МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ЭКОЛОГИЧНО ЖИТЬ, НАМ СТОИТ





 

Отказаться от неэкологичного и обессмысленного образа жизни Познать и понять Сущность своей жизни, её Смысл и Предназначение
Преодолеть раздроблённость собственного «Я» и раскол на полярности Добиться согласованности объединённых единиц Сознания
Отказаться от позиции Следствия и перейти на позицию Причины Обрести систему целей жизнедеятельности и обнаружить или создать совокупность адекватных способов (процессов) их достижения
Проработать собственные ограничивающие убеждения и фиксированные идеи Создать гибкую и экологичную систему собственных убеждений
Отказаться от подавления своих глубинных смыслов и нужд Прояснить свои истинные потребности и реализовать их экологичным образом
Высвободить и разрушить шаблоны негативных чувств, заставляющие нас реагировать принуждённо и неэкологично Обрести свободу чувств, гибкое и экологичное эмоциональное реагирование
Очистить свою психику от импринтов и записей психотравматических происшествий Освоить экологичное реагирование на проблемные и стрессогенные условия и обстоятельства

 

Надеюсь, что большинство из описанного в таблице (и представленного на рисунке) вам понятно. Кое-что не очень понятое (например, преодоление раздроблённости собственного «Я» и раскола на полярности) станет окончательно ясным немного далее. А сейчас попробую добавить несколько штрихов к абрису того, каким стоит быть – но уже, как говорится, по жизни (т.е. с точки зрения жизни, которую вы обретёте).

Рисунок 3. Структура душевной зрелости («Счастливый атом» нейросоматического совершенства).
Понимание сущности своей жизни, её Смысла и Предназначения
Отказ от неэкологичного и обессмысленного образа жизни
Отказ от подавления глубинных смыслов и нужд
Прояснение своих потребностей и реализация их экологичным образом
Проработка фиксированных идей и ограничивающих убеждений
Свобода чувств, гибкое и экологичное эмоциональное реагирование
Высвобождение и разрушение шаблонов негативных чувств
Согласованность объединённых единиц Сознания
Преодоление раздроблённостей и расколов на полярности
Экологичное реагирование на проблемные и стрессогенные условия и обстоятельства
Очищение от импринтов и психотравматических происшествий
К От
Наличие системы целей и совокупности адекватных способов (процессов) их достижения
Отказ от позиции Следствия и переход на позицию Причины
Наличие гибкой и экологичной системы убеждений

 


Права и свободы человека. Прежде всего, став самоподдерживающимся, самоактуализирующимся и личностно-устойчивым, вы наконец-то сможете уверенно-спокойно (а не истерично и «с боем») реализовать свои права и пользоваться этими правами. Нет, я не о правах человека, сформулированных ООН. Речь здесь идёт о психологических правах любого из нас, составленных К. Келли[32]:

• право быть независимым,

• право на успех,

• право быть выслушанным и принятым всерьёз,

• право получать то, за что платишь,

• право иметь права,

• право отвечать отказом на просьбу, не чувствуя себя виноватым или эгоистичным,

• право просить то, чего хочешь,

• право делать ошибки и быть ответственным за них,

• право не быть напористым (т.е. не участвовать во всеобщих крысиных бегах etc – С. К.).

Энэлперы добавляют к этому ещё несколько прав – пять базовых свобод В. Сэтир[33]:

• свобода ощущать,

• свобода думать и интерпретировать то, что думаешь,

• свобода чувствовать,

• свобода желать и выбирать,

• свобода воображать.

А ещё – присовокупляют к этому свою искреннюю и глубокую убеждённость в том, что все мы абсолютно свободны:

• видеть и слышать то, что есть, вместо того, что должно быть, было или будет,

• говорить, что мы чувствует и думаем на самом деле, вместо того, чтобы говорить о том, что нам следовало бы чувствовать и думать,

• чувствовать то, что мы чувствуем, вместо того, чтобы чувствовать то, что мы должны чувствовать,

• просить того, чего мы хотим, вместо того, чтобы ждать разрешения,

• рисковать на свою ответственность вместо того, чтобы бояться «раскачать лодку».

