Принципы комплектования групп Слепые и слабовидящие дети представляют весьма сложную и разнородную группу. Они различаются по степени снижения зрительных функций, по характеру зрительной патологии, течению и степени прогрессирования заболевания глаз, по зрительным возможностям, которыми они располагают, по общему состоянию здоровья, выраженности вторичных отклонений и т. д. Эти различия обусловливают и различные функциональные возможности таких детей и разный уровень их работоспособности. Указанные особенности этих детей диктуют необходимость дифференцированного подхода к ним в процессе их воспитания и обучения с учетом всех перечисленных факторов. Исходя из лечебных задач и подбора больных, в зависимости от возраста и уровня психического развития кемплектуются группы лечебной гимнастики, которая проводится в форме групповых, малогрупповых и индивидуальных занятий. Индивидуальная форма занятий наиболее широко распространена со слепыми и слабовидящими детьми, так как их специфика основана на индивидуальном подходе к каждому ребенку. Индивидуальный метод используется и в процессе разучивания упражнений, и в процессе их совершенствования и усложнения. Дети, назначенные на ЛФК, по клиническим формам нарушения зрения условно делятся на две группы. К первой относятся дети с наиболее тяжелыми нарушениями (близорукость и изменение глазного дна, подвывихи хрусталика, глаукома и др.). Им противопоказаны упражнения статического и скоростно-силового характера. Тем не менее в практике лечебной физкультуры для детей данной категории как в детском саду, так и в семьях эти упражнения используются довольно широко. Практически детей невозможно огради ib от таких форм физических нагрузок, так как все они любят бегать, прыгать, лазагь, что свойственно их физиологическим потребностям. Поэтому на занятиях ЛФК используются физические упражнения на выносливость, скоростно-силового и статического характера в оптимальном объеме. Наиболее благоприятное воздействие на орган зрения оказывают упражнения на выносливость умеренной интенсивности при пульсовом режиме 130-140 ударов в мин. Дети второй группы (с атрофией зрительного нерва, дальнозоркостью и др.) могут выполнять практически любые упражнения. Однако во всех случаях необходим индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ребенку в процессе занятия с учетом клинических форм, характера нарушения зрения и аномалий развития. 5. Формы и структура организации занятий по ЛФК ♦с дошкольниками в условиях специальных учреждений Использование различных средств лечебной физкультуры для решения лечебных, лечебно-воспитательных и коррекционных задач возможно в различных формах, отражающих наиболее целесообразное включение ее в режим дня. В дошкольных специальных учреждениях наиболее распространены специальные занятия лечебной физкультурой, утренняя гимнастика, индивидуальные назначения и элементы ЛФК, включаемые в другие виды двигательной активности (занятия по физическому воспитанию, подвижные игры). Занятие лечебной физкультурой - основная форма. По своему построению оно соответствует всем основным принципам построения занятия по физическому воспитанию, а по содержанию - ведущим лечебным задачам для данного заболевания, которые определя- © Поднро1рамма "Дети - инвалиды", 1995 140 Международный университет семьи и ребенка имени Рауля Вшшенберга ются существующими представлениями об этиологии и патогенезе заболевания. Для слепых и слабовидящих детей одной из важнейших задач ЛФК является оздоровление, достигаемое путем активации двигательной деятельности. Причем это касается не только детей, которым предписано ЛФК по глазному заболеванию, но и тех, кто страдает сопутствующими заболеваниями. Исключение составляют дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, ДЦП. В этом случае; целью занятий ЛФК, помимо общего оздоровления, является опреде-ленная корректировка: а) исправление имеющихся дефектов осанки; б) выработка достаточной силовой и общей выносливости мышц туловища, укрепление «мышечного корсета». При плоскостопии ведущее место занимают такие задачи: а) исправление деформации и уменьшение имеющегося уплоще ния сводов стопы; б) устранение пронированного положения пятки и пронацион- ной контрактуры. Кроме этого, из задач, стоящих перед физическим воспитанием 4-7-летних детей с церебральным параличом важнейшее значение имеют: а) улучшение манипуляторной деятельности рук (пальцев); б) развитие проприоцептивных ощущений и пространственно- временной организации двигательного акта; в) улучшение устойчивости ребенка в различных положениях; г) выработка умения дозировать мышечное усилие, а также рас слаблять напряженные мышцы. Лечебное и воспитательное воздействие адекватных возрасту и характеру заболевания средств ЛФК возможно лишь при соблюдении ряда дидактических принципов, выработанных теорией и