букве военного закона, а в том, чтобы игнорировать ее и оставить в живых человека, заслужившего расстрел.

Даже лишенным воображения людям нетрудно представить себе, какое моральное воздействие оказал этот инцидент на войска Наполеона. Если бы им был дан приказ немедленно вступить в бой, они дрались бы с таким самозабвением, с таким жаром, что поразили бы даже своего принципиального главнокомандующего. Разве солдат поколебался бы отдать жизнь, идя в бой с таким руководителем? Вы скажете, глупо? Глупо ли, нет ли, но это действительность. Во многих случаях великодушие решает успех дела, и умный руководитель должен умело пользоваться им.

С новобранцами следует дружески побеседовать по всем вопросам дисциплины в свете их прав и привилегий, предусмотренных уставом. Следует тщательно объяснить цель наказаний. Цель эта состоит в предотвращении проступков, а не в возмездии. Действуя в соответствии с военным законодательством, офицер должен спросить себя, следует ли наказывать в данном случае, а если необходимо, то какое наказание может быть наименьшим.

Особенно серьезное предупреждение нужно сделать в отношении массовых наказаний. Например, если во время еженедельной проверки обнаруживаются непорядки в каком-нибудь помещении казармы, нельзя вместо объективного расследования причин огульно наказывать всех солдат сверхурочной работой и т. д. Это может иметь чрезвычайно пагубные последствия. Психология группы людей существенно отличается от психологии индивидуумов. которые составляют группу. Когда вся группа убеждена, что она наказана незаслуженно, возникают весьма опасные психологические последствия. Массовое наказание часто вызывает серьезные преступления, ибо оно сплачивает солдат в целях протеста.

И во-первых, и во-вторых и в-десятых, - словом, всегда надо думать о моральном состоянии солдат, которое укрепляется прежде всего в атмосфере справедливости, доверия и уважения.

Глава восьмая

ЖЕНЩИНЫ

Когда народ поднимается на войну за национальную независимость, он ясно видит перед собой определенную общую цель, о которой забывают в обычных условиях. Групповой инстинкт значительно усиливается в результате того, что всякого рода социальные преграды, разделяющие индивидуумов, ломаются. Высшие классы благосклонно относятся к низшим, чего не бывает в нормальных условиях. Пассажиры общественного транспорта, обычно молчаливые и скрытные, вовлекают друг друга в оживленные разговоры. Мужчины и женщины разных социальных слоев вступают в браки, которые в других условиях не получили бы одобрения. Барьер между полами если не разрушается, то во многих случаях нарушается. Ограничения, которые раньше способствовали поддержанию дисциплины внутри определенного коллектива, теперь отбрасываются. Все общество смыкает свои ряды перед выступлением в поход.

Возникающие в результате этого проблемы усугубляются другими факторами. Наиболее жизнедеятельная часть мужского населения страны приобретает ореол защитника слабых, и женщины инстинктивно тянутся к ней с вестью и благодарностью. Проблема осложняется тем, что эта жизнедеятельная часть населения изолируется в лагеря: мужья отрываются от жен, неженатая молодежь освобождается от ограничений родительской дисциплины и получает возможность удовлетворять свое половое любопытство. Женщины легкого поведения охотятся за ними в окрестностях каждого лагеря. Особенно печально, что многие легкомысленные девушки, едва достигнув пятнадцати - семнадцати лет, вовлекаются в этот водоворот и доходят до состояния полной моральной деградации.

Эти проблемы необходимо рассматривать как неизбежное следствие войны. Нам постоянно напоминают, что "человек остается человеком". Многие образованные люди, которые, несомненно, не принадлежат к числу сластолюбцев, половую распущенность солдата в данных условиях считают не только неизбежным, но даже желательным явлением- Почему бы тогда не оставить в покое этот вопрос?

Но как бы мы ни пытались отмахнуться от него, он не оставляет нас в покое. При этом беспокоит не только неумолимый факт заболеваний, но и поразительная связь между нравственностью и моральным состоянием войск. Холл, как беспристрастный исследователь, не преследующий никаких корыстных целей, утверждает: "Для достижения наибольших успехов в войне всем людям, какое бы положение они ни занимали, необходимо воздержание высшего порядка".

Это суждение не столь экстравагантно, как может показаться на первый взгляд. Никто не станет отрицать, что строжайшее воздержание необходимо для достижения успехов в спорте. Каждый честолюбивый спортсмен помнит, что невоздержание ведет к неудаче. Это не предрассудок. Снова и снова на практике подтверждается, что спортсмен высшего класса теряет свою квалификацию только из-за несоблюдения этого правила, которое так важно для постоянного успеха на ринге, поле, треке.

"Общеизвестно - и это доказано на опыте, - говорит доктор Лоуренс Браун, - что половые злоупотребления приводят мужчин и особенно женщин к многочисленным болезням нервной системы и вызывают другие хронические недуги. Растрата половой энергии вызывает нарушение деятельности системы эндокринных желез по той веской причине, что половые железы и мужчин и женщин тесно связаны с железами внутренней секреции, выполняющими обширный комплекс важных функций и контролирующими многие стороны деятельности человеческого организма".