Такие вот очень нужные каждому права. Жаль, что полноценно, без борьбы, воплей и истерик воплотить их удаётся только действительно «продвинутым» людям. Однако шанс сделать это есть у каждого из нас. И, кстати, если вы начнёте последовательную «парламентскую» (т.е. «конституционными методами») борьбу за реализацию этих прав в своей жизни, вы явно продвинетесь на пути своего личностного роста и саморазвития. Вот только помните: любая мораль, конечно же, относительна. Но абсолютным является надморальный закон, именуемый категорическим императивом И. Канта и в наиболее общем смысле формулируемый так:

 

ТЫ МОЖЕШЬ ДЕЛАТЬ ВСЁ, ЧТО ЗАХОЧЕШЬ – НО ТОЛЬКО ДО ТЕХ ПОР,

ПОКА ЭТО НЕ МЕШАЕТ ДРУГИМ ЛЮДЯМ.

 

Жизнь, которую вы обретёте. Итак, в результате своего роста и развития вы получите подлинные права человека, позволяющие вам жить намного эффективнее и счастливее. Но помимо этого вы приобретёте и ещё нечто бесценно важное – не просто новую жизнь, но новый, качественно более высокий фундаментальный модус вашего существования в мире. Поясню это своё утверждение.

Согласно И. Ялому[34], в 1926 году известнейший ныне экзистенциалист М. Хайдеггер обнаружил, что имеются как бы два уровня этого самого модуса существования:

• состояние забвения бытия и

• состояние сознавания бытия.

Забвение бытия – это как раз и есть способ существования большинства из нас. В нём мы как бы бежим от жизни и живём в мире вещей, погружённые в жизненную рутину. Человек в этом модусе существования «снижен», поглощён «пустой болтовнёй», затерялся в «они» (орфография И. Ялома). Он в буквальном смысле этого слова капитулировал перед повседневностью, в коей более всего озабочен тем, каковы – хорошие или плохие, правильные или неправильные, полезные или вредные и т.д., и т.п. – вещи, события, обстоятельства, да и сама жизнь.

Забвение бытия – это, по М. Хайдеггеру и И. Ялому, повседневный способ существования, в котором мы не осознаём себя творцами собственной жизни и мира; спасаемся от них бегством, то и дело попадая в ловушки, и избегаем выбора, будучи «унесёнными в успокаивающую «никтовость» («я – никто, а с никто и взятки гладки» – в общем, «моя хата с краю…»).

Сознавание бытия – это уже нечто совсем другое (и качественно иное). Пребывая на этом модусе существования, человек сосредоточен не на «как», в а на «что» – не на свойствах и оценках вещей, а на том, что они просто есть. Так, например, когда мы действительно любим кого-то, то любим его не за то, что он умный, добрый, храбрый и красивый (ибо в этом случае должны немедленно «разлюбливать» этого другого, как только он таковым перестанет быть), а просто за то, что есть. И тогда не важно, что с течением времени все эти его прекрасные качества как-то стёрлись, поблёкли и потускнели – он просто есть, и этого достаточно…

Существовать в данном модусе – это значит действительно непрерывно сознавать своё бытие и свою ответственность за него. Именно на модусе дознавания бытия мы являемся полностью самосознающими, живущими «здесь и сейчас» и приемлющими мир и самого себя – со всеми своими как возможностями, так и ограничениями. Принимающими жизнь такой, какова она есть, а не такой, какой она должна быть в соответствии с нашим туннелем реальности…

По М. Хайдеггеру и И. Ялому, переход на более высокий модус осознавания бытия часто происходит в силу трагического в своей сути столкновения с реальностью конечности жизни и неизбежной смерти. Так, уже только И. Ялом[35], исследуя больных раком, обнаружил, что многие из них использовали кризисную интуицию и нависшую над ними угрозу как стимул к изменению. И у них произошли поразительные сдвиги, внутренние перемены, которые нельзя охарактеризовать иначе, как личностный рост. У этих людей буквально возникло следующее:

• изменение жизненных приоритетов и уменьшение значения жизненных тривиальностей;

• чувство освобождённости: появление способности сознательно не делать то, что не хочешь;

• обострённое переживание жизни в настоящем вместо откладывания её до пенсии или до какой-нибудь ещё точки будущего;

• переживание природных явлений: смены времён года, перемены погоды, опадания листьев и т.п. как высокозначимых событий;

• более глубокий, чем до кризиса, контакт с близкими;

• уменьшение страхов, связанных с межличностным общением и озабоченностью отвержением; большая, чем до кризиса, готовность к риску.

