МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Ориентировочная основа действий





Для расчета и оценки относительных показателей воспользуйтесь учебно-методическим пособием «Методика статистического анализа в здравоохранении»

Литература

1. Общественное здоровье и здравоохранение. Ю П. Лисицына. - ГЭОТАР-Медиа, 2007.

2. Миняев В.А., Вишняков Н.И., Юрьев В.К. Социальная медицина и организация здравоохранения. Т.1, – Санкт-Петербург, 1998

3. Учебно-методическое пособие «Относительные величины». Хабаровск, 2010.

 

Контрольные вопросы

1. Ошибка относительного показателя, ее смысл, методика расчета.

2. Доверительные интервалы относительных показателей, методика расчета, их смысл.

3. Методика расчета достаточного числа наблюдений для получения достоверного результата.

4. Оценка достоверности разности относительных показателей, методика расчета.

5. Определение понятия "динамический ряд", виды динамических рядов.

6. Методика расчета показателей динамического ряда.

7. Виды ошибок статистического анализа.

Тема 4. Средние величины в медицинской статистике

В научно-практических исследований в результате сводки материала получаются абсолютные числа (число больных, коек, врачей, посещений). Для описания статистической совокупности, выявления закономерностей используются обобщающие коэффициенты. В здравоохранении и медицине для этих целей используются относительные и средние величины.

Средняя величина – обобщающий показатель, который характеризует наиболее типичный размер определенного признака в целом для совокупности или отдельных ее частей и рассчитывается при условии ее качественной однородности.

Описание количественного признака начинается с определения вида распределения (нормальное, отличное от нормального), оценки центральной тенденции и ее разнообразия. Если совокупность подчиняется нормальному распределению, она описывается параметрами распределения – средним и стандартным отклонением, при отличии от нормального - более информативны медиана и процентили.

 

Общая цель:

Научить применять методику вычисления и анализа средних величин и мер рассеяния для оценки явлений, связанных с общественным здоровьем и здравоохранением

Конкретные цели

Знать: Уметь:
1. основные термины и понятия 2. виды распределения 3. методику построения вариационных рядов 4. методику вычисления и анализа средних величин методику расчета мер рассеяния (амплитуда, стандартного отклонения, дисперсии, коэффициента вариации) 1. построить вариационный ряд его упростить 2. вычислять средние величины и их оценивать 3. определять разнообразие изучаемой совокупности по мерам рассеяния (амплитуда, стандартного отклонения, дисперсии, коэффициента вариации) 4. определять достоверность разности средних величин оценивать показатели физического развития

Контрольные вопросы для определения исходного уровня знаний

1. Что такое вариационный ряд. Элементы ряда. Виды рядов.

2. Правила построения вариационного сгруппированного ряда.

3. Как определяется средняя арифметическая? Цель применения.

План практического занятия

1. Контроль исходного уровня знаний.

2. Выполнение учебных задач: расчет средней арифметической взвешенной и ее параметров;

3. Контроль практических навыков.



4. Выходной контроль уровня знаний.

 

Выполнение учебных задач

Вариант № 1

 

1. На основание экспертной оценки «Медицинской карты стационарного больного», проведенной в ЦРБ установлено следующее распределение больных по срокам лечения:

 

Число дней лечения (V) Число больных (P)
  n = 199

Требуется:

1).Определить моду и медиану данного вариационного ряда;

2).Сгруппировать ряд (по три варианты);

3).Вычислить на сгруппированном вариационном ряде:

- Среднюю арифметическую взвешенную, среднюю арифметическую по способу моментов;

- Среднее квадратическое отклонение (d);

- Среднюю ошибку средней арифметической (m);

- Определить доверительный интервал средней арифметической;

4). Определить, какой процент вариант данного ряда находится в пределах

М ± 1 d , М ± 2 d, М ± 3 d

2. Дать оценку физического развития 10-летних девочек, используя сигмальный метод. Известно, что средняя арифметическая массы тела составляет 25,1 кг (d = ±2,1кг), средняя арифметическая роста - 128,2 см (d = ±2,5см)

 

  масса тела рост
Девочка А 21,2 128,5
Девочка Б 26,4 129,4

 

3. Определить достоверность разности среднего балла успеваемости студентов медицинского университета по социальной медицине за два года.

 

год Средний балл Средняя ошибка
4,03 ± 0,04
3,86 ± 0,04

 

Вариант № 2

 

1. На основании экспертной оценки «Медицинской карты стационарного больного», проведенной в ЦРБ установлено следующее распределение больных по срокам лечения:

 

Число дней лечения (V) Число больных (P)
  n = 189

Требуется:

1) Определить моду и медиану данного вариационного ряда;

2) Сгруппировать ряд (по три варианты);

3) Вычислить на сгруппированном вариационном ряде:

- Среднюю арифметическую взвешенную, среднюю арифметическую по способу моментов;

- Среднее квадратическое отклонение (d);

- Среднюю ошибку средней арифметической (m);

- Определить доверительный интервал средней арифметической;

4). Определить, какой процент вариант данного ряда находится в пределах

М ± 1 d , М ± 2 d, М ± 3 d

 

2. Дать оценку физического развития 4 -летних девочек, используя сигмальный метод. Известно, что средняя арифметическая массы тела составляет 17, 1 кг (d = ± 2,1кг), средняя арифметическая роста - 101,2 см (d = ±2,5см)

 

  масса тела рост
Девочка А 18,3 99,5
Девочка Б 20,5 105,1

 

3. Определить достоверность разности среднего балла успеваемости студентов медицинского университета по социальной медицине за два года.

