ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Т–016. Техника определения уровня самоактуализации Самоактуализационный тест (САТ). Теперь определимся с собственной самоактуализацией – с помощью второго из обещанных мною тестов: САТ Э. Шострем. Важность и значимость определения уровня своей самоактуализации бесспорна, так как в этой книге я, по сути, хочу помочь вам осуществить этот самый процесс – самоактуализации, которая необходима всем и каждому, дабы жить, а не выживать. Для того, чтобы определить, что здесь вам нужно в себе перепрограммировать, чтобы добиться самоактуализации, я и включил в книгу довольно объёмный самоактуализационный тест вышеупомянутого автора, который позволит вам измерить, где вы находитесь (или застряли) на пути к этому приятному состоянию – равно как и узнать то, на что вам нужно обратить внимание (а что – развить), дабы самоактуализироваться. Описание этого теста, который в данной книге условно назван техникой определения уровня самоактуализации, я привожу по работе Ю. Алёшиной, Л. Гозмана и Е. Дубовской «Социально-психологические методы исследования супружеских отношений». Каждый пункт данного опросника содержит в себе два высказывания (а и б). Внимательно прочтите каждое из них и пометьте то из двух, которое в большей степени соответствует Вашей точке зрения. № | А | Б | 1. | | Я верю в себя только тогда, когда чувствую, что могу справиться со всеми стоящими передо мной задачами. | | Я верю в себя даже тогда, когда чувствую, что не могу справиться со всеми стоящими передо мной задачами. | 2. | | Я часто внутренне смущаюсь, когда мне говорят комплименты. | | Я редко внутренне смущаюсь, когда мне говорят комплименты. | 3. | | Мне кажется, что человек может прожить свою жизнь так, как ему хочется. | | Мне кажется, что у человека мало шансов прожить свою жизнь так, как ему хочется. | 4. | | Я всегда чувствую в себе силы для преодоления жизненных невзгод. | | Я далеко не всегда чувствую в себе силы для преодоления жизненных невзгод. | 5. | | Я чувствую угрызения совести, когда сержусь на тех, кого люблю. | | Я не чувствую угрызений совести, когда сержусь на тех, кого люблю. | 6. | | В сложных ситуациях надо действовать уже испытанными способами, так как это гарантирует успех. | | В сложных ситуациях всегда надо искать принципиально новые решения. | 7. | | Для меня важно, разделяют ли другие мою точку зрения. | | Для меня не слишком важно, чтобы другие разделяли мою точку зрения. | 8. | | Мне кажется, что человек должен спокойно относиться к тому неприятному, что он может услышать о себе от других. | | Мне понятно, когда люди обижаются, услышав что-то неприятное о себе. | 9. | | Я могу без всяких угрызений совести отложить до завтра то, что я должен сделать сегодня. | | Меня мучают угрызения совести, если я откладываю до завтра то, что я должен сделать сегодня. | 10. | | Иногда я бываю так зол, что мне хочется «бросаться» на людей. | | Я никогда не бываю зол настолько, чтобы мне хотелось «бросаться» на людей. | 11. | | Мне кажется, что в будущем меня ждёт много хорошего. | | Мне кажется, что будущее сулит мне мало хорошего. | 12. | | Человек должен оставаться честным во всём и всегда. | | Бывают ситуации, когда человек имеет право быть нечестным. | 13. | | Взрослые никогда не должны сдерживать любознательность ребёнка, даже если её удовлетворение может иметь отрицательные последствия. | | Не стоит потакать излишнему любопытству ребёнка, когда оно может привести к дурным последствиям. | 14. | | У меня часто возникает потребность найти обоснование тем своим действиям, которые я совершаю просто потому, что мне этого хочется. | | У меня почти никогда не возникает потребности найти обоснование тем своим действиям, которые я совершаю просто потому, что мне этого хочется. | 15. | | Я всячески стараюсь избегать огорчений. | | Я не стремлюсь всегда избегать огорчений. | 16. | | Я часто испытываю чувство беспокойства, думая о будущем. | | Я редко испытываю чувство беспокойства, думая о будущем. | 17. | | Я не хотел бы отступать от своих принципов даже ради того, чтобы