практикой физического воспитания и лечебной физкультуры. Ведущим из принципов является принцип систематичности. Он заключается в непрерывности, планомерности использования лечебных средств ЛФК во всех возможных формах. Специальные коррекциониые пршраммы для дошкольников е тяжелым нарушением фения Принцип от простого к сложному подразумевает постепенное повышение требований, предъявляемых к де1скому организму. Эчо касается как конкретных лечебных, так и воспитательных задач. Принцип доступности - все средства должны быть доступны, учитывая психомоторное развитие. Сочетание общего и специфического воздействия. Этот принцип дает возможность поддерживать оптимальный уровень работы всех физиологических систем. Принцип чередования, или рассеянной мышечной нагрузки. Он важен для предупреждения утомления у детей. Он предусматривает такое сочетание средств ЛФК, чтобы работа мышц, осуществляющих движение, сменялась работой других мышц, оставляя возможность для восстановительных процессов. Принцип сознательности и активности. Для усиления действия ЛФК, повышения психотерапевтического эффекта, а также для решения лечебно-воспитательных задач необходимо сознательное активное участие ребенка в занятиях. Занятие ЛФК состоит из трех частей. В вводной части с помощью определенных методических приемов (построение, упражнения на внимание) обеспечивается организация детей, необходимый психофизический настрой. Поскольку у слепых и слабовидящих детей слабо развита адаптация к физическим нагрузкам, выработка условно-рефлекторных связей идет медленно, целесообразно увеличить длительность подготовительной части занятия до 30-35% общего времени. В основной части занятия решаются ведущие лечебные и лечебно-воспитательные задачи. Для их реализации используются специальные, общеукрепляющие физические упражнения, упражнения на тренажерах, подвижные игры. В заключительной (20-35% времени) части занятия физическая нагрузка снижается до уровня, соответствующего двигательному режиму, на котором находится ребенок. Длительность занятий для 4-5-летних детей 25-30 мин. Для детей старшего дошкольного возраста длительность увеличивается до © Подпрограмма "Дети - инвалиды", 1995 Президентская программа "Дети России", 1995 сбснка имениРауля Воллснбер! а МСЖДупи(л..м.,„... , _ 35—40 мин, чему способствует более продолжительный период активного внимания. Помимо лечебных задач, во время специальных занятий по ЛФК должны решаться лечебно-воспитательные, обеспечивающие восста- ' новление и высокое качество двигательных навыков и умений, соответствующих возрастным, физиолошческим характеристикам. "Для этого следует заимствовать некоторые приемы обучения движениям из соответствующих программ физического воспитания дошкольников, а также постоянно анализировать состояние двигательной сферы ребенка и приводить в соответствие применяемые средства и методы лечебной физкультуры с его индивидуальными особенностями. На занятиях с 4—5-летними детьми в связи с усугубляющейся при заболеваниях неравномерностью в развитии движений у разных детей применяется индивидуальный способ их организации, а при хорошо усвоенных всеми детьми навыках - фронтальный. При выполнении упражнения следует контролировать точность всего движения в целом и его деталей. Особое значение при начальном разучивании как положений, так и движений имеет контроль за правильным выполнением и коррекция ошибок. Основными источниками информации, на основе которой ребенок может оценить свои действия, являются собственный тактильный контроль, про-приоцептивные ощущения и слова педагога. Важно, чтобы словесная коррекция производилась в момент совершения действия. Немаловажное значение для коррекции имеет также метод пассивных движений, используемый как дополнительный. Он заключается в том, что педагог ставит часть тела ребенка (руку, ногу) в нуж-' ное положение (при освоении положений). При освоении же движений для прочувствования их используется пассивная «проводка» по ' эталонному пути. Задача обучения - не в поверхностном изучении, а в формировании прочных навыков выполнения действий за счет совершенствования мышечно-суставного чувства. Освоив основные положения и движения, следует переходить к закреплению навыков в различных условиях. С этой целью освоенные элементы включаются в специально разработанные комплексы упражнений. Для развития пространственных ориентировок используются задания с переменой направления движений, с одновременным выполнением разных двигательных действий. Наряду с совершенствованием пространственных представлений и умения выполнять движения следует обучать детей специальным умениям оценивать движения по времени и степени мышечных усилий. Необходимо, чтобы слепой ребенок умел отличать быстрое движение от медленного (мог по за- , данию выполнить движения быстро и медленно), а также при выполнении различных