КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ СЛЕПЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Современная тифлологическая наука, опыт жизни и деятельности взрослых инвалидов по зрению свидетельствуют об их больших потенциальных возможностях, и в то же время указывают на глубокое отставание в физическом развитии, которое осложняет решение самой актуальной проблемы современности - интеграции инвалидов по зрению в общество (Л. Ф. Касаткин, В. А. Кручинин, Л. А. Семенов, Б. В. Сергеев). Причина отставания физического развития взрослых заключается в том, что тяжелый зрительный дефект осложняет на ранних этпах развития ребенка процесс активного познания окружающего мира, который связан прежде всего с его двигательной активностью. Нарушения зрения ограничивают движения детей в первые годы жизни, по сравнению со зрячими сверстниками. Слепые дети испытывают страх передвижения в незнакомом пространстве, что приводит к дефициту движения. Ряд авторов, изучавших особенности физического развития детей с тяжелыми нарушениями зрения, отмечают, что слепые и слабовидящие дошкольники характеризуются меньшей подвижностью, по сравнению со зрячими сверстниками, нечеткостью координации движений, снижением темпа их выполнения, ловкости, ритмичности, точности. Дети испытывают трудности при ориентировке в пространстве, выполнении движений на равновесие. Осложнено формирование понятий об основных движениях, что снижает двигательную активность, сдерживает развитие естественных потребностей в движении. Слепые и слабовидящие дети чаще подвержены простудным заболеваниям. Вместе с тем убедительно показано, что при целенаправленном систематическом воспитании детей с тяжелой зрительной патологи-еи можно не только скоррегировать недостатки физического разви- Прсждснгскля программа "Дс1и России", 1995 тия, но и предупредить вторичные отклонения. При этом становится возможным преодолеть стихийность, непоследовательность, неравномерность развития, раскрыть потенциальные возможности детей. Организация специальных детских садов для детей с тяжелыми нарушениями зрения создает благоприятные предпосылки для преодоления отклонений и предупреждения недостатков физического развития, а также условия для целенаправленного физического воспитания этих детей, что вполне возможно при реализации программы, учитывающей возрастные возможности ребенка и знания взрослыми (педагогами, родителями) коррекционных методов воздействия на физическое развитие. Следует помнить, что формирование двигательных умений и навыков происходит на основе сенсорной депри-вации. Наш опыт работы со слепыми и слабовидящими дошкольниками подтвердил основные выводы тифлопедагогов о проблемах физического развития детей с тяжелыми нарушениями зрения, одновременно позволил выявить специфические особенности, обусловленные возрастом, степенью и характером зрения, семейным воспитанием Преодоление недостатков физического развития детей с тяжелым нарушением зрения возможно при условии раннего педагогического вмешательства в процесс физического воспитания ребенка с учетом особенностей его познавательной деятельности. Эффект работы взрослых по физическому воспитанию детей со зрительной патологией обусловливается в значительной степени формированием у них потребности к активному, самостоятельному, осмысленному движению, сформированностью специальных знаний и умений ориентировки в пространстве, преодолением фобии (страха) пространства. Медико-педагогические исследования физического развития дошкольников в специальном детском саду и наблюдения за их свободной деятельностью выявили особенности отставания физического развития детей раннего возраста по отношению к возрастной норме. Например, овладение ходьбой, которая является одним из необхоли-Мь'х двигательных навыков, происходит у слепых к 2—2,5 годам, у © Полпрофамма "Дети - инвалиды", 1995 снка имени Рауля Валленберга Специальные коррекциоиные программы для дошкольников с тяжелым нарушением зрения слабовидящих к 1,5 годам, тогда как нормально видящие дети овладевают ею к концу первого года жизни. Особенно трудным для детей со зрительной патологией является овладение правильной вертикальной позой в положении стоя и ходьбой, что влечет за собой нарушение осанки, появление плоскостопия, делает невозможной выработку правильной координации движений и т. д. К моменту поступления большинства детей в специальный детский сад (к 3 годам жизни) наблюдается их общее физическое отставание, чго обусловливает необходимость коррекции вторичных нарушений физического развития и разработки специальных компенсаторных приемов физического воспитания. Основными задачами физического воспитания дошкольников с нарушением зрения являются охрана и укрепление здоровья, нервной системы, совершенствование функций организма, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным ребенку видам деятельности, формирование нравственных и личностных качеств. Наряду с общими задачами физического воспитания, предусмотренными программой для массовых детских садов, в специальном (коррекционном) дошкольном учреждении решаются специальные задачи с учетом познавательной деятельности детей и предшествующего двигательного