Следовательно, Холл не преувеличивает, утверждая, что наивысший успех в войне невозможен без воздержания.

В самом деле, обыватель, который, пожимая плечами, настаивает на том, что наши инстинкты даны для того, чтобы пользоваться ими, и что необходимо предоставлять им полную свободу, едва ли в состоянии понять, что медицина не может согласиться с таким мнением. "Если этот принцип хорош в отношении половых инстинктов, почему он должен быть иным в отношении других инстинктов? - справедливо спрашивает доктор Хэдфилд. - Допустим, при первом разрыве снаряда солдат бросает позицию и бежит прочь. На суде он оправдывает свое поведение "естественным инстинктом". Выслушав такую аргументацию, бригадир поднимается, жмет ему руку и говорит: "Я поздравляю вас, дорогой друг, ибо вы приведи решительный довод против глупых обвинений этого средневекового прокурора". Или, например, мужчина, возмутившись тем, что его толкнули в толпе, бьет совершенно невинного прохожего, давая волю своему инстинкту мести. Очевидцы этого поступка одобряют его за смелое предоставление им воли своим чувствам, а один из них замечает: "Инстинкты для того и даны, чтобы их удовлетворять, а не подавлять". Еще один случай: вора, задержанного ночью в банке, директор банка полностью реабилитирует и одобряет его на том основании, что вор руководствовался инстинктом любознательности и приобретения. Вот мир, в котором мы должны были бы жить!"

Итак, этот вопрос имеет более общее значение. Половой инстинкт лежит в корне как самых высших, так и наиболее низменных проявлений человеческого характера.

Нормальная половая жизнь вызывает глубокие альтруистические чувства. С нею связаны привилегии, но есть и определенные конкретные обязанности: обеспечение дома, забота о жене и детях, привязанность к ним и т. д. При ненормальной же половой жизни привилегии не уравновешиваются обязанностями. Сластолюбец, как правило, бывает эгоистичным, самовлюбленным, неустойчивым и беспринципным.

Во время своих боевых кампаний Наполеон неизменно возил с собой досье на всех генералов противника, чтобы строить свою тактику, противопоставляя ее их замыслам, которые непременно должны были определяться их характером и умом. Разрабатывая свои планы, он всегда учитывал психологию военачальников противника. Например, в сражении при Ватерлоо, когда Наполеон оказался перед выбором, кого из союзников атаковать прежде всего, он принял решение первый удар нанести по пруссакам, ибо превосходно знал, что Блюхер был слишком пылким, чтобы уклониться от боя и присоединиться к более осторожному Веллингтону.

Немцы усовершенствовали психологические приемы Наполеона и довели их до настоящего искусства. С дьявольской изобретательностью они использовали тот факт, что моральный облик - самое главное при оценке любого индивидуума. Перед вторжением в страну они отлично знали, кого можно купить и за какую цену. Они мастерски играли на тех скрытых страхах, которые таятся в глубине души каждого человека. Система Наполеона была усовершенствована, и досье заводились на официальных лиц небольших городов, руководителей местных профсоюзов, известных граждан и владельцев собственности. Этот принцип должен получить дальнейшее развитие, ибо не только индивидуумов, но и целую группу людей характеризует прежде всего их моральный облик.

В немецкой армии прошлого тоже считалось, что свободные половые связи неизбежны для солдата. Поскольку этот взгляд был официальным, предпринимались меры для ограждения военнослужащих от венерических заболеваний средствами научной профилактики. Позднее утвердилась другая официальная точка зрения: половая распущенность якобы не только неизбежна, но и желательна. Задолго до войны тайно поощрялись случайные связи между юношами и девушками из соседних трудовых лагерей. Согласно более позднему свидетельству из Польши, количество немецких солдат, размещаемых в доме, определялось числом проживавших в нем молодых женщин. Не лишен цинизма и тот факт, что все немецкие военнопленные, попадавшие в наши руки, имели презервативы, как будто они были их табельным имуществом. Никто не сомневался, что если бы Германии удалось установить господство во всем мире, ее военнослужащих всемерно побуждали бы к всевозможным формам грабежа.

Подобные примеры говорят о тесной связи между нравственностью и моральным состоянием войск. Не будет сколько-нибудь необоснованным вывод, что жестокость, присущая характеру немецкого военнослужащего, и полное игнорирование им всех законов нравственности - прямое следствие официального игнорирования принятых в немецкой армии норм половых отношений. Вряд ли можно иначе объяснить совершавшиеся по личной инициативе хладнокровные убийства женщин и детей. Слезливые вопли немецкого солдата о пощаде, когда он видит карающее правосудие на острие штыка своего противника, поразительно напоминает жалобное хныканье сластолюбца, застигнутого с чужой женой. Кто наберется смелости утверждать, что моральный облик солдата не имеет значения?

