ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ЭКОЛОГИЧНО ЖИТЬ, НАМ СТОИТ Отказаться от неэкологичного и обессмысленного образа жизни | → | Познать и понять Сущность своей жизни, её Смысл и Предназначение | Преодолеть раздроблённость собственного «Я» и раскол на полярности | → | Добиться согласованности объединённых единиц Сознания | Отказаться от позиции Следствия и перейти на позицию Причины | → | Обрести систему целей жизнедеятельности и обнаружить или создать совокупность адекватных способов (процессов) их достижения | Проработать собственные ограничивающие убеждения и фиксированные идеи | → | Создать гибкую и экологичную систему собственных убеждений | Отказаться от подавления своих глубинных смыслов и нужд | → | Прояснить свои истинные потребности и реализовать их экологичным образом | Высвободить и разрушить шаблоны негативных чувств, заставляющие нас реагировать принуждённо и неэкологично | → | Обрести свободу чувств, гибкое и экологичное эмоциональное реагирование | Очистить свою психику от импринтов и записей психотравматических происшествий | → | Освоить экологичное реагирование на проблемные и стрессогенные условия и обстоятельства | Надеюсь, что большинство из описанного в таблице (и представленного на рисунке) вам понятно. Кое-что не очень понятое (например, преодоление раздроблённости собственного «Я» и раскола на полярности) станет окончательно ясным немного далее. А сейчас попробую добавить несколько штрихов к абрису того, каким стоит быть – но уже, как говорится, по жизни (т.е. с точки зрения жизни, которую вы обретёте). Рисунок 3. Структура душевной зрелости («Счастливый атом» нейросоматического совершенства). | Понимание сущности своей жизни, её Смысла и Предназначения | Отказ от неэкологичного и обессмысленного образа жизни | Отказ от подавления глубинных смыслов и нужд | Прояснение своих потребностей и реализация их экологичным образом | Проработка фиксированных идей и ограничивающих убеждений | Свобода чувств, гибкое и экологичное эмоциональное реагирование | Высвобождение и разрушение шаблонов негативных чувств | Согласованность объединённых единиц Сознания | Преодоление раздроблённостей и расколов на полярности | Экологичное реагирование на проблемные и стрессогенные условия и обстоятельства | Очищение от импринтов и психотравматических происшествий | Наличие системы целей и совокупности адекватных способов (процессов) их достижения | Отказ от позиции Следствия и переход на позицию Причины | Наличие гибкой и экологичной системы убеждений | Права и свободы человека. Прежде всего, став самоподдерживающимся, самоактуализирующимся и личностно-устойчивым, вы наконец-то сможете уверенно-спокойно (а не истерично и «с боем») реализовать свои права и пользоваться этими правами. Нет, я не о правах человека, сформулированных ООН. Речь здесь идёт о психологических правах любого из нас, составленных К. Келли[32]: • право быть независимым, • право на успех, • право быть выслушанным и принятым всерьёз, • право получать то, за что платишь, • право иметь права, • право отвечать отказом на просьбу, не чувствуя себя виноватым или эгоистичным, • право просить то, чего хочешь, • право делать ошибки и быть ответственным за них, • право не быть напористым (т.е. не участвовать во всеобщих крысиных бегах etc – С. К.). Энэлперы добавляют к этому ещё несколько прав – пять базовых свобод В. Сэтир[33]: • свобода ощущать, • свобода думать и интерпретировать то, что думаешь, • свобода чувствовать, • свобода желать и выбирать, • свобода воображать. А ещё – присовокупляют к этому свою искреннюю и глубокую убеждённость в том, что все мы абсолютно свободны: • видеть и слышать то, что есть, вместо того, что должно быть, было или будет, • говорить, что мы чувствует и думаем на самом деле, вместо того, чтобы говорить о том, что нам следовало бы чувствовать и думать, • чувствовать то, что мы чувствуем, вместо того, чтобы чувствовать то, что мы должны чувствовать, • просить того, чего мы хотим, вместо того, чтобы ждать разрешения, • рисковать на свою ответственность вместо того, чтобы бояться «раскачать лодку». Такие вот очень нужные каждому права. Жаль, что полноценно, без борьбы, воплей и истерик воплотить их удаётся только действительно «продвинутым» людям. Однако шанс сделать это есть у каждого из нас. И, кстати, если вы начнёте последовательную «парламентскую» (т.