МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Т–016. Техника определения уровня самоактуализации





Самоактуализационный тест (САТ). Теперь определимся с собственной самоактуализацией – с помощью второго из обещанных мною тестов: САТ Э. Шострем. Важность и значимость определения уровня своей самоактуализации бесспорна, так как в этой книге я, по сути, хочу помочь вам осуществить этот самый процесс – самоактуализации, которая необходима всем и каждому, дабы жить, а не выживать. Для того, чтобы определить, что здесь вам нужно в себе перепрограммировать, чтобы добиться самоактуализации, я и включил в книгу довольно объёмный самоактуализационный тест вышеупомянутого автора, который позволит вам измерить, где вы находитесь (или застряли) на пути к этому приятному состоянию – равно как и узнать то, на что вам нужно обратить внимание (а что – развить), дабы самоактуализироваться. Описание этого теста, который в данной книге условно назван техникой определения уровня самоактуализации, я привожу по работе Ю. Алёшиной, Л. Гозмана и Е. Дубовской «Социально-психологические методы исследования супружеских отношений».

 

Каждый пункт данного опросника содержит в себе два высказывания (а и б). Внимательно прочтите каждое из них и пометьте то из двух, которое в большей степени соответствует Вашей точке зрения.

 

А Б
1.   Я верю в себя только тогда, когда чувствую, что могу справиться со всеми стоящими передо мной задачами.   Я верю в себя даже тогда, когда чувствую, что не могу справиться со всеми стоящими передо мной задачами.
2.   Я часто внутренне смущаюсь, когда мне говорят комплименты.   Я редко внутренне смущаюсь, когда мне говорят комплименты.
3.   Мне кажется, что человек может прожить свою жизнь так, как ему хочется.   Мне кажется, что у человека мало шансов прожить свою жизнь так, как ему хочется.
4.   Я всегда чувствую в себе силы для преодоления жизненных невзгод.   Я далеко не всегда чувствую в себе силы для преодоления жизненных невзгод.
5.   Я чувствую угрызения совести, когда сержусь на тех, кого люблю.   Я не чувствую угрызений совести, когда сержусь на тех, кого люблю.
6.   В сложных ситуациях надо действовать уже испытанными способами, так как это гарантирует успех.   В сложных ситуациях всегда надо искать принципиально новые решения.
7.   Для меня важно, разделяют ли другие мою точку зрения.   Для меня не слишком важно, чтобы другие разделяли мою точку зрения.
8.   Мне кажется, что человек должен спокойно относиться к тому неприятному, что он может услышать о себе от других.   Мне понятно, когда люди обижаются, услышав что-то неприятное о себе.
9.   Я могу без всяких угрызений совести отложить до завтра то, что я должен сделать сегодня.   Меня мучают угрызения совести, если я откладываю до завтра то, что я должен сделать сегодня.
10.   Иногда я бываю так зол, что мне хочется «бросаться» на людей.   Я никогда не бываю зол настолько, чтобы мне хотелось «бросаться» на людей.
11.   Мне кажется, что в будущем меня ждёт много хорошего.   Мне кажется, что будущее сулит мне мало хорошего.
12.   Человек должен оставаться честным во всём и всегда.   Бывают ситуации, когда человек имеет право быть нечестным.
13.   Взрослые никогда не должны сдерживать любознательность ребёнка, даже если её удовлетворение может иметь отрицательные последствия.   Не стоит потакать излишнему любопытству ребёнка, когда оно может привести к дурным последствиям.
14.   У меня часто возникает потребность найти обоснование тем своим действиям, которые я совершаю просто потому, что мне этого хочется.   У меня почти никогда не возникает потребности найти обоснование тем своим действиям, которые я совершаю просто потому, что мне этого хочется.
15.   Я всячески стараюсь избегать огорчений.   Я не стремлюсь всегда избегать огорчений.
16.   Я часто испытываю чувство беспокойства, думая о будущем.   Я редко испытываю чувство беспокойства, думая о будущем.
