Публикации в других изданиях 2. Зайцев, Г.С. Историческое значение полифонической фактуры в струнных квартетах Н.Я. Мясковского / Г. С. Зайцев // Исследования молодых музыковедов. — М. : РАМ им. Гнесиных, 2011. — С. 70–76 (0,3 п.л.). 3. Зайцев, Г.С. Модифицированная техника Stimmtausch, как проявление новаторского подхода Н.Я. Мясковского к полифонической фактуре струнных квартетов / Г. С. Зайцев // Школа молодого исследователя, выпуск 2 (9). — М., 2012. — С. 20–32 (0,5 п.л.). 4. Зайцев, Г.С. Каноны в струнных квартетах Н.Я. Мясковского / Г. С. Зайцев // Гнесинская научная школа – XXI век. Сб. трудов 184 (3) — М.: РАМ им. Гнесиных, 2012. — С. 57–77. (1 п.л.). 5. Зайцев, Г.С. Ранние квартеты Н.Я. Мясковского – правда, в тени «легенд» / Г. С. Зайцев // Исследования молодых музыковедов. — М.: РАМ им. Гнесиных, 2012. — С. 17–24 (0,4 п.л.). [1] Протопопов Вл. История полифонии в ее важнейших явлениях. М., 1962. С. 228–249. [2] Кузнецов И. Полифония в русской музыке XX века. Выпуск 1: Учебное пособие. М. : "ДЕКА-ВС", 2013. С. 61–96. [3] Литинский Г. О полифонии Мясковского: Страницы монографии // Муз. академия. 2001. N 1. С. 47–54 . [4] Решетняк. Л. Полифония в квартетах Н.Я. Мясковского. Дисс… канд. иск. М., 1985. 145 с. [5] Сокращенная партитурная запись (скоропись), как правило, записанная на двух, реже трех строчках. [6] В Приложении приводится составленная нами таблица-перечень, цель которой представить квартеты Мясковского в контексте других сочинений этого жанра. В таблицу включена бо́льшая часть отечественных и зарубежных сочинений в жанре смычкового квартета, написанных на протяжении первой половины двадцатого столетия (около 350-ти произведений). [7] Иконников А. Пятый квартет Н. Мясковского // Сов. музыка. 1939. № 12. С. 77–80. [8] Иконников А. Три квартета Н. Мясковского // Сов. музыка.1946. № 12. С. 37–46. [9] См. Н.Я. Мясковский. Собрание материалов. 2-е изд. М. : Музыка, 1964. Т.1. C. 143–149. [10] Васина-Гроссман В. Последние произведения Н.Я. Мясковского // Сов. музыка. 1951. № 3. С. 35–39. [11] Николаева Н. 13-й квартет Н.Я. Мясковского. М. : Госмузиздат, 1953. 43 с. [12] Ливанова Т. Н.Я. Мясковский: творческий путь. М. : Госмузиздат, 1953. 409 с. [13] Относительно того, насколько эта нумерация авторская см. второй параграф первой главы настоящей диссертации и стр. 12–13 автореферата. [14] Ливанова Т. Н.Я. Мясковский: творческий путь. М. : Госмузиздат, 1953. С. 228. [15] Попеляш Л. Об эволюции музыкального языка Н.Я. Мясковского/На примере струнных квартетов/. Дисс… канд. иск. М., 1977. [16] Впервые такое предположение было высказано в статье Т.В. Богановой: «Именно на гармонию, альтерированную, напряженно и по-новому тяготеющую, опирается полифоническое движение в его музыке». Боганова Т. Принципы полифонии в творчестве Н. Мясковского // Музыкально-теоретические проблемы советской музыки. № 1. М. : Госмузиздат, 1963. C. 90. [17] ВМОМК им. М.И. Глинки. Фонд 71, (ед. хр №69–70). [18] Литинский Г. О полифонии Мясковского: Страницы монографии // Муз. академия. 2001. N 1. С. 47–54 . [19] Решетняк. Л. Полифония в квартетах Н.Я. Мясковского. Дисс… канд. иск. М., 1985. 145 с. [20] Первая глава диссертации Решетняк («О взаимодействии некоторых общих музыкальных принципов в квартетах Мясковского») имеет вводных характер. [21] Решетняк. Л. Полифония в квартетах Н.Я. Мясковского. Дисс… канд. иск. М., 1985. С. 4. [22] Асафьев Б. Н.Я. Мясковский. Собрание материалов в двух томах. Т.1. М., 1964. С. 18. [23] [23] Кузнецов И. Полифония в русской музыке XX века. Выпуск 1: Учебное пособие. М. : "ДЕКА-ВС", 2013. С. 61–96. [24] Протопопов Вл. История полифонии в ее важнейших явлениях. М., 1962. С. 228–249. [25] Шиманский Н. Полифония в симфониях Н.Я. Мясковского. Дисс… канд. иск. М., 1984. 