совершить нечто, за что люди были бы мне благодарны. | | Я хотел бы совершить нечто, за что люди были бы благодарны мне, даже если ради этого нужно было бы несколько отойти от своих принципов. | 18. | | Мне кажется, что большую часть времени я не живу, а как бы готовлюсь к тому, чтобы по-настоящему начать жить в будущем. | | Мне кажется, что большую часть времени я не готовлюсь к будущей «настоящей» жизни, а живу по-настоящему уже сейчас. | 19. | | Обычно я высказываю и делаю то, что считаю нужным, даже если это грозит осложнениями в отношениях с другом. | | Я стараюсь не говорить и не делать такого, что может грозить осложнениями в отношениях с другом. | 20. | | Люди, которые проявляют повышенный интерес ко всему на свете, иногда меня раздражают. | | Люди, которые проявляют повышенный интерес ко всему на свете, всегда вызывают у меня симпатию. | 21. | | Мне не нравится, когда люди проводят много времени в бесплодных мечтаниях. | | Мне кажется, что нет ничего плохого в том, что люди тратят много времени на бесплодные мечтания. | 22. | | Я часто задумываюсь о том, соответствует ли моё поведение ситуации. | | Я редко задумываюсь о том, соответствует ли моё поведение ситуации. | 23. | | Мне кажется, любой человек по природе своей способен преодолевать те трудности, которые ставит перед ним жизнь. | | Я не думаю, что любой человек по природе своей способен преодолевать те трудности, которые ставит перед ним жизнь. | 24. | | Главное в нашей жизни – это создавать что-либо новое. | | Главное в нашей жизни – быть честным и благородным человеком, приносить людям пользу. | 25. | | Мне кажется, что было бы лучше, если бы у большинства мужчин преобладали традиционно мужские черты характера, а у женщин – традиционно женские. | | Мне кажется, что было бы лучше, если бы и мужчины, и женщины сочетали в себе традиционно мужские и традиционно женские свойства характера. | 26. | | Два человека лучше всего ладят между собой, если каждый из них старается прежде всего доставить удовольствие другому в противовес свободному выражению своих чувств. | | Два человека лучше всего ладят между собой, если каждый из них старается прежде всего выразить свои чувства в противовес стремлению доставить удовольствие другому. | 27. | | Жестокие и эгоистические поступки, которые совершают люди, являются естественными проявлениями их человеческой природы. | | Жестокие и эгоистические поступки, которые совершают люди, не являются проявлениями человеческой природы. | 28. | | Осуществление моих планов в будущем во многом зависит от того, будут ли у меня друзья. | | Осуществление моих планов в будущем лишь в незначительной степени зависит от того, будут ли у меня друзья. | 29. | | Я уверен в себе. | | Я не уверен в себе. | 30. | | Мне кажется, что наиболее ценным для человека является любимая работа. | | Мне кажется, что наиболее ценным для человека является счастливая семейная жизнь. | 31. | | Я никогда не сплетничаю. | | Иногда мне нравится сплетничать. | 32. | | Я мирюсь с противоречиями в самом себе. | | Я не могу мириться с противоречиями в самом себе. | 33. | | Если незнакомый человек окажет мне услугу, то я чувствую себя обязанным ему. | | Если незнакомый человек окажет мне услугу, то я не чувствую себя обязанным ему. | 34. | | Иногда мне трудно быть искренним даже тогда, когда мне этого хочется. | | Мне всегда удаётся быть искренним, когда мне этого хочется. | 35. | | Меня редко беспокоит чувство вины. | | Меня часто беспокоит чувство вины. | 36. | | Я постоянно чувствую себя обязанным делать всё от меня зависящее, чтобы у тех, с кем я общаюсь, было хорошее настроение. | | Я не чувствую себя обязанным делать всё от меня зависящее, чтобы у тех, с кем я общаюсь, было хорошее настроение. | 37. | | Мне кажется, что каждый человек должен иметь представление об основных законах физики. | | Мне кажется, что многие люди могут обойтись без знания законов физики. | 38. | | Я считаю необходимым следовать правилу: «не трать времени даром». | | Я не считаю необходимым следовать правилу: «не трать времени даром». | 39. | | Критические замечания