17.   Я не хотел бы отступать от своих принципов даже ради того, чтобы совершить нечто, за что люди были бы мне благодарны.   Я хотел бы совершить нечто, за что люди были бы благодарны мне, даже если ради этого нужно было бы несколько отойти от своих принципов.
18.   Мне кажется, что большую часть времени я не живу, а как бы готовлюсь к тому, чтобы по-настоящему начать жить в будущем.   Мне кажется, что большую часть времени я не готовлюсь к будущей «настоящей» жизни, а живу по-настоящему уже сейчас.
19.   Обычно я высказываю и делаю то, что считаю нужным, даже если это грозит осложнениями в отношениях с другом.   Я стараюсь не говорить и не делать такого, что может грозить осложнениями в отношениях с другом.
20.   Люди, которые проявляют повышенный интерес ко всему на свете, иногда меня раздражают.   Люди, которые проявляют повышенный интерес ко всему на свете, всегда вызывают у меня симпатию.
21.   Мне не нравится, когда люди проводят много времени в бесплодных мечтаниях.   Мне кажется, что нет ничего плохого в том, что люди тратят много времени на бесплодные мечтания.
22.   Я часто задумываюсь о том, соответствует ли моё поведение ситуации.   Я редко задумываюсь о том, соответствует ли моё поведение ситуации.
23.   Мне кажется, любой человек по природе своей способен преодолевать те трудности, которые ставит перед ним жизнь.   Я не думаю, что любой человек по природе своей способен преодолевать те трудности, которые ставит перед ним жизнь.
24.   Главное в нашей жизни – это создавать что-либо новое.   Главное в нашей жизни – быть честным и благородным человеком, приносить людям пользу.
25.   Мне кажется, что было бы лучше, если бы у большинства мужчин преобладали традиционно мужские черты характера, а у женщин – традиционно женские.   Мне кажется, что было бы лучше, если бы и мужчины, и женщины сочетали в себе традиционно мужские и традиционно женские свойства характера.
26.   Два человека лучше всего ладят между собой, если каждый из них старается прежде всего доставить удовольствие другому в противовес свободному выражению своих чувств.   Два человека лучше всего ладят между собой, если каждый из них старается прежде всего выразить свои чувства в противовес стремлению доставить удовольствие другому.
27.   Жестокие и эгоистические поступки, которые совершают люди, являются естественными проявлениями их человеческой природы.   Жестокие и эгоистические поступки, которые совершают люди, не являются проявлениями человеческой природы.
28.   Осуществление моих планов в будущем во многом зависит от того, будут ли у меня друзья.   Осуществление моих планов в будущем лишь в незначительной степени зависит от того, будут ли у меня друзья.
29.   Я уверен в себе.   Я не уверен в себе.
30.   Мне кажется, что наиболее ценным для человека является любимая работа.   Мне кажется, что наиболее ценным для человека является счастливая семейная жизнь.
31.   Я никогда не сплетничаю.   Иногда мне нравится сплетничать.
32.   Я мирюсь с противоречиями в самом себе.   Я не могу мириться с противоречиями в самом себе.
33.   Если незнакомый человек окажет мне услугу, то я чувствую себя обязанным ему.   Если незнакомый человек окажет мне услугу, то я не чувствую себя обязанным ему.
34.   Иногда мне трудно быть искренним даже тогда, когда мне этого хочется.   Мне всегда удаётся быть искренним, когда мне этого хочется.
35.   Меня редко беспокоит чувство вины.   Меня часто беспокоит чувство вины.
36.   Я постоянно чувствую себя обязанным делать всё от меня зависящее, чтобы у тех, с кем я общаюсь, было хорошее настроение.   Я не чувствую себя обязанным делать всё от меня зависящее, чтобы у тех, с кем я общаюсь, было хорошее настроение.
37.   Мне кажется, что каждый человек должен иметь представление об основных законах физики.   Мне кажется, что многие люди могут обойтись без знания законов физики.
38.   Я считаю необходимым следовать правилу: «не трать времени даром».   Я не считаю необходимым следовать правилу: «не трать времени даром».
39.   Критические замечания в мой адрес снижают мою самооценку.   Критические замечания в мой адрес не снижают мою самооценку.