В английской армии половая распущенность официально рассматривается как серьезное зло, поэтому предпринимаются решительные меры для борьбы с ней. Однако, подобно многим проблемам, возникающим в вооруженных силах, эта проблема касается всей нации, и только нация в состоянии решить ее. Это дело всего общества, а не отдельной его части.

Нация в состоянии сделать очень многое. Можно шире, чем это делается, использовать радиопередачи для укрепления нитей, связывающих солдата с домом. Надо вести настойчивую кампанию по укреплению домашних и семейных отношений. Развлечения и другие мероприятия должны пробуждать лучшие, а не худшие инстинкты солдат.

Существенный вклад может внести и сама армия. Офицерский состав полка должен позаботиться о том, чтобы казарменные помещения были привлекательнее публичного дома, а лагерь - города. У плохого офицера подчиненные всегда будут стремиться в свободное от службы время вырваться из расположения части. Но почти всем известно, что лучшая часть юношей и мужчин проводит время, как правило, не в публичных домах, биллиардных, танцевальных залах и т. д., а в вечерней школе, гимнастическом зале, спортивной площадке, на лужайке для игры в шары или на земельном участке. Для армии чрезвычайно выгодно поощрять личный состав к высшим достижениям. Человек стремится жить, это его сильнейшее желание, и если в лагере скучно и неинтересно, половая жизнь военнослужащих будет нездоровой.

Специальные "беседы о непристойностях" очень редко бывают эффективными, так как на них скромные солдаты чувствуют себя запятнанными, а безнравственные воспринимают их как развлечение. В любом случае психологически неверно подходить к проблеме с ее негативной стороны. Подход должен быть позитивным. Вместо нападок на зло половой распущенности необходимо показывать выгоду физической чистоты. Одна фраза, сказанная как бы невзначай инструктором по физической подготовке, несравненно ценнее длинной лекции, прочитанной представителем королевского медицинского колледжа.

В такого рода вопросах престиж человека, дающего совет, имеет первостепенное значение, а обращение отличного спортсмена, пользующегося |уважением, окажет гораздо большее влияние на здоровых молодых людей, чем лекция престарелого профессора медицины.

Несведущие люди считают, что женщины и девушки Вспомогательной территориальной службы осложняют половые проблемы солдата, но на самом деле они оказывают здоровое влияние. Вопреки критике, направленной против офицеров этого корпуса, нет серьезных оснований сомневаться, что это достойные женщины, которые оказывают большое личное влияние, а в этом и заключается чрезвычайно важное значение любой женской организации.

Признано, что женщины легче поддаются влиянию, чем мужчины. Если их верность и не слишком продолжительна (нет реальных доказательств, что это не соответствует действительности), то они более активны и менее склонны уклоняться от исполнения своих обязанностей. Офицеры показывают хороший личный пример, которому охотно следуют остальные, и общее положительное влияние этих женщин ощутимо сказывается на всей армии.

Невозможно было бы сохранить в строгой тайне жизнь личного состава Вспомогательной территориальной службы, к тому же женщины более ревниво оберегают свою репутацию, чем мужчины. Нормальному мужчине тоже свойственна гордость, и он не захочет, чтобы его увидели с женщиной, которая занимается проституцией. Гораздо больше мужчин, чем это может показаться, придерживается высоких идеалов по отношению к женщине. Это особенно заметно в среде трудящихся классов, где брат и сестра вместе растут, вместе посещают школу и связаны узами любви и дружбы. В этих условиях их половые интересы развиваются более нормально, чем половые интересы детей, изолированных в закрытых пансионах.

Кроме того, в семьях трудящихся классов гораздо сильнее влияние матери, ибо она ближе к детям и более настойчива. Жизнь людей трудящихся классов сопровождается подъемами и падениями, которых богатые и обеспеченные классы могут никогда не знать, а трудности сплачивают семью.

В результате представитель трудящейся молодежи часто показывает не менее высокий пример моральной чистоты, чем отшельник. Он знает, какой позор сопровождает незаконнорожденного. Он понимает, какой стыд и отчаяние овладевают девушкой, которая попадает в беду. Глубокое личное уважение к своим сестрам настраивает его на уважение ко всем женщинам. Как правило, он предъявляет высокие требования к моральным устоям женщины, на которой собирается жениться. Трудящиеся классы придают большое значение физической чистоте, которой пренебрегают обеспеченные классы. Поскольку групповой инстинкт в среде трудящихся классов крепче, чем среди других, они серьезнее относятся к последствиям, вызываемым неразборчивостью.

Совершенно очевидно, что Вспомогательная территориальная служба имеет свои моральные проблемы, ибо ни одна человеческая организация не может быть безупречной. Однако благодаря умному руководству нарушения нравственности здесь очень редки. Если бы вся проблема морального облика солдата была передана в ведение специального департамента военной психологии, появилась бы реальная возможность использовать влияние представителей Вспомогательной территориальной службы. И тогда воздержание стало бы идеалом армии.