 

год Средний балл Средняя ошибка
4,03 ± 0.04
3,98 ± 0,04

Вариант № 3

 

1. По результатам выборочного исследования установлено следующее распределение женщин 60-69 лет по уровню систолического давления:

 

Уровень систолического давления (V) Количество женщин (P)
  n = 201

 

Требуется:

1) Определить моду и медиану данного вариационного ряда;

2) Сгруппировать ряд (по три варианты);

3) Вычислить на сгруппированном вариационном ряде:

- Среднюю арифметическую взвешенную, среднюю арифметическую по способу моментов;

- Среднее квадратическое отклонение (d);

- Среднюю ошибку средней арифметической (m);

- Определить доверительный интервал средней арифметической;

4) Определить, какой процент вариант данного ряда находится в пределах:

М ± 1 d , М ± 2 d, М ± 3 d

 

2. Дать оценку физического развития 3 -летних девочек, используя сигмальный метод. Известно, что средняя арифметическая массы тела составляет 15, 1 кг (d = ± 2,1кг), средняя арифметическая роста - 96 см (d = ± 2,5см)

 

 

  масса тела рост
Девочка А 18,3 99,5
Девочка Б 11,5 86,1

 

3. Средний уровень качества лечения (УКЛ) в ЦРБ в 1997 году составил 0,86. Оцените достоверность изменения среднего уровня качества лечения за два года, используя имеющиеся данные:

 

год УКЛ Средняя ошибка
О,87 ± 0.02
0,95 ± 0,02

 

Вариант № 4

 

1. По результатам выборочного исследования установлено следующее распределение уровня холестерина (в мг/ дл ) в сыворотке крови женщин 30-35 лет :

 

Уровень холестерина (V) Количество женщин (P)
  n = 297

 

Требуется:

 

1) Определить моду и медиану данного вариационного ряда;

2) Сгруппировать ряд (по три варианты);

3) Вычислить на сгруппированном вариационном ряде:

- Среднюю арифметическую взвешенную, среднюю арифметическую по способу моментов;

- Среднее квадратическое отклонение (d);

- Среднюю ошибку средней арифметической (m);

- Определить доверительный интервал средней арифметической;

4) Определить, какой процент вариант данного ряда находится в пределах:

М ± 1 d , М ± 2 d, М ± 3 d

 

2. Дать оценку физического развития 3 -летних мальчиков, используя сигмальный метод. Известно, что средняя арифметическая массы тела составляет 15, 1 кг (d = ± 2,1кг), средняя арифметическая роста - 96 см (d = ± 2,5 см)

 

  масса тела рост
Мальчик А 12,3 90,5
Мальчик Б 19,5 102,1

 

3. Средняя длительность лечения в ЦРБ в 1997 году составила 14 дней. Оцените достоверность изменения средней длительности лечения за два года, используя имеющиеся данные:

 

 

год Средняя длительность лечения Средняя ошибка
± 0,5
± 0,9

 

Вариант № 5

 

1. По результатам выборочного исследования показателей физического развития школьников установлено следующее распределение девочек 10-летнего возраста по массе тела:

 

Масса тела (V) Количество девочек (P)
  n = 199

 

Требуется:

1) Определить моду и медиану данного вариационного ряда

2) Сгруппировать ряд (по три варианты)

3) Вычислить на сгруппированном вариационном ряде:

- Среднюю арифметическую взвешенную, среднюю арифметическую по способу моментов

- Среднее квадратическое отклонение (d)

- Среднюю ошибку средней арифметической (m)

- Определить доверительный интервал средней арифметической

4) Определить, какой процент вариант данного ряда находится в пределах

М ± 1 d , М ± 2 d, М ± 3 d

 

2. Дать оценку физического развития 14-летних мальчиков, используя сигмальный метод. Известно, что средняя арифметическая массы тела составляет 44,5 кг (d = ± 4,5кг), средняя арифметическая роста – 148 см (d = ± 3,5см)

 

  масса тела рост
Мальчик А 55,2
Мальчик Б

 

3. Средняя длительность лечения в ЦРБ в 1997 году составила 12 дней. Оцените достоверность изменения средней длительности лечения за два года, используя имеющиеся данные:

 

год Ср. длит. лечения Средняя ошибка
± 0,8
± 0,9

 

Вариант № 6

 

1. По результатам выборочного исследования показателей физического развития школьников установлено следующее распределение девочек 10-летнего возраста по росту:

 

Рост (V) Количество девочек (P)
  n = 201

 

Требуется:

1) Определить моду и медиану данного вариационного ряда

2) Сгруппировать ряд (по три варианты)

3) Вычислить на сгруппированном вариационном ряде:

- Среднюю арифметическую взвешенную, среднюю арифметическую по способу моментов

- Среднее квадратическое отклонение (d)

- Среднюю ошибку средней арифметической (m)

- Определить доверительный интервал средней арифметической

4) Определить, какой процент вариант данного ряда находится в пределах

М ± 1 d , М ± 2 d, М ± 3 d

 

2.Дать оценку физического развития 12 -летних девочек, используя сигмальный метод. Известно, что средняя арифметическая массы тела составляет 30,5 кг (d = ± 3,9 кг), средняя арифметическая роста - 135 см (d = ± 4,8см)

  масса тела (кг) Рост (см)
девочка А 35,6
девочка Б 38,1

 

3. Средняя длительность лечения в ЦРБ в 1997 году составила 18 дней. Оцените достоверность изменения средней длительности лечения за два года, используя имеющиеся данные:

 

год Средняя длительность лечения Средняя ошибка
± 0,8
± 0,9

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.