40.   Я часто переживаю из-за того, что в настоящий момент не делаю ничего значительного.   Я редко переживаю из-за того, что в настоящий момент не делаю ничего значительного.
41.   Я предпочитаю оставлять приятное «на потом».   Я не оставляю приятного «на потом».
42.   Я часто принимаю спонтанные решения.   Я редко принимаю спонтанные решения.
43.   Я стремлюсь открыто выражать свои чувства, даже если это может привести к каким-либо неприятностям.   Я стараюсь не выражать открыто своих чувств в тех случаях, когда это может привести к каким-либо неприятностям.
44.   Я не могу сказать, что я себе нравлюсь.   Я могу сказать, что я себе нравлюсь.
45.   Я часто вспоминаю о неприятных для меня вещах.   Я редко вспоминаю о неприятных для меня вещах.
46.   Мне кажется, что люди должны открыт о проявлять в общении с другими своё недовольство ими.   Мне кажется, что в общении с другими люди должны скрывать своё недовольство ими.
47.   Мне кажется, что я могу судить о том, как должны вести себя другие люди.   Мне кажется, что я не могу судить о том, как должны вести себя другие люди.
48.   Мне кажется, что углубление в узкую специализацию является необходимым для настоящего учёного.   Мне кажется, что углубление в узкую специализацию делает человека ограниченным
49.   При определении того, что хорошо, а что плохо, для меня важно мнение других людей.   Я стараюсь сам определить, что хорошо, а что плохо.
50.   Мне бывает трудно отличить любовь от простого сексуального влечения.   Я легко отличаю любовь от простого сексуального влечения.
51.   Меня постоянно волнует проблема самоусовершенствования.   Меня мало волнует проблема самоусовершенствования.
52.   Достижение счастья не может быть целью человеческих отношений.   Достижение счастья – это главная цель человеческих отношений.
53.   Мне кажется, я могу вполне доверять своим собственным оценкам.   Мне кажется, я не могу доверять в полной мере своим собственным оценкам.
54.   При необходимости человек может достаточно легко избавиться от своих привычек.   Человеку крайне трудно избавиться от своих привычек.
55.   Мои чувства иногда приводят в недоумение меня самого.   Мои чувства никогда не повергают меня в недоумение.
56.   В некоторых случаях я считаю себя вправе дать человеку понять, что он мне кажется глупым и неинтересным.   Я никогда не считаю себя вправе дать человеку понять, что он мне кажется глупым и неинтересным.
57.   Можно судить со стороны, насколько счастливо складываются отношения между людьми.   Наблюдая со стороны, нельзя сказать, насколько удачно складываются отношения между людьми.
58.   Я часто перечитываю понравившиеся мне книги по несколько раз.   Я думаю, что лучше прочесть какую-либо новую книгу, чем возвращаться к уже прочитанному.
59.   Я очень увлечён своей работой.   Я не могу сказать, что я увлечён своей работой.
60.   Я недоволен своим прошлым.   Я доволен своим прошлым.
61.   Я чувствую себя обязанным всегда говорить правду.   Я не чувствую себя обязанным всегда говорить правду.
62.   Существует очень мало ситуаций, когда я могу позволить себе дурачиться.   Существует множество ситуаций, когда я могу позволить себе дурачиться.
63.   Стремясь разобраться в характере и чувствах окружающих, люди часто бывают излишне бестактны.   Стремление разобраться в характере и чувствах окружающих естественно для человека и поэтому может оправдать бестактность.
64.   Обычно я расстраиваюсь из-за потери или поломки нравящихся мне вещей.   Обычно я не расстраиваюсь из-за потери или поломки нравящихся мне вещей.
65.   Я чувствую себя обязанным поступать так, как от меня ожидают окружающие.   Я не чувствую себя обязанным поступать так, как от меня ожидают окружающие.
66.   Интерес к самому себе всегда необходим для человека.   Излишнее самокопание иногда имеет дурные последствия.
67.   Иногда я боюсь быть самим собой.   Я никогда не боюсь быть самим собой.
68.   Большая часть того, что мне приходится делать, доставляет мне удовольствие.   Лишь немногое из того, что я делаю, доставляет мне удовольствие.
