Организация детского туризма на примере ДОЛ «Дружные ребята» Рассмотрим основные характеристики ДОЛ «Дружные ребята». «Детский оздоровительный лагерь «Дружные ребята» относится к бюджетному учреждению города Омска. Детский оздоровительный лагерь «Дружные ребята» расположен в 50 км (в 30 минутах езды) от города Омска в Чернолучинской зоне отдыха. Территория лагеря составляет 4,2 гектара. Лагерь расположен в реликтовом сосновом и смешанном лесу, по периметру огорожен металлической изгородью. Работает круглогодично: летом - 4 смены, зимой - по путевкам «выходного дня». За 4 оздоровительные смены летнего периода в лагере отдыхают 768 детей. Дети принимаются с 6 до 17 лет. Инфраструктура ДОЛ «Дружные ребята» включает: • Столовую на 240 мест; • Кинозал; • Дискозал; • Зал ЛФК; • Библиотека; • Спортивные площадки и сооружения (футбольное поле, волейбольная и баскетбольная площадки, спортивный и игровой инвентарь, настольный теннис, площадка для прыжков в длину, карусели и игровые площадки). В зимнее время - каток, горка, лыжня. Имеются летние веранды для отдыха, песочницы и малые спортивные формы, летняя танцевальная площадка; • Оборудовано костровое место для вечерних посиделок. На территории лагеря находятся три кирпичных двухэтажных корпуса. Отдыхающие размещаются в 4-х и 8-ми местных спальных комнатах, на каждом этаже имеются душевые, раздельные санузлы для мальчиков и девочек. Обеспечена круглосуточная подача горячей воды, при прохладной погоде предусмотрена подача отопления. На этаже также имеется комната воспитателей, игровой холл, установлены диспенсеры для питьевой воды. Горячая и холодная вода круглосуточно. Вместимость лагеря: 192 человека. Имеется медицинский пункт, столовая на 200 посадочных мест. На территории лагеря расположена межлагерная поликлиника, ведется прием врачом-стоматологом. Концертные и творческие мероприятия проходят в уютном актовом зале на 160 посадочных мест. Оздоровительные мероприятия: скалиоз-диагностика, ручной массаж по показаниям, дыхательная гимнастика по методике Стрельникова, занятия ЛФК, прием минеральной воды. Питание. Пятиразовое сбалансированное питание по утвержденному Роспотребнадзором меню. Имеется собственная двухступенчатая система очистки воды. Территория лагеря ограждена и находится под охраной в круглосуточном режиме. Услуги связи: Операторы сотовой связи: МТС, Билайн, Мегафон, ТЕЛЕ2. Трансфер организуется. Место сбора: «Арена Омск». По штатному расписанию численность педагогических работников составляет 54 человека. Высшие и средне-специальное педагогическое образование имеют около 50 % воспитателей, остальные – студенты 3- 5 курсов. Особое место занимает программа отдыха и досуга. Основная задача ДОЛ «Дружные ребята» - обеспечить летний досуг детям Омской области. Кроме того, с августа по май ДОЛ функционирует как база отдыха «Дружные ребята», а это значит, что дети, отдыхающие в летний период, являются потенциальными отдыхающими на базе круглогодично. В этой связи прослеживается проблематика организации досуга в ДОЛ, так как требовательность к качественному времяпрепровождению изначально поставлена на высокий уровень. Специфической особенностью является то, что одни и те же дети ежегодно приезжают на летний отдых в ДОЛ «Дружные ребята» начиная ездить в лагерь с 6 лет и завершая свои поездки к 15 годам. Нередки случаи, когда ребенок отдыхает не одну смену, а две, каждая из которых имеет продолжительность 21 день. Следовательно, перед педагогами, вожатыми и культурно-массовым сектором лагеря стоит еще одна проблема: как и чем постоянно удивлять и радовать детей и подростков, смело шагающих в ногу со временем в век инновационных технологий. Педагогическая программа «Мечты сбываются» помогает школьникам, особенно подросткам, реализовать собственные планы и надежды за время оздоровительной смены, помогает определить свою дальнейшую жизненную перспективу, выработать индивидуальную стратегию и тактику достижения успеха. Позволяет развить чувство гордости и уважения к истории и традициям страны. Программа профильной 1-й смены 2013 года ДОЛ «Дружные ребята». Проект «Живем по правилам 2D». Название программы - «Живем по правилам 2D», значит: по правилам дорожного движения. Необходимость в реализации подобных проектов очевидна: по статистике, каждая вторая автомобильная авария с участием детей случается из-за несоблюдения элементарных правил дорожного движения, а главными виновниками ДТП становятся дети в возрасте от 5 до 14 лет. Работая над программой, учитывались требования и рекомендации работников ГИББД, интересы детей, учли возрастные особенности детей отдыхающих в ДОЛ «Дружные ребята». Программа предусматривает систематическую работу в двух направлениях: знакомство с теорией, беседы с инструкторами по правилам дорожного движения и приобретение практических