МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

МОРАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ВОЙСК





В английской армии прошлого принято было рассматривать моральное состояние как психологический результат воздействия следующих факторов: боевой выучки, вооружения, материального положения (включая пищу, бытовые условия и т. д.), руководства, дисциплины, духа товарищества.

Однако если бы эта общая схема была всеобъемлющей, то совершенно или почти совершенно не было бы разницы в моральном состоянии двух сражающихся армий.

Иногда этот поверхностный подход к оценке морального состояния может показаться правильным, но при тщательном исследовании проблемы он оказывается несостоятельным. В период гражданской войны в Англии между королем и парламентом войска Карла I имели полное физическое превосходство: они были лучше обучены, вооружены и оснащены, были моложе и энергичнее, имели лучшие командные кадры и были более дисциплинированны. В начале войны они проявили более высокий боевой дух, но затем оказались деморализованными, стали безнадежно уступать в бою и в конце концов потерпели полное поражение. Значит, когда борьба принимает затяжной характер, исход ее решает моральная, а не физическая сила.

Эта истина настолько важна, что заслуживает повторения.

Когда борьба принимает затяжной характер, исход ее решает моральная, а не физическая сила.

Карл I был действительно разгромлен моральной силой, отсутствием которой страдало его войско. Армия, состоявшая из неискушенных в военном деле людей, но обладавшая высоким боевым духом, разгромила армию галантных, но с низким боевым духом профессионалов.

Конечная цель любого сражения скорее психологическая, чем физическая. Подлинная цель заключается не столько в том, чтобы уничтожить противника или отрезать его от тыла, сколько в том, чтобы подорвать его волю к продолжению борьбы. Нацисты строили свою стратегию исходя из того принципа, что гораздо экономичнее подорвать силу волн, чем уничтожить самих людей. Америка открыла, что войны выигрываются людьми. Германии было предоставлено открыть, что войны проигрываются людьми.

Высокое моральное состояние необходимо современным армиям больше, чем всем прежним. Моральное состояние, адекватное боевой выучке, недолго будет выдерживать испытания современной войны с ее пикирующими бомбардировщиками и воющими бомбами, гигантскими танками, изрыгающими смертоносный огонь, огнеметами, сжигающими все вокруг и деморализующими людей. Для солдат, которым предстоит встретиться с этими ужасами и пережить их, одной только боевой подготовки и вооружения недостаточно.

Не может быть высокого морального состояния там, где нет уверенности в своих силах. Хорошо подготовленный и вооруженный солдат будет, естественно, как в моральном, так и в физическом отношении чувствовать свое превосходство над плохо обученным и слабо вооруженным противником, точно так же, как хорошо одетый ремесленник чувствует моральное превосходство над рабочим, который носит цветной платок, повязанный вокруг шеи. Боевая подготовка, вооружение, материальные условия, руководство, дисциплина, дух товарищества - вот что создает высокое моральное состояние. Все эти составные части несомненно способны многое сделать. Но и этого еще недостаточно.

Величайшей неприятностью, которую испытывает солдат после поступления на военную службу, является потеря им личной свободы. Его обязывают жить по распорядку, составленному кем-то другим. Даже его вечерний отдых, когда он вправе считать себя свободным, часто регулируется командирами. Он не волен одеваться по своему вкусу или идти, куда ему хочется. Ему могут приказать делать то, что ему совсем не нравится. Вся его жизнь идет не так, как ему хотелось бы. Его личность поглощена коллективом. Разумеется, бессмысленно ждать от солдата, чтобы все это ему нравилось, и глупо рассчитывать, что он спокойно примирится со всеми ограничениями.



В первую очередь следует убедить солдата, что без необходимости свобода не ущемляется. Служба требует от него строгой пунктуальности, и он вправе ожидать в ответ такой же строгой пунктуальности. Пища всегда должна быть приготовлена вовремя. В субботние вечера и воскресные дни после церковной службы солдаты должны отдыхать. В это время нельзя производить какие-либо работы, не вызываемые крайней необходимостью. Не следует принуждать солдат участвовать в спортивных состязаниях, когда они хотят попяться чем-нибудь другим или просто желают, чтобы их оставили в покое.

По мере возможности вечера следует освобождать от различных работ и занятий. Если солдат добросовестно выполнил дневную работу, он сделал ровно столько, сколько способен выдержать его организм. Психологи отвергли глупое мнение, что солдат якобы непременно испортится, если его не заставлять работать без отдыха с подъема до отбоя. Солдаты, которые напряженно трудятся в течение дня, а затем получают достаточный отдых, будут сильнее, счастливее, дееспособнее, дисциплинированнее тех, кого заставляют работать непрерывно.

Необходимо строго контролировать чрезмерно усердных сержантов, которые с особым удовольствием придумывают дополнительную работу во внеурочное время. Такие сержанты подрывают моральное состояние войск.

В качестве психологической компенсации за потерю определенных личных свобод солдата необходимо поощрять в проявлении индивидуальности по другим направлениям. Спорт не должен быть достоянием одних мастеров. Если нет достаточного количества спортивных площадок, занятия по боевой подготовке следует планировать так, чтобы некоторые подразделения могли заниматься спортом по утрам, а не в вечерние часы. Особое внимание нужно уделять организации увеселительных мероприятий.

Для поднятия морального состояния войск приглашение лекторов со стороны, как правило, не оправдывается, потому что солдаты не выносят скучных бесед лекторов-профессионалов. Беседы должны проводиться самими солдатами, к также специально подобранными офицерами и сержантами той части, где служат солдаты.

