МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Обследование слоговой структуры слов у детей со стертой дизартрией





Серия заданий направлена на выявление характера нарушений слоговой структуры слов у детей со стертой дизартрией. Для обследования слоговой структуры и звуконаполняемости слов подбираются слова с опреде­ленными звуками и с разным количеством слогов. Типы слогов варьируются: открытые {СГ], закрытый 1ГС], со стечением [ССГ], [ГСС], [СССГ] в начале, середине и в конце слова. Исследуется возможность произнесения слов разной слоговой структуры: односложные, дву­сложные, со стечением и т.д., последовательно обследу­ются слова 13 классов по Маркоэой. Также исследуется возможность воспроизведения ритмического рисунка слов, восприятие и воспроизведение ритмических структур (изолированных ударов, серии простых ударов, серии акцентированных ударов). Детям предлагается назвать предметные картинки, повторить слова отра­женно за логопедом, ответить на вопросы.

Кроме того, предлагают повторить ряды слогов, со­стоящие:

—из разных гласных и согласных, например, «ка —ту — бо»;

—из разных согласных, но одинаковых Гласных, на­пример, «ка — га — да»;

—из разных гласных, но одинаковых согласных, на­пример, «та — то — ту»;

—из одинаковых гласных и согласных звуков, но с разным ударением (акцентированные) па — па — па, да — да — да, па — па — па.

В исследование включено отраженное повторение предложений со словами сложной слоговой структуры.

Цель исследования:

1. Выявить те частотные класс» слов, слоговая
структура которых сохранна в речи ребенка.

2. Выявить те классы слоговой структуры слов, ко­торые грубо нарушены в речи ребенка.

3. Определить тип нарушения слоговой структуры слова.

Виды нарушения слоговой структуры слова — см. п. 5.2.

По характеру нарушения слоговой структуры можно определить уровень ОН Р.

1. Исследование, сформированности слоговой струк­туры слов 1—3 классов (по Марковой)

1) Инструкция: «Повтори слова за логопедом.

1 класс — двусложные слова из открытых слогов:

вода

муха зубы

2 класс — трехсложные слова из открытых слогов:
собака .

ягоды молоко

3 класс — односложные слова:

мяч

дом нос

2) Инструкция: «Назови картинки».

1 класс: 2 класс 3 класс:

лыжи машина кот

мыло лопата лес

пила корова нож

Критерии оценки:

4 балла — четко воспроизводит слоговую структуру всех слов.

3 балла — воспроизводит слоговую структуру правильно, но напряженно, замедленно.

2 балла — произносит замедленно, по слогам, некоторые слова искажает.

1 балл — большинство слов искажает, искажает звуконаполняемость слов.

0 баллов — искажение слоговой структуры слов и при пов­торе, и при самостоятельном воспроизведении по картинке.

При исследовании слоговой структуры слов детей со стертой дизартрией анализируются возможности воспроизведения слоговой структуры слов разной структуры

по А.К» Марковой. Изучаются возможности воспроизведения слов 13 классов.

Типы слов (по А. К. Марковой)

4класс — двусложные слова из двух открытых слогов:

лыжи — ваза —бусы —

пила — рама — коза —

5класс — трехсложные слова из открытых слогов:

собака — береза —

корова — ворона—

курица — сапоги —

3 класс — односложные слова

сыр — лук —

мак — кот —

мяч —рак —

4класс — двусложные слова с одним закрытым слогом:

петух — пенал —

лимон — щенок — шалаш — забор —



5 класс — двусложные слова со стечением согласных в середине слова:

кукла—туфли —

шишка — чашка —

лодка — бочка —

6 класс — двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных:

арбуз — чайник —

обруч — поднос —

альбом — медведь —

7класс — трехсложные слова с закрытым слогом:

барабан — колобок —

самолет — помидор —

телефон — колодец —

8 класс — трехсложные слова со стечением согласных:
яблоко — конфеты—

шахматы — рубашка —

колбаса — бутылка-

9 класс — трехсложные слова со стечением соглас­ных и закрытым слогом:

карандаш — виноград —

цыпленок — автобус —

кузнечик — сапожник —

10 класс— трехсложные слова с двумя стечениями согласных:

матрешка — пустышка —

избушка — морковка —

игрушка — расческа —

11 класс — односложные слова со стечением соглас­ных в начале или конце слова:

флаг —слон —

хлеб —тигр —

гриб —лист —

12 класс — двхсложные слова с двумя стечениями согласных:

звезда — спички —

гнезда — блюдце —

свекла — трактор —

13класс — четырехсложные слова из открытых слогов:

кукуруза- пуговица-

черепаха - Буратино -

ящерица - рукавица -

Кроме слов, входящих в состав 13 классов оценива­ется произношение и более сложных слов: «кинотеатр», «милиционер», «учительница», «термометр», «аквалан­гист», «путешественник» и т.п.