в мой адрес снижают мою самооценку. | | Критические замечания в мой адрес не снижают мою самооценку. | 40. | | Я часто переживаю из-за того, что в настоящий момент не делаю ничего значительного. | | Я редко переживаю из-за того, что в настоящий момент не делаю ничего значительного. | 41. | | Я предпочитаю оставлять приятное «на потом». | | Я не оставляю приятного «на потом». | 42. | | Я часто принимаю спонтанные решения. | | Я редко принимаю спонтанные решения. | 43. | | Я стремлюсь открыто выражать свои чувства, даже если это может привести к каким-либо неприятностям. | | Я стараюсь не выражать открыто своих чувств в тех случаях, когда это может привести к каким-либо неприятностям. | 44. | | Я не могу сказать, что я себе нравлюсь. | | Я могу сказать, что я себе нравлюсь. | 45. | | Я часто вспоминаю о неприятных для меня вещах. | | Я редко вспоминаю о неприятных для меня вещах. | 46. | | Мне кажется, что люди должны открыт о проявлять в общении с другими своё недовольство ими. | | Мне кажется, что в общении с другими люди должны скрывать своё недовольство ими. | 47. | | Мне кажется, что я могу судить о том, как должны вести себя другие люди. | | Мне кажется, что я не могу судить о том, как должны вести себя другие люди. | 48. | | Мне кажется, что углубление в узкую специализацию является необходимым для настоящего учёного. | | Мне кажется, что углубление в узкую специализацию делает человека ограниченным | 49. | | При определении того, что хорошо, а что плохо, для меня важно мнение других людей. | | Я стараюсь сам определить, что хорошо, а что плохо. | 50. | | Мне бывает трудно отличить любовь от простого сексуального влечения. | | Я легко отличаю любовь от простого сексуального влечения. | 51. | | Меня постоянно волнует проблема самоусовершенствования. | | Меня мало волнует проблема самоусовершенствования. | 52. | | Достижение счастья не может быть целью человеческих отношений. | | Достижение счастья – это главная цель человеческих отношений. | 53. | | Мне кажется, я могу вполне доверять своим собственным оценкам. | | Мне кажется, я не могу доверять в полной мере своим собственным оценкам. | 54. | | При необходимости человек может достаточно легко избавиться от своих привычек. | | Человеку крайне трудно избавиться от своих привычек. | 55. | | Мои чувства иногда приводят в недоумение меня самого. | | Мои чувства никогда не повергают меня в недоумение. | 56. | | В некоторых случаях я считаю себя вправе дать человеку понять, что он мне кажется глупым и неинтересным. | | Я никогда не считаю себя вправе дать человеку понять, что он мне кажется глупым и неинтересным. | 57. | | Можно судить со стороны, насколько счастливо складываются отношения между людьми. | | Наблюдая со стороны, нельзя сказать, насколько удачно складываются отношения между людьми. | 58. | | Я часто перечитываю понравившиеся мне книги по несколько раз. | | Я думаю, что лучше прочесть какую-либо новую книгу, чем возвращаться к уже прочитанному. | 59. | | Я очень увлечён своей работой. | | Я не могу сказать, что я увлечён своей работой. | 60. | | Я недоволен своим прошлым. | | Я доволен своим прошлым. | 61. | | Я чувствую себя обязанным всегда говорить правду. | | Я не чувствую себя обязанным всегда говорить правду. | 62. | | Существует очень мало ситуаций, когда я могу позволить себе дурачиться. | | Существует множество ситуаций, когда я могу позволить себе дурачиться. | 63. | | Стремясь разобраться в характере и чувствах окружающих, люди часто бывают излишне бестактны. | | Стремление разобраться в характере и чувствах окружающих естественно для человека и поэтому может оправдать бестактность. | 64. | | Обычно я расстраиваюсь из-за потери или поломки нравящихся мне вещей. | | Обычно я не расстраиваюсь из-за потери или поломки нравящихся мне вещей. | 65. | | Я чувствую себя обязанным поступать так, как от меня ожидают окружающие. | | Я не чувствую себя обязанным поступать так, как от меня ожидают окружающие. | 66. | | Интерес к самому себе всегда необходим для человека. | | Излишнее самокопание иногда имеет дурные последствия. | 