е. «конституционными методами») борьбу за реализацию этих прав в своей жизни, вы явно продвинетесь на пути своего личностного роста и саморазвития. Вот только помните: любая мораль, конечно же, относительна. Но абсолютным является надморальный закон, именуемый категорическим императивом И. Канта и в наиболее общем смысле формулируемый так: ТЫ МОЖЕШЬ ДЕЛАТЬ ВСЁ, ЧТО ЗАХОЧЕШЬ – НО ТОЛЬКО ДО ТЕХ ПОР, ПОКА ЭТО НЕ МЕШАЕТ ДРУГИМ ЛЮДЯМ. Жизнь, которую вы обретёте. Итак, в результате своего роста и развития вы получите подлинные права человека, позволяющие вам жить намного эффективнее и счастливее. Но помимо этого вы приобретёте и ещё нечто бесценно важное – не просто новую жизнь, но новый, качественно более высокий фундаментальный модус вашего существования в мире. Поясню это своё утверждение. Согласно И. Ялому[34], в 1926 году известнейший ныне экзистенциалист М. Хайдеггер обнаружил, что имеются как бы два уровня этого самого модуса существования: • состояние забвения бытия и • состояние сознавания бытия. Забвение бытия – это как раз и есть способ существования большинства из нас. В нём мы как бы бежим от жизни и живём в мире вещей, погружённые в жизненную рутину. Человек в этом модусе существования «снижен», поглощён «пустой болтовнёй», затерялся в «они» (орфография И. Ялома). Он в буквальном смысле этого слова капитулировал перед повседневностью, в коей более всего озабочен тем, каковы – хорошие или плохие, правильные или неправильные, полезные или вредные и т.д., и т.п. – вещи, события, обстоятельства, да и сама жизнь. Забвение бытия – это, по М. Хайдеггеру и И. Ялому, повседневный способ существования, в котором мы не осознаём себя творцами собственной жизни и мира; спасаемся от них бегством, то и дело попадая в ловушки, и избегаем выбора, будучи «унесёнными в успокаивающую «никтовость» («я – никто, а с никто и взятки гладки» – в общем, «моя хата с краю…»). Сознавание бытия – это уже нечто совсем другое (и качественно иное). Пребывая на этом модусе существования, человек сосредоточен не на «как», в а на «что» – не на свойствах и оценках вещей, а на том, что они просто есть. Так, например, когда мы действительно любим кого-то, то любим его не за то, что он умный, добрый, храбрый и красивый (ибо в этом случае должны немедленно «разлюбливать» этого другого, как только он таковым перестанет быть), а просто за то, что есть. И тогда не важно, что с течением времени все эти его прекрасные качества как-то стёрлись, поблёкли и потускнели – он просто есть, и этого достаточно… Существовать в данном модусе – это значит действительно непрерывно сознавать своё бытие и свою ответственность за него. Именно на модусе дознавания бытия мы являемся полностью самосознающими, живущими «здесь и сейчас» и приемлющими мир и самого себя – со всеми своими как возможностями, так и ограничениями. Принимающими жизнь такой, какова она есть, а не такой, какой она должна быть в соответствии с нашим туннелем реальности… По М. Хайдеггеру и И. Ялому, переход на более высокий модус осознавания бытия часто происходит в силу трагического в своей сути столкновения с реальностью конечности жизни и неизбежной смерти. Так, уже только И. Ялом[35], исследуя больных раком, обнаружил, что многие из них использовали кризисную интуицию и нависшую над ними угрозу как стимул к изменению. И у них произошли поразительные сдвиги, внутренние перемены, которые нельзя охарактеризовать иначе, как личностный рост. У этих людей буквально возникло следующее: • изменение жизненных приоритетов и уменьшение значения жизненных тривиальностей; • чувство освобождённости: появление способности сознательно не делать то, что не хочешь; • обострённое переживание жизни в настоящем вместо откладывания её до пенсии или до какой-нибудь ещё точки будущего; • переживание природных явлений: смены времён года, перемены погоды, опадания листьев и т.п. как высокозначимых событий; • более глубокий, чем до кризиса, контакт с близкими; • уменьшение страхов, связанных с межличностным общением и озабоченностью отвержением; большая, чем до кризиса, готовность к риску. Существование на модусе осознания бытия хорошо раскрыто в концепции метанавыков Д. Минделла[36], трактуемых как некие глубокие духовные качества, убеждения, верования и принципы, составляющие чувственные качества человека и выражающие его взгляды на жизнь. В качестве таковых – экологичных и процессуальных, то есть соответствующих сути и течению жизни – его жена, Э. Минделл выделяет некий набор даосских (т.