Профиль развития слоговой структуры слов ребенка со стертой дизартрией График № 5 Балл условная норма 12 3 4 5 6 7 8 9 10 пробы; параметры обследования Параметры обследования: 1) слоговая структура слов 1-3 классов;** 2) слоговая структура слов 4—6 классов; 3) слоговая структура слов 7—9 классов; 4) слоговая структура слов 10—13 классов; слоговая структура слов повышенной слоговой сложности; * Не считается нарушением, если ребенок не представляет себе значения 5) слова, не имеет данного слова в пассивном словаре. Оценивается слоговая структура слов, знакомых ребенку, если ребенок четко представляет себе значение этого слова, " 13 классов слов по классификации А.К. Марковой.повторение разного типа слоговых рядов; 6) воспроизведение ритмических структур; 7) воспроизведение ритмического рисунка слов; 8) воспроизведение предложений со словами сложной слоговой структуры; 10) воспроизведение слоговой структуры слов при ответах на вопросы. На графике № 4 видно, что у ребенка затруднения в пробах 4, 5, 6, 9, полная несостоятельность определена в пробах 7, 8. Это говорит о серьезных трудностях в моторной сфере, плохой переключаемое™ движений. Кроме констатации наличия нарушений слоговой структуры, анализируется качественная сторона. Отмечают, какие классы слов наиболее искажаются, а какие относительно сформированы. Далее отмечают, при каких условиях заметно ухудшается звуконаполняемость. В итоге определяют вид поломок в слоговой структуре. Если опускается слог («сипед» — велосипед) или редуцируется гласный звук («платенце» — полотенце), то это элизии (усечение). Если повторяет слоги («бабабушка»), то это персеверации. Если уподобляет слог другому («пепенье» — печенье), то это антиципация. Если добавляет слогообразующую гласную в месте стечения согласных («тырава» — трава), то это итерация. Если слоги в слове меняются местами («ракатан» — таракан), то это перестановка слогов. Если склеиваются слоги из двух слов («трашет» — трактор пашет), то это контаминация. Такой анализ результатов обследования поможет определить приоритетные направления коррекционной работы по формированию слоговой структуры слов у детей со стертой дизартрией. Так,- в нашем примере (график № 4) видно самое слабое звено, связанное с ритмизацией движения и их переключаемостйо. Эти данные помогут выбрать оптимальный набор коррекционных мероприятий. Выводы 1. При овладении слоговой структурой ребенок научается воспроизводить слоги слова в порядке их сравнительной силы; сначала из всего слова передается только ударный слог, затем появляется первый предударный и, наконец, слабые безударные слоги. Опускание слабых безударных слогов препятствует усвоению входящих в них звуков, и поэтому судьба разных звуков и звукосочетаний связана с усвоением слоговой структуры. Сравнительную силу слогов А.Н. Гвоздев называет «главной причиной, влияющей на сохранение одних слогов в слове и на пропуск других». 2. Гвоздев считает, что в передаче ребенком звукового состава слова прежде всего следует рассмотреть усвоение им слоговой структуры слова, т.к. с этим связана судьба разных звуков и сочетаний звуков. Как известно, слова состоят из нескольких слогов, имея своим центром ударный слог, характеризуемый наибольшей силой и четкостью произношения, к нему примыкают безударные слоги, обладающие меньшей силой. Для слоговой структуры русских слов характерно, что сила безударных слогов неодинакова: среди них наиболее сильным является первый предударный Слог. Эти особенности слоговой структуры слова очень отчетливо сказываются на воспроизведении слов ребенком. 3. Ребенок не сразу овладевает умением воспроизводить все слоги слова: в течение известного периода наблюдается пропуск (элизия) слогов. Главной причиной, влияющей на сохранение одних слогов в слове и на пропуск других, является их сравнительная сила. Поэтому ударный слог, как правило, сохраняется. Это особенно отчетливо сказывается в том, как сокращаются ребенком до одного слога двусложные и трехсложные слова. 4. А.К. Маркова определяет слоговую структуру слова как чередование ударных и безударных слогов различной степени сложности, предлагает четыре параметра слоговой структуры: ударность, количество слогов, линейная последовательность слогов и модель самого слога. 5. Процесс усвоения слогового состава слова тесно связан с речевым развитием в целом, в частности, с состоянием фонематических и моторных возможностей ребенка. 6. Недостаточность фонематического слуха у детей со стертой дизартрией тормозит созревание фонетического слуха, призванного следить за последовательностью слоговых рядов в речи ребенка. 7. Е.Н. Винарская отмечает, что у детей по-разному даже в норме формируется слоговая структура. Одни дети раньше усваивают ритмическую структуру слова, у других сначала появляются слова-корни. 8. Маркова выделяет тринадцать классов слов разной слоговой структуры. 9. У детей с преобладающей кинестетической чувствительностью раньше усваивается ритмическая структура слова; у детей с ведущей слуховой чувствительностью раньше формируются слоговые контрасты. 10. Характер слоговой структуры слова влияет на звуконаполняемость слова и на особенности звукопроизношения. Чем сложнее слоговые структуры слов, тем многочисленнее и значительнее виды искажения звуков. 11. Нарушения речевой структуры слов у детей со стертой дизартрией коррелируют с общемоторными и общеритмическими нарушениями. 12. У детей со стертой дизартрией определена высокая степень взаимозависимости между состоянием артикуляционной моторики, звукопроизношением, сформированностью слоговой структуры и фонематическим слухом. Учебные вопросы и задания 1.Какие этапы формирования слоговой структуры слова определяет А.Н. Гвоздев? 2.Согласно схеме системного развития нормальной детской речи, составленной Н.С. Жуковой по материалам книги А. Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи», в каком возрасте в основном формируется слоговая структура слов? 3. Каковы взгляды И.А Сикорского на процесс формирования слоговой структуры слов в онтогенезе? 4. В чем заключаются нарушения слоговой структуры, определяемые как элизия? 5. Какие типы слогов встречаются в русском языке? 6. Какими параметрами характеризуется слоговая структура слова? 7. Как называется нарушение слоговой структуры слова, проявляющееся в увеличении числа слогов в слове? 8. Как выражается нарушение слоговой структуры слова у детей с ОНР I, II, III, IV уровней развития? 9. Как объясняют Е.Н. Винарская и Г.М Богомазов тот факт, что встречаются две категории детей в норме: у первой — формируется раньше ритмическая структура слова («титити» — кирпичи), у другой — сначала появляются слова-корни («ки» — кирпичи)? 10. Составьте альбом для обследования 13 классов слов, подобрав к каждому классу слов соответствующие картинки. 11. Обследуйте слоговую структуру слов у ребенка-дошкольника. 12. Составьте график — профиль сформированности слоговой структуры слова. Проанализируйте допущенные ребенком ошибки. ГЛАВА VI |