67. | | Иногда я боюсь быть самим собой. | | Я никогда не боюсь быть самим собой. | 68. | | Большая часть того, что мне приходится делать, доставляет мне удовольствие. | | Лишь немногое из того, что я делаю, доставляет мне удовольствие. | 69. | | Лишь тщеславные люди думают о своих достоинствах и не думают о недостатках. | | Не только тщеславные люди думают о своих достоинствах. | 70. | | Я могу делать что-либо для других, не требуя, чтобы они это оценили. | | Я вправе ожидать от других, чтобы они оценили то, что я делаю для них. | 71. | | Человек должен раскаиваться в своих проступках. | | Человек совсем не обязательно должен раскаиваться в своих проступках. | 72. | | Мне необходимы обоснования для принятия моих чувств. | | Обычно мне не нужны никакие обоснования для принятия моих чувств. | 73. | | В большинстве ситуаций я прежде всего стараюсь понять, чего хочу я сам. | | В большинстве ситуаций я прежде всего пытаюсь понять, чего хотят окружающие. | 74. | | Я стараюсь никогда не быть «белой вороной». | | Я позволяю себе быть «белой вороной». | 75. | | Когда я нравлюсь сам себе, мне кажется, что я нравлюсь всем окружающим. | | Даже когда я нравлюсь сам себе, я понимаю, что есть люди, которым я неприятен. | 76. | | Моё прошлое в значительной степени определяет моё будущее. | | Моё прошлое очень слабо определяет моё будущее. | 77. | | Часто бывает так, что выразить свои чувства важнее, чем обдумывать ситуацию. | | Довольно редко бывает так, что выразить свои чувства важнее, чем обдумывать ситуацию. | 78. | | Те усилия и затраты, которых требует познание истины, оправданы, так как приносят пользу людям. | | Те усилия и затраты, которых требует познание истины, оправданы хотя бы тем, что доставляют человеку эмоциональное удовлетворение. | 79. | | Мне всегда необходимо, чтобы другие одобряли то, что я делаю. | | Мне не всегда необходимо, чтобы другие одобряли то, что я делаю. | 80. | | Я доверию тем решениям, которые я принимаю спонтанно. | | Я не доверяю тем решениям, которые я принимаю спонтанно. | 81. | | Пожалуй, я могу сказать, что я живу с ощущением счастья. | | Пожалуй, я не могу сказать, что я живу с ощущением счастья. | 82. | | Довольно часто мне бывает скучно. | | Мне никогда не бывает скучно. | 83. | | Я часто проявляю своё расположение к человеку, независимо от того, взаимно ли оно. | | Я редко проявляю своё расположение к человеку, не будучи уверенным, что оно взаимно. | 84. | | Я легко принимаю рискованные решения. | | Обычно мне бывает трудно принимать рискованные решения. | 85. | | Я стараюсь во всём и всегда поступать честно. | | Иногда я считаю возможным мошенничать. | 86. | | Я готов примириться со своими ошибками. | | Мне трудно примириться со своими ошибками. | 87. | | Обычно я чувствую себя виноватым, когда поступаю эгоистично. | | Обычно я не чувствую себя виноватым, когда поступаю эгоистично. | 88. | | Дети должны понимать, что у них нет тех прав и привилегий, что у взрослых. | | Детям не обязательно осознавать, что у них нет тех прав и привилегий, что у взрослых. | 89. | | Я хорошо знаю, какие чувства я способен испытывать, а какие нет. | | Я ещё не понял до конца, какие чувства я способен испытывать, а какие нет. | 90. | | Я думаю, что большинству людей можно доверять. | | Я думаю, что без крайней необходимости людям доверять не стоит. | 91. | | Прошлое, настоящее и будущее представляются мне как единое целое. | | Моё настоящее представляется мне слабо связанным с прошлым и будущим. | 92. | | Я предпочитаю проводить отпуск, путешествуя, даже если это сопряжено с большими затратами и неудобствами. | | Я предпочитаю проводить отпуск спокойно, в комфортабельных условиях. | 93. | | Бывает, что мне нравятся люди, чьё поведение я не одобряю. | | Мне почти никогда не нравятся люди, чьё поведение я не одобряю. | 94. | | Людям от природы свойственно понимать друг друга. | | По природе своей человеку свойственно заботиться о своих собственных интересах. | 95. | | Мне никогда не нравятся сальные шутки. | | Мне иногда нравятся сальные шутки. | 96. | | Меня любят потому, что я сам способен