ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | ПСИХОЛОГИЯ И МОРАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ВОЙСК NORMAN COPELAND PSYCHOLOGY AND THE SOLDIER HARRISBURG Источник: http://arta46.narod.ru/libr/copeland/copeland1.htm Коупленд Н. K7 Психология и солдат/Пер, с англ. А. Т. Сапронова и U. М. Каторииича. - 2-е изд. - М.: Воениздат, 1991.- 0U г.. IS UN 5-203-01275-Х. ЗАСТАВ часового спящим, Наполеон сам заступает на пост. Командир дивизии просит совета у солдата, с мнением которого никто прежде не считался. Оправданы ли такие действия начальников по отношению к подчиненным? На этот и другие вопросы, связанные с искусством влиять на людей, отвечает книга известного английского психолога Н.Коупленда. Книга рассчитана на широкий круг читателей. Предисловие, В. Ф. Перевалов, 1991 Воениздат. ОГЛАВЛЕНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ ЧАСТЬ I. ПСИХОЛОГИЯ И МОРАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ВОЙСК АМЕРИКАНСКАЯ ВОЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ МОРАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ВОЙСК - СЕКРЕТНОЕ ОРУЖИЕ МОРАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ВОЙСК СТРАХ НАЗНАЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ПСИХОЛОГИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ПСИХОЛОГИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (ПРОДОЛЖЕНИЕ) ЖЕНЩИНЫ БОЕВОЙ ДУХ ИДЕАЛЫ ЧАСТЬ II ПСИХОЛОГИЯ И РУКОВОДСТВО ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ХАРАКТЕР И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ АВТОРИТЕТ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ И РЕЧЬ ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ВОСПИТАНИЕ ПРИМЕРОМ ВАЖНОСТЬ ИМЕНИ ИСКУССТВО РУКОВОДСТВА ЗАБОТА О СОЛДАТАХ ДУХ ТОВАРИЩЕСТВА ПРЕДИСЛОВИЕ Характер и темперамент, задатки и способности, авторитет и лидерство, храбрость и воля, мужество и героизм- эти и многие другие проявления психологии человека имеют большое значение в воинской деятельности, и в первую очередь в боевой обстановке. Исследованию их и посвящено книга английского военного психолога Нормана Коупленда "Психология и солдат". Она неоднократно переиздавалась за рубежом, что свидетельствует о большом интереса к ней читателей, главным образом военнослужащих. У нас книга впервые вышла в свет в 1958 году. Сейчас ее не в каждой библиотеке можно найти. Чем же книга "Психология и солдат" завоевала столь широкую популярность среди читателей, в том числе советских? Чем она ценна для нас сегодня? Думается, прежде всего тем, что в определенной мере восполняет дефицит литературы в области человековедения. Изучение войсковой практики показывает: многие просчеты в воспитательной работе обусловлены недостаточными знаниями офицеров в области практической психологии. Нет сомнения, что в ходе военной реформы сложится новый тип офицера-руководителя. Авторитет его во многом будет определяться способностью быть как бы конструктором общественного мнения и коллективе, умением разумно организовать труд, мобилизовать подчиненных на выполнение стоящих задач. К книге Н.Коупленда можно найти немало хороших советов па этот счет. Книга привлекает интересными рекомендациями, поучительными примерами из практики обучения и воспитания военнослужащих английской армии, доходчивой формой изложения материала. Определенный интерес для советского читателя представляют без претензий на истину следующие наблюдения автора: "Строевая подготовка окажется более плодотворной и менее утомительной, если солдаты будут понимать ее истинную цель. Эта цель заключается в том, чтобы: а) добиться согласованности действий и б) сделать повиновение привычным". Или: "Глупый упрек: "Вы здесь не для того, чтобы думать", который так часто срывается с уст не слишком образованных сержантов, должен быть заменен другим: "Вы здесь для того, чтобы думать". И на казарменном плацу, и в классе каждого солдата нужно заставить думать не только за себя, но и за других солдат подразделения". Читатель обратит внимание на обоснованные условия, которые предлагает Н.Коупленд для укрепления дисциплины: 1. Руководитель знает каждого своего подчиненного. 2. Каждый подчиненный знает своего руководителя. 3. Руководитель неизменно солидаризуется с коллективом. 4. Вся группа сплочена в коллектив, воодушевленный энтузиазмом руководителя. 5. Группа проникнута высоким духом товарищества. 