упражнений использовать максимальные и минимальные мышечные усилия. Особой формой применения лечебной физкультуры в детских учреждениях является использование ее элементов в режиме дня. Сюда относятся специально подобранные подвижные игры, упражнения для закрепления двигательных навыков, выполняемые в периоды бодрствования помимо других форм лечебной физкультуры, занятия по физическому воспитанию. В процессе физического воспитания слепых и слабовидящих детей большое внимание уделяется физическим упражнениям прикладного характера. Основные движения включают способы передвижения (ходьба, бег, ползание, прыжки, метание, лазанье). В ЛФК формирование навыков основных движений определяется необходимостью ликвидации задержки в развитии, ряда заболеваний нервной системы и опорно-двигательного аппарата. Основные движения, включаемые в занятия, способствуют развитию внимания, пространственных представлений, волевых качеств, способствуют повышению эмоционального тонуса. Много времени на занятиях уделяется ходьбе. Ходьба - основной естественный вид движения циклического типа, способ перемещения тела в пространстве. Многократность повторения циклов движения, их ритмичность, стандартность и другие характерные | особенности создают благоприятные условия для общего полноценного развития организма. Процесс ходьбы для слепого человека ста- © Президентская профамма "Дети России", 1995 Специальные коррекционные пршраммы для дошкольников с тяжелым нарушением зрения новится важным способом измерения и оценки пространства, средством ориентировки в нем. Формирование правильной осанки у слепых и слабовидящих детей и коррекция ее недостатков возможны при условии знаний особенностей развития основных элементов ходьбы: вертикальное стояние, отдельные элементы шага и прямолинейность, динамическое равновесие; координация движения рук и ног, ориентировка в пространстве. В процессе физического воспитания необходимо проводить последовательную систематическую работу по коррекции недостатков основной стойки, отдельных элементов шага, манеры движений. Совершенствование мышечно-двигательных представлений и навыков у слепых и слабовидящих детей будет способствовать формированию правильной ходьбы. Овладение составными элементами ходьбы - длина шага, время прохождения, ощущение пространства и т. д. - становится основой ориентировки в различных условиях передвижения. В период обучения ходьбе используются игры: а) на закрепление правильного положения тела при естествен ной стойке; б) на закрепление навыков прямолинейной ходьбы; в) на координацию, согласованность и ритмичность движений рук и ног при ходьбе; г) игровые ситуации для сохранения равновесия и т. д. Неоценима роль прикладных упражнений для развития пространственных ориентировок. Овладение пространством слепыми детьми, их самостоятельное движение становится стимулом в познании внешнего мира, в расширении знаний об окружающем. Большое значение в обучении занимает психологическая подготовка, снятие боязни передвижения в пространстве. Для слепых детей характерна своеобразная ориентировочная реакция на звук. Дня ощущения движения руки должны быть подвижными. Эта подвижность развивается путем особых систематических упражнений, основанных на анатомическом строении органов осязания. По- Прсшдстская пршрамма "Деги России", 1995 этому необходимо использовать гимнастику для рук. Она состоит из следующих разделов: 1. Определение своей руки и ее частей относительно их поло жения в пространстве. Сюда относятся движения всей руки и ее час тей в различных направлениях, а также вытягивание, сгибание и сжатие руки. 2. Различные противопоставления друг другу. 3. Параллельные движения руки и ее частей. 4. Дивергирующие движения руки и ее частей. 5. Конвернирование обеих рук и их частей как целевое движе ние. 6. Группировка пальцев для подражания движениям, которые необходимы при употреблении важнейших орудий. 7. Целесообразные движения, необходимые в повседневной жиз ни. Упражнения на осязание не ограничиваются только упражне ниями для рук, а проводятся и для других органов и всего тела. На занятиях лечебной физкультурой используются приемы, с помощью которых у слепых детей формируются навыки контроля собственных движений на основе слуховых, кожных и мышечно-суставных ощущений. Уже при образовании пространственных представлений чувство равновесия играет определяющую роль. Упражнения в равновесии - гимнастические упражнения, направленные на тренировку вестибулярного аппарата. Они выполняются при уменьшенной площади опоры, изменениях положения головы и туловища, в стойке на одной ноге и т. д. Эти упражнения способствуют улучшению координации движений, воспитанию и закреплению навыка правильной осанки. Упражнения на координацию проводятся при сложных сочетаниях движений. Они используются для тренировки и восстановления двигательных