Рекомендуется проводить беседы на следующие темы:

"За что мы сражаемся?"

"Англия после войны".

"Что произойдет, если победит Германия".

"Германия при гитлеровском режиме".

"Концентрационный лагерь".

"Оккупационная армия".

"Как преуспевать в армии".

"Как преуспевать в гражданской жизни".

"Борьба Гитлера и борьба наша".

"Гитлер как человек".

"Военные расходы".

"Диктатура и демократия".

"Немецкий ум".

"Подъем Германии".

"Положение па Дальнем Востоке".

"Экономическое положение Великобритании".

"Проблема безработицы".

"Международная торговля".

"Как управляется наше государство?"

Значение музыки для поддержания высокого морального состояния признается всеми, но музыка может оказать большое влияние и на его создание. Ломая барьеры между людьми, она становится сильнейшим средством сплочения индивидуумов в коллектив. Офицеры должны позаботиться чтобы все их подчиненные, умеющие играть на губной гармонике, имели этот инструмент. Хорошая музыка скрашивает жизнь в казарме. Перед длительными маршами и т. п необходимо на время перехода составлять музыкальную программу, включающую задорные строевые песни, которые может подхватить большинство личного состава. Офицеры, уорент-офицеры и сержанты не должны считать участие в этих музыкальных программах унижением своего достоинства. Психологический эффект значительно воз растает, когда поют все.

Американский генерал Дж. Ф. Белл говорит: "Армия без песни уступает в боевом духе настолько, насколько она потеряла способность чувствовать музыку. Нет более могущественного средства для укрепления сплоченности личного состава армии, чем песня".

Убедительным доказательством справедливости этого утверждения служит эпизод из книги Фредерика Соулмэна "От Мопса до Ипра".

"Майор Том Бриджес, офицер 4-го гвардейского драгунского полка, в пятницу после полудня получил приказание отправиться в Сен-Кантен и выяснить, не появились ли там новые группы отставших солдат. На одной площади он обнаружил группу в сто или более человек из разных частей, которые в изнеможении сидели на мостовой с полным безразличием ко всему происходящему и, казалось не способны были присоединиться к отступающей на юг армии. Бриджес понял, что эти люди смертельно устали. Поднять их не могли бы ни строжайший приказ, ни вежливая просьба, ни лесть. Казалось, большинство из них потеряло способность передвигаться после непрерывного марша, длившегося без пищи и отдыха тридцать шесть часов.

И вдруг блестящая идея осенила весельчака майора. Зайдя в магазин игрушек, он купил детский барабан и свистульку. Барабан он прикрепил к своему поясу.

-Вы сможете сыграть "Английские гренадеры"? - спросил он своего трубача.

-Так точно, сэр!

Минуту спустя эта пара уже маршировала по площади. Высокий дискант игрушечного оловянного свистка четко и звучно выводил: "Английских гренадеров храбрее в мире нет".

Они обошли площадь. Окрыленный энтузиазмом майора трубач вкладывал все свои способности и душу в каждую ноту. А огромный, добродушный Бриджес усердно выстукивал на барабане крошечными палочками, которые так комично выглядели в его ручищах.

Поравнявшись с лежавшими прямо на мостовой солдатами, оии торжественно проследовали мимо них. Вот и последний солдат. Дойдет ли до их сознания музыка, богатая традициями доброго старого времени? Вдохновит ли их энтузиазм майора, который прекрасно знает, как чувствуют себя бедные парни, и подействует на те струнки характера Томми !, которые его так часто выручали?

Искра дала вспышку! Одни со слезами на глазах, другие, громко смеясь, вскочили на ноги и начали строиться. Окостеневшие члены подчинились разбуженной воле. Подхватив слова песни "Английские гренадеры", солдаты длинной колонной двинулись вниз по улице за огромной фигурой, молотившей на игрушечном барабане, и тяжело дышавшим трубачом.

"Вперед, полковник, с тобой хоть в ад!" - напевал крепко сложенный ирландец, с трудом передвигая натруженные ноги.

Ни один человек не остался на площади".

Глава четвертая

СТРАХ

Всю свою жизнь - от рождения до смерти - человек пребывает в состоянии страха. Он страшится нужды, боли, смерти. В наиболее впечатлительные детские годы его учат бояться темноты, огня, болезни, автомобилей, острых предметов, огнестрельного оружия, полицейских, желтокожих, краснокожих, чернокожих, слепых, бородатых и хромых, учат бояться собак, львов, тигров, медведей, слонов и т. д.

В молодости он боится среднего возраста, в среднем возрасте - старости и все время - смерти.

Кроме того, каждому индивидууму свойственны свои страхи - перед продуктами питания, холодной или горячей водой, ветром северным или южным, западным или восточным, перед безработицей, хозяином, детьми, родителями, братьями и сестрами, сплетнями соседей и т. д.

После вступления государства в войну человека захлестывает новая волна страха: перед поражением, неопределенностью, лишениями, убытками, ранением и т. д. Военнообязанный, подлежащий призыву в вооруженные силы, независимо от желания и энтузиазма, с которым он идет на службу, несет с собой страх перед неизвестным. Понравится ли ему новая жизнь? Хорошо ли будут обращаться с ним офицеры и сержанты? Порядочными ли окажутся его новые товарищи? Пошлют ли его в полк, в котором он желает служить? Как будут жить жена и дети в его отсутствие? И самый великий из всех страхов - останется ли он жив? Каждый офицер и сержант должен понять, что боеспособность армии зависит преимущественно от эффективности методов, с помощью которых сдерживается инстинкт страха.

