Исследование кинетической основы движений руки 1) Инструкция: 1. Поочередно прикоснуться большим пальцем правой руки ко второму, третьему, четвертому ипятому пальцам в обычном и максимальном темпе. 2. Выполнить аналогичное задание пальцами левой руки. 3. Выполнить аналогичное задание пальцами обеих рук в обычном и максимальном темпе. 4. Пальцами правой (левой) руки «поздороваться» по очереди с пальцами левой (правой) руки, похлопать подушечками пальцев, начиная с большого. 5. Соединить пальцы рук. Осуществлять поочередно начиная с большого пальца, движение — касание всех пальцев. Критерии оценки: 4 балла — задания выполняются правильно; 3 балла — задания выполняются правильно, но в замедленном темпе; 2 балла — задания выполняются с минимальной помощью взрослого; 1 балл — для выполнения задания требуется помощь со стороны взрослого; 0 баллов — задания не выполняются. 2) Инструкция: «Делай, как я» («Кулак — ребро - ладонь»). Далее выполняется последовательный ряд движений (рис. 7); меняются лишь позы, сама рука не меняет местоположения. Задание выполняется сначала правой рукой (для правшей), затем левой. Для левшей — наоборот. Критерии оценки: 4 балла — задание выполняется правильно без помощи взрослого; 3 балла — задание выполняется правильно, но в замедлен ном темпе; Рис. 7. Рис. 8 2 балла — выполнение задания в замедленном темпе с появлением синкинезий; 1 балл- выполнение задания в замедленном темпе с нарушением последовательности движений (перестановками, пропусками движений, напряженными пальцами); 0 баллов-невозможность поочередного выполнения движений. • 3) Инструкция: «Положи руки перед собой на стол. Делай, как я» (проба Озерецкого). Одновременное изменение положений обеих кистей рук: одна рука сжата в кулак, другая с распрямленными пальцами. Распрямляем одну кисть и сжимаем другую (рис.8). 4) Инструкция: «Одновременно большим и указательным пальцами обеих рук бери со стола по однойспичке и клади их в коробок». Критерии оценки: 4 балла — задание выполняется правильно без помощи взрослого; 3 балла — задание выполняется правильно, но в замедленном темпе; 2 балла — единичные ошибки, дизритмия; 1 балл — многократные ошибки, дизритмия, наличие лишних движений, замена одних движений другими; О баллов — невозможность одновременного выполнения движений. Исследование пространственного восприятия Инструкция: «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. Нарисуй на этом листе точно такую картинку, окую ты видишь на этом рисунке (перед ребенком кладется листок с «Домиком»). Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как на образце». Критерии оценки: 4 балла — задание выполняется правильно; 3 балла — отсутствует какая-либо деталь; 2 балла — увеличение отдельных деталей рисунка более чем в два раза при относительно правильном сохранении размера всего рисунка; 1 балл — неправильно изображен элемент рисунка; 0 баллов — неправильное изображение деталей в пространстве рисунка. |