навыков, восстановления нарушенной регуляции движений. Одной из характерных черт физического состояния слепого является недостаточное развитие мышечной системы. Мышечная сила, по сравнению с нормой, значительно ослаблена, движения угловаты, © Подпрограмма "Дети - инвалиды", 1995 Специальные коррекциомнме про1раммы для дошкольников с 1яжелым нарушением ip медлены и нерешительны. Сами мышцы недоразвиты, вялы, иногда гипотрофичны, поэтому используются корригирующие упражнения -специальные упражнения, способствующие устранению деформации опорно-двигательного аппарата различной этиологии. Коррекция ( достигается подбором исходных положений, при которых распределение мышечного тонуса, сохраняющего принятую позу, способствует выравниванию имеющейся деформации, а также используются силовые упражнения - гимнастические упражнения с произвольно изменяемой величиной мышечного напряжения. В общеукрепляющих упражнениях принимают участие различные группы мышц. Под специальными подразумеваются упражнения, направленные на тренировку напряженных мышц и способствующие восстановлению нарушенной функции (при ДЦП). Так называемые упражнения со снарядами выполняются с различными предметами: гимнастической палкой, булавами, обручами, скакалками, мячами разных размеров, детскими гантелями, погремушками, медициноболом и т. д. Применение снарядов обычно вызывает увеличение физической нагрузки, что в отдельных случаях помогает движениям. Висы и упоры могут быть смешанными и чистыми. Для детей дошкольного возраста чаще используются смешанные висы. Они выполняются с помощью шведской стенки в положении лицом, боком, спиной к стенке. Упражнения гимнастического характера широко применяются лишь с целью коррекции опорно-двигательного аппарата. В основном для слепых и слабовидящих детей используются циклические упражнения, дающие более высокую, но легко дозируемую нагрузку. Способствуют этому тренажеры. Наблюдения показывают, что использование тренажеров обеспечивает занимающимся возможность выполнения движений в условиях полной безопасности, исключая участие нарушенного механизма пространственной ориентировки. Понимая это, дети чувствуют себя свободно, с удовольствием выполняют упражнения. К тому же упражнения на тренажерах легко дозируются по величине нагрузки и подбираются индивидуально в соответствии с целевым назначением. Основу оборудования составляют тренажеры, выполнение движений на которых носит циклический характер. Наиболее удобны для дошкольников такие тренажеры: «Беговая дорожка», велотрена-жер, «Диск здоровья», «Педаль», спортивный комплекс Рыбакова, а также адаптационная дорожка (состоящая из различных покрытий). Выполняемые на них упражнения развивают практически все основные группы мышц ребенка. Наряду с такими тренажерами в зале целесообразно разместить тренажеры, предусматривающие выполнение движений ациклического характера, отвечающих сугубо специфическим требованиям физического развития слепых и слабовидящих (например, тренажеры для развития вестибулярной функции и быстроты реакции). Помимо выраженных деформаций опорно-двигательного аппарата, у большинства слепых и слабовидящих детей отмечаются и другие отклонения в состоянии здоровья. У этих детей значительно снижены функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, особенно после различных физических нагрузок. Поэтому дыхательные упражнения обязательно используются во всех формах лечебной гимнастики. Назначаются упражнения как при статическом (без движения конечностей, туловища), так и при динамическом (с одновременным движением рук, туловища) дыхании. Дыхательные упражнения выполняются без усилия. Самое благоприятное дыхание - смешанное (грудное и брюшное). Для контроля ребенку предлагают положить одну руку на грудь, другую - на живот. Во время вдоха грудная клетка расширяется во всех направлениях: в передне-заднем и боковом - за счет движения ребер вверх, кпереди и в стороны, в вертикальном - вследствие опускания диафрагмы. При смешанном дыхании в акте вдоха участвуют и брюшные мышцы. У детей с помощью дыхательных упражнений воспитывается, и, закрепляется навык полного рационального дыхания и сочетания, дыхания и движений. На занятиях рекомендуется использовать элементы дыхательной гимнастики по методике Толкачева и Бутейко. © [1однро|рамма "Дети - ишшшды", 1995 Me >m университет семьи и ребенка имени Рауля Валленберга Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелым нарушением (рения Наряду с упражнениями, направленными на укрепление здоровья детей, в занятия ЛФК включены упражнения для тренировки зрительного анализатора, способствующие совершенствованию зрительных функций, развитию глазодвигательных мышц. Все эти упражнения (попадание в цель, определение расстояния, ориентирование, координация движений) проводятся в сочетании с упражнениями на равновесие, координацию и