Поведенческие реакции ребенка Фамилия, имя ребенка | Возраст ребенка | Вид оценки | положительная | отрицательная | Компоненты поведения | | Д | Э | Р | О | Д | Э | Р | | 2 года -2 года 5 мес. | | | | | | | | | | 2 года 3 мес. -3 года | | | | | | | | | Примечание: О — ориентировочные, Д — двигательные, 9 эмоциональные, Р —рабочие. Каждый ребенок встречается с экспериментатором несколько раз в двух различных ситуациях: 1 ситуация — отмечают и соответственно оценивают только удачные ответы; 2 ситуация — отмечают и оценивают только неудачные ответы, за них ребенок получает отрицательную оценку. При проведении эксперимента фиксируют поведенческие реакции в 1 и 2 ситуациях (см. табл. 4). Обработка данных Сравнивают поведение детей в 1 и 2 ситуациях. Делают выводы о том, насколько дифференцировалось общее отношение ребенка к себе и конкретное, основанное на его реальном достижении при решении задачи. Определяют, как зависит эта дифференциация от вида оценки и контекста отношений со взрослыми. Изучение проявления чувства гордости За собственные достижения у детей трех лет Подготовка исследования Приготовить пирамидку и ее изображение (образец), конструктор. Проведение исследования Исследование проводится индивидуально с детьми 2 лет 6 мес. — 3 лет 6 мес. Эксперимент состоит из 5 серий, каждая из которых включает 3 задачи. Например, первая серия включает задачи: 1) собрать пирамидку, используя картинку-образец; 2) построить домик из деталей конструктора (без образца); 3) сложить грузовичок из деталей конструктора (без образца). Четыре другие серии строят аналогично, чтобы выявить устойчивые характеристики поведения ребенка по отношению к предметному миру и взрослым. За 1-ю задачу, независимо от качества исполнения, ребенок получает похвалу; за 2-ю — оценку «сделал» или «не сделал» соответственно своему результату; решение 3-й задачи не оценивается. При затруднениях экспериментатор предлагает ребенку помощь. Обработка данных Анализируют активность детей в ходе выполнения заданий по двум параметрам: 1) связь ребенка с предметным миром отражает ценность достижений в осуществляемой деятельности (принятие задачи, свидетельствующее об интересе и мотивационной обеспеченности деятельности, целеустремленность в выполнении задачи), включенность в решение задачи (глубина включенности в сам процесс деятельности), оценку ребенком продуктивности своей деятельности; 2) связь ребенка со взрослым отражает самостоятельность в выполнении заданий (отношение ребенка к помощи взрослого, его эмоциональные проявления); поиск оценки взрослого и отношение к ней. Показатели активности оценивают по следующей шкале: при максимальной выраженности показателя ребенку дается 3 балла, при средней — 2 балла, при низкой — 1 балл. Таким образом, I уровень проявления активности — 0-7 баллов, II уровень — 7-14 баллов, III уровень — 14-21 балл. Результаты подсчетов в сумме для всей выборки показателей оформляют в таблицу (см. табл. 5). Таблица 5 Особенности поведения детей Показатели активности | Оценка активности детей разного возраста (в условных баллах) | 2 г. 6 мес. — 2 г. 10 мес. | 2 г. 10 мес. -3 г. 2 мес. | 3 г. 2 мес.— 3 г. 6 мес. | Принятие задачи | | | | Настойчивость | | | | Включенность | | | | Самостоятельность | | | | Поиск оценки взрослого | | | | Отношение к оценке взрослого | | | | Отмечают изменение количественных показателей от одной возрастной подгруппы к другой. Анализируют, как возрастает активность детей в поиске оценки взрослого. Прослеживают эмоциональные реакции при получении или отсутствии оценки в каждой возрастной подгруппе. Выясняют, появляются ли аффективные формы поведения (преувеличение своих достижений, попытки обесценить неудачу) при неуспехе или отсутствии оценки взрослым успеха ребенка. Обобщая полученные результаты, делают вывод о том, характерно ли для периода кризиса трех лет появлений такого личностного новообразования, как «гордость за собственные достижения» (оно интегрирует предметное отношение к действительности, отношение к взрослому как к образцу, отношение к себе, опосредованное достижением). Литература 1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. — М., 1997. 2. БожовичЛ.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968. 3. Воспитание и развитие детей раннего возраста / Под ред. Г.М. Ломи-ной.—М., 1981. 4. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. —СПб., 1999. 5. Выготский Л. С. Кризис трех лет // Собр. соч. Т. 4. — М., 1984. 6. Гуськова Т.В., Елагина М.Г. Личностные новообразования у детей в период кризиса трех лет// Вопросы психологии. — 1987. — № 5. 7. Детская практическая психология: Учебник/Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. — М., 2001. 8. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М., 2001. 9. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. — М., 1997. 10. Сапогова ЕЕ Психология развития человека: Учеб. пособие. — М., 2001. 11 Слободчиков В,И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб. пособие для вузов. — М , 2000. 12. Уайт Б. Первые три года жизни. — М., 1992. 13. Эльконин Д.Б. Развитие личности ребенка-дошкольника // Избр. психол. труды. — М., 1989. Глава IV ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками [7. С. 163]. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций. Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра — самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых. |