Если солдаты живут в атмосфере неизвестности, если их донимают придирками, запугивают и преследуют, если дисциплина поддерживается главным образом репрессиями, - в такой обстановке инстинкт страха принимает угрожающие размеры и наносит серьезный ущерб боеспособности войск. Но если к солдатам относятся внимательно и заботливо, если они чувствуют себя сплоченными в единый, монолитный коллектив, тогда нет таких трудностей, которые они не в состоянии были бы преодолеть.

Долг каждого руководителя - развивать в своих подчиненных мужество, являющееся чудесным свойством человеческой натуры. "Чудесным" это свойство приходится напевать потому, что его стремится подавить масса самых различных страхов. Задумайтесь над этой проблемой, ц вы поймете, что страх может восторжествовать над солдатом, и мужество покинуть его, если у него будут плохие руководители.

Страх кратко можно определить как эмоцию, вызываемую надвигающимся бедствием. Естественная реакция испугавшегося человека - стремление укрыться или спастись бегством. Ребенок, застигнутый за озорством, прячется. Пожилой джентльмен, который, наступив на кожуру банана, плашмя падает на землю, жаждет, чтобы земля расступилась и поглотила его, избавив от насмешек прохожих. Когда ребенок подрастает, он начинает понимать, что, спрятавшись, не всегда можно спастись от наказания, поэтому он убегает прочь. Когда пожилой джентльмен поднимается на ноги, он тоже старается скрыться, хотя и пытается сохранить при этом достоинство.

Каждый индивидуум много раз в своей жизни испытывал страх в различных формах и степенях, и первобытный инстинкт вызывал у него стремление укрыться или спастись бегством. Стремление укрыться обычно принимает форму лжи. Стремление спастись бегством может принимать различные формы. Реже жертва страха спасается бегством, в буквальном смысле этого слова, ибо, если человек убегает, он уносит с собой и причину страха. Одни ищут выход в запое и употреблении различных наркотиков. Другие стараются не обращать внимания на сложившуюся обстановку. Если человек безнадежно погряз в долгах, он тратит еще больше. Гораздо реже жизнь его завершается помешательством или самоубийством.

Моральная устойчивость - естественный враг страха. Страх перед неизвестным всегда изнурительнее, чем страх перед известным. Это может быть проиллюстрировано не столь уж редким примером с человеком, который подозревает, что у него рак, но вначале не решается обратиться к врачу, опасаясь подтверждения своих подозрений. Со временем эта пытка перед неизвестным становится настолько невыносимой, что человек начинает готовиться к смерти так как выхода уже не остается, обращается, наконец, врачу. Он узнает, что жить ему осталось шесть месяцев. Теперь, узнав правду, он успокаивается и находит в себе силы закончить жизнь спокойно и даже жизнерадостно.

Хорошо известно, что на поле боя солдаты обычно чувствуют себя спокойнее после перехода противника в атаку, чем до ее начала. Когда люди не знают, что их ожидает, им свойственно подозревать худшее. Когда же факты, какими бы ошеломляющими они ни были, известны людям, они могут противодействовать им. Но человек не может противостоять неизвестному. Для поддержания устойчивого морального состояния армии необходимо, чтобы войска знали все, что относится к их положению, даже если обстановка чрезвычайно тяжелая. Бывает, конечно, что некоторые сведения могут оказаться полезными противнику и поэтому их надо держать в секрете, но в остальных случаях солдат следует посвящать и в самое лучшее, и в самое худшее.

Настоящее противоядие страху - дисциплина. Ее можно определить как искусство смотреть страху в глаза. Когда страх наталкивается на смелость, он утрачивает свою силу. Страх вступает в свои права, если его жертва ищет выхода в бегстве. Человек, который организует спою жизнь по определенному плану, придерживается умеренных привычек и ведет скромную жизнь, менее подвержен страху, чем человек, живущий сегодняшним днем, позволяющий дрейфовать своей жизни и неспособный организовать ни собственный труд, ни отдых.

Если повиновение становится инстинктом, в броне мужества не может образоваться трещина, через которую проник бы страх. Когда приемы заряжания, прицеливания и стрельбы доводятся до автоматизма, тогда в разгар сражения беспорядочная стрельба становится маловероятной. Такой автоматизм, выработанный человеком, создает у него чувство уверенности.

То, что правильно в отношении индивидуума, не менее правильно и в отношении целого подразделения. В данном случае обучение тоже становится средством вселения в людей уверенности путем согласования их действий. Так вырабатывается чувство солидарности. Каждый солдат чувствует себя спокойным от сознания, что все его товарищи заодно с ним и не просто находятся рядом, а готовы в любую минуту прийти к нему на выручку. Его личность поглощена, а уверенность усилена коллективом.

Плохо дисциплинированной армии будут свойственны все слабости, присущие любой толпе, ибо только дисциплина превращает толпу в армию. В то время как высокодисциплинированную армию нельзя запугать внезапной опасностью, армия с низкой дисциплиной, подобно толпе, обратится в слепое, паническое бегство. Если в высокодисциплинированной армии уверенность каждого индивидуума усиливается уверенностью его товарищей, то в армии с низкой дисциплиной инстинктивный страх каждого солдата разжигается страхом окружающих. Каждый чувствует в себе неодолимое стремление спастись немедленным бегством, а последствия этого стремления настолько ужасны, что никакие. соображения приличия, уважения или жалости не становятся преградой. Жертвы страха часто превращаются в невменяемых, в опасных маньяков и не приходят в себя до тех пор, пока не минует опасность.

В свете вышеизложенного кажется невероятным, что находятся люди, которые пренебрежительно относятся к укреплению дисциплины.