69.   Лишь тщеславные люди думают о своих достоинствах и не думают о недостатках.   Не только тщеславные люди думают о своих достоинствах.
70.   Я могу делать что-либо для других, не требуя, чтобы они это оценили.   Я вправе ожидать от других, чтобы они оценили то, что я делаю для них.
71.   Человек должен раскаиваться в своих проступках.   Человек совсем не обязательно должен раскаиваться в своих проступках.
72.   Мне необходимы обоснования для принятия моих чувств.   Обычно мне не нужны никакие обоснования для принятия моих чувств.
73.   В большинстве ситуаций я прежде всего стараюсь понять, чего хочу я сам.   В большинстве ситуаций я прежде всего пытаюсь понять, чего хотят окружающие.
74.   Я стараюсь никогда не быть «белой вороной».   Я позволяю себе быть «белой вороной».
75.   Когда я нравлюсь сам себе, мне кажется, что я нравлюсь всем окружающим.   Даже когда я нравлюсь сам себе, я понимаю, что есть люди, которым я неприятен.
76.   Моё прошлое в значительной степени определяет моё будущее.   Моё прошлое очень слабо определяет моё будущее.
77.   Часто бывает так, что выразить свои чувства важнее, чем обдумывать ситуацию.   Довольно редко бывает так, что выразить свои чувства важнее, чем обдумывать ситуацию.
78.   Те усилия и затраты, которых требует познание истины, оправданы, так как приносят пользу людям.   Те усилия и затраты, которых требует познание истины, оправданы хотя бы тем, что доставляют человеку эмоциональное удовлетворение.
79.   Мне всегда необходимо, чтобы другие одобряли то, что я делаю.   Мне не всегда необходимо, чтобы другие одобряли то, что я делаю.
80.   Я доверию тем решениям, которые я принимаю спонтанно.   Я не доверяю тем решениям, которые я принимаю спонтанно.
81.   Пожалуй, я могу сказать, что я живу с ощущением счастья.   Пожалуй, я не могу сказать, что я живу с ощущением счастья.
82.   Довольно часто мне бывает скучно.   Мне никогда не бывает скучно.
83.   Я часто проявляю своё расположение к человеку, независимо от того, взаимно ли оно.   Я редко проявляю своё расположение к человеку, не будучи уверенным, что оно взаимно.
84.   Я легко принимаю рискованные решения.   Обычно мне бывает трудно принимать рискованные решения.
85.   Я стараюсь во всём и всегда поступать честно.   Иногда я считаю возможным мошенничать.
86.   Я готов примириться со своими ошибками.   Мне трудно примириться со своими ошибками.
87.   Обычно я чувствую себя виноватым, когда поступаю эгоистично.   Обычно я не чувствую себя виноватым, когда поступаю эгоистично.
88.   Дети должны понимать, что у них нет тех прав и привилегий, что у взрослых.   Детям не обязательно осознавать, что у них нет тех прав и привилегий, что у взрослых.
89.   Я хорошо знаю, какие чувства я способен испытывать, а какие нет.   Я ещё не понял до конца, какие чувства я способен испытывать, а какие нет.
90.   Я думаю, что большинству людей можно доверять.   Я думаю, что без крайней необходимости людям доверять не стоит.
91.   Прошлое, настоящее и будущее представляются мне как единое целое.   Моё настоящее представляется мне слабо связанным с прошлым и будущим.
92.   Я предпочитаю проводить отпуск, путешествуя, даже если это сопряжено с большими затратами и неудобствами.   Я предпочитаю проводить отпуск спокойно, в комфортабельных условиях.
93.   Бывает, что мне нравятся люди, чьё поведение я не одобряю.   Мне почти никогда не нравятся люди, чьё поведение я не одобряю.
94.   Людям от природы свойственно понимать друг друга.   По природе своей человеку свойственно заботиться о своих собственных интересах.
95.   Мне никогда не нравятся сальные шутки.   Мне иногда нравятся сальные шутки.
96.   Меня любят потому, что я сам способен любить.   Меня любят потому, что я стараюсь заслужить любовь окружающих.
97.   Мне кажется, что эмоциональное и рациональное в человеке не противоречат вдруг другу.   Мне кажется, что эмоциональное и рациональное в человеке противоречат друг другу.
98.   Я чувствую себя уверенным в отношениях с другими людьми.   Я чувствую себя неуверенным в отношениях с другими людьми.
