Исследование скорости движений (начертание вертикальных линий) Материал: лист белой линованной бумаги, карандаш. Инструкция: «По сигналу начинай чертить вертикальные линии так, чтобы они не выходили за границы линейки». По сигналу ребенок начинает чертить карандашом. По истечении десяти секунд дается сигнал об окончании работы. После перерыва в тридцать секунд это же задание проделывается другой рукой. Критерии оценки: 4 балла — выполнение задания в быстром темпе для обеих рук, начертание более 20 линий правой рукой и более 12 левой (для левшей наоборот); 3 балла — выполнение задания в быстром темпе для одной руки (с указанием для какой руки выполнено задание), начертание более 20 линий; 2балла — выполнение задания в замедленном темпе, начертание более 16 линий правой рукой и 9 линий левой (для левшей наоборот), многочисленные нарушения границ горизонтальных линий, перемена скорости движений; 1 балл — выполнение в замедленном темпе, начертание за 20 секунд менее 16 линий правой рукой и 9 линий левой (для левшей наоборот), многочисленные нарушения границ горизонтальных линий, перемены скорости движения; 0 баллов — начертание менее 10 линий ведущей рукой, многочисленные нарушения границ горизонтальных линий, значительные перемены скорости движения. Обследование состояния артикуляционной и мимической моторики. Для оценки состояния артикуляционной и мимической моторики детей со стертой дизартрией используются приемы, рекомендуемые Л.В. Лопатиной, Г.В. Дедюхиной. При исследовании функций органов артикуляции проводится анализ по следующим позициям: — состояние мышечного тонуса (гипертонус, гипотонус, дистония); —возможность осуществления непроизвольных и произвольных движений (кинетическая, кинестетическая диспраксия, апраксия); —качество артикуляционных и мимических движений (точность, ритмичность, амплитуда, сила мышечного сокращения, время фиксации артикуляционного уклада, количество правильно выполненных движений, переключаемость с одного движения на другое и др.). В программу обследования артикуляционной и мимической моторики входят: - обследование кинестетического орального (артикуляционного) праксиса; - обследование кинетического орального праксиса; Кинетическаядиспраксия (апраксия) выражается в трудностях при переключении с одной артикуляционной позы на другую. Кинестетическаядиспраксия (апраксия) выражается в хаотичном поиске нужной артикуляции при произвольном движении. —обследование динамической координация артикуляционных движений; —обследование мимической мускулатуры; —обследование мышечного тонуса языка и наличия патологической симптоматики. После завершения всего обследования составляется профиль структуры двигательного нарушения ребенка со стертой дизартрией (см. график № 1). Пункты на графике с 14 по 19 отражают состояние артикуляционной и мимической моторики. Балльная оценка функции позволяет оценить не только наличие патологической симптоматики, но и степень ее выраженности. На графике представлена кривая, демонстрирующая состояние моторного развития (общего, ручного, артикуляционного) на момент обследования. После проведения коррекционных мероприятий на графике отражается динамика в виде второй кривой. Таким образом, на графике можно увидеть результаты коррекционной работы. 14. Обследование кинестетического орального праксиса Процедура обследования. Ребенку предлагается выполнить то или иное задание по словесной инструкции, используя зеркало и без него (зеркало закрывается шторкой). 1. Инструкция: «Повтори за логопедом звуки. Скажи, в каком положении твои губы при произнесении...» А - ? И-? О - ? У - ? 2. Инструкция: «Произнеси звуки [ть] и [т] и скажи, где находился кончик языка при их произнесении, вверху или внизу?» 3. Инструкция: «Произнеси [си] — [су], [ки] — [ку] и скажи, как менялось положение твоих губ щи их, произнесении?» 4. Инструкция: «Произнеси перед зеркалом последовательно звуки [и], [ш] и скажи, при произнесении какого звука кончик языка опущен, а при произнесении какого звука поднят?» 5. Инструкция: «Произнеси звуки [т], [д], [н] и скажи, где находился кончик языка при их произнесении — за верхними или за нижними зубами?» ' Критерии оценки: 4 балла — правильный ответ; 3 балла — самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 2 балла — поиск артикуляции, ответ с единичными ошибками; 1 балл — неточный ответ, неточное выполнение задания; б баллов — отсутствие ответа. |