Являясь во многих случаях могущественным средством борьбы со страхом, дисциплина, однако, нуждается в подкреплении другими средствами. Например, когда войска подвергаются интенсивным атакам пикирующих бомбардировщиков или артиллерийскому обстрелу и вынуждены ожидать перехода противника в наступление, целесообразно отвлечь их внимание от опасности, прибегая к различным формам активных действий.

Можно организовать раздачу писем, подсчет боеприпасов, углубление окопов. Полезно отдать приказ о подготовке стрелкового оружия к стрельбе на сто, двести и пятьсот метров. Словом, надо сделать все, чтобы помочь солдатам забыть страх. Даже самые смелые солдаты испытывают страх. Единственная разница между смелым солдатом и малодушным состоит в том, что страх первого находится под контролем, а страх второго - вне контроля.

Здесь-то и открывается широкое поле деятельности для умного командира независимо от того, ожидают ли его войска перехода в атаку или готовятся к отражению атаки противника. Более чем когда бы то ни было он обязан вдохновить своих солдат, убедить их, что они составляют подразделение, где каждого солдата поддерживают все остальные, и что наступит время, когда противник будет "списан со счета". Если есть время, командир должен попытаться сказать солдатам несколько слов, обращаясь к каждому по фамилии: "Ну, рядовой Снукс, готов ли к действию твой пулемет? Отлично! Теперь ты, по-видимому, убежден, что получил свой неприкосновенный запас, рядовой Малвани? Правильно. Надеюсь, эта фляга наполнена водой, рядовой Бэндольер? Сержант, помоги-ка рядовому Форсайту справиться со снаряжением". Такое обращение не только убеждает каждого солдата, что он уважаем, необходим, но и - а это имеет чрезвычайное значение - заставляет его думать, что к нему с особым расположением и заботой относится человек, рядом с которым он хотел бы быть.

Очень полезно поощрять солдат оказывать друг другу небольшие услуги. Когда человека посылают кому-нибудь на помощь, он забывает о своем страхе, а все индивидуумы начинают чувствовать себя, как этот один человек.

Большое впечатление на солдат, ожидающих опасности, производят короткие рассказы офицера об эпизодах, в которых ярко проявилось мужество, и прошлых успехах полка в аналогичной обстановке. Даже если его голос будет слышно всего на расстоянии нескольких ярдов, эти рассказы охотно передадут дальше и обсудят во всем подразделении.

Каждый руководитель должен остерегаться искушения недооценивать силы противника. В "Моей борьбе" Гитлер описывает, какое потрясение испытали солдаты его полка в период Великой войны, когда впервые вошли в соприкосновение с английскими войсками. Командиры говорили им, что англичане слабы физически и трусливы. Доверчивые солдаты поверили, этому. Во время боя, после первого знакомства с противником, солдаты поняли, что их бессовестно обманули, и были страшно напуганы и раздосадованы.

Когда войска убеждены, что дело обстоит именно так, а не иначе, и когда они неожиданно сталкиваются с совершенно иной обстановкой, внезапность этого перехода часто вызывает панику. Войска должны сражаться с верой в свои силы, а это значит, что им надо говорить как о самом лучшем, так и о самом худшем.

Другим сильным противоядием страху служит честолюбие - страстное желание человека быть заметным. Сэр Арчибальд Уэйвел подчеркивает, что "Наполеон достиг своего величия не столько потому, что он усиленно изучал стратегию, сколько благодаря блестящему знанию проявления человеческих характеров в войне. Уже его первые шаги свидетельствовали о знании психологии. Будучи офицером-артиллеристом в период осады Тулона, он установил батарею на столь выдвинутой вперед позиции, что, казалось, для ее обслуживания не найти солдат. Но он высоко над батареей повесил плакат с надписью: "Батарея бесстрашных", и на ней никогда не было недостатка в солдатах".

Каждый солдат хочет считаться героем. Из поколения в поколение оружие меняется, а человеческая природа остается неизменной. Каждый батальон должен иметь свой простой девиз, провозглашенный самими солдатами. Каким бы экстравагантным он ни был, солдаты всеми сипами будут стремиться оправдать его, если это их собственный девиз. Как на поле боя, так и в период учебы в мирное время необходимо настойчиво внушать солдатам, что репутация подразделения должна быть незапятнанной.

Нет нужды говорить, что офицеры и сержанты должны показывать личный пример. Холл подчеркивает, что в период первой мировой воины контузии у офицеров случались в три-четыре раза чаще, чем у солдат. Эту диспропорцию Холл объясняет тем, что "офицеры были не просто храбрыми, но и показывали пример своим солдатам".

Все подразделение ищет поддержки у офицера, а ему не у кого искать ее. Офицер может надеяться только на себя. Если же он понадеется на кого-нибудь другого, его престиж будет мгновенно подорван. Перед лицом опасности солдаты инстинктивно обращаются к нему, и если он проявит хоть малейшую растерянность, их боевой дух ослабнет, пусть даже не случится ничего серьезного. Но если он будет держать себя спокойно и собранно, они продолжат бой, поверив, что их командир уверенно ориентируется в обстановке.

Войска, сознающие, что они уступают противнику в боеспособности, не могут быть надежными. Английского солдата не подавляет численное превосходство до тех пор, пока" ни верит, что его оружие не уступает оружию противника. В душе он оптимист, а оптимизм дает силу, тогда как пессимизм расслабляет.

