ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Т–023. Техника «Несуществующее животное». «Несуществующее животное». Инструкция к технике «Несуществующее животное» также похожа на все вышеописанные. Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим названием. Укажите, где оно живёт, чем питается, к чему стремится (чего хочет). Интерпретацию читайте после завершения рисунка. Интерпретация же данного рисунка следующая[57]: Если рисунок находится в правой стороне вверху листа, то вы связаны с действительным моментом или с периодом будущего, а также с положительными эмоциями. Если рисунок в левой стороне и внизу – ориентированы на прошлые моменты, отрицательные эмоции и пассивность. В норме рисунок находится посередине листа. Чем ближе рисунок к верхнему краю листа, тем выше самооценка и недовольство своим положением в обществе, недостаточностью признания со стороны окружающих, а также претензии на самоутверждение и продвижение. Если рисунок в нижней части листа, то это показатель неуверенности в себе, низкой самооценки, подавленности, нерешительности. Если голова фигуры животного повёрнута вправо, то это признак того, что почти всё, что планирует человек, осуществляется или начинает осуществляться. Если голова повёрнута влево, то человеку, сделавшему такой рисунок, присуща тенденция к размышлениям, и лишь малая часть замыслов реализуется, а порой он просто проявляет боязнь перед активными действиями. Положение «фас», т.е. голова, направленная на рисующего, трактуется как эгоцентризм. Значение деталей головы рисунка. Уши – заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Человек эмоционально реагирует на оценки окружающих себя, хотя порой и не изменяет своего поведения. Приоткрытый рот в сочетании с языком – признак болтливости, а в сочетании с прорисовкой губ – чувственности. Открытый рот без прорисовки губ и языка, особенно зачернённый, – признак опасения, страхов, недоверия. Рот с зубами – признак вербальной агрессии (огрызается, грубит, задирается). Глаза. Если сильно выделены глаза, то это символ присущего человеку страха. Наличие ресниц – проявление истероидно-демонстративных черт в поведении, заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения. Дополнительные детали на голове животного. Рога – это агрессия. По сочетанию с другими признаками агрессии – ногтями, щетиной, иглами – определяется характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья – тенденция к самоукрашению и самооправданию, а также к демонстративности. Грива, шерсть – чувственность, подчёркивание своего пола, сексуальной роли. Ноги, лапы животного. Если лапы «основательны» по отношению к размеру всей фигуры, то это признак основательности, обдуманности, рациональности в принятии решений. При отсутствии ног или хрупких ногах – склонность к поверхностным суждениям, легкомыслию в выводах, импульсивности решений. Однотипность, повторяемость формы ног («многоножка») – конформность суждений, их стандартность и банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей ног, лап – проявление самостоятельности, небанальности, оригинальности, инакомыслия, порой даже творческого начала. Части, поднимающиеся над уровнем фигуры. Если эти части функциональные (крылья, щупальца и т.п.), то это проявление желания человека охватить разные области жизни, завоевать себе «место под солнцем», потеснив других, увлечённость, смелость, энергичность, уверенность в себе. Украшающие детали: перья, бантики, кудри – проявление демонстративности, желания обратить на себя внимание, манерности. Хвосты. Хвост, направленный вверх – человек положительно оценивает свои действия, решения. Хвост, направленный вниз – недовольство собой, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние. Хвост, направленный вправо выражает отношение человека к своим действиям или поступкам. Хвост, направленный влево – к его мыслям и решениям. Контур фигуры. Наличие шипов, панцирей – защита от окружающих. Иглы, панцирь в виде острых углов – агрессия. Затемнение линии контура, удвоенные линии – проявление тревоги, страха, подозрительности. Направленность такой защиты соответственно пространственному положению: верхний контур против вышестоящих: родителей, учителей, начальников; нижний контур – против насмешек, отсутствия авторитета у младших, подчинённых; боковые контуры – готовность к защите и самозащите любого порядка и в разных ситуациях. Сильный нажим рисунка (линии, видимые даже с обратной стороны листа) – резкая тревожность (обратите внимание, какая деталь рисунка выполнена с сильным нажимом – т.е. к чему привязана тревога). Общая оценка животного. Оно может быть угрожающим, угрожаемым и нейтральным. Это отношение к собственной персоне, к своему «Я», представление о своём положении в мире, как бы идентификации себя по значимости (с зайцем, слоном, букашкой и т.п.). В данном случае рисуемое животное – представитель самого рисующего. Фигура круга, особенно ничем не заполненного, символизирует тенденцию к замкнутости, закрытости своего внутреннего мира, нежеланию подвергаться тестированию. Вмонтирование механических частей в живую ткань животного (постановка фигуры животного на танковые гусеницы, прикрепление к телу пропеллера, проводов, рукояток, антенн и т.