ПО КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕПЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ Основные методы обучения •ч 1. Наблюдение включает использование всех сохранных анализаторов. 2. Рассматривание адаптированных рисунков, иллюстраций с детьми, имеющими остаточное зрение. 3. Свободное тематическое рисование со слабовидящими деть ми. 4. Упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера. 5. Этюды, театрализованная деятельность. 6. Моделирование и анализ заданных ситуаций. '■ Импровизации. °- Игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, мУзыкальные, спортивные. 9 Логоритмика, ритмопластика. © Подпрограмма "Дети - инвалиды", 1995 Международный университет семьи и ребенка имени Рауля Валленберга Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелым нарушением зрения i 10. Использование пальчиковой гимнастики. 11. Чтение художественных произведений. 12. Сочинение историй. 13. Беседы, рассказы педагога и детей с использованием нерече вых средств общения. 14. Использование настольных дидактических игр соответст вующей тематики. 15. Использование игр на развитие вокальной мимики и слухо вого внимания. Критерии оценки сформированное!-!! неречевых средств общения слепых и слабовидящих детей Вследствие невозможности для слепых детей использовать в процессе познания окружающей действительности дистантный зрительный анализатор, понятно различие в оценке сформированности у данных детей неречевых средств общения. Конечной целью обучения слабовидящих детей является овладение ими умением адекватно и самостоятельно воспринимать и правильно и самостоятельно воспроизводить неречевые проявления, т. е. сформированность полноценных средств неречевого общения, не отличающихся от таковых у зрячих, нормально видящих. Незрячим же детям очень важно прежде всего научиться самостоятельно и правильно воспроизводить мимические и пантомимические действия и интонацию с целью: а) в своих действиях и поведении не выделяться среди зрячих; б) передавать адекватными неречевыми действиями свое эмоциональное состояние. Для адекватного же восприятия эмоционального состояния собеседника слепому ребенку необходимо различать, используя слуховой, дистантный анализатор, тонкости и оттенки интонации голоса собеседника. Из вышеизложенного следуют различия в определении уровней сформированности неречевых средств общения у слепых и слабовидящих детей, а также в методах обучения. Задачи, формы организа- © Пречидентская программа "Дети России", 1995 ции работы, программа обучения слепых и слабовидящих неречевым средствам общения являются в основном общими, так как и те и другие дети должны овладеть средствами общения на уровне возрастных возможностей. Уровни сформированности неречевых средств общения у слепого ребенка 0 - неадекватно воспринимает, не понимает и не воспроизводит заданное в упрощенном варианте даже с помощью педагога. Может правильно воспринять только интонацию говорящего и объяснить ее словами либо адекватными действиями, но сам ее воспроизвести за трудняется. 1 - адекватно воспринимает и воспроизводит заданное в упро щенном варианте с помощью педагога (изолированные жесты, мими ка - у себя и педагога). Воспроизводит знакомую заданную интона цию по просьбе педагога. 2 - адекватно воспроизводит и правильно воспринимает в само стоятельной практической деятельности упрощенные мимические и жестовые действия. На уровне моделирования ситуации справляется с упрощенными вариантами заданий с помощью педагога. Воспроиз водит и воспринимает интонацию в игровой ситуации. 3 - адекватно воспринимает и воспроизводит самостоятельно и по алгоритму задания на соответствие и правильность выполнения мимических и жестовых движений. Использует сохранные анализа торы в соответствии с необходимостью. На уровне смоделированных ситуаций справляется с заданным самостоятельно. Только с помо щью педагога решает задачи на использование неречевых средств общения на практике. 4 - адекватно воспринимает и воспроизводит самостоятельно в практической деятельности все задания, направленные на выявление Уровня сформированности неречевых средств общения. Подпрограмма "Дети - инвалиды", 1995 Международный университег семьи и ребенка имени Рауля Валлснберга Уровни сформированности неречевых средств общения у слабовидящего ребенка 0 - воспринимает только простейшие задания, адекватно вос производит простые задания с помощью педагога. 1 - адекватно воспринимает и самостоятельно воспроизводит простейшие задания, справляется с простейшими смоделированными ситуациями только с помощью педагога. Не справляется с заданиями средней ступени сложности. 2 - адекватно воспринимает и воспроизводит несложные смоде лированные ситуации, используя алгоритмы. Включает полученные знания в игровую деятельность, но в жизненных ситуациях использу ет не всегда. Задания средней ступени сложности выполняет с не большой помощью педагога. 3 - адекватно и самостоятельно воспринимает и воспроизводит несложные смоделированные ситуации, использует сформированные навыки в практической деятельности с небольшой помощью педаго га. 4 - адекватно и самостоятельно воспринимает и воспроизводит задания; использует сформированные навыки в самостоятельной практической деятельности. 8 If Специальные коррекпионнме нршриимы для дошкольников с тяжелым нарушением 1рения ПРИЛОЖЕНИЕ I |