Все искусство руководства солдатами может быть выражено формулой: сделать их оптимистами. Если солдаты считают, что условия их жизни скверные, а руководство" никуда не годится, ими овладевают пессимистические настроения, и боеспособность падает. Когда же солдаты чувствуют, что о них заботятся, и знают, что ими командуют люди, которые не допустят беды, они настраиваются оптимистически, и их боеспособность поднимается. Оптимизм рождает боеспособность, тогда как страх убивает ее. Перефразируя изречение Наполеона, можно сказать: один довольный солдат стоит трех недовольных.

Важнейший источник высокого морального состояния солдата - уверенность. Это никогда не было более справедливо, чем теперь, когда солдатами овладевают тяжелые раздумья из-за неуверенности в будущем. Будет ли работа после войны? Останутся ли целыми дома? Останутся ли живыми жены и дети? Каков будет послевоенный мир? Эти вопросы владеют умами всех мыслящих солдат. Необходимо сделать все возможное, чтобы воодушевить солдат и вселить в них уверенность!

Важную роль может сыграть религия, больше того, если использовать ее решительно, она может сделать все. Однако эта проблема носит национальный и интернациональный характер, и как таковая она почти неразрешима. Военные капелланы и представители религиозных организаций, работающие в войсках, обязаны использовать каждую возможность, чтобы внушить солдатам уверенность в себе и в деле, за которое они воюют. Церковные службы должны стать средством воодушевления солдат на ратные подвиги. Пусть песнопения, чтение библии, проповеди служат душевному подъему, внушают уверенность.

"Ты - творец, наш Бог, а мы - твои рабы". Это изречение следует постоянно напоминать. С божьей помощью английская империя добьется победы. Такая проповедь не может не восстановить уверенности.

Глава пятая

НАЗНАЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Ни один офицер, ни один сержант не оставит рядового солдата в неведении относительно назначения винтовки, штыка, пулемета или гранаты. Каждого солдата тщательно обучают пользоваться противогазом, показывают, как укладывать ранец. Однако считают почему-то само собой разумеющимся, что каждый военнослужащий понимает, зачем нужна дисциплина.

На деле же слишком немногие глубоко понимают назначение и важность дисциплины. Почти полстолетия недисциплинированность сознательно проповедовалась как закон жизни. Философы, ставившие во главу угла принцип "Поступай, как тебе нравится", нападали на все общепринятые нормы, законы и порядки: на женитьбу, семью, церковь, государство, империю и т. д. Даже в области музыки, литературы, театрального искусства отвергались ранее принятые формы, возникали новые школы (если их можно назвать школами), которые не признавали, казалось, никаких определенных правил. Философию последних пятидесяти лет можно назвать философией индивидуализма. Она делала чрезмерный упор на права и привилегии индивидуума и на почти полное забвение прав и привилегий общества. Престарелый маршал Петен в своем историческом выступлении по радио возложил на эту философию вину за падение Франции. Пожалуй, он был прав.

Абсолютно необходимо довести до сознания каждого солдата, зачем нужна дисциплина. Гендерсон в "Науке о войне" пишет: "Война - не просто слепая битва между толпами людей, лишенных руководства и взаимодействия. Это конфликт между хорошо организованными массами, которые разумно взаимодействуют, подчиняются единой воле, имеют перед собой определенную цель".

Иными словами, главное назначение дисциплины - сплотить массу индивидуумов в организованный коллектив, действующий как единое целое, направленный на достижение единой цели и скованный единой волей. История неоспоримо доказывает, что как в мирное, так и в военное иремя такая система оправдывает себя. Она скорее приводит к достижению определенных целей, чем любая другая система.

В других сферах нетрудно найти подтверждение справедливости этого мнения. Футбольная команда, укомплектованная одиннадцатью блестящими игроками, которые действуют, полагаясь каждый только на себя, не будет иметь реальных шансов на успех против одиннадцати менее опытных футболистов, которые играют коллективно. При перетягивании каната из двух равных сторон неизбежно выиграет та, которая действует согласованно. В гребле, в состязаниях по парусному спорту, теннису, игре в крокет и т. д. победа зависит от согласованности действий. То же и в бизнесе: успеха добивается та фирма, члены которой подчинены строгой дисциплине.

Обычно не только игнорируется значение дисциплины, но и, как правило, не учитывается опасность недисциплинированности. Эту опасность солдаты должны понять сразу, же после вступления в ряды вооруженных сил. Они не будут противиться дисциплине, если осознают ее назначение и важность. Недисциплинированность будет вызывать презрение у солдат, когда они поймут. к какому беспорядку она приводит. Если бы поварам разрешили готовить пищу, когда им заблагорассудится, войска получили бы полное представление о недисциплинированности.

Различается дисциплина двух видов: дисциплина масс и дисциплина индивидуума. Относительно дисциплины масс Гендерсон говорит: "В плохо дисциплинированной армии крайне низка мобильность. Вывести батальон в тысячу штыков на поле боя в назначенное время - задача нелегкая. Секрет успеха на поле боя кроется в умении сосредоточить превосходящие силы: моральные, материальные или те и другие - на решающем направлении". Высокодисциплинированные войска в наступлении проявляют большую энергию.

Гражданская война в Америке дала трагический пример ужасающего беспорядка, который возникает в результате отсутствия у войск тщательной подготовки и жесткой дисциплины. В истории можно найти немного случаев, когда солдаты шли в бой с такими чистыми мотивами, с большим рвением и большим бесстрашием. Но в течение продолжительного времени противостоявшие армии состояли главным образом из не знавших военного дела энтузиастов, которые совершали марш, когда им это нравилось, и расходились по собственному усмотрению. Результаты были фантастически причудливыми. Ни один командир не знал наверняка, сколько солдат будет у него на поле боя и когда они соберутся. А если они были налицо, он не знал, когда им вздумается прекратить бой. Каждый солдат был сам себе командир и считался только со своими желаниями. Но не было еще войны, которая знала бы столько актов личного героизма и в то же время такого огромного количества неоправданных жертв, столько попусту затраченных усилий.