опыта: - повышение двигательной акгивности детей путем создания специальных условий, позволяющих преодолевать скованность, ог раниченность, недостаточность движений, боязнь передвижения в пространстве; - формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков на основе деятельности сохранных анализаторов; Прсшдснгская программа "Деги России", 1995 | - коррекция и компенсация недостатков физического развития; - формирование личностных качеств, воспитание положитель ной мотивации и самостоятельной двигательной деятельности, пре одоление ложного стыда, неуверенности в своих силах, коммуника тивных свойств личности. Решение общих и специальных задач, обеспечивается реализацией специальной программы по физическому воспитанию. Она включает в себя дополнительные разделы, не предусмотренные общей программой для массовых детских садов, предполагает специфические формы организации работы по физическому воспитанию, органическую связь медицинского, педагогического персонала и родителей в решении задач физического развития, раскрывает специальные приемы работы с детьми со зрительной депривацией, включает описание и требования к оснащению физкультурных занятий. Профамма по физическому воспитанию обеспечивает ребенку условия для самостоятельной ориентировки в пространстве, создает предпосылки для расширения сферы интересов, общения. Профамма построена по концентрическому принципу, предполагает увеличение объема и усложнение содержания материала по годам обучения и разделам. Общие разделы программы включают: 1. Основные движения: - ходьба, бег, ползание, лазанье, прыжки; - упражнения с шагом, на развитие равновесия, коорди нации движений; ■ - формирование осанки; - основные положения (рук, ног, головы; положения сидя, лежа, упоры). 2. Общеразвивающие упражнения: упражнения для рук и плече вого пояса, ног, туловища; 3. Спортивные и подвижные ифы с элементами спортивных игр и основных движений. 4. Физкультурно-оздоровительные мероприятия: закаливание (солнце, воздух, вода), кварц. Специальные разделы программы включают: 1. Развитие навыков пространственной ориентировки: - ориентировка на себе (знание схемы тела); - ориентировка в физкультурном зале и на спортивной1 площадке (знакомство с помещением зала, с предметами, за1- © Поднршрамма "Дети - инвалиды", 1995 Международный университет семьи и ребенка имениРауля Валленберга Специальные коррекционпые программы для дошкольников с тяжелым нарушением чрениа полняющими его, и их назначением, условиями безопасного передвижения); - определение направления; - знакомство и обучение; - ориентировка с помощью слухового и тактильно- двигательного анализаторов. 2. Коррекция вторичных дефектов: - исправление нарушений осанки, плоскостопия; - коррекция скованности, ограниченности и недостаточ ности движений; - преодоление боязни передвижения в пространстве. 3. Формирование мотивации движений - положительного инте реса к двигательной деятельности. 4. Развитие элементарных зрительных функций: - прослеживающей функции глаза; - глазомера; - бинокулярного зрения; - гимнастика для снятия зрительного утомления. Примечания: 1. Все перечисленные разделы составляют содержание про граммного материала с первого по четвертый год воспитания. 2. Качественное усвоение программы по физическому воспита нию дошкольников с нарушением зрения предполагает совместную деятельность всех специалистов дошкольного учреждения и органи ческую связь с другими специальными разделами программы: 1) Тфограммы по ориентировке; 2) программы по сенсорному развитию ребенка: а) развитие элементарных функций всех сохранных анализато ров; б) развитие мелкой моторики; в) развитие элементарных зрительных функций. Тифлопедагог имеет право повторить на последующих возрас тных этапах развития ребенка материал предьщущего года обучения, если тот не успевает в соответствии с требованиями программы. © Президентская программа"Дети России", 1995 Основной организационной формой реализации программы яЭ-ляется физкультурное занятие, проводимое воспитателем с учете м рекомендаций учителя-дефектолога, офтальмолога, врача ЛФК, неЭ-ропатолога. Кроме того, элементы физического развития ребенка органически включаются во все режимные моменты работы специального детского сада и семейного воспитания. Критерием сформированное™ двигательных умений и навыков, качества их выполнения должна быть практическая самостоятельнЗя деятельность, которая осуществляется в повседневных подвижных и спортивных играх, вечерах досуга, спортивных праздниках и пр. В конце учебного года медико-педагогический коллектив группы отражает динамику физического развития, выявляет причины затруднений и определяет перспективы работы на следующий год. Программа по физическому воспитанию для слепых и слабовидящих детей является экспериментальной новаторской. Тифлопедагоги адаптируют ее с учетом состава группы, индивидуальных ос-о-бенностей детей, предшествующего опыта их развития. Программа отражает достижения современной тифлологии, шс-следования в области физического воспитания и нашего опыта работы с детьми с тяжелыми нарушениями зрения в течение ряда лет. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Iгод обучении |