99.   Защищая собственные интересы, люди часто игнорируют интересы окружающих.   Защищая собственные интересы, люди обычно не забывают интересы окружающих.
100.   Я всегда могу положиться на свои способности ориентироваться в ситуации.   Я далеко не всегда могу положиться на свои способности ориентироваться в ситуации.
101.   Я считаю, что способность к творчеству – природное свойство человека.   Я считаю, что далеко не все люди одарены природой способностью к творчеству.
102.   Обычно я не расстраиваюсь, если мне не удаётся добиться совершенства в чём-либо.   Я часто расстраиваюсь, если мне не удаётся добиться совершенства в чём-либо.
103.   Иногда я боюсь показаться слишком нежным.   Я никогда не боюсь показаться слишком нежным.
104.   Мне легко смириться со своими слабостями.   Мне трудно смириться со своими слабостями.
105.   Мне кажется, что я должен добиваться совершенства во всём, что я делаю.   Мне не кажется, что я должен добиваться совершенства во всём, что я делаю.
106.   Мне часто приходится оправдывать перед самим собой свои поступки.   Мне редко приходится оправдывать перед самим собой свои поступки.
107.   Выбирая для себя какое-либо занятие, человек должен считаться с тем, насколько оно необходимо.   Человек должен всегда заниматься только тем, чем ему интересно.
108.   Я могу сказать, что мне нравится большинство людей, которых я знаю.   Я не могу сказать, что мне нравится большинство людей, которых я знаю.
109.   Иногда я не против того, чтобы мной командовали.   Мне никогда не нравится, когда мной командуют.
110.   Я не стесняюсь обнаруживать свои слабости перед друзьями.   Мне не легко обнаруживать свои слабости даже перед друзьями.
111.   Я часто боюсь совершить какую-нибудь оплошность.   Я не боюсь совершить какую-нибудь оплошность.
112.   Наибольшее удовлетворение человек получает, добившись желаемого результата в работе.   Наибольшее удовлетворение человек получает в самом процессе работы.
113.   О человеке никогда с уверенностью нельзя сказать, добрый он или злой.   Обычно о человеке можно сказать, добрый он или злой.
114.   Я почти всегда чувствую в себе силы поступать так, как я считаю нужным, несмотря на последствия.   Я далеко не всегда чувствую в себе силы поступать так, как я считаю нужным, несмотря на последствия.
115.   Люди часто раздражают меня.   Люди редко раздражают меня.
116.   Моё чувство самоуважения во многом зависит от того, чего я достиг.   Моё чувство самоуважения в небольшой степени зависит от того, чего я достиг.
117.   Зрелый человек всегда должен осознавать причины каждого своего поступка.   Зрелый человек совсем не обязательно должен осознавать причины каждого своего поступка.
118.   Я воспринимаю себя таким, каким видят меня окружающие.   Я вижу себя не совсем таким, каким видят меня окружающие.
119.   Бывает, что я стыжусь своих чувств.   Я никогда не стыжусь своих чувств.
120.   Мне нравится участвовать в жарких спорах.   Мне не нравится участвовать в жарких спорах.
121.   У меня не хватает времени на то, чтобы следить за новинками в мире искусства и литературы.   Я постоянно слежу за новинками в мире искусства и литературы.
122.   Мне всегда удаётся руководствоваться в жизни своими собственными чувствами и желаниями.   Мне не часто удаётся руководствоваться в жизни своими собственными чувствами и желаниями.
123.   Я часто руководствуюсь общепринятыми представлениями в решении моих личных проблем.   Я редко руководствуюсь в решении моих личных проблем общепринятыми представлениями.
124.   Мне кажется, что для того, чтобы заниматься творческой деятельностью, человек должен обладать определёнными знаниями в этой области.   Мне кажется, что для того, чтобы заниматься творческой деятельностью, человеку не обязательно обладать определёнными знаниями в этой области.
125.   Я боюсь неудач.   Я не боюсь неудач.
126.   Меня часто беспокоит вопрос о том, что произойдёт в будущем.   Меня редко беспокоит вопрос о том, что произойдёт в будущем.