любить. | | Меня любят потому, что я стараюсь заслужить любовь окружающих. | 97. | | Мне кажется, что эмоциональное и рациональное в человеке не противоречат вдруг другу. | | Мне кажется, что эмоциональное и рациональное в человеке противоречат друг другу. | 98. | | Я чувствую себя уверенным в отношениях с другими людьми. | | Я чувствую себя неуверенным в отношениях с другими людьми. | 99. | | Защищая собственные интересы, люди часто игнорируют интересы окружающих. | | Защищая собственные интересы, люди обычно не забывают интересы окружающих. | 100. | | Я всегда могу положиться на свои способности ориентироваться в ситуации. | | Я далеко не всегда могу положиться на свои способности ориентироваться в ситуации. | 101. | | Я считаю, что способность к творчеству – природное свойство человека. | | Я считаю, что далеко не все люди одарены природой способностью к творчеству. | 102. | | Обычно я не расстраиваюсь, если мне не удаётся добиться совершенства в чём-либо. | | Я часто расстраиваюсь, если мне не удаётся добиться совершенства в чём-либо. | 103. | | Иногда я боюсь показаться слишком нежным. | | Я никогда не боюсь показаться слишком нежным. | 104. | | Мне легко смириться со своими слабостями. | | Мне трудно смириться со своими слабостями. | 105. | | Мне кажется, что я должен добиваться совершенства во всём, что я делаю. | | Мне не кажется, что я должен добиваться совершенства во всём, что я делаю. | 106. | | Мне часто приходится оправдывать перед самим собой свои поступки. | | Мне редко приходится оправдывать перед самим собой свои поступки. | 107. | | Выбирая для себя какое-либо занятие, человек должен считаться с тем, насколько оно необходимо. | | Человек должен всегда заниматься только тем, чем ему интересно. | 108. | | Я могу сказать, что мне нравится большинство людей, которых я знаю. | | Я не могу сказать, что мне нравится большинство людей, которых я знаю. | 109. | | Иногда я не против того, чтобы мной командовали. | | Мне никогда не нравится, когда мной командуют. | 110. | | Я не стесняюсь обнаруживать свои слабости перед друзьями. | | Мне не легко обнаруживать свои слабости даже перед друзьями. | 111. | | Я часто боюсь совершить какую-нибудь оплошность. | | Я не боюсь совершить какую-нибудь оплошность. | 112. | | Наибольшее удовлетворение человек получает, добившись желаемого результата в работе. | | Наибольшее удовлетворение человек получает в самом процессе работы. | 113. | | О человеке никогда с уверенностью нельзя сказать, добрый он или злой. | | Обычно о человеке можно сказать, добрый он или злой. | 114. | | Я почти всегда чувствую в себе силы поступать так, как я считаю нужным, несмотря на последствия. | | Я далеко не всегда чувствую в себе силы поступать так, как я считаю нужным, несмотря на последствия. | 115. | | Люди часто раздражают меня. | | Люди редко раздражают меня. | 116. | | Моё чувство самоуважения во многом зависит от того, чего я достиг. | | Моё чувство самоуважения в небольшой степени зависит от того, чего я достиг. | 117. | | Зрелый человек всегда должен осознавать причины каждого своего поступка. | | Зрелый человек совсем не обязательно должен осознавать причины каждого своего поступка. | 118. | | Я воспринимаю себя таким, каким видят меня окружающие. | | Я вижу себя не совсем таким, каким видят меня окружающие. | 119. | | Бывает, что я стыжусь своих чувств. | | Я никогда не стыжусь своих чувств. | 120. | | Мне нравится участвовать в жарких спорах. | | Мне не нравится участвовать в жарких спорах. | 121. | | У меня не хватает времени на то, чтобы следить за новинками в мире искусства и литературы. | | Я постоянно слежу за новинками в мире искусства и литературы. | 122. | | Мне всегда удаётся руководствоваться в жизни своими собственными чувствами и желаниями. | | Мне не часто удаётся руководствоваться в жизни своими собственными чувствами и желаниями. | 123. | | Я часто руководствуюсь общепринятыми представлениями в решении моих личных проблем. | | Я редко руководствуюсь в решении моих личных проблем общепринятыми представлениями. | 124. | | Мне кажется, что