навыков, применение их в реальной ситуации. В программу включены методические рекомендации по организации и проведению отрядных мероприятий и общелагерных событий. Составлен перспективный план-сетка с учетом возрастных особенностей и материально-технической базы детского оздоровительного лагеря «Дружные ребята». В рамках программы были объединены мероприятия, направленные как на повышение уровня знаний Правил дорожного движения детьми школьного возраста, так и на развитие культуры вежливого поведения на дороге в целом. Программа «Живем по правилам 2D» включает в себя проект, разработанный совместно с автошколой «Фаэтон». Суть проекта такова: дети и подростки не только теоретически изучают ПДД, но и применяют знания на практике. Младшие отряды - участвуя в мероприятиях на территории специально оборудованного «Городка безопасности», средние отряды - участвуя в интерактивных мероприятиях, старшие отряды - садясь за руль настоящего учебного автомобиля под руководством профессионального инструктора. Именно факт присутствия автомобилей на территории лагеря заслуживает отдельного внимания. Предшествующие теоретические занятия с инструктором автошколы убедили обучаемых в серьезности вопроса, и каждый понимал, что автомобиль - это не игрушка. Садясь за руль автомобиля и руководствуясь замечаниями инструктора, нужно выполнять некоторые задания, проезжая по специально оборудованной полосе передвижения. Одновременно в машине находятся и другие ребята, которые могут наблюдать за вождением своего друга и учитывать комментарии инструктора, чтобы не допустить подобные ошибки при своем «марш-броске». Проект предполагает постепенное расширение и существенное углубление знаний, развитие умений и навыков, практики вождения для детей старших отрядов. Благодаря такой работе у детей сформируются устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах города. Для закрепления теории оборудован на территории ДОЛ «Дружные ребята» «Городок безопасности» - один из простых и доступных способов приобщения детей к практическим навыкам безопасного поведения на улицах и дорогах. Расставлены знаки и нанесена разметка, обозначены опасные места и переходы для движения пешеходов. Приобретены детские электромобили для младших отрядов, самокаты, велосипеды, для старших отрядов - жилеты и атрибуты инспекторов ГИБДД, чтобы дети на практических занятиях и играх в «Городке безопасности» могли увидеть наглядно, как выполняются правила дорожного движения водителями и пешеходами, познакомиться с работой сотрудников ГИБДД. В основе программы лежат педагогические закономерности, инновационные и традиционные принципы, формы и методы обучения и воспитания детей. На наш взгляд, все мероприятия профильной смены - именно тот инструмент, с помощью которого детей можно не только заинтересовать, но и обучить правилам дорожного движения. Данная программа - это действительно нетрадиционный подход в обучении детей правилам дорожного движения. Несомненный плюс программы «Живем по правилам 2D» - ее интерактивность. Пейнтбольный клуб «Мазила». Данный проект направлен на повышение интереса к здоровому и спортивному образу жизни и был реализован в ДОЛ «Дружные ребята» в рамках смены, посвященной Олимпийским играм в Сочи. Детский пейнтбол в сфере досуговой деятельности детского оздоровительного лагеря - это новшество, продиктованное временем и интересами современных детей. Пейнтбол - это тот вид спорта, который дает возможность оторвать детей от компьютеров и вывести в компании друзей на свежий воздух для получения настоящих положительных эмоций и адреналина. Организаторы пейнтбольного клуба «Мазила» тщательно продумали технологию проведения игры, учитывая возрастные особенности и количественный состав игроков. Турнирная таблица была составлена таким образом, что каждый отряд представляли две команды, имеющие свои названия, девиз и лозунги болельщиков. МУ «Спорт и молодость». Экологическое воспитание детей в ДОЛ - не новшество, оно давно практикуется в организации летнего отдыха детей и подростков и в рамках программы, и как отдельно существующие мероприятия. Поездке на конюшню предшествует целый ряд мероприятий внутри каждого отряда, посвященный ознакомлению и изучению животного мира, в том числе и лошадей. Подробно изучаются образ жизни животного, повадки поведения. Ребенок, приезжающий на конюшню, уже имеет понятие о правилах поведения и важности их соблюдения. Проект реализуется в несколько этапов: • Обзорная экскурсия по конюшне с кормлением животных самими детьми, с рассказом о животных, о принадлежности к тем или иным породам, об их достижениях на выступлениях. • Показательные выступления лошадей на ипподроме с демонстрацией упражнений, выполняемых лошадьми под руководством жокея. • Верховая езда детей на лошадях по открытой местности, контролируемая ответственными и обученными работниками конюшни. Кроме этого, чтобы отдых был интересным воспитатели проводят различные мероприятия, такие как: «День Нептуна», «Зов джунглей», «Футбол со сказочными персонажами», «Мы – за ЗОЖ», Операция «Защитим муравейники», конкурс подделок «В лесу немало есть чудес» и т.