п.) – проявление шизоидности, склонности к шизофрении. Названия. Если в названии рациональное соединение смысловых частей (бегекот, мухобык) – рациональность, способность к адаптации. Названия с научным оттенком (ратолетиус, наплиолярия) – демонстрация своего интеллекта, эрудиции. Звуковые названия (лалио, шама) без всякого осмысления – проявления легкомысленности, неумения учитывать сигналы опасности. Иронические названия – проявление снисходительно-иронического отношения к окружающим. Удлинённые названия – проявление защитных тенденций, склонность к фантазированию защитного порядка. Инициированная проекция символов. А теперь «нырнём» ещё глубже – с помощью, как вы поняли, техники инициированной проекции символов. Это торжественное и немного высокопарное название принадлежит очень интересной психотехнологии, которая применяется отнюдь не только в качестве метода психодиагностики «среднего» бессознательного (название опять-таки условное), но и как прекрасный инструмент психотерапии и инициирования личностного роста (с этой её ипостасью в качестве символодрамы вы познакомитесь далее). Теория ИПС весьма сложна и пространна. Однако я искренне надеюсь, что вас интересует не она, а вполне конкретная практика, отчего изложение теоретических аспектов работы с символами оставляю на более позднее время. Дальнейшее же описание собственно техники инициированной проекции символов я буду осуществлять по работе Г. Лейнер и X. Корнадт «Инициированная проекция символов» – это статья из сборника «Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии» (с моими изменениями и дополнениями). Исходным – главным и довольно важным – для применения как техники инициированной проекции символов, так и символодрамы, является релаксация – сиречь расслабленное состояние, в коем вы, во-первых, будете меньше осознавать реалии внешнего мира (он не будет вас отвлекать), а во-вторых, ослабите критику и самокритику собственного эго. Нет, это не гипноз, хотя я предпочитаю проводить символодраму со своими клиентами, предварительно вводя их в состояние лёгкого транса. Однако вам будет вполне достаточно, если вы добьётесь ощущения тяжести и теплоты (те, кто занимался аутогенной тренировкой, сделают это без труда), а ещё и «поставите» глубокое и регулярное дыхание – не важно, носом или ртом. После этого вы вполне можете приступать к основной процедуре, каковая заключается в том, что вам просто-напросто надо вообразить себе каждую из «картин», входящих в стандартную серию из двенадцати символических сюжетов (в символодраме их будет куда больше). То есть вы должны просто – напросто: · Представить себя на лугу; · Вообразить гору и возможность восхождения на неё; · Представить себе ручей; · Вообразить дом и мысленно его посетить; · «Услышать» в своём воображении первое пришедшее на ум имя человека того же пола, что и вы, представить себе воображаемого субъекта, которому принадлежит это имя, и описать его; · Представить на лугу или в ином приятном вам месте семью животных (например, корову, быка и телёнка); · Вообразить розовый куст (это если вы мужчина) или представить, как вы в сумерках возвращаетесь домой, оставив за плечами долгий и изнурительный путь по сельской местности, а сзади появляется автомобиль, который, поравнявшись с вами, останавливается, и водитель предлагает вас подвезти (это если вы женщина); · Вообразить заболоченную лужу посреди луга и всмотреться в поверхность этой лужи; · Представить, что вы стоите перед пещерой под защитой дерева и ждёте, что кто-то или что-то появится у пещеры; · Вообразить извержение вулкана; · Представить себе льва, с которым вы где-то и как-то случайно встретились; · Вообразить подвал воображаемого же дома и начать рыть яму в полу, чтобы разыскать там старинную книгу со многими картинками, а найдя её, описать некоторые из картинок и даже «прочитать» текст. Эти инструкции как раз и соответствуют двенадцати темам ИПС: 1. Луг. 2. Восхождение на гору. 3. Ручей. 4. Посещение дома. 5. Другое Я (название моё. – С. К.). 6. Животные (так же. – С. К.). 7. Розовый куст / Предложение подвезти (аналогично. – С. К). 8. Заболоченная лужа. 9. Существо из пещеры. 10. Извержение вулкана. 11. Лев. 12. Картинки в старой книге. Лучше всего будет, если каждую из этих символических сцен вы будете воображать по отдельности, и только после этого познакомитесь с интерпретацией того, что вы напредставляли. Интерпретаций этих буквально бесчисленное множество (я, например, запросто мог написать книгу, посвящённую только расшифровке результатов ИПС). Но без специального образования и немалой практики (а также «символической» ориентации своего мышления) разобрать и интерпретировать колоссальное количество информации, представленной вашим бессознательным в картинках-символах, вам будет очень и очень нелегко. Поэтому ограничимся наиболее существенным, обратив преимущественное внимание на первые три картины. Луг. Размеры луга представляют площадь зоны вашего относительного психологического комфорта (чем он меньше, тем, соответственно, меньше и она). То, что окружает этот луг (как привило, лес), соответствует границам и препятствиям к расширению этой самой вашей зоны комфорта. Пейзаж и погода дают довольно точное представление о вашем общем психическом здоровье (естественно, что, например, пустыня и ненастье со снегом и дождём об этом самом здоровье свидетельствуют слабо). Высота травы на лугу передаёт присущий вам уровень желаний и эмоций, причём