| Возраст матери при рождении ребенка
 
 
 
 (в % от числа обследованных в данной возрастной группе)                                         | Возраст Контингенты | Мать |                       | До 19 лет | 30 лет и старше |  |                       | Семьи с детьми - инвалидами | 8.63 (199) | 27.96 (645) |  |                       | Семьи со здоровыми детьми | 7.14 (57) | 19.55 (156) |  |                       | Всего |  |  |  |      Таблица 2 Сравнение исходов беременностей, предшествовавших рождению данного ребенка (в % от числа обследованных в данной группе)                                         | Исходы беременности | Семьи с детьми - инвалидами | Семьи со здоровыми детьми |                       |  | Абс. | % | Абс. | % |                       | Самопроизвольные аборты |  | 5.48 |  | 4.52 |                       | Аборты по медицинским показаниям |  | 3.64 |  | 2.76 |                       | Мертворождения |  | 1.29 |  | 0.75 |  1. Рассчитайте относительный риск и атрибутивный риск. 2. Сделайте вывод.   Вариант 2 Таблица 1 Уровень доходов на одного члена семьи и распределение детей по числу заболеваний на первом года жизни (%)                                         |  | Доходы семьи очень низкие и низкие | Доходы семьи выше среднего |                       | Заболеваний не было | 30,3 | 57,4 |                       | 1-2 заболевания | 30,3 | 22,1 |                       | 3 и более заболеваний |  | 19,0 |  Проведите сравнительный анализ, оцените распространенность факторов риска, относительный и атрибутивный риск, сделайте вывод.   Таблица 2 Сравнение характера родов (в % от числа обследованных в данной группе)                                         | Характер родов | Семьи с детьми - инвалидами n -1200 | Семьи со здоровыми детьми n - 450 |                       | Самостоятельные | 63.09 | 68.82 |                       | Эпизиотомия | 9.69 | 10.11 |                       | Кесарево сечение | 11.57 | 9.97 |                       | Акушерские щипцы | 3.39 | 2.81 |                       | Вакуумэкстрация | 0.52 | 0.28 |                       | Прием Кристеллера | 7.29 | 5.20 |                       | Сочетанные нарушения | 4.47 | 2.81 |                       | Всего |  |  |  Вариант 3   Таблица 1 Субъективная оценка взаимоотношений между членами семей (в % от числа обследованных в данной группе)                                         | Взаимоотношения в семье Контингенты | Плохие | Хорошие |                       | Семьи с детьми – инвалидами (n -1200) | 5.14 | 64.48 |                       | Семьи со здоровыми детьми (n -450) | 2.88 | 70.92 |  Рассчитайте атрибутивный и относительный риск.   Таблица 2 Влияние семейного положения на приверженность грудному вскармливанию (%)                                         |  | Замужем (N -250) | Не замужем (N -280) |                       | Грудное | 69,0 | 45,0 |                       | Смешанное | 24,0 | 30,0 |                       | Искусственное | 7,0 | 25,0 |    Определите относительный и атрибутивный риск влияния семейного положение на приверженность грудному вскармливанию. Сделайте вывод.   Литература. 1. Общественное здоровье и здравоохранение. Ю П. Лисицына.- ГЭОТАР- медиа, 2007. 2. Norell S.E. Workbook of Epidemiology. New York: Oxford Univ Press 1995; 317. 3. Флетчер Р., Флетчер С., Вагнер Э. Клиническая эпидемиология. Основы доказательной медицины. Пер. с анг. Контрольные вопросы: 1. Общественное здоровье и здравоохранение как наука и предмет преподавания, основные задачи, объект и методы изучения. 2. Понятие об общественном здоровье и факторах, его определяющих. 3. Образ жизни, понятие и его структура. 4. Здоровый образ жизни. Роль врача в формировании здорового образа жизни семьи. Понятие медицинской активности членов семьи. 5. Основные принципы и виды профилактики. 6. Факторы риска: определение, классификация, методы оценки. Факторы антириска. 7. Относительный и абсолютный риск. 8. Основные группы риска населения, их классификация 9. Концепция риска возникновения патологии. Стратегия высокого риска, популяционная стратегия. 
 