Каждый мужчина стремится к тому, чтобы женщина составила о нем выгодное мнение, а поскольку сами женщины имеют здоровое представление о моральных ценностях, этот инстинкт можно использовать, если подходить к вопросу с научных и деловых позиций.

У каждого здорового молодого человека наступает время, когда он нуждается в женском обществе. В этом нет ничего предосудительного. Женские организации по всей стране проводят отличную работу среди солдат, организуя их отдых и развлечения во внеслужебное время. Но этого еще недостаточно. Солдату хочется поговорить с женщинами, которые сочувственно выслушали бы его рассказы о трудностях солдатской жизни. Женщины, участвующие в этой работе, должны понять, что наименее важная часть их добровольного труда состоит в раздаче чая и сдобных булочек. Мужчины нуждаются не только в отдыхе. но и в облагораживающем влиянии женского общества. Женщины понимают это, испытывают глубокое удовлетворение, сознавая, что именно их влияние удержало многих солдат на правильном пути.

Хорошо известно, что в период прошедшей войны хирургия, а также психиатрия достигли огромного прогресса. Однако многие важнейшие психологические проблемы еще ожидают своего решения. Давно признано, что человек в состоянии направить свою половую энергию по каналам, которые, будучи созидательными, не являются производящими. Именно это и происходит, когда, скажем, плотник сколачивает клетку для кроликов, художник пишет картину, а радиолюбитель конструирует свой собственный приемник. Этот процесс носит название сублимации. Отвлечение половой энергии здесь происходит бессознательно. Но есть и другой процесс, сознательный, который еще ждет научного исследования. Это процесс превращения. При этом процессе половая энергия направляется из генеративных каналов в регенеративные. Напомним слова доктора Лоуренса Брауна:

"Использование жизненно важной половой энергии в регенеративных целях вызывает удивительные перемены в физическом состоянии организма. Эти изменения становятся очевидными в самое короткое время. Улучшение физического состояния организма способствует поднятию умственной деятельности, что в свою очередь ведет к невиданной духовной уравновешенности".

Равновесие. Тело, ум, душа в гармоническом равновесии.

Это ли не наивысший идеал человека!

 

Глава девятая

БОЕВОЙ ДУХ

Появление нового оружия неизбежно ведет к изменениям в тактике. Еще в недалеком прошлом исход сражения решался в рукопашной схватке. Человек сходился с человеком, нанося и отражая удары. В действие вступали могучие психические силы. Менее чем в метре от своего противника вражеский солдат с шипеньем произносил проклятья на непонятном языке. Он выглядел чужим и страшным, глаза его выражали ужас или злобу, а весь его вид свидетельствовал о бессмысленной жажде убийства. В таких условиях единственный выход - собрать всю энергию и мужество и сбить противника с ног.

Автоматическая винтовка, пулемет, взрывчатые вещества расширили возможности уничтожения, и армии вынуждены были окапываться для защиты от новых средств истребления. В результате психические силы, которые прежде играли столь видную роль, начали утрачивать свое значение по мере увеличения разрушительной силы оружия. Теперь, оказалось сложнее поддерживать ненависть к противнику ибо он стал почти невидим. Скорее оружие сейчас противостоит оружию, чем человек человеку. И солдаты почти перестали испытывать к противнику чувство личной вражды.

В рождество 1914 года в ничейной зоне были случаи настоящего братания между английскими и немецкими войсками. Происходил обмен чаем и табаком, сопровождаемый криками "ура!" на английском и немецком языках. Командующий английскими войсками генерал сэр Джон Френч немедленно принял меры, чтобы предотвратить в будущем подобные явления, и провел длительную кампанию бесполезной критики.

Показательно, что не известно ни одного случая братания между французскими и немецкими войсками. Сама мысль об этом в период 1914-1918 годов показалась бы французам чудовищной. Настроения двух союзных армий оставались резко противоположными с первого до последнего дня войны. Для француза война была личным, а не посторонним делом. Он сражался на своей земле; его жена и дети были вынуждены покинуть свой очаг или находились

рядом с полем боя; его города, деревни, церкви превращались в руины. Если английские солдаты почти дружески называли своего немецкого противника "Джерри", то для француза он был ненавистным "бошем".

В самом деле, англосакс обычно психологически не подготовлен к войне по той простой причине, что он не способен к кому бы то ни было питать длительную и глубокую ненависть. Кельты же и романские народы личную ненависть передают своему потомству. Англосаксу чувство ненависти непонятно и ставит его в тупик. Пусть его дом уничтожен при бомбардировке, его жена и дети убиты, все самое дорогое для него уничтожено, но его ближайший сосед будет требовать гуманного обращения с врагом. Будучи сам жертвой, он не способен пылать жаждой мести. Эта поразительная особенность часто приводила критиков к выводу, что англичанин не обладает боевым духом в общепринятом значении этого термина: он упрям и бесстрашен, но уступает в огне и натиске.