для того, чтобы заниматься творческой деятельностью, человек должен обладать определёнными знаниями в этой области. | | Мне кажется, что для того, чтобы заниматься творческой деятельностью, человеку не обязательно обладать определёнными знаниями в этой области. | 125. | | Я боюсь неудач. | | Я не боюсь неудач. | 126. | | Меня часто беспокоит вопрос о том, что произойдёт в будущем. | | Меня редко беспокоит вопрос о том, что произойдёт в будущем. | В качестве показателей самоактуализации в тесте Э. Шострем используются две основные и двенадцать дополнительных шкал. Приведу их описание по вышеупомянутой книге Ю. Алешиной, Л. Гозана и Е. Дубовской[51]. Основные шкалы теста CAT. Здесь главными выступают две шкалы. I.Шкала компетентности во времени определяет отношения человека с временными параметрами его жизни. Высокий балл по этой шкале свидетельствует, во-первых, о способности субъекта жить настоящим (т.е. переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, а не рассматривать то, что происходит «здесь» и «теперь» как подготовку к будущей «настоящей жизни»), а во-вторых, ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, т.е. видеть свою жизнь целостной. Именно такое мироощущение говорит о высокой самоактуализации личности. Низкий балл по шкале означает ориентацию человека лишь на один из отрезков временной шкалы (прошлое, настоящее или будущее) и дискретное («отрезочное») восприятие своего жизненного пути. II.Шкала поддержки измеряет степень независимости ценностей и поведения человека от воздействия извне. Личность, имеющая высокий балл по этой шкале, относительно независима в своих поступках, что, однако, не означает враждебности к окружающим или конфронтации с групповыми нормами. Низкий балл свидетельствует о высокой степени зависимости и конформности (склонности подтверждать мнение значимых других). Дополнительные шкалы самоактуализационного теста. В отличие от основных шкал, измеряющих две глобальные характеристики самоактуализации, дополнительные шкалы ориентированы на выявление отдельных аспектов этого весьма любопытного психологического явления. 1. Шкала ценностных ориентаций определяет в какой степени человек разделяет ценности, характерные для самоактуализирующейся личности (здесь и далее высокий балл по шкале характеризует большую степень самоактуализации). 2. Шкала гибкости поведения измеряет степень гибкости в реализации личностью своих ценностей, способность быстро реагировать на изменяющиеся аспекты ситуации. Шкалы ценностных ориентаций и гибкости поведения, дополняя друг друга, образуют блок ценностей. Первая шкала характеризует сами ценности, вторая – гибкость в их использовании. 3. Шкала сенситивности (чувствительности) к себе определяет то, в какой степени человек отдаёт себе отчёт в своих потребностях и чувствах. 4. Шкала спонтанности измеряет возможность для личности легко и непосредственно выражать свои чувства. Высокий балл по этой шкале не означает отсутствия способности к продуманным, целенаправленным действиям, а лишь свидетельствует о возможности и другого, не рассчитанного заранее способа поведения. Шкалы 3 и 4 составляют блок чувств. Первая свидетельствует о том, насколько человек осознаёт собственные чувства, а вторая – о том, в какой степени они проявляются в поведении. 5. Шкала самоуважения определяет способность личности ценить свои достоинства. 6. Шкала самопринятия измеряет степень принятия себя вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков. Шкалы 5 и 6 составляют блок самовосприятия. 7. Шкала представления о природе человека регистрирует отношение к людям. Высокий балл по шкале свидетельствует о склонности субъекта воспринимать природу людей в целом как положительную («люди в массе своей добры») и не считать полярности (противоположности) мужественности – женственности, рациональности – эмоциональности и тому подобные антагонистическими. 8. Шкала синергии характеризует способность человека к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связанности противоположностей, таких как игра и работа, телесное и духовное и др. Шкалы 7 и 8 очень близки по содержанию и могут анализироваться совместно. Они составляют блок концепции человека. 