6. Коллектив хорошо обучен, энергичен, инициативен. Поучительными продета ил лютея мысли о динамике требовательности командира: "Чтобы не допустить крупных нарушений дисциплины, надо следить за мелкими недостатками, вовремя и решительно устраняя их"; "Помните, что натянуть брошенные вожжи невозможно"; "Более активным воспитателем является тот, кто способен оказать такое влияние на коллектив, чтобы каждый его член поддерживал порядок". Книга изобилует примерами нестандартных действий начальников. Так, тщательно анализируется мотивация действий Наполеона, который при проверке караула обнаружил спящего часового и, вместо того чтобы вызвать подразделение для расстрела нарушителя, лично занял оставленный пост. Много места уделено секретам успешного руководства подразделением. На примерах жизни выдающихся руководителей автор делает выводы: "Они имели хорошее профессиональное образование и обладали уверенностью, которая вырастает из умения. Свое высокое профессиональное искусство и разносторонние познания они соединяли с глубоким личным вниманием к своим подчиненным"; "Преуспевающий руководитель - это человек, который умеет первым видеть главное в жизни. Но никто не может стать великим или даже просто хорошим руководителем только с помощью знаний. Необходимо обладать смелостью, уверенностью в себе, хладнокровием в минуту опасности. Образование не дает этих качеств, но их можно воспитать"; "Все искусство руководства солдатами может быть выражено формулой: сделать их оптимистами"; "Каждый руководитель должен остерегаться искушения недооценить силы противника". Подробно излагаются основы установления социально-психологической дистанции в отношениях "командир - подчиненные". Необходимая ее величина определяется многими условиями. Для правильного действия руководителю же не только уметь учитывать эти условия, но и располагать определенными навыками, чтобы плавно увеличивать и сокращать дистанцию. Все это относится к искусству, такому, которому, по мнению автора, можно и нужно учиться. Как с этим не согласиться? Нельзя не отметить обстоятельного анализа проблемы индивидуальной работы с личным составом. Понимая, что изучение особенностей личности не самоцель, Н.Коупленд считает, что знание солдат - это только первый шаг на пути завоевания их доверия и уважения. Руководителю следует знать образ мыслей своих подчиненных, их думы и настроения, источник недовольства и тревог, семейную жизнь, прошлое и надежды на будущее. Если он глубоко интересуется солдатами, все это должно быть известно ему. Но для этого он должен быть максимально доступным. Современные войска нуждаются в высоком моральном состоянии в большей мере, чем прежние армии, ибо научно-технический прогресс создает все новые и новые виды оружия и боевой техники. Н.Коупленд справедливо замечает, как тяжело солдатам па поле боя, где изрыгают смертоносный огонь танки, орудия, огнеметы, пикируют бомбардировщики. Однако такая картина боя характерна уже ушедшим у времени - периоду второй мировой войны. Ныне войска готовятся действовать в условиях применения ядерного оружия, поражающая сила которого во много раз превосходит возможности любого другого оружия прежних войн. Значит, и моральная сила солдат и офицеров должна быть намного крепче. Разумеется, далеко не все рекомендации западного психолога приемлемы для командиров и политработников Советской Армии. Настораживает, например, утверждение о том, что моральный дух солдат определяется расой. "Как солдат немец уступает солдатам других рас, - пишет Н.Коупленд. - По общему мнению, немецкие формирования в период гражданской войны в Америке сражались хуже ирландских". Это утверждение выглядит, по меньшей мере, спорным. Нельзя согласиться и с категоричностью такого заключения: "Когда борьба принимает затяжной характер, исход ее решает моральная, а не физическая сила". В книге Н.Коупленда содержится утверждение: "Конечная цель любого сражения скорее психологическая, чем физическая. Подлинная цель заключается не столько в том, чтобы уничтожить противника или отрезать его от тыла, сколько в том, чтобы подорвать его волю к продолжению борьбы". Не исключено, что у читателя вызовут сомнение такие формулы: "Всю свою жизнь - от рождения до смерти - человек пребывает в состоянии страха"; "Всегда гораздо эффективнее немедленное наказание"; "Преступления часто вызывает сам закон". В рассуждениях о коллективе Н, Коупленд противоречит сам себе. С одной стороны, по его мнению, в коллективе наименее развитые умы снижают до своего уровня умственные способности всего коллектива, а с другой - оказывается, что коллектив, в котором развито чувство общей цели, всегда будет более эффективным, чем тот, в котором оно не развито. Не выдерживает критики и утверждение о том, что общая цель небольших подразделений - взвода, роты, батальона состоит в том, чтобы продемонстрировать превосходство перед другими подразделениями. Но данная мысль неголословна. Понимая значимость силы социально-психологических механизмов сплочения, Н.Коупленд вынужден искать средства и находит их в эмоциональной сфере человеческого общения. При этом за пределами его взгляда, естественно, остаются мировоззренческие установки, классовые интересы, отношения ответственной зависимости, которые обладают цементирующей силой социалистического воинского коллектива. И все же теневые моменты книги не заслоняют все то положительное, что в ней есть. Командиры и политработники сами разберутся, какие рекомендации Н.Коупленда можно позаимствовать и, преломив через призму нашей действительности, применить в своей практике. Полковник В. Перевалов, кандидат психологических наук, член Советской социологической ассоциации Часть I ПСИХОЛОГИЯ И МОРАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ВОЙСК Справедливое дело вселяет в солдатские сердца жизнь и мужество. Солдатский катехизис, 1644 год Глава первая |