Существование на модусе осознания бытия хорошо раскрыто в концепции метанавыков Д. Минделла[36], трактуемых как некие глубокие духовные качества, убеждения, верования и принципы, составляющие чувственные качества человека и выражающие его взгляды на жизнь. В качестве таковых – экологичных и процессуальных, то есть соответствующих сути и течению жизни – его жена, Э. Минделл выделяет некий набор даосских (т.е. последователей ДАО) качеств:

• сочувствие – ко всем и ко всему, а более всего к себе;

• переработку – всего и вся, что бы ни случилось;

• склонность к игре – везде и во всём;

• отстранённость от происходящего, дабы понять, что же происходит;

• деятельность по принципу «рыбёшки» – соединение в себе расслабленности и сосредоточенности[37];

• соединение шаманизма и учёности – чувственно-интуитивных и познавательно-аналитических методов жизни, работы и познания мира;

• спонтанное творчество – во всем;

• гибкость и спокойствие.

 

Здесь мы вплотную подошли к ещё одному моменту – деятельности, труда, работы, – каковые, как вы, надеюсь, поняли, лучше осуществлять по принципу «рыбалки». Но есть здесь и ещё кое-что. Ф. Клакхольм[38] предложила следующую антропологическую классификацию ценностных ориентаций людей в отношении деятельности, каковую я намеренно «перевернул»:

• делание

• бытие-в-становлении

• бытие

В первом случае – ориентации на «делание» (на низком уровне развития – С. К.) – для нас значимы преимущественно достижения, оцениваемые по внешним стандартам. В результате такого вот доминирования принципа «главное – чтобы дела были сделаны» (и «чем ты занимаешься» вместо «кто ты есть») мы и становимся обезумевшими трудоголиками, скрывающими свой страх жизни и неудовлетворённость ею за кучей дел и обязанностей. Надо ли говорить о том, что для такого человека крах его дела как отход от деятельности (уход от дел, связанный, например, с уходом на пенсию) – это воистину крушение всей его жизни!

Во втором случае – «бытия-в-становлении» (и среднего уровня развития), – акцент меняется, и на первое место выходит не то, что мы можем достичь, а то, что мы есть. В ней уже важное место занимает понятие развития, а на передний план выходит активность, направленная на совершенствование всех аспектов самости.

Ну а в третьем случае – «бытия» (и высокого уровня развития, эквивалентного мудрости) главным становится сама по себе активность в отличие от цели и процесс, в отличие от результата. Суть спонтанное и естественное «деятельностное» самовыражение личностной «есть-ности» – (то есть того, что вы есть…).

И, конечно же, результатом личностного роста и саморазвития становится обретение мастерства в профессиональной и иной деятельности. Лучше всего, на мой взгляд, в этом вопросе разобрались энэлперы, которые в доставшемся мне неизвестно откуда листочке семинара по НЛП, по-видимому, проведённого ИГИСП, так определили различия между просто уровнем компетенции и уровнем Мастера:

1. Делание своего дела:

— без усилий,

— без намеренных попыток,

— без внутреннего диалога,

— без дополнительного напряжения.

— без предварительного просмотра.

2. Осуществление деятельности в интеграции:

— сознательного и бессознательного,

— ориентации на достижение результата и любопытства, «незнания» и удивления,

— цели и бесцельности («цель в том, чтобы не иметь цели»).

3. Соединение наработанной практики и спонтанности (так, мастер айкидо практикуется, чтобы действовать в строго дисциплинированном состоянии незнания – действовать и пытаться попять, что ты делаешь, приводит к расщеплённому сознанию, что плохо сказывается на овладении предметом и самой деятельности).

4. Деятельность со способностью изменять личные границы – т.е. способность сознательно менять фокус внимания (так, гонщик чувствует дорогу через колеса машины, а глаза слепого находятся на кончике его палки…).

5. Осуществление активности в состоянии конгруэнтности:

— с Союзниками внутри тебя,

— с мечтами, фантазиями и снами и

— с обществом (сообществом), которое создаёт контекст для проявления твоих способностей и мастерства.

6. Делание в режиме управляемого внимания – т.е. способность направлять внимание на важные точки во времени события и поступки (эти точки могут быть и внутренними, и внешними): иными словами, это способность правильно выбирать себе фильтры туннелей реальности.

7.Осуществление деятельности в «множественном» описании, ибо уровень Мастера – это способность описывать события с разных точек зрения и использовать наиболее подходящую из них для достижения желаемого эффекта.

Заканчивается «энэлперский лист» словами, каковыми и я хочу завершить всю эту главу:

 

ЭТО ЛЕГКО, НО НЕ ПРОСТО

ИЛИ ТРУДНО, НО НЕ СЛОЖНО

 

Упражнение 11.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.