Но тогда встает вопрос: что же такое боевой дух? Ибо если англичанин не обладает им, то как удается ему поддерживать высокую репутацию отличного солдата? Народ, лишенный боевого духа, не может выигрывать войны в течение столетий.

Боевой дух - это реакция человека на страх. Перед лицом неизбежной беды один бежит прочь, другой сопротивляется с яростью дикого зверя, третий противопоставляет ей хладнокровную осмотрительность.

Кто осмелится утверждать, что боевой дух третьего ниже, чем второго? Боевой дух находит свое выражение в различных формах, зависящих от национального склада, обстоятельств и т. д. У кельтов он обычно выражается в злости, у англосаксов - в упрямстве. Англосакс не способен долго ненавидеть, но когда им овладевает непреклонная решимость, перед ним не может устоять ни один противник. В опасной обстановке он способен проявить неистовую ярость, которую нельзя преодолеть.

Большой недостаток англосакса состоит в том, что он не умеет абстрагироваться. Ему свойственно чувство юмора, но не остроумия. Он не может по-настоящему оценить философию, поскольку она имеет дело с неосязаемыми категориями, которые ему непонятны. Он понимает только то, что видит и ощущает. Ребенок, сбитый автобусом в его деревне, значит для него гораздо больше, чем смерть полумиллиона женщин в Центральном Китае. Но это отнюдь не признак его бессердечности. Когда нищета приходит в его дом, он ощущает ее столь же остро, как и всякий другой человек, и чтобы избавиться от нее, он готов принести себя в жертву. Однако ему недостает воображения. Такова специфическая черта, переданная ему по наследству.

Характерная особенность англичанина состоит в том, что единственная форма борьбы, которую он понимает, заключается в испытании силы и выносливости в открытом бою. Он непригоден для такого вида боевых действий, когда требуется зарыться в землю и вести огонь по невидимому далекому противнику. Он предпочитает встречаться с противником в рукопашной схватке, когда бой становится для него личным делом. Англосакс - уверенный в себе солдат с высокой личной инициативой.

Немец, напротив, с давних пор главную ставку делает на огонь, и только на огонь. К штыку он относится как к оружию обороны, а не наступления. Штык, направленный на немца, повергает его в ужас и деморализует.

Рост могущества Германии в XIX столетии был достигнут гораздо больше, чем это может показаться, благодаря преимущественному развитию огнестрельного оружия. Это полностью соответствовало психологии армии, которая никогда не проявляла энтузиазма в наступлении, если боевой порядок не был линейным. Немцы исключали индивидуальный бой в форме рукопашной схватки, ибо в этом бою их превосходили очень многие.

По иронии судьбы оружие, находящееся сейчас на вооружении немецкой армии, требует тактических приемов, которые не соответствуют психологии немцев. Движение маятника изменилось в сторону приемов ведения 'боя, сходных со старым рукопашным боем. Небольшие группы солдат в бронированных машинах, называемых танками, штурмуют поле боя, чтобы войти в непосредственное соприкосновение с противником. С точки зрения немцев, этот метод хорош только в том случае, если создается ощутимое материальное превосходство. Но если наступает равенство сил, то непривычный для немцев метод ведения боя вызывает у них страх. Немцы никогда не славились высокими моральными качествами.

В Норвегии, Франции и на Крите английский солдат дал новое доказательство тому, что в 'ближнем бою он значительно превосходит немецкого солдата. Более того, он обескуражил своих критиков, сражаясь с такой яростью, которая в прошлом овладевала им очень редко. Появление новых методов ведения войны вызвало изменение тактики и вновь отдало врага во власть английского солдата.

Такова обстановка, которой наилучшим образом соответствует психология английского солдата. Опаснейшая ошибка заключалась в том, что этому огромному моральному превосходству придавали ничтожное значение, считая, что английский солдат способен противостоять своему противнику только при равных материальных условиях. Во Франции под массированными бомбовыми ударами пикирующих бомбардировщиков английский солдат часто шел на танки с винтовкой и штыком, и только пулеметный огонь прижимал его к земле. Никто, кому известны его выдающиеся боевые достоинства, не может сомневаться в конечном исходе войны. Если английский солдат соответствующим образом вооружен и имеет опытное руководство, он ведет бой с исключительной энергией и решительностью.

Англичанин очень скромен в оценке своих боевых качеств. Это превосходно проиллюстрировал Андрэ Моруа, который приводит свой разговор с одним из офицеров наших военно-воздушных сил.

"Трудно ли уничтожить немецкий бомбардировщик? - спросил я как-то парня лет девятнадцати, который уже имел на своем счету несколько сбитых немецких самолетов.

