ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ На правах рукописи  ЗАЙЦЕВ Григорий Сергеевич Полифоническая техника в струнных квартетах Н.Я. Мясковского Специальность 17.00.02 – Музыкальное искусство АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения Москва – 2013 Работа выполнена в Российской академии музыки им. Гнесиных на кафедре аналитического музыкознания Научный руководитель: | доктор искусствоведения, профессор кафедры аналитического музыкознания Российской академии музыки им. Гнесиных Вязкова Елена Васильевна | Официальные оппоненты: | доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Кузнецов Игорь Константинович | | кандидат искусствоведения, доцент кафедры музыкального искусства Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Заднепровская Галина Викторовна | Ведущая организация: | Воронежская государственная академия искусств | Защита состоится 18 июня 2013 г. в 15 часов на заседании диссертационного совета Д 210.012.01 при Российской академии музыки имени Гнесиных (121069, Москва, ул. Поварская 30/36). С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РАМ им. Гнесиных. Автореферат разослан «____» мая 2013 года Ученый секретарь диссертационного совета | | Пилипенко Нина Владимировна | ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Квартеты Н.Я. Мясковского занимают особое место в истории отечественной камерной музыки, являясь значительным явлением на пути от сочинений А.К. Глазунова и С.И. Танеева к квартетным опусам Д.Д. Шостаковича. Своим творчеством, музыкально-общественной и педагогической деятельностью Мясковский заложил школу квартетного письма, представленную как его произведениями, так и сочинениями его многочисленных учеников, в числе которых – Е.К. Голубев, Д.Б. Кабалевский, А.Л. Локшин, А.В. Мосолов, Н.И. Пейко, Л.А. Половинкин, М.Л. Старокадомский, А.И. Хачатурян, Б.А. Чайковский, В.Я. Шебалин и др. В наши дни музыка композитора звучит по всему миру: от Японии до Соединенных Штатов Америки. В числе исполнителей произведений Мясковского – выдающиеся музыканты современности: Э. Акс, В.А. Гергиев, Йо-йо Ма, Г.Н. Рождественский, В.В. Репин, В.И. Федосеев, Н. Ярви и другие. Однако, несмотря на востребованность музыки Мясковского у исполнителей и слушателей, в музыковедении многие его сочинения недостаточно исследованы, что препятствует созданию целостного «портрета» композитора и заслуженной оценке значения его творчества в музыкальной культуре. Степень разработанности темы исследования: к сфере малоизученных сочинений Мясковского относятся струнные квартеты и, в частности, полифоническая техника в них. Как известно, квартетный жанр, наряду с симфониями, занимает важнейшее место в творческом наследии этого композитора. Однако, до настоящего времени, в отечественной музыкальной науке квартетная полифония Мясковского была рассмотрена лишь выборочно, а в зарубежном музыкознании вовсе не освещалась. Проблема полифонии в квартетах Мясковского была затронута в исследованиях, посвященных русской полифонии XX века: «История полифонии в ее важнейших явлениях»[1] В.В. Протопопова и «Полифония в русской музыке XX века»[2] И.К. Кузнецова. В своей работе Протопопов рассматривает принципы большой полифонической формы (термин Вл. Протопопова) на примере избранных (преимущественно поздних) квартетов композитора. В новейшем исследовании Кузнецова (в котором рассматривается семь из тринадцати квартетов Мясковского) развиваются и обогащаются идеи Протопопова о большой полифонической форме и её роли в квартетах композитора. К названным работам примыкает и небольшая статья Г.И. Литинского[3], кратко характеризующая общие принципы полифонической фактуры в квартетных сочинениях Мясковского. Специальному исследованию полифонии в квартетах Мясковского посвящена всего одна крупная научная работа – диссертация Л.В. Решетняк[4], в которой внимание исследователя сосредоточено на рассмотрении интонационного аспекта полифонического тематизма и крупных имитационных форм, таких как фуги и фугато. Остальные полифонические формы рассматриваются Решетняк выборочно или вовсе не рассматриваются. Таким образом, работы, посвященной целостному анализу полифонической техники в квартетах Мясковского на данный момент нет, а неизученность рукописей ранних квартетов оставляет открытым вопрос о степени позднейшего редактирования этих циклов, что создает трудности в понимании эволюции полифонического стиля композитора. По этой причине потребность в исследовании этого вопроса необходима, что и обусловливает актуальность настоящей работы. Основная проблема диссертации – комплексное исследование