Исследования развития кинестетической основы движений рук. 1. «Опусти кисть правой руки вниз. Все пальцы, кроме большого, сжать, большой палец вытянуть вверх». 2. «Сжать кисти обеих рук в кулаки, вытянув при этом большие пальцы вверх». 3 «Кисть правой (левой) руки сжать в кулак, на нее положить ладонь левой (правой) руки». 4: «Кисть правой (левой) руки сжать в кулак, ладонь левой (правой) руки прислонить к ней вертикально». Критерии оценки: 4 балла — все задания выполняются правильно; 3 балла — все задания выполняются правильно, но в замедленном темпе; 2 балла — задания выполняются правильно, наблюдаются синкинезии; 1 балл — задания выполняются с помощью взрослого; 0 баллов — задания не выполняются. 6. Исследование оптико-кинестетической организации движений («праксис позы») 1) Праксис по словесной инструкции. Инструкция: «Слбжи первый и второй пальцы в кольцо (по подражанию). Вытяни второй и третий пальцы («Сделай зайчики»). Вытяни второй и пятый пальцы («Сделай козу рогатую»). Критерии оценки: 4 балла — все задания выполняются правильно; 3 балла — все задания выполняются правильно, но в замедленном темпе; 2 балла — задания выполняются правильно, наблюдаются синкинезии; 1 балл — выполняет задания только с помощью другой руки (разгибает пальцы другой рукой, удерживает их при возникновении синкинезии); 0 баллов — задания не выполняются. 2) Праксис поз по зрительному образцу. Инструкция: «Делай, как я». Ребенку последовательно предлагается каждая из изображенных на рис. 6 поз пальцев, которую он должен воспроизвести. Поочередно обследуются две руки. После выполнения каждой позы ребенок свободно кладет руку на стол. Рис. 6. 3) Праксис поз по кинестетическому образцу. Инструкция: «Закрой глаза. Ты чувствуешь, как я сложила тебе пальцы?» Затем рука ребенка «разглаживается» и его просят воспроизвести заданную позу. Образцы поз и условия те же, что и в пункте 1. Критерии оценки: 4 балла — задание выполняется правильно без помощи взрослого; 3 балла — все задания выполняются правильно, но в замедленном темпе; 2 балла — выполнение задания в замедленном темпе с появлением синкинезий; 1 балл — выполнить задание удается только с помощью другой руки (разгибает пальцы другой рукой, удерживает их при возникновении синкинезий); 0 баллов — задание не выполняется. Определение конструктивного праксиса Инструкция: Сложить разрезные картинки (разной конфигурации разреза): из двух фрагментов, из трех фрагментов, из четырех фрагментов. Критерии оценки: 4 балла — все задания выполняются правильно; 3 балла — задания выполняются с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно; 2 балла — задания выполняются с минимальной помощью взрослого; 1 балл — задания выполняются после демонстрации образца; 0 баллов — задания не выполняются. Выявление синкинезий При выявлении синкинезий используются пробы Заззо из методики И.Ю. Левченко. Кисти ребенка помешаются на чистый лист бумаги и обводятся карандашом. Затем, поочередно прикасаясь к каждому пальцу ребенка, кроме четвертого (движение которого и у здоровых детей в опыте сопровождается синкинезиями), даем инструкцию: «Подними только этот палец!» На контурном изображении помечаются непроизвольные движения других пальцев: односторонние, перекрестные (на второй руке) и двусторонние (на обеих руках). Критерии оценки: 4 балла — задания выполняются без синкинезий; 3 балла — односторонние синкинезий в части заданий; 2 балла — односторонние синкинезий при выполнении каждого задания; 1 балл — перекрестные синкинезий; 0 баллов — двусторонние синкинезий. |