- Трудно? - переспросил он. - Нет, нетрудно. Нужно только точно выполнять инструкции, полученные в летной школе, а это значит - лететь за самолетом противника, не обращая внимания на его огонь, а когда до него останется метров триста, поймать его в маленький красный кружок, который видишь на переднем стекле фонаря. В этот момент, как учили меня в школе, необходимо нажать на гашетку. Тогда придут в действие все восемь пулеметов и немец будет сбит. Я всегда следовал инструкции. На расстоянии трехсот метров я брал противника на прицел, нажимал на гашетку и сбивал самолет. Вы видите, это совсем нетрудно".

Этого молодого офицера обучали инструкторы, знающие свое дело. Все искусство ведения воздушного боя было сведено к простейшей формуле: "Сблизиться с противником, тщательно прицелиться и задать ему трепку". Хорошее моральное состояние было результатом тщательного обучения. Летчик был совершенно уверен, что дело будет обстоять именно так, как говорили инструкторы..

Трудно? Нет, это совсем нетрудно.

В дополнение к таким материальным условиям, как выучка, вооружение и снаряжение, играющим большую роль в создании превосходящего боевого духа армии, существуют определенные психологические факторы, которые имеют еще большее значение.

К ним можно отнести следующие:

1) индивидуум должен верить в себя;

2) армия должна верить в свои силы;

3) армия должна верить в своего командира;

4) армия должна верить в свою страну;

5) армия должна верить в дело своей страны.

Во всех случаях, как это нетрудно заметить, необходимы вера, доверие, убежденность. Проанализируем перечисленные нами пункты.

1. Индивидуум должен верить в себя. Солдат должен быть не только обучен и вооружен не хуже своего противника - он должен испытывать моральное превосходство над ним. Он должен в большей степени обладать уверенностью в своих силах, чувством собственного достоинства, самоконтролем и личной дисциплиной. Необходимость этих качеств признана уставами. Эти качества он усваивает в результате умелой пропаганды высоких нравственных идеалов.

В этом заключается метод старого мудрого солдата лорда Бадена-Пауэлла. Он чудесно преобразил души миллионов парней. Но чтобы этот метод дал хорошие результаты, необходимо вдохновенное руководство. Каждый солдат должен проникнуться твердой верой в то, что его личный вклад чрезвычайно важен для успеха общего дела.

2. Армия должна верить в свои силы. Еще недостаточно понято влияние пацифистской пропаганды, которая в течение двадцати лет непрерывно внушала англичанину, что солдат немногим лучше наемного убийцы и что война в любой форме - чудовищное зло для англичанина.

Это учение чрезвычайно ценно для врагов Англии, и они не замедлили воспользоваться им. Призыв, повторяющийся во всех уголках страны, может вызвать массовый интерес к пацифистским книгам, которые еще можно найти в наших публичных библиотеках. Хотя под напором самой истории пацифизм был решительно отвергнут, ранее нанесенный им вред еще не изжит.

Долг всех, кто отвечает за моральное состояние солдата, - знакомить его с историей замечательного боевого коллектива, к которому он принадлежит: с наиболее выдающимися актами самопожертвования, с безупречной преданностью стране и империи, с подвигами, заслужившими бессмертную славу. Эти примеры привлекают внимание людей несравненно больше, чем вся глупая и пустая болтовня о том, каким прекрасным был бы мир, если бы англичанин позволил всем остальным бить себя.

3. Армия должна верить в своего командира. Гендерсон придерживается того мнения, что "исход сражения решается в сердцах людей и главным образом в сердце командира".

Нет конца жертвам, которые приносят войска, если ими командует человек, которому они верят и которого уважают. Когда лорд Роберте прибыл в Южную Африку, чтобы принять командование войсками, потерпевшими ряд неудач от находчивого и решительного противника, солдаты радостно приветствовали его возгласами: "Бобз и удача неразлучны!"

Вскоре изменилась и обстановка. Армия, проигрывавшая сражение за сражением, стала одерживать одну победу за другой. Под влиянием волшебного руководства Робертса моральное состояние английских войск настолько окрепло, что они преодолели трудности, которые при других условиях оказались бы непреодолимыми. Глубокая привязанность Робертса к своим солдатам вызвала ответную привязанность солдат. Все, что он требовал, выполнялось войсками беспрекословно.

4. Армия должна верить в свою страну. Когда солдат переносит множество лишений и за несколько шиллингов в день подвергает опасности свою жизнь, он имеет право ждать, чтобы и все другие вносили свой вклад в общее дело. Его дело в такой же степени является делом остальных граждан. Однако солдату приходится читать и слышать о праздности, роскоши, беспутном образе жизни. Это вредно отражается на его моральном состоянии. Когда ему приходится сталкиваться с такими фактами, он невольно задает себе вопрос: "Стоит ли воевать за этих людей?" - и отвечает: "Нет".

5. Армия должна верить в дело своей страны. Моральное состояние солдата будет поддерживаться на высоком уровне лишь в том случае, если он ясно понимает, что воюет за дело всей страны и в случае поражения пострадает вместе с ней.