 



В качестве показателей самоактуализации в тесте Э. Шострем используются две основные и двенадцать дополнительных шкал. Приведу их описание по вышеупомянутой книге Ю. Алешиной, Л. Гозана и Е. Дубовской[51].

Основные шкалы теста CAT. Здесь главными выступают две шкалы.

I.Шкала компетентности во времени определяет отношения человека с временными параметрами его жизни. Высокий балл по этой шкале свидетельствует, во-первых, о способности субъекта жить настоящим (т.е. переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, а не рассматривать то, что происходит «здесь» и «теперь» как подготовку к будущей «настоящей жизни»), а во-вторых, ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, т.е. видеть свою жизнь целостной. Именно такое мироощущение говорит о высокой самоактуализации личности. Низкий балл по шкале означает ориентацию человека лишь на один из отрезков временной шкалы (прошлое, настоящее или будущее) и дискретное («отрезочное») восприятие своего жизненного пути.

II.Шкала поддержки измеряет степень независимости ценностей и поведения человека от воздействия извне. Личность, имеющая высокий балл по этой шкале, относительно независима в своих поступках, что, однако, не означает враждебности к окружающим или конфронтации с групповыми нормами. Низкий балл свидетельствует о высокой степени зависимости и конформности (склонности подтверждать мнение значимых других).

Дополнительные шкалы самоактуализационного теста. В отличие от основных шкал, измеряющих две глобальные характеристики самоактуализации, дополнительные шкалы ориентированы на выявление отдельных аспектов этого весьма любопытного психологического явления.

1. Шкала ценностных ориентаций определяет в какой степени человек разделяет ценности, характерные для самоактуализирующейся личности (здесь и далее высокий балл по шкале характеризует большую степень самоактуализации).

2. Шкала гибкости поведения измеряет степень гибкости в реализации личностью своих ценностей, способность быстро реагировать на изменяющиеся аспекты ситуации.

Шкалы ценностных ориентаций и гибкости поведения, дополняя друг друга, образуют блок ценностей. Первая шкала характеризует сами ценности, вторая – гибкость в их использовании.

3. Шкала сенситивности (чувствительности) к себе определяет то, в какой степени человек отдаёт себе отчёт в своих потребностях и чувствах.

4. Шкала спонтанности измеряет возможность для личности легко и непосредственно выражать свои чувства. Высокий балл по этой шкале не означает отсутствия способности к продуманным, целенаправленным действиям, а лишь свидетельствует о возможности и другого, не рассчитанного заранее способа поведения.

Шкалы 3 и 4 составляют блок чувств. Первая свидетельствует о том, насколько человек осознаёт собственные чувства, а вторая – о том, в какой степени они проявляются в поведении.

5. Шкала самоуважения определяет способность личности ценить свои достоинства.

6. Шкала самопринятия измеряет степень принятия себя вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков.

Шкалы 5 и 6 составляют блок самовосприятия.

7. Шкала представления о природе человека регистрирует отношение к людям. Высокий балл по шкале свидетельствует о склонности субъекта воспринимать природу людей в целом как положительную («люди в массе своей добры») и не считать полярности (противоположности) мужественности – женственности, рациональности – эмоциональности и тому подобные антагонистическими.

8. Шкала синергии характеризует способность человека к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связанности противоположностей, таких как игра и работа, телесное и духовное и др.

Шкалы 7 и 8 очень близки по содержанию и могут анализироваться совместно. Они составляют блок концепции человека.

9. Шкала принятия агрессии определяет отношение к «выходам из себя». Высокий балл по шкале свидетельствует о способности принимать своё раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы. Однако, конечно же, речь здесь вовсе не идёт об оправдании своего или чужого антисоциального поведения.

10. Шкала контактности характеризует способность человека к быстрому установлению глубоких контактов с людьми.

Шкалы 9 и 10 составляют блок межличностной чувствительности.

11. Шкала познавательных потребностей измеряет степень выраженности у личности стремления к приобретению знаний об окружающем мире.

12. Шкала креативности характеризует выраженность творческой направленности человека.

Шкалы 11 и 12 составляют блок отношения к познанию.

Ключ к опроснику Э. Шострем. Обработка САТ осуществляется с помощью специального ключа, где за выбор указанных ниже суждений даётся 1 балл.

Шкала ориентации во времени: 11а, 16б, 18б, 21а,28б, 38б, 40б, 41б, 45б, 60б, 64б, 71б, 76б, 82б, 91б, 106б, 126б.