д. В лагере организована работа кружков «Волшебный кувшинчик», «Турист», «Поролоновое царство», изостудия, фотокружок, кружок рукоделия. Уже традиционно в лагере проходит смена школы менеджмента и информационных технологий. Нередкими гостями бывают ребята, занимающиеся техническим творчеством, судо- и авиамоделизмом. В весенний, осенний и зимний периоды лагерь действует как база для семейного отдыха и массовых выездов [7]. Выводы Рассмотрев основные составляющие организации детского туризма на примере ДОЛ «Дружные ребята», можно сделать несколько рекомендаций по развитию этого вида услуг. Во-первых, при создании продукта детского лагеря необходимо учитывать следующие общие характеристики и факторы его формирования: 1. Целевая аудитория, на которую рассчитан тот или иной продукт. 2. Оригинальность продукта, его необычность. 3. Потребительские свойства продукта. 4. Рассчитанный жизненный цикл продукта. 5. Продвижение продукта в конкурентной среде. Вместе с тем должны учитываться специфические характеристики «лагерного продукта»: 1. Социальная направленность. 2. Социальная значимость. 3. Развивающий потенциал. 4. Воспитательный и образовательный потенциал. Исходя из этого, можно сделать следующие практические выводы для организации детского туризма на примере ДОЛ «Дружные ребята»: 1. Формирование целого пакета продуктов, рассчитанных на разные целевые аудитории — это касается тематики смен (заездов), организации фестивалей, профильных смен и т.д. Например, весь год может быть разбит по тематике или же в рамках одного заезда могут быть использованы разные программы. 2. Постоянный анализ реализуемых программ. Формирование круга специалистов, партнёров, которые помогают не только формировать, но и продвигать и управлять данным продуктом. Анализ необходим для того, чтобы уловить жизненный цикл продукта и вовремя его свернуть или модифицировать (второе для лагеря более приемлемо). 3. Формирование пакета сервисов, предоставляемых лагерем (система сервиса). Речь идёт о сервисах, включённых в стоимость путёвки и дополнительно оплачиваемых сервисах. Это может быть клубная карта (карта постоянного клиента), поздравление ребёнка с днём рождения (не только в лагере), специфика оплаты и получения (выписки) путёвки, обслуживание в офисе, доставка ребёнка в лагерь, страхование (медстраховка и страховка от несчастного случая), работа психолога с ребёнком и т.д. 4. Механизм продвижения продукта. Сделать так, чтобы информация об этом продукте стала доступной как можно большему количеству заинтересованных людей (родителей, детей, организаций). Для того чтобы минимизировать рекламные расходы, необходимо просчитывать рекламные усилия и направления «рекламного удара». Во-вторых, ДОЛ «Дружные ребята» может включать в программу своих смен учебные занятия по туристической деятельности, которые должны проводить только опытные педагоги-инструкторы. Для этого в штате своих сотрудников детским лагерям целесообразно иметь сотрудника с опытом работы в сфере детского туризма, который будет сотрудничать с туристическими фирмами, разрабатывающими экскурсионные программы для школьных групп, и организовать развитие детского туризма в своем лагере. Поэтому для организации детского туризма в условиях детского лагеря должна быть разработана система туристических дел и мероприятий, учитывающая степень подготовленности и возрастные особенности детей. Кроме того, для эффективного развития данного направления в лагерях возможен вариант создания профильных туристических отрядов, со специально организованной программой. Данная программа должна включать в себя экскурсионные программы и подготовленные занятия по основам туризма с последующим участием в двух или трехдневных туристических походах. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В результате анализа можно сделать следующие выводы. Во-первых, детский оздоровительный лагерь — это место, организованное в природных условиях, обеспеченное специальным оборудованием (стационарным или временным) для проживания (или без проживания) и воспитательной деятельности, способствующее физическому оздоровлению детей и молодёжи, обеспечивающее возможность выбирать различные виды деятельности. Продуктом лагеря является определённая специфическая услуга по оздоровлению и досугу детей. Во-вторых, детский оздоровительный лагерь как составная часть детского туризма имеет свои специфические, обусловленные исторически черты и признаки. Особенности деятельности детского оздоровительного лагеря, заключающиеся