Данные изучения слоговой структуры детей со стер­той дизартрией показали, что им наиболее доступны слова 1—4 классов слоговой структуры. В норме этот тип слов слоговой структуры формируется к трем годам.

Изолированное произношение слов 5—8 классов слоговой структуры требует повышения самоконтроля и некоторого скандирования, т.е. послогового произнесе­ния. Включение этих слов во фразу ухудшает показате­ли звуко-слоговой структуры. Ошибочное воспроиз­ведение слов 9—13 классов наблюдается как при изо­лированном назывании по картинкам, так и при отраженном повторении за логопедом. Включение же их во фразу обнаруживает многообразие нарушений: пропуски, перестановки и др. Многие дети отказывают­ся от задания и говорят: «Я не могу», т.е. заранее оце­нивают свои возможности.

Слова же повышенной сложности (за пределами 13 классов) многие дети со стертой дизартрией либо отказываются называть, повторять за логопедом, либо так искажают звуко-слоговую структуру, что слово стано­вится полностью искаженным. Логопед визуально отме­чает трудности в артикуляционной моторике: кинесте­тические диспраксии, когда ребенок подбирает нужную артикуляцию, или кинетические диспраксии, когда он не может переключиться на следующую артикуляцию. Кроме того, отмечаются синкинезии, замедленные и напряженные движения органов артикуляции. Боль­шинство детей со стертой дизартрией не могут произ­носить слова сложной слоговой структуры в предложе­нии, хотя значение этих слов уточняется, проводится определенная работа по семантизации, не только из-за трудностей речедвижений, но в ряде случаев и Из-за снижения слуховой памяти на последовательный ли­нейный ряд. Так, практически все дети не справились с заданием повторить предложение:

- На сковороде жарятся котлеты.

- Весело журчат весенние ручьи.

- Учительница учит учеников.

Интересными наблюдениями можно считать выяв­ляющиеся у детей со стертой дизартрией наряду с труд­ностями воспроизведения слов Сложной слоговой струк­туры и нарушение общеритмических способностей. Де­ти не могут повторить простой ритмический рисунок: похлопать в ладоши 1, 2, 3 раза, выполнить серию хлоп­ков «1, 2» пауза «1, 2» и т.д. Не могут отхлопать анало­гичный ритмический рисунок с разной силой, т.е. сде­лать акцент согласно образцу, который демонстрирует логопед (1 раз сильно стукнуть, 2 раза тихо).

Нарушения, выявленные при исследовании ритми­ческих способностей детей со стертой дизартрией, кор­релируют с их моторной недостаточностью в общей, тонкой, ручной и артикуляционной сфере Особенность некоторых детей со стертой дизартрией т- правильное воспроизведение контура слов первых четырех классов (по Марковой), но выраженный нарушением звуконаполняемости. Правильно повторяя вслед за логопедом три сложных слова, дети нередко искажают их в спон­танной речи, сокращая количество слогов. При правильном воспроизведении контура этих слов отмечают­ся множественные ошибки при передаче звуконаполняемости слов; перестановки и замена звуков, слогов, уподобление слогов, сокращение при стечении соглас­ных в слове. Наибольшее количество перечисленных ошибок приходится на проговаривание слов 10—13 клас­сов и повышенной слоговой сложности. Малочастотные слова часто редуцируются. Отмечается ограниченная способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова. Дети часто искажают слоговую струк­туру редко употребляемых, но знакомых, слов, даже со­стоящих из правильно произносимых звуков.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что процесс формирования слоговой структуры слова у до­школьников со стертой дизартрией значительно отли­чается от возрастной нормы. Анализ результатов ис­следования позволяет определить низкий уровень сформированности ведущих компонентов, значимых для формирования слоговой структуры слова: уровень овла­дения звукопроизношением, показатели сформирован­ность фонематических процессов, состояние артикуля­ционной моторики. Высокая степень взаимозависи­мости определена между состоянием артикуляционной моторики и звукопроизношением, сформированностью слоговой структуры слова и фонематическим слухом.

Изучая нарушения звукопроизношения в зависи­мости от типов слогов, О.Ю. Федосова установила, что нарушение звуков нестабильно. Так, произношение свистящих значительно ухудшается в закрытых слогах и при стечении согласных, а шипящих — лишь при сте­чении согласных. Сонорные резко искажаются в слогах со стечением согласных. Эта особенность должна быть учтена при планировании коррекционной работы в раз­деле автоматизации звуков. Следует уделять наибольшее внимание при автоматизации свистящих, закреплению их в закрытых слогах и при стечении. При коррекции сонорных звуков наибольшее внимание следует уделять отработке звуков в слоговых упражнениях со стечением согласных. При автоматизации шипящих звуков в раз­ной степени тренируют произнесение поставленного звука в открытом, закрытом, интервокальном положе­нии и чуть больше внимания уделяют слогам со стече­нием согласных. Усложнение слоговой структуры вле­чет ухудшение звукопроизношения. Это касается всех фонетических групп.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.