198 с. [26] Долинская Е. Стиль инструментального творчества Н.Я. Мясковского и современность. Дисс… докт. иск. М., 1983. [27] Ершова Е. Некоторые вопросы музыкально-тематического единства в квартетах Н.Я. Мясковского. Дисс… канд. иск. М., 1974. [28] Время создания этих квартетов: 1909–30 гг. [29] Кабалевскй Д. 9-й квартет // Н.Я. Мясковский. Собрание материалов в двух томах. Т.1. М., 1964. С. 147. [30] РГАЛИ Фонд 2040 оп. 2 ед. хр. 49. [31] На дату 12 февраля 1913 года указывает письмо Мясковского к Держановскому, где он прямо пишет о том, что делал вариации в струнном квартете (см. об этом у О. Ламм стр. 64). Как можно предположить – композитор уточнял какие-то детали во второй части квартета, скорее всего эта версия не вошла в окончательную редакцию квартета – практически идентичную партитуре 1910 года. [32] Устранение трех аккордов, выполнявших роль связки перед заключительной фугой, во второй части квартета. [33] А совсем не № 1, как утверждалось в издании 1956 года. [34] Первая часть этого квартета была написана в 1929 году о чем свидетельствует составленный композитором список (в литературе о Мясковского этот квартет датируется 1930 годом). [35] В издании 1956 года утверждается, без ссылки на источник, что квартет «первоначально значился под № 2» [36] Наше предположение основано на дневниковой записи композитора. См. в кн. Н.Я. Мясковский: Статьи, письма, воспоминания. Т.2. М., 1960. С. 399. [37] Особый интерес в данном случае представляют «черновые партитуры» и дирекционы, хранящиеся в ВМОМК им. М.И. Глинки (фонд 71) и РГАЛИ (фонд 2040). [38] См. об этом Н.Я. Мясковский. Собрание материалов в двух томах. Т.1. М., 1964. С. 145. [39] Самый крупный квартетный канон композитора. [40] «Специфическими были перестановки с нулевым Iv, в которых голоса обменивались мотивами, фразами, оставаясь на тех же звуковых позициях. Эффект обновления звучания сказывался только на тембровых перекрасках, что было чрезвычайно типично для средневекового многоголосия». Евдокимова Ю.К. Учебник полифонии. Вып. 1. М.: Музыка, 2000. С. 30. [41] Немаловажным фактом, подтверждающим определенную взаимосвязь с названным музыкальным направлением, является и то, что в личной библиотеке Мясковского была, к примеру, симфония ор. 21 А. Веберна, а также почти все оркестровые сочинения А. Шенберга, высоко ценимые Мясковским. [42] Фр. bas-relief – низкий рельеф. [43] Фр. haut-relief – высокий рельеф. [44] От лат. contra – против и «рельеф». Эти архитектурные термины были весьма популярны среди интеллигенции XIX века. Так, к примеру, одно из ранних произведений Н.Я. Мясковского (май 1903 года), написанного на стихи А.А. Голенищева-Кутузова так и называлось «барельеф» (впрочем, как и само это стихотворение). [45] Внетематические или околотематические линии контрастируют со звучащим на их фоне тематическим материалом. [46] Квартет № 6 – третья часть, цифры 5–10, 12, 14–15, 16, 21; квартет № 8 – вторая часть, цифры 4–6, 12, квартет № 9 – вторая часть, цифры 9–11, 34–38; квартет № 10 – третья часть, цифры 5–8, 13). [47] Квартет № 10 – первая часть, цифры 2–4, 16–17; квартет № 13 – первая часть, цифры 3–6 и 15–18). [48] Квартет № 3 – вторая часть такты 83–98 и 126–141 (вторая часть квартета № 3 представляет собой редкий случай, когда композитор не проставил цифры. Вероятно, это связано с ее формой (вариации): возможно автор счел постоянную смену темповых обозначений достаточным основанием для отказа от цифровых обозначений). [49] Квартет № 10 – третья часть, цифры 5–8; четвертая часть, цифры 12–20, Квартет № 6 – третья часть, цифры 5–15. [50] Протопопов В.л. История полифонии в ее важнейших явлениях. М., 1962. С. 244. [51] Степень полифонизации ткани в указанных частях квартетов достигает 60–70%. |