е. последователей ДАО) качеств: • сочувствие – ко всем и ко всему, а более всего к себе; • переработку – всего и вся, что бы ни случилось; • склонность к игре – везде и во всём; • отстранённость от происходящего, дабы понять, что же происходит; • деятельность по принципу «рыбёшки» – соединение в себе расслабленности и сосредоточенности[37]; • соединение шаманизма и учёности – чувственно-интуитивных и познавательно-аналитических методов жизни, работы и познания мира; • спонтанное творчество – во всем; • гибкость и спокойствие. Здесь мы вплотную подошли к ещё одному моменту – деятельности, труда, работы, – каковые, как вы, надеюсь, поняли, лучше осуществлять по принципу «рыбалки». Но есть здесь и ещё кое-что. Ф. Клакхольм[38] предложила следующую антропологическую классификацию ценностных ориентаций людей в отношении деятельности, каковую я намеренно «перевернул»: • делание • бытие-в-становлении • бытие В первом случае – ориентации на «делание» (на низком уровне развития – С. К.) – для нас значимы преимущественно достижения, оцениваемые по внешним стандартам. В результате такого вот доминирования принципа «главное – чтобы дела были сделаны» (и «чем ты занимаешься» вместо «кто ты есть») мы и становимся обезумевшими трудоголиками, скрывающими свой страх жизни и неудовлетворённость ею за кучей дел и обязанностей. Надо ли говорить о том, что для такого человека крах его дела как отход от деятельности (уход от дел, связанный, например, с уходом на пенсию) – это воистину крушение всей его жизни! Во втором случае – «бытия-в-становлении» (и среднего уровня развития), – акцент меняется, и на первое место выходит не то, что мы можем достичь, а то, что мы есть. В ней уже важное место занимает понятие развития, а на передний план выходит активность, направленная на совершенствование всех аспектов самости. Ну а в третьем случае – «бытия» (и высокого уровня развития, эквивалентного мудрости) главным становится сама по себе активность в отличие от цели и процесс, в отличие от результата. Суть спонтанное и естественное «деятельностное» самовыражение личностной «есть-ности» – (то есть того, что вы есть…). И, конечно же, результатом личностного роста и саморазвития становится обретение мастерства в профессиональной и иной деятельности. Лучше всего, на мой взгляд, в этом вопросе разобрались энэлперы, которые в доставшемся мне неизвестно откуда листочке семинара по НЛП, по-видимому, проведённого ИГИСП, так определили различия между просто уровнем компетенции и уровнем Мастера: 1. Делание своего дела: — без усилий, — без намеренных попыток, — без внутреннего диалога, — без дополнительного напряжения. — без предварительного просмотра. 2. Осуществление деятельности в интеграции: — сознательного и бессознательного, — ориентации на достижение результата и любопытства, «незнания» и удивления, — цели и бесцельности («цель в том, чтобы не иметь цели»). 3. Соединение наработанной практики и спонтанности (так, мастер айкидо практикуется, чтобы действовать в строго дисциплинированном состоянии незнания – действовать и пытаться попять, что ты делаешь, приводит к расщеплённому сознанию, что плохо сказывается на овладении предметом и самой деятельности). 4. Деятельность со способностью изменять личные границы – т.е. способность сознательно менять фокус внимания (так, гонщик чувствует дорогу через колеса машины, а глаза слепого находятся на кончике его палки…). 5. Осуществление активности в состоянии конгруэнтности: — с Союзниками внутри тебя, — с мечтами, фантазиями и снами и — с обществом (сообществом), которое создаёт контекст для проявления твоих способностей и мастерства. 6. Делание в режиме управляемого внимания – т.е. способность направлять внимание на важные точки во времени события и поступки (эти точки могут быть и внутренними, и внешними): иными словами, это способность правильно выбирать себе фильтры туннелей реальности. 7.Осуществление деятельности в «множественном» описании, ибо уровень Мастера – это способность описывать события с разных точек зрения и использовать наиболее подходящую из них для достижения желаемого эффекта. Заканчивается «энэлперский лист» словами, каковыми и я хочу завершить всю эту главу: ЭТО ЛЕГКО, НО НЕ ПРОСТО ИЛИ ТРУДНО, НО НЕ СЛОЖНО Упражнение 11. |