9. Шкала принятия агрессии определяет отношение к «выходам из себя». Высокий балл по шкале свидетельствует о способности принимать своё раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы. Однако, конечно же, речь здесь вовсе не идёт об оправдании своего или чужого антисоциального поведения. 10. Шкала контактности характеризует способность человека к быстрому установлению глубоких контактов с людьми. Шкалы 9 и 10 составляют блок межличностной чувствительности. 11. Шкала познавательных потребностей измеряет степень выраженности у личности стремления к приобретению знаний об окружающем мире. 12. Шкала креативности характеризует выраженность творческой направленности человека. Шкалы 11 и 12 составляют блок отношения к познанию. Ключ к опроснику Э. Шострем. Обработка САТ осуществляется с помощью специального ключа, где за выбор указанных ниже суждений даётся 1 балл. Шкала ориентации во времени: 11а, 16б, 18б, 21а,28б, 38б, 40б, 41б, 45б, 60б, 64б, 71б, 76б, 82б, 91б, 106б, 126б. Шкала поддержки: 1б, 2б, 3а, 4а, 5б, 7б, 8а, 9а, 10а, 12б, 14б, 15б, 17а, 19а, 22б, 23а, 25б, 26б, 27б, 29а, 31б, 32а, 33б, 34а, 35б, 36б, 42а, 43а, 44б, 46а, 47б, 49б, 50б, 51б, 52а, 53а, 55а, 56а, 57а, 59а, 61б, 62б, 65б, 66а, 67б, 68а, 69б, 70а, 72б, 73а, 74б, 75б, 77а, 80а, 81а, 83а, 85б, 86а, 87б, 88б, 89б, 90а, 93а, 94а, 95б, 96а, 97а, 98а, 99б, 100а, 102а, 103б, 104а, 105б, 108б, 109а, 110а, 111б, 113а, 114а, 115а, 116б, 117б, 118а, 119б, 120а, 122а, 123б, 125б. Шкала ценностной ориентации: 17а, 29а, 42а, 49б, 50б, 53а, 56а, 59а, 67б, 68а, 69б, 80а, 81а, 90а, 93а, 97а, 99б, 113а, 114а, 122а. Шкала гибкости повеления: 3а, 9а, 12б, 33б, 36б, 38б, 40б, 47б, 50б, 51б, 61б, 62б, 65б, 68а, 70а, 74б, 82б, 85б, 95б, 97а, 99б, 102а, 105б, 123б. Шкала сенситивности: 2б, 5б, 10а, 43а, 46а, 55а, 73а, 77а, 83а, 89б, 103б, 119б, 122а. Шкала спонтанности: 5б, 14б, 15б, 26б, 42а, 62б, 67б, 74б, 77а, 80а, 81а, 83а, 95б, 114а. Шкала самоуважения: 2б, 3а, 7б, 23а, 29а, 44б, 53а, 66а, 69б, 98а, 100а, 102а, 106б, 114а, 122а. Шкала самопринятия: 1б, 8а, 14б, 22б, 31б, 32а, 34а, 39б, 53а, 61б, 71б, 75б, 86а, 87б, 104а, 105б, 106б, 110а, 111б, 116б, 125б. Шкала представлений о природе человека: 23а,25б, 27б, 50б, 66а, 90а, 94а, 97а, 99б, 113а. Шкала синергичности: 50б, 68а, 91б, 93а, 97а, 99б, 113а. Шкала принятия агрессии: 5б, 8а, 10а, 15б, 19а, 29а, 39б, 43а, 46а, 56а, 67б, 85б, 93а, 94а, 115а. Шкала контактности: 5б, 7б, 17а, 23б, 26б, 36б, 46а, 65б, 70а, 73а, 74б, 75б, 79б, 96а, 99б, 103б, 108б, 109а, 120а, 123б. Шкала познавательных потребностей: 13а, 20б, 37а, 48а, 63б, 66а, 78б, 82б, 92а, 107б, 121б. Шкала креативности: 6б, 24а, 30а, 42а, 54а, 58а, 59а, 68а, 84а, 101а, 105б, 112б, 123б, 124б. Использование полученных данных. А вот здесь я вас немного разочарую, ибо не приведу никаких оценок по этому тесту: средних, стандартных и т.п. В принципе, они существуют, но лично вам оценки эти не важны и не нужны (а то ещё зазнаетесь или, наоборот, впадёте в депрессию). Важно здесь совсем другое. Этот тест должен послужить для вас именно информацией к размышлению – о пробелах в вашей самоактуализации. Чтобы определить их, вполне достаточно будет вычислить «процент актуализированности» по каждой из шкал по формуле: Содержание тех шкал, в которых обнаружился самый низкий процент, и должно стать объектом вашего самоперепрограммирования. Упражнение 21. Протестируйте себя по тесту «Самосаботаж или успех» Д. Эймана и определите общий уровень вашей «самосаботажности». Выпишите все факторы, которые получили отрицательную оценку и тщательно обдумайте, как негативно повлияли они на вашу собственную жизнь. Упражнение 22. Протестируйте себя по САТ Э. Шострем и обработайте результаты тестирования, определив «проценты самоактуализации». Тщательно проанализируйте шкалы самоактуализационного теста (их содержание и смысл), после чего представьте, насколько обогатиться и улучшится ваша жизнь, если всё это станет достоянием вашей личности. Упражнение 23. |