Стройная подготовка окажется более плодотворной и менее утомительной, если солдаты будут понимать ее истинную цель. Эта цель заключается в том, чтобы; а) добиться согласованности действий и б) сделать повиновение привычным. Строевая подготовка часто подвергается критике (особенно со стороны тех людей, которым следовало бы знать побольше), ибо ее истинная цель остается непонятной. Насмехаются над "древними церемониями", над "занятиями на казарменном плацу", объявляя их "безнадежно устаревшими" в век пикирующих бомбардировщиков и танков. Однако эта бойкая критика обходит самую суть строевых занятий. Солдат или полк никогда не будут повиноваться ИНСТИНКТИВНО, если повиновение не стало привычкой. Длительным опытом неоспоримо доказано, что строевая подготовка - наиболее рациональный и даже единственный метод воспитания в коллективе привычки к повиновению. "Рассмотрим один пример, который показывает, что может сделать дисциплина в критической обстановке. В начале войны, во время отступления от Монса, батальон английской гвардейской дивизии удерживал важный мост, являвшийся узловым пунктом обороны. От удержания этого моста зависело многое. Наступил критический момент. Немцы бросали на батальон дивизию за дивизией И уничтожили его. В неглубоком окопе осталось каких-нибудь тридцать человек. В нескольких метрах перед ними находился глубокий ров, который вел во фланг противника. Эта горстка людей вела неравный бой с целыми полчищами немцев, рвавшихся к мосту. Вдруг английский Томми, еще почти мальчик, крикнул: "Гвардейцы, вперед!" Уцелевшие гвардейцы бросились навстречу, казалось, неминуемой смерти. Пробежав метров пятнадцать, они спрыгнули в ров, который вел к немецкому флангу, и с тыла открыли сильный огонь по наступавшему противнику. Немцы заколебались и остановились. Наконец, последовала команда отступить, и волна наступавших начала откатываться назад. Вскоре прибыло подкрепление, и позиция у моста была спасена. Молодой Томми был отмечен в приказах и награжден. Генерал, командир дивизии, спросил: "Кто приказал продвинуться в тот ров?" Ему ответили, что это был восемнадцатилетний горнист. Пораженный генерал воскликнул: "Замечательный парень! Как вы отважились дать такое приказание?" Солдат ответил: "Это были гвардейцы, сэр, я знал, что они подчинятся". Да, он знал, что может положиться на боевой дух своего подразделения" .

Однако дисциплина массы - это еще не все. В современной войне недостаточно, чтобы тысяча человек действовала как одно целое. В настоящее время, более чем когда бы то ни было, каждый солдат должен быть воодушевлен, и не только проникнут духом безоговорочного повиновения. Он должен знать, что в грохоте современного боя исход атаки в значительной степени зависит от его инициативы. Такое обучение солдат прекрасно гармонировало бы с английским характером. Как раса свободных людей, мы располагаем очевидным психологическим превосходством над немцами. Не по капризу немецкого тактика появилась и развилась форма атаки сомкнутым строем, а в результате суровой необходимости, перед которой он был поставлен вследствие психологического недостатка, внутренне присущего немецкому характеру.

Лучшие черты психологического склада немецкого солдата - это инстинктивное послушание, чрезвычайное трудолюбие и исключительное внимание к мелочам. Было бы глупо недооценивать эти ценнейшие качества. Правда, они нейтрализуются его слабыми сторонами: у него рабский образ мыслей, и он нуждается в хорошем руководстве.

Отдавая должное военной системе Германии, необходимо признать, что у немецких солдат были выдающиеся военные руководители. На протяжении более половины столетия немецкого офицера специально обучали командовать подчиненными на поле боя, и это обучение великолепно оправдывалось на практике. Реальная сила немецкой армии кроется почти исключительно в ее руководстве.

Как солдат немец уступает солдатам других рас. По общему мнению, немецкие формирования в период гражданской войны в Америке сражались хуже ирландских. Этот факт приобретает особое значение, если принять во внимание, что ирландцам свойствен индивидуализм, тогда как немцы больше других рас склонны к стадности. Ирландцев называли отличными солдатами, но по отношению к немцам это лестное определение не применялось. На английских солдат, которые в боях нынешней войны встречались один на один с немецкими солдатами, не произвели впечатления боевые качества немцев.;

Описывая немецкое наступление на Тобрук, один военный корреспондент сообщал:

"Австралиец, в прошлом торговец из Сиднея, рассказал мне, как он и пять других солдат, входивших в патруль, обратили в бегство сорок немцев, а одного из них захватили в плен.

- Мы получили сообщение, - говорил он, - что за проволочным заграждением находится около сорока немцев. Мы пошли вшестером, чтобы не слишком ослаблять пост.

Продвинувшись под прикрытием огня, который бойцы непрерывно вели через наши головы, группа со штыками наперевес ворвалась в расположение немцев.

Мы уничтожили пятерых из них, не дав немцам опомниться.

Нескольким немцам я нанес удары прикладом. Затем я схватил камень - и уцелевшие упали на колени. Один из них слезно умолял: "Не убивайте меня", а другой кричал: "Сдаюсь, сдаюсь!"

Теперь я считаю, что, когда дело доходит до рукопашной, немцы не лучше итальянцев".