короткая «травка» говорит о том, что вы их, скорее всего, сами в себе подавили, а подстриженная – что вам их кто-то подавил. Восхождение на гору. Высота горы свидетельствует о вашем уровне притязаний (чем она выше, тем он больше). Желание на неё взобраться – о мотивации достижения или реализации этого самого уровня. А вот само восхождение на гору-то, сможете ли вы его осуществить (и насколько легко) – репрезентирует вашу внутреннюю оценку возможности удовлетворить свои притязания и самореализоваться (поэтому не забудьте преодолеть или хотя бы изучить препятствия на вашем пути вверх, равно как и пригласить к себе в помощники «инструктора по восхождению», коим будет выступать ваш Внутренний Наставник). Ручей. Количество воды в воображаемом ручье является показателем вашей общей психической энергии (того, что в психоанализе «обзывается» словом «либидо»). Глубина и ширина ручья показывает глубину вашей натуры (доступной вам) и широту ваших взглядов на жизнь. Чистота и относительная прозрачность потока воды показывает осознание вами природы ваших подсознательных энергий; препятствия на пути течения воды – ваши конфликты и комплексы, о которых хорошо знает ваше бессознательное; а бурность потока-то, насколько вас эти комплексы беспокоят. А если вы мысленно пройдёте вниз по течению ручья, то в символической форме увидите своё будущее-то есть то, как будет течь ручей дальше, символизирует характеристики вашей будущей жизни, о которых уже знает ваше бессознательное. Здесь важно всё: течёт ли ручей плавно или извилисто; льётся ли вода спокойно или временами замирает в застойных заводях; есть ли препятствия на пути потока или нет. Итак, первые три – самые важные – картинки – символы ИПС показывают вам «пейзаж» вашей жизни; степень реализации эмоций и желаний; уровень притязаний и возможности его реализации и осуществления; энергию и некоторые содержательные характеристики вашего «потока жизни»; а также определённый прогноз вашей жизнедеятельности. В принципе, этого вполне достаточно для того, чтобы сделать Главные Выводы (ну если и не главные, то по крайней мере, любопытные), так что оставшиеся девять картин-тем я «расшифрую» скороговоркой. Воображаемый дом является символом вашего Я, так что исследование его (особенно – захламлённых, закрытых, запертых или скрытых комнат) может очень много дать вам в понимании самого себя. Человек, имя которого вы услышали, а после представили (его самого), соответствует вашей идеальной личности той, каковую вы могли бы или должны были бы иметь в результате саморазвития (так изучите собственную идеальную модель). Животные на лугу символизируют вашу родительскую семью (а отношения между ними – семейные отношения), причём характеристики коровы соответствуют вашей маме (тому, как её представляет ваше бессознательное); быка – характеристикам папы, ну а телёнка – вас самого. Розовый куст характеризует вашу сексуальность (это если вы мужчина), причём количество роз на кусте и их «зрелость» (от нераскрывшегося бутона до увядающего цветка) примерно соответствует предполагаемому или желаемому количеству сексуальных партнёров (не за раз, а вообще – в жизни), и их типу (так что не увлекайтесь «бутончиками – нимфетками»!). Для женщин характер их сексуальности проявляется в картине «путешествия» по сельской местности с «догоняющей» машиной и предложением подвезти (ну как минимум то, авантюристка вы или нет). В заболоченной луже вы можете увидеть многие из своих страхов и фантазий; существо из пещеры обычно представляет подавленные или неразвитые стороны вашей личности; извержение вулкана показывает то, можете ли вы (и как) освободиться от накопившегося в вас аффективного напряжения (изучите то, как извергается ваш вулкан); поведение льва служит показателем вашей способности выразить себя и победить своих противников в реальной жизни (во время визуализации перед львом должны возникнуть какие-то люди, противостоящие вам в реальной жизни); ну а книга вообще позволяет вам увидеть и прочитать о своей жизни и себе всё, что захотите… Упражнение 26. Проделайте психогеометрические тесты С. Деллингер и М. Аткинсон – и проанализируйте их результаты. Нарисуйте автопортрет; дом, дерево и человека, а также несуществующее животное, после чего интерпретируйте результаты. Сделайте инициированную проекцию символов и тщательно обдумайте всё, что обнаружится. Упражнение 27. Сведите воедино всю информацию из Упражнения 26, после чего сделайте детальный анализ всех выявленных особенностей вашего Ближнего и Среднего Бессознательного с точки зрения их возможного влияния на жизнь и судьбу. Опишите результаты этого анализа, а после коротко – в режиме резюме – запишите всё то, что вы хотели бы иметь содержанием своего Ближнего и Среднего Бессознательного ВМЕСТО того, что обнаружилось. Создайте на основании этого резюме письменный план вашего личностного роста в виде целей, которые вы хотите для себя и про себя добиться. Если хотите, можете присовокупить к нему наиболее важные позиции по факторам успеха и показателям самоактуализации из прошлого раздела. Упражнение 28[58]. Теперь приступите к психопрограммированию самого себя на достижение желанной цели – искомых и необходимых «по жизни» качеств и состояний вашей психики в единстве её сознательных и бессознательных компонентов – с помощью техники визуализации целей. |