Современная воина - это конфликт между добром и злом, и английский солдат должен считать себя инструментом божьей справедливости. С врагом он может разговаривать только так, как на рассвете говорит палач с осужденным на казнь преступником.

Глава десятая

ИДЕАЛЫ

При умелом руководстве коллектив представляет собой нечто большее, чем сумма его членов, и, наоборот, при неумелом руководстве - нечто меньшее.

В книге "Коллективный ум" Макдоугалл говорит: "Хорошо известно, что когда люди думают, чувствуют и действуют совместно, процесс мышления и поведение отдельного человека из определенного коллектива во многом отличаются от процесса его мышления и поведения, если он сталкивается с такой же обстановкой один, самостоятельно.. Следовательно, мы можем знать каждого в отдельности человека какого-либо коллектива настолько близко, что будем в состоянии с уверенностью предсказать его действия в определенных обстоятельствах и тем не менее не сможем предсказать поведение всего коллектива в целом, зная только его отдельных членов".

Каждый коллектив, обладает определенными резко выраженными положитёльными и отрицательными свойствами, неотделимыми от его психологии. Возьмем сначала отрицательные свойства. Наиболее серьезное из них - низкая степень умственных способностей, обычно проявляемая коллективом. Здравомыслящие люди, образующие какой-либо комитет или совет, часто приходят к решениям, до абсурда непрактичным или чудовищно несправедливым. Если беспристрастный наблюдатель, ничего не знающий о групповой психологии, подумает, что все члены этого комитета - умственно отсталые люди, его можно простить. Причина таких необычных решений кроется в том, что в коллективе наименее развитые умы снижают до своего уровня умственные способности всего коллектива.

Далее, человек, поступающий на службу в армию, обычно приносит с собой высокие идеалы в отношении половой нравственности, религии, умеренности, честности и т. д. В некоторых случаях эти идеалы вскоре выбрасываются за борт, и человек не делает никаких усилий, чтобы выполнить то, что он прежде считал своим нравственным долгом. Он начинает сквернословить, как самый развращенный солдат своего подразделения. Он не видит вреда в половой безнравственности, с готовностью прибегает ко лжи, чтобы спасти себя от лишнего наряда или наказания, а оставшись один на складе, ведет себя, как настоящий вор. Более того, в каждом случае он защищает свое поведение со страстностью, которая привела бы в ужас его штатских друзей.

Обычно в этих метаморфозах обвиняют армию. Но армия здесь виновата не больше, чем она виновата в том, что человек заражается гриппом во время эпидемии. Солдат становится жертвой воздействия коллектива, а коллектив существует не только в армии. Хорошо известно, что в мирное время нравы одного воинского гарнизона отличаются от нравов другого. Известно также и то, что в гражданской, как говорят солдаты, жизни нравы одной фабрики не похожи на нравы другой. На одной считается нормальным воровать инструменты или говорить неправду о своей выработке. На других, где рядом с мужчинами работают женщины, часто ведутся разговоры, которые могут смутить даже кадрового солдата, всю жизнь до некоторой степени изолированного от женского общества. В любом коллективе наиболее развращенные индивидуумы стремятся снизить общую нравственность до уровня своей.

Отрицательным свойством коллектива является также подверженность панике. В каждой армии дезертирство с фронта карается смертной казнью, так как общепризнано, что один трус способен обратить в паническое бегство целую армию своих товарищей. В определенной обстановке мужество коллектива может быть несравненно ниже мужества его отдельных, самых заурядных членов.

Что касается положительных свойств организованного коллектива, то они нё менее поразительны. Бывают случаи, когда коллектив, движимый общей целью, выполняет задачу с несгибаемой решимостью и невероятной храбростью, не доступной ни одному из его членов в отдельности. То, что может быть названо импульсом хорошо дисциплинированного коллектива, бесконечно выше импульса отдельных его членов.

Эти положительные и отрицательные свойства коллектива говорят о необходимости умелого руководства им. Правда, ум коллектива ниже ума его членов. Но руководитель не основывается на уме коллектива в целом, зато иногда он советуется с одним или двумя из своих подчиненных. Все решения являются его собственными решениями, хотя справедливо предположить, что они подсказаны наиболее развитым и умным военнослужащим данного подразделения.

Одна из важнейших целей руководства - развитие и использование КОЛЛЕКТИВНОГО разума так, чтобы коллектив мог работать с максимальной эффективностью. В армии коллективный разум обычно развивается через соперничество отдельных подразделений в играх, боевой подготовке и т. д. Значение этого соперничества в том, что оно связывает солдат подразделения, развивает в них чувство общей цели. Коллектив, в котором развито это чувство, всегда будет более эффективным, чем тот, в котором оно не развито.