Сержант шотландского полка, участвовавший в рукопашных схватках прошлой и нынешней войн, сказал: "Теперь немецкие солдаты не похожи на своих отцов периода 1914-1918 годов. Эти парни - бойцы ближнего боя, и к тому же отчаянные".

Наивное представление австралийца, что шесть человек и состоянии драться против сорока немцев, заслуживает специальных комментариев.

Убеждение англичанина - отнюдь не наглое, - что он стоит по меньшей мере трех иностранцев, возникло еще в битве при Азенкуре, где он не признал себя в невыгодном положении при значительном численном превосходстве противника. Даже в современных условиях исход боя зависит не столько от численности и вооружения войск, сколько от воли солдат. Источник морального превосходства английского солдата заключается в том, что он по своему психологическому складу не способен представить себе собственное поражение.

Дисциплина индивидуума в отличие от дисциплины группы людей получает наилучшее развитие в индивидуальном обучении. Нужно использовать каждую возможность, чтобы дать солдату проявить инициативу. Глупый упрек: "Вы здесь не для того, чтобы думать", который так часто срывается с уст не слишком образованных сержантов, должен быть заменен другим: "Вы здесь для того, чтобы думать". И на казарменном плацу, и в классе каждого солдата нужно заставить думать не только за себя, но и за других солдат подразделения.

Если солдату запретить думать, не возлагать на него ответственности, не разрешать действовать или передвигаться иначе как по команде, он очень скоро потеряет всякую способность к проявлению инициативы. В современной войне, когда сражения приобретают гораздо больший размах и напряжение, чем когда бы то ни было прежде, совершенно неизбежна обстановка, в которой отдельным солдатам придется действовать самостоятельно, по своему усмотрению. Необходимо разработать такую систему одиночной подготовки солдата, чтобы она помогала ему во всеоружии встречать любую опасность.

Нередко можно услышать, что нынешний солдат, более образованный и развитой, чем его предшественник, не нуждается в суровой дисциплине. Это крайне опасное заблуждение. Высокодисциплинированная армия, укомплектованная солдатами с низким уровнем развития, наголову разгромит плохо дисциплинированную армию, укомплектованную выпускниками университетов. Независимо от уровня образования личного состава ни одна армия не может быть боеспособной, пока повиновение солдат не станет привычным. Опыт показывает, что на поле боя даже образование - менее ценное качество, чем дисциплина.

Утверждение, что привычка к инстинктивному повиновению убивает инициативу и притупляет ум, просто неверно. Английские морские офицеры воспитываются с тринадцати с половиной лет и проходят всю службу в условиях железной дисциплины, однако в бою они проявляют изумительную инициативу и острый ум, наводящие страх на врагов и вызывающие восхищение друзей.

Дисциплина составляет основу морального состояния войск.

Глава шестая

ПСИХОЛОГИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Вновь назначенный командир склонен рассматривать дисциплину как поддержание порядка среди группы подчиненных ему людей. "Насколько строги его требования к дисциплине?" - этот вопрос часто задают об офицерах и сержантах. Что такое дисциплина? Как она насаждается? Какие люди способны успешнее насаждать дисциплину?

Если мы обратимся к хорошему английскому толковому словарю, то увидим, что корень слова "дисциплина" ((discipline) - disciple, что значит "ученик, учащийся)". Под дисциплиной сейчас понимают систематическое обучение, упражнение, развитие и контроль умственных, моральных и физических способностей, а также систему обучения и контроля, внедряющую подчинение узаконенной власти, самоконтроль и соответствующее установленному порядку поведение.

Мы будем правы, если скажем, что тот, кто поддерживает порядок среди группы людей, насаждает дисциплину. Однако мы будем правы только наполовину. Более активным воспитателем является тот, кто способен оказать такое влияние на коллектив, чтобы каждый его ч л ей поддерживал порядок.

Принуждение большей частью вносит расстройство в дисциплину, ибо оно является средством утвержденной власти и присуще родителям, учителям, государству, церкви. Все они считают простым и удобным требовать: "Делай так и так, в противном случае..." Утвержденная власть действует дубинкой, иногда физической, иногда моральной. Между тем самый элементарный жизненный опыт свидетельcтвует, что принуждение эффективно только до тех пор, пока существует возможность применения физической или моральной дубинки.

Хороший командир никогда не удовлетворяется малым, он всегда стремится достигнуть максимума, ибо только высшая ступень дисциплины создает почву для самоконтроля. Совершенно недостаточно, призвав в армию человека, превратить его в хорошо сражающуюся машину. Имеются более важные задачи, чем эта. Естественно, что хороший командир считает службу в армии благородной профессией. Свою настоятельную задачу он видит в том, чтобы поднять общий моральный уровень личного состава, развить его лучшие качества, каждому дать возможность усвоить, что необходимо воспитывать чувство собственного достоинства, которое рождает все другие достоинства. Солдату дисциплина необходима более, чем кому бы то ни было другому. Однако существует большая разница между дисциплиной, которая ограничивает и раздражает, и дисциплиной, которая существует как полезный побудительный мотив.

Когда лет шестьдесят назад лорд Робертс был назначен командующим войсками в Индии, его внимание привлекло одно тревожное явление. Еще младшим офицером он с ужасом наблюдал публичные телесные наказания, которым подвергались солдаты его батареи. Он давно пришел к выводу, что постоянные наказания делают солдата черствым, безразличным к той роли, которую он играет в полку. Заняв пост командующего, лорд Робертс строго приказал всем, имеющим отношение к дисциплинарной практике, перейти от телесных наказаний к снисходительности.