Шкала поддержки: 1б, 2б, 3а, 4а, 5б, 7б, 8а, 9а, 10а, 12б, 14б, 15б, 17а, 19а, 22б, 23а, 25б, 26б, 27б, 29а, 31б, 32а, 33б, 34а, 35б, 36б, 42а, 43а, 44б, 46а, 47б, 49б, 50б, 51б, 52а, 53а, 55а, 56а, 57а, 59а, 61б, 62б, 65б, 66а, 67б, 68а, 69б, 70а, 72б, 73а, 74б, 75б, 77а, 80а, 81а, 83а, 85б, 86а, 87б, 88б, 89б, 90а, 93а, 94а, 95б, 96а, 97а, 98а, 99б, 100а, 102а, 103б, 104а, 105б, 108б, 109а, 110а, 111б, 113а, 114а, 115а, 116б, 117б, 118а, 119б, 120а, 122а, 123б, 125б.

Шкала ценностной ориентации: 17а, 29а, 42а, 49б, 50б, 53а, 56а, 59а, 67б, 68а, 69б, 80а, 81а, 90а, 93а, 97а, 99б, 113а, 114а, 122а.

Шкала гибкости повеления: 3а, 9а, 12б, 33б, 36б, 38б, 40б, 47б, 50б, 51б, 61б, 62б, 65б, 68а, 70а, 74б, 82б, 85б, 95б, 97а, 99б, 102а, 105б, 123б.

Шкала сенситивности: 2б, 5б, 10а, 43а, 46а, 55а, 73а, 77а, 83а, 89б, 103б, 119б, 122а.

Шкала спонтанности: 5б, 14б, 15б, 26б, 42а, 62б, 67б, 74б, 77а, 80а, 81а, 83а, 95б, 114а.

Шкала самоуважения: 2б, 3а, 7б, 23а, 29а, 44б, 53а, 66а, 69б, 98а, 100а, 102а, 106б, 114а, 122а.

Шкала самопринятия: 1б, 8а, 14б, 22б, 31б, 32а, 34а, 39б, 53а, 61б, 71б, 75б, 86а, 87б, 104а, 105б, 106б, 110а, 111б, 116б, 125б.

Шкала представлений о природе человека: 23а,25б, 27б, 50б, 66а, 90а, 94а, 97а, 99б, 113а.

Шкала синергичности: 50б, 68а, 91б, 93а, 97а, 99б, 113а.

Шкала принятия агрессии: 5б, 8а, 10а, 15б, 19а, 29а, 39б, 43а, 46а, 56а, 67б, 85б, 93а, 94а, 115а.

Шкала контактности: 5б, 7б, 17а, 23б, 26б, 36б, 46а, 65б, 70а, 73а, 74б, 75б, 79б, 96а, 99б, 103б, 108б, 109а, 120а, 123б.

Шкала познавательных потребностей: 13а, 20б, 37а, 48а, 63б, 66а, 78б, 82б, 92а, 107б, 121б.

Шкала креативности: 6б, 24а, 30а, 42а, 54а, 58а, 59а, 68а, 84а, 101а, 105б, 112б, 123б, 124б.

 

Использование полученных данных. А вот здесь я вас немного разочарую, ибо не приведу никаких оценок по этому тесту: средних, стандартных и т.п. В принципе, они существуют, но лично вам оценки эти не важны и не нужны (а то ещё зазнаетесь или, наоборот, впадёте в депрессию). Важно здесь совсем другое. Этот тест должен послужить для вас именно информацией к размышлению – о пробелах в вашей самоактуализации. Чтобы определить их, вполне достаточно будет вычислить «процент актуализированности» по каждой из шкал по формуле:

 

 

Содержание тех шкал, в которых обнаружился самый низкий процент, и должно стать объектом вашего самоперепрограммирования.

 

Упражнение 21.

Протестируйте себя по тесту «Самосаботаж или успех» Д. Эймана и определите общий уровень вашей «самосаботажности».

Выпишите все факторы, которые получили отрицательную оценку и тщательно обдумайте, как негативно повлияли они на вашу собственную жизнь.

Упражнение 22.

Протестируйте себя по САТ Э. Шострем и обработайте результаты тестирования, определив «проценты самоактуализации».

Тщательно проанализируйте шкалы самоактуализационного теста (их содержание и смысл), после чего представьте, насколько обогатиться и улучшится ваша жизнь, если всё это станет достоянием вашей личности.

Упражнение 23.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.