расслабление. Используются разные звуковые мишени, звучащие игрушки, мячи, световая дорожка для развития прослеживающей функции глаза. Для снижения общей физической нагрузки, восстановления нарушенной координации движений, нормализации мышечного тонуса, в том числе и гладкой мускулатуры, используются упражнения на расслабление. Ощущение расслабления может быть вызвано по контрасту с предшествующим напряжением, а также путем использования доступных образных сравнений: «рука отдыхает», «нога спит», «живот чужой» и т. д. Обязательным физическим условием для произвольного расслабления является удобное исходное положение. Для полного расслабления используются вибротренажеры. Для слепых детей подвижные игры, как средство физической культуры занимают особое место. Игра - специфический вид детской деятельности, а подвижная игра является сознательной деятельностью, направленной на достижение поставленной цели. Содержание подвижных игр составляют разнообразные виды движений: бег, прыжки, метание, лазанье и т. д. Особенности подвижной игры по сравнению с другими средствами лечебной физкультуры определяются их эмоциональной насыщенностью, многообразием моментов веселой неожиданности. На положительно эмоциональном фоне значительно увеличиваются резервные возможности организма. Двигательная деятельность ребенка в игре вовлекает в работу разнообразные мышцы, способствуя рассеянной мышечной нагрузке и предупреждая утомление. Использование подвижных игр в лечебной физкультуре должно быть регламентированно с точки зрения физической нагрузки и роли ребенка в них. © Президентская мренрамма "Дети России", 1995 Подвижные игры рассматриваются не только как средство физического воспитания, но и как решение многих воспитательных и образовательных задач. В процессе игровой деятельности дети с нарушенным зрением активно познают окружающий мир, вступают в определенные контакты с товарищами. Это способствует преодолению таких недостатков, как эгоизм, нерешительность, развивает активность, уверенность в своих силах. Игра незаметно для слепого заставляет поднять голову, выпрямить спину, бегать, прыгать, лазать, бросать, ловить мяч, прислушиваться, ориентироваться в пространстве. В игре ребенок овладевает пространством, развивает ловкость, быстроту, силу, смелость, слух, осязание, приобретает свободу в движениях. Специальных игр для слепых детей очень немного. В основном используются те же игры, что и для зрячих, но адаптированные к особенностям слепого ребенка. Используются игры с мячом, с преодолением препятствий и сопротивления, на развитие слуха и ориентировки. Для младших дошкольников чаще используются подвижные сюжетные игры, включающие подражательные действия; для более старших - эстафеты со спортивными элементами. К методологическим особенностям относится подбор игр в соответствии с лечебными, лечебно-педагогическими и воспитательными задачами, обязательное владение всеми играющими детьми тем двигательным навыком, который определяет успешное выполнение игрового задания. В результате проводимых занятий по ЛФК и физическому воспитанию отмечено, что у детей (слепых и слабовидящих) уменьшается скованность, формируются навыки самостоятельности в пространственной ориентировке и передвижении, укрепляется «мышечный корсет». Специальные комплексы физических упражнений позволяют свести к минимуму возрастные задержки в развитии того или иного двигательного качества. Как примеры высокой эффективности занятий ЛФК можно привести следующие наблюдения: 1. Костя Ш., 1986 г. р., ЗПР, слабовидящий, ретролентальная фиброплазия, миопия высокой степени, нарушение осанки во фрон- © Подпро! рамма "Дсги - инвалиды", 1995 150 »родпый университет семьи и ребенка имени Рауля Ваплспбер|а тальной и сагиталъной плоскостях, сколиоз I степени. Мальчик малоконтактен, неадекватен. Занимался около 2-х лет. Первые 6 мес. -индивидуально. В результате стал более уравновешен, контактен, что дало возможность включить его в группу; улучшилась осанка, координация, мелкая моторика, равновесие; выросла сила мышц спины и живота. 2. Денис Г., 1986 г. р., слепой, ретролентальная фиброплазия, малоконтактен, агрессивен; походка неустойчивая, скованная, коор динация нарушена. Занимался 2 года. Первые 2 мес. - индивидуаль но, позднее был включен в группу. В результате стал более общите лен, смог выполнять общие установки методиста, улучшилось равно весие и координация, более свободно ориентируется в пространстве и точно реагирует на звуковые сигналы. 3. Даниил. Б., 1985 г. р., слабовидящий, двусторонняя катаракта, гиперметрония высокой степени, частые обострения астматического бронхита, гипотония трахеи I—11 степени, вялая осанка, ожирение I степени. Занимался около 1 года индивидуально и в группе (в за висимости от общего состояния). В результате мальчик значительно окреп, стал реже болеть, улучшилась осанка. |