"Я требую, - писал он, - чтобы в первые два-три года службы солдату делалась скидка на молодость и неопытность". Более того, он настаивал на том, чтобы поощрялись солдаты, фамилии которых не внесены в списки нарушителей, чтобы им предоставлялись отпуска и вообще большая свобода. Эти мудрые уступки вызвали переворот, и списки нарушителей исчезли.

Проявив здравый подход к решению вопроса о принуждении, Роберте в течение четырех лет добился того, чего веками не способны были сделать тысячи сторонников "жесткой дисциплины" с помощью расстрелов, порок и тюрем.

История, кажется, не признала, что лорд Робертс был не только выдающимся полководцем, но и пионером в области социальной реформы. Полстолетия назад пьянство еще было опаснейшим социальным злом, и все, что делали законодатели, не имело сколько-нибудь существенного значения.

Девяносто процентов всех преступлений в армии было прямо или косвенно связано с пьянством. Робертс не был самодуром, и он отлично понимал, что солдат не становится хуже, если он любит выпить кружку пива. Но генерал поставил перед собой задачу покончить с пьянством. Его план искоренения зла путем заполнения времени полезными занятиями был простым и мудрым. Это он приказал организовать в каждом полку солдатские клубы, где солдаты могли почитать газеты, поиграть, перекусить, купить необходимые мелочи (сейчас солдаты принимают это как должное). Здесь же было и пиво для тех, кто его любит, однако, как и предполагал генерал, большую часть своего денежного содержания солдаты начали тратить на другие вещи, когда это стало для них доступным. Мы не преувеличим, сказав, что своими реформами Робертс сэкономил миллионы фунтов стерлингов, ибо эти реформы способствовали ликвидации преступлений и предотвращению заболеваний.

Эти методы нашли применение не только в армии. Пятьдесят лет назад розга или палка были необходимой принадлежностью каждой английской школы. В те дни ученик за один урок получал от своего преподавателя, пожалуй, большую порку, чем в наше время он получает от отца за вторжение в кладовку. Каждый учитель тратил значительную часть урока на избиение учеников, причем не за дурные наклонности, а просто для того, чтобы, как тогда искренне верили, изгнать из детей дьявола и вселить в них добродетель в облике знаний. Нет необходимости говорить, что прогулы воспринимались как должное.

Сейчас палка почти исчезла, нет и прогулов. Только твердолобые могут настаивать, что современные молодые люди превращаются в скотов, раз телесные наказания стали редким явлением. В настоящее время преступления молодежи составляют ничтожную долю того, что было при жизни прошлого поколения. Никогда еще образование не достигало такого высокого уровня. Тем престарелым членам городского магистрата и другим самоуверенным людям, которые со скорбью заявляют об упадке образования, не мешало бы сравнить свои экзаменационные работы с работами современной молодежи, чтобы понять, какой колоссальный прогресс достигнут в этой области.

Почему исчезла палка из большинства школ? Ответ можно прочесть в книге доктора Раймонта "Современное образование". Это случилось потому, что "рабство было заменено дисциплиной. Спектакли, концерты, игры, лагеря - все это превратило школу в огромную область общественной деятельности".

Вывод Раймонта имеет такое важное значение, что его стоит повторить. Прогулы были ликвидированы, преступность молодежи резко сократилась, жизнь детей стала в тысячу раз счастливее, потому что рабство было заменено дисциплиной. Спектакли, концерты, игры, лагеря - все это превратило школу в огромную область общественной деятельности.

Преподаватели и ученики находятся теперь в контакте ни только в классе, но и в ряде других мест. Они связаны нищими интересами в играх, концертах и других общественных мероприятиях и потому знают друг друга как людей, а не только как преподавателей и учеников. Они являются членами одного коллектива, верят друг другу и чувствуют взаимную привязанность. Старая же система дисциплины, основанная на насилии, применяется только теми, кто не способен применить новые методы.

Когда члены коллектива проникнуты духом товарищества и чувствуют себя заодно с каждым из его членов, они из личных соображений не допустят нарушения установленного порядка, ибо ни один человек не совершит проступок против самого себя. Ни один человек не станет доставлять неприятности своему руководителю, которого он знает, уважает и мнением которого дорожит. Да и руководителю, даже отличающемуся грубостью, трудно бесчувственно и несправедливо отнестись к человеку, которого он знает и за благополучие которого отвечает.

Сейчас уже ясно, что наиболее устойчивая дисциплина определяется следующими условиями.

1) Руководитель знает каждого своего подчиненного.

2) Каждый подчиненный знает своего руководителя.

3) Руководитель неизменно солидаризируется, с коллективом.

4) Вся группа сплочена в коллектив, воодушевленный энтузиазмом руководителя.

5) Группа проникнута высоким духом товарищества.

6) Коллектив хорошо обучен, энергичен и инициативен.

Если создать перечисленные условия - что при всех обстоятельствах вполне достижимо, - то преступления исчезнут, обучение будет быстро прогрессировать, солдаты станут боеспособными, гауптвахты окажутся ненужными. Можно ли сомневаться в этом? Лучшие школьные преподаватели при худших условиях, ибо их работа в группе длится только шесть часов в день, пять дней в неделю при длительных каникулярных перерывах, совершили куда большее чудо в трущобах наших великих городов. Поколение назад дети, как вправило, скрывались в ближайший закоулок, увидев на улице своего учителя. Теперь обычнее другое - ребята ожидают своего учителя и сопровождают его в школу. Где наиболее здоровые отношения?

Что же эффективнее: рабство или дисциплина?

Глава седьмая





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.