в предоставлении обучающимся права выбора вида деятельности (культурно-досуговая, исследовательско-познавательная, спортивно-оздоровительная, игровая, трудовая и др.); целенаправленной организации сотворчества детей и взрослых (педагогов и родителей). В-третьих, детский оздоровительный лагерь можно рассматривать как условие успешного развития детского туризма. В условиях детского оздоровительного лагеря умственное и физическое воспитание детей реализуется через такие социально-гуманитарные функции туризма, как воспитательную, образовательную, оздоровительную, спортивную, восстановительную, развивающую и развлекательную функции. В-четвертых, рассмотрев множество предложений, которые существует на рынке детского оздоровительного туризма в Омской области, можно сделать вывод, что у родителей существует большой выбор оздоровительных лагерей, на территории Омской области в 2014 г. находятся и будут работать 40 детских оздоровительных лагерей. Средняя стоимость путевки в лагерь составит приблизительно 10,5 тыс. руб. на 21 день. Главный недостаток детских лагерей (41%) - это несоответствие материально-технической базы лагерей современным требованиям и, как следствие, неудовлетворительные условия проживания детей. Кроме этого, качество предоставления услуг в некоторых детских лагерях невысокое. Преимущества отдыха в ДОЛ Омской области состоят в том, что родителей устраивает удобное месторасположение лагерей (24%), наличие дополнительных услуг (27%) и отсутствие туристических формальностей (10%). В-пятых, рассмотрев основные составляющие организации детского туризма на примере ДОЛ «Дружные ребята», можно сделать несколько рекомендаций по развитию этого вида услуг. Во-первых, при создании продукта детского лагеря необходимо учитывать следующие общие характеристики и факторы его формирования. Вместе с тем должны учитываться специфические характеристики «лагерного продукта»: Социальная направленность. Социальная значимость. Развивающий потенциал. Воспитательный и образовательный потенциал. Исходя из этого, можно сделать следующие практические выводы для организации детского туризма на примере ДОЛ «Дружные ребята»: 1. Формирование целого пакета продуктов, рассчитанных на разные целевые аудитории. 2. Постоянный анализ реализуемых программ. 3. Формирование пакета сервисов, предоставляемых лагерем (система сервиса). 4. Механизм продвижения продукта. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Андрусяк, Н.С. Организационно-методические основы работы профильных детских оздоровительных лагерей / Н.С. Андрусяк // Социосфера. - 2012. - № 3. - C.11-15. 2. Асмолов, А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития / А.Г. Асмолов // Внешкольник. - 1997. - № 9. - С.32-39. 3. Бабкин, А.В. Специальные виды туризма / А.В. Бабкин - М., 2008. – С.145 4. Голикова, О.М. Особенности организации оздоровительного детского туризма в российских условиях / О.М. Голикова // Сервис в России и за рубежом. - 2012. - Т. 35.- № 8. - C.9-14. 5. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даль. - В 4 т. - Спб., 1863-1866. – 512 с. 6. Данилков, А.А. Детский оздоровительный лагерь: работа в сфере услуг? / А.А. Данилков // Народное образование. - 2010. - № 3. - C.135-138 7. ДОЛ «Дружные ребята» // URL: http://www.admomsk.ru/web/guest/government/divisions/44/camps/druzhnye-rebyata dunedin [эл. ресурс] Дата обращения: 14.05.14 г. 8. Клюева, И.П. Детский туризм в Новосибирской области / И.П. Клюева // Интерэкспо Гео-Сибирь. - 2012. - Т. 2. - № 2. - C.70-74. 9. Любимова, Л.А. Специфика организации детского туризма / Л.А. Любимова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. - 2014. - Т. 19. - № 1. С.132-147. 10. Никульников, А.Н. Детские оздоровительные лагеря в структуре дополнительного образования детей / А.Н. Никульников // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 5. - C.191-195. 11. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М., 2006. – 315 с. 12. Омских детей ждут лагеря // URL: http://omskgazzeta.ru/sotsium/omskix_detey_jdut_lagerya/ [эл. ресурс] Дата обращения: 14.05.14 г. 13. Открытое маркетинговое исследование агентства «Делфи» // URL: http://www.delfi2000.ru/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=43&Itemid=63 [эл. ресурс] Дата обращения: 14.05.14 г. 14. Педагогический энциклопедический словарь / под. ред. Б.М. Бим-Бад - М., 2008. – 172 с. 15. Сухов, Р.И. Технологии и организация продаж в туристском агентстве / Р.И. Сухов. - Ростов Н/Д, 2010. – 179 с. 16. Таран, Ю.Н. О возрождении школьного воспитания: из опыта региона / Ю.Н. Таран // Социологические исследования. - 2007. - № 4. - C.15-18. 17. Торшин, В.Н. Детские оздоровительные лагеря / В.Н. Торшин // Народное образование. - 2010. - № 3. - C.69-72. 18. Шмаков, С.А. Лето в лагере / С.А. Шмаков. - М., 1970. - 216 с. |