   Тема 2. Методика организации статистического Исследования В медицине и здравоохранении используется различные статистические концепции для принятия решений по таким вопросам как оценка состояния здоровья, его прогноз, выбор стратегии и тактики, оценка результатов лечебно – профилактической работы и др. Статистический анализ является основой доказательной (evidence – based) медицины. Статистика - наука, изучающая количественные закономерности материальных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной. Медицинская статистика является отраслью общей статистической науки и изучает вопросы, связанные с состоянием здоровья населения и здравоохранением. Выделяют следующие разделы медицинской статистики: · Статистика здоровья населения · Статистика системы здравоохранения · Статистика медико–биологических исследований Для проведения как социально-гигиенических, так и эпидемиологических исследований используется статистический метод, владение методикой которого необходимо и врачам и организаторам здравоохранения. Статистика – это · основа для принятия управленческих решений; · инструмент доказательной медицины, анализа популяционных и экспериментальных данных; · язык, позволяющий исследователю довести полученные результаты и благодаря которому он понимает медико–статистическую информацию. Результативность всех медицинских исследований зависит от правильного сбора, анализа, интерпретации соответствующих числовых данных. Анализируя полученные данные, можно установить уровень влияния различных факторов (социально-экономических, социально-биологических, медико-организационных) на здоровье населения и разработать систему мероприятий направленных на его улучшение. Вероятностный характер общественного здоровья и медицины позволяет применять математическую статистику и теорию вероятностей в зависимости от уровня решаемых задач. Общая цель Показать роль и место медицинской статистики в изучении общественного здоровья и здравоохранения. Освоить методику статистического исследования для оценки состояния здоровья населения и организации медицинской помощи Конкретные цели                                         | Знать | Уметь |                       | 1. основные определения и понятия медицинской статистики 2. методологию, планирование и организацию статистических исследований 3. основные этапы статистического исследования 4. основные понятия теории вероятности | 1. формировать цели и задачи исследования 2. планировать статистическое исследование в соответствии с целями и задачами 3. провести научно-практическое исследование по изучению состояния здоровья населению, организации мед. помощи, анализу деятельности ЛПУ 4. рассчитать вероятность наступления события |    Контрольные вопросы и задания для определения исходного уровня знаний 1. Дайте определение статистики. 2. Назовите основные разделы санитарной медицинской статистики. 3. Перечислите основные этапы статистического исследования. 4. Охарактеризуйте 1-ый этап статистического исследования. 5. Охарактеризуйте 2-ой этап статистического исследования. 6. Охарактеризуйте 3-ий этап статистического исследования. 7. Охарактеризуйте 4-ый этап статистического исследования. План практического занятия 1. Контроль исходного уровня знаний. 2. Выполнение учебных задач: составление плана статистического исследования. 3. Контроль практических навыков. 4. Выходной контроль уровня знаний. Выполнение учебных задач Вариант № 1 Ситуация: в Хабаровском крае за последние 5 лет зарегистрирован рост смертности населения трудоспособного возраста от болезней системы кровообращения. Задание: проведите ситуационный анализ. Определите цель и задачи статистического исследования, пути формирования статистической совокупности по охвату, времени и способу наблюдения, определите единицу наблюдения и учетные признаки, составьте макеты статистических таблиц, представьте ожидаемые результаты исследования. Вариант № 2 Ситуация: в городе В. за последние годы резко увеличилось число лиц, страдающих гипертонической болезнью. Задание: проведите ситуационный анализ. Определите цель и задачи статистического исследования, пути формирования статистической совокупности по охвату, времени и способу наблюдения, определите единицу наблюдения и учетные признаки, составьте макеты статистических таблиц, представьте ожидаемые результаты исследования. Вариант № 3 Ситуация: в Ванинском районе показатель прерывания беременности на 1000 женщин фертильного возраста выше в 2,3 раза по сравнению с уровнем в Российской Федерации и в 1,5 раза - в Хабаровском крае. Задание: Проведите ситуационный анализ. Определите цель и задачи статистического исследования, пути формирования статистической совокупности по охвату, времени и способу наблюдения, определите единицу наблюдения и учетные признаки, составьте макеты статистических таблиц, представьте ожидаемые результаты исследования. Вариант № 4 Перед вами поставлена задача: изучить характер и структуру заболеваемости взрослого населения в поликлинике № 5 г. Хабаровска по данным обращаемости. Задание: Определите цель и задачи статистического исследования, пути формирования статистической совокупности по охвату, времени и способу наблюдения, определите единицу наблюдения и учетные признаки, составьте макеты статистических таблиц, представьте ожидаемые результаты исследования. Вариант № 5 Ситуация: в Верхнебуреинском районе Хабаровского края за период 2003 – 2007 гг. на 27,5 % увеличилась младенческая смертность. Задание: проведите ситуационный анализ. Определите цель и задачи статистического исследования, пути формирования статистической совокупности по охвату, времени и способу наблюдения, определите единицу наблюдения и учетные признаки, составьте макеты статистических таблиц, представьте ожидаемые результаты исследования. Вариант № 6 Ситуация: в А – ой области за последние пять лет выросла материнская смертность. Задание:проведите ситуационный анализ. Определите цель и задачи статистического исследования, пути формирования статистической совокупности по охвату, времени и способу наблюдения, определите единицу наблюдения и учетные признаки, составьте макеты статистических таблиц, представьте ожидаемые результаты исследования.   
 
 
 
 |