Ценные результаты такого соперничества можно проиллюстрировать на примере, взятом наугад из английской военной истории. Во время восстания в Индии перед сэром Колином Кэмпбеллом встала задача вернуть расположенную на полпути между Дели и Аллахабадом деревню, в которой сосредоточилось более пяти тысяч повстанцев. Ирландский полк испытывал некоторую зависть к шотландскому, так как последний пользовался особой симпатией сэра Колина и, следовательно, получал опасные, но почетные задания. Перед началом наступления на деревню, когда противник поливал войска сильным огнем, ирландцы, решив быть на высоте положения, не дожидаясь приказа, устремились вперед и очистили деревню от противника. Сэр Колин был взбешен. Он примчался в полк и начал строго отчитывать ирландцев. Но все было напрасно. Каждое его замечание тонуло в крике: "Ура главнокомандующему, ребята!" - и это продолжалось до тех пор, пока злость Колина не растаяла. И он в отличном настроении, смеясь, покинул ирландцев.

Дисциплина, возможно, оставляла желать лучшего, но боевой дух, вызванный соперничеством, был выше всяких похвал. Если же подразделение (часть) обладает и дисциплиной, и высоким боевым духом, эффект становится неотразимым. Именно такого эффекта и должен добиваться военачальник.

Моральный дух подразделения и части можно поднять до высокого уровня только тогда, когда солдаты вдохновляются высокими и бескорыстными идеалами. Если же они лишены идеалов, их моральный дух будет ниже, чем моральный дух отдельных индивидуумов, а в результате будет страдать вся армия.

Оливер Кромвель лучше других военачальников понимал, что солдаты, вдохновляемые бескорыстными идеалами, сражаются с большим энтузиазмом, чем те, у которых нет таких идеалов. В битве при Эджхилле он понял, что победа достигается быстрым и решительным наступлением и что наступление является лучшей формой обороны. Эта битва вызвала у него мысли о магическом качестве, называемом боевым духом войск. Но как воспитать этот боевой ДУХ?

Однажды Кромвель сказал Хемпдену: "Большинство твоих кавалеристов - старые разложившиеся служаки, завсегдатаи кабаков, а их кавалеристы - настоящие джентльмены, достойные молодые люди. Ты думаешь, дух этих захудалых солдатишек может противостоять духу джентльменов, благородных, храбрых, решительных? Ты должен найти людей столь же вдохновенных, как те джентльмены. Иначе тебя всегда будут бить".

Битва при Эджхилле убедила Кромвеля, что прежде всего следует ввести новую систему рекрутского набора и набирать "таких солдат, которые боятся бога и хоть немного сознают то, что они делают".

В наше время, время массовых народных армий, вряд ли возможно, чтобы войска были одержимы пламенным боевым духом, если этот дух не разделяется всей нацией. Ушли в прошлое дни, когда было возможно отделить моральный дух армии от морального духа нации. Если моральное состояние нации подорвано, падает и уровень боевого духа армии. И наоборот, даже в XX веке, с его дальнобойным оружием массового поражения, армия может сражаться с таким пылом, что ее невозможно победить. Самое мощное оружие армии - ее идеалы, но этот вид оружия, как и все другие, должен быть выкован нацией.

Какая цель сплачивает народы Британской империи в. настоящем конфликте со странами оси? Ответ простой - разгром этих стран. Но каждый мыслящий человек понимает, что такая цель сама по себе слишком прозаична. Каждый немец страстно верит, что он сражается за свое существование и за существование всех, кто ему близок и дорог. Много лет ему твердили, что враги собираются окружить и задушить его страну, покончить с ней раз и навсегда, поэтому немец борется за свою жизнь с безумием и яростью утопающего.

Но за безумием и яростью утопающего скрывается безграничное отчаяние. Наибольшими трудностями стран оси являются, несомненно, трудности моральные. При победах отчаяние не обнаруживается: утопающему кажется, что его все ближе и ближе прибивает к берегу. Но как только кончается победоносное движение, неизбежно следует упадок морального духа. Законы психологии так же точны, как любые другие.

Высокие боевые качества имперских войск должны быть подкреплены способной вдохновить их общей целью. Существующая цель слишком прозаична и психологически не может быть сравнима с целью немецкой армии. С этой точки зрения англичанин находится в невыгодном положении, так как он психологически не способен представить себе свое поражение. Немец, наоборот, представляет себе свое поражение, так как у него свежо в памяти недавнее прошлое, которое было настолько тяжелым, что до сих пор подогревает в нем стремление к реваншу.

Столкнувшись с необходимостью найти для своей армии общую цель, которая бы заставила солдат стоять насмерть, Оливер Кромвель пришел к убеждению, что наиболее вдохновляющей общей целью армии может быть сознание того, что она является божественным инструментом и призвана творить суд божий. Ибо какая человеческая сила может противостоять божественной? Любая армия, вдохновляемая такой целью, должна неизбежно победить.

Оливер Кромвель предвосхитил Наполеона I, который осторожно заявил: "Духовная сила относится к физической, как три к одному". Но если бы Наполеон никогда не сказал этого, у нас была бы магическая формула Кромвеля: божественная сила относится к физической, как бесконечность к одному. Жизнь подтвердила эту формулу.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.