полифонической техники Мясковского в контексте композиции его струнных квартетов. Цель работы – характеристика особенностей полифонического мышления Мясковского на примере его струнных квартетов. Исходя из названной цели, предполагается решить ряд задач: – исследовать полифоническую технику в квартетах с точки зрения приоритетности тех или иных форм полифонического изложения, выявить закономерности и специфику их использования; – рассмотреть особенности полифонических явлений в их соотношении с гармонией, формой, инструментовкой; – исследовать крупные полифонические формы (фуги и фугато), выявить их значение в цикле, а также рассмотреть особенности так называемой большой полифонической формы; – уточнить хронологию создания квартетов композитора и сравнить полифоническую технику в сочинениях разного времени написания. Задачами исследования определяются его методы. В качестве принципиально важного для работы использован традиционный для отечественной аналитической школы метод полифонического анализа (основы которого были заложены С.И. Танеевым и развиты С.С. Скребковым, В.В. Протопоповым, А.Н. Дмитриевым и др.). Этот метод является основополагающим в работах современных исследователей, таких как: Е.В. Вязкова, Ю.К Евдокимова, В.В. Задерацкий, И.К. Кузнецов, А.П. Милка, Н.А. Симакова, А.Г. Чугаев и др. Также в нашем исследовании широко использован метод структурно-функционального анализа. При рассмотрении отдельных произведений и связанных с ними исторических фактов нами был использован исторический подход, а также применен его компаративный аспект, позволяющий через сравнение (с другими сочинениями композитора и сочинениями его современников) выявить характерные черты полифонической техники Мясковского. В работе с архивными документами (для восстановления хронологии квартетов и наблюдения над процессом работы композитора) в необходимом для данного исследования объеме использовались методы текстологии. Объектом исследования является квартетное наследие Мясковского, а предметом исследования – полифоническая техника в них. В связи с этим, материалом исследования стали все тринадцать квартетов композитора (op. 33 № 1–4, op. 47, op. 49, op. 55, op. 59, op. 62, op. 67 № 1–2, op. 77, op. 86), причем не только опубликованные их варианты, но и автографы (дирекционы[5], клавиры, ранние версии партитур, наброски). Научная новизна исследования: впервые полифоническая техника квартетов Мясковского рассмотрена как целостное явление, предложена периодизация квартетов на основе уточненной хронологии (воссозданной по черновикам квартетных партитур и иным документам композитора, хранящимся в архивах ВМОМК им. М.И. Глинки и РГАЛИ), рассмотрено применение нестандартных полифонических техник и разнообразные возможности применения большой полифонической формы. На защиту выносятся следующие положения: – полифоническая техника в квартетах Мясковского занимает важное место и во многом определяет их самобытность; – в полифоническом письме композитора можно выделить некоторые инвариантные качества и типы техник, присущие квартетным сочинениям всех периодов творчества; – наряду с чертами преемственности в области полифонической фактуры, в квартетных опусах Мясковского присутствует значительное число новаций, существенных для понимания его композиторской техники. Теоретическая и практическая значимость исследования: материалы диссертации могут быть использованы в курсах лекций по истории отечественной музыки, истории полифонии, истории струнно-смычкового исполнительского искусства, в курсе практической инструментовки и полифонии на кафедрах композиции (сочинения), а также на кафедрах камерного ансамбля. Положения и результаты исследования прошли апробацию, неоднократно обсуждаясь на заседаниях кафедры аналитического музыкознания РАМ им. Гнесиных, а также были представлены в виде докладов на научных конференциях: · «Исследования молодых музыковедов» – РАМ им. Гнесиных (2011) · «Музыка ХХ – начала XXI веков: новый взгляд на творчество московских композиторов» – Союз московских композиторов (2011) · «Музыковедение в XXI веке» – РАМ им. Гнесиных (2012) · «Музыка отечественных композиторов в концертном и педагогическом репертуаре» – Союз московских композиторов (2012) Основные положения работы опубликованы в 6 статьях (общий объем 3 печатных листа), включая альманах «Театр. Живопись. Кино. Музыка» (выпуск 1, 2012), рекомендованный ВАК Министерства образования и науки РФ. Структура диссертации следующая: Введение, три главы, Заключение, список литературы и Приложение[6]. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ |