МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Детские оздоровительные лагеря как часть детского туризма





 

Детский туризм на сегодняшний день - один из са­мых устойчивых сегментов туристского рынка России. Под детским туризмом понимают, прежде всего, любой специально организованный вид отдыха и туризма, где ребенок находится без сопровождения своих родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, а ответственность и непосредственное руководство организацией осуществляется представителями учреждения, организующего этот отдых или туризм [8, c. 72]. Детский отдых непосредственно и опосредованно связан с системой образования, медициной, транспортом, общепитом и другими сферами.

Детский туризм включает в себя путешествия и экскурсии для детей в возрасте от 7 до 17 лет, познавательные и рекреационные детские туры, каникулярный отдых в оздоровительных центрах и лагерях, спортивный детский туризм, выездные туры по городам России, стран СНГ и Европы [4, c. 10].

Услуги детского туризма очень специфичны, т. к. на­правлены на выполнение различных функций: воспи­тательной, лечебно-оздоровительной, рекреационной, развивающей, образовательной, информационно-раз­влекательной, патриотической, социализации лично­сти. Эти функции реализуются в развитии различных направлений детского туризма:

• эколого-туристское воспитание детей и подро­стков в системе дошкольного, школьного, дополни­тельного образования;

• оздоровление и реабилитация подрастающего поколения в системе спортивного и санаторно­-курортного обслуживания;

• туризм как вид активного отдыха и организа­ции досуга детей и подростков;

• детский туризм как форма физического и ду­ховного развития личности;

• туризм как форма повышения образовательно­го уровня детей и подростков;

• реклама и пропаганда здорового образа жизни, отвлечение детей и подростков с улиц, от бесцельного времяпрепровождения;

• участие в туристских, спортивно-туристских секциях, клубах, объединениях как средство социали­зации личности [3, c. 87].

Детский оздоровительный туризм можно разделить на 2 вида:

• внутренний — оздоровительный туризм в пределах территории Российской Федерации (детей постоянно проживающих в Российской Федерации);

• выездной — оздоровительный туризм детей, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другой стране.

Ведущая роль внутреннего детского оздоровительного туризма в РФ отводится детским оздоровительным лагерям.

Внутренний детский оздоровительный туризм наиболее распространен в следующих областях и краях нашей страны:

• Московской области (208 оздоровительных лагерей),

• Краснодарском крае (144 оздоровительных лагеря),

• Алтайском крае (85 оздоровительных лагерей),

• Красноярском крае (69 оздоровительных лагерей),

• Приморском крае (61 оздоровительный лагерь),

• Ростовской области (59 оздоровительных лагерей),

• Курской области (32 оздоровительных лагеря),

• Белгородской области (27 оздоровительных лагерей),

• Костромской области (27 оздоровительных лагерей),

• Калининградской области (27 оздоровительных лагерей),

• Ставропольском крае (26 оздоровительных лагерей) [4, c. 10].

В России до сих пор нет ни законодательного, ни научного определения термина «лагерь», и это стало серьёзной проблемой, так как этим термином можно обозначать любые формы ор­ганизации детского досуга и занятости.



Понятие «лагерь» по В. Далю - «воинский табор, стан, ста­новище» [5, c. 294]. «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова: «временная стоянка обычно под открытым небом, в палатках» [11, c. 212]. В «Педагогической энциклопедии» (1930) лагерь трактуется как коммуна юных пионеров. В «Педагогическом словаре» по­нятие «лагерь» определяется как «внешкольное учреждение, организующие активный отдых учащихся 1-8 классов в канику­лярное время» [14, c. 73]. Ю.Н. Таран определяет лагерь как «воспита­тельно-оздоровительную систему, включающую индивидуально-групповой, функционально деятельностный, ценностно-ориен­тированный, пространственно-временной, диагностико-аналитический компоненты» [16, c. 16].

Целый ряд определений термина «лагерь» даёт известный учёный и теоретик лагерного движе­ния С.А. Шмаков: «Лагерь — походный бивуак, временная стоянка на вечном пути движения. Причём это лес­ной бивуак Лагерь запоминается на всю жизнь образами качающихся сосен, пени­ем птиц, рассветами и закатами, ночным костром, утренней рыбалкой. Лагерь — суверенная территория ребёнка, где он осознаёт себя личностью» [18, c. 74]. Как видим, подчёркивается одна из главнейших осо­бенностей лагеря — его расположение в природных условиях.

На наш взгляд наиболее интересную формулировку понятия лагерь предлагает В.Н. Торшин, детский лагерь — это место, организованное в природных условиях, обес­печенное специальным оборудованием (стационарным или временным) для проживания (или без проживания) и воспитательной деятельности, спо­собствующее физическому оздоровле­нию детей и молодёжи, обеспечиваю­щее возможность выбирать различные виды деятельности [17, c. 69].

Законодательно детские оздоровительные лагеря сегодня являются учреждениями дополнительного образования. В «Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного образования» изложены основные задачи учреждения по обеспечению необ­ходимых условий для личностного развития, укрепления здоро­вья и профессионального самоопределения: адаптация их к жизни в обществе; формирование общей культуры; организа­ция содержательного досуга образования детей от 7 марта 1995 г. №233 и Инструк­тивное письмо Министерства общего и профессионального об­разования РФ от 24 марта 1997 г. №12 к учреждениям дополни­тельного образования относятся: центры, дворцы, дома с чет­ким определением профиля образовательной деятельности; клубы, детские студии, станции различно ориентированного твор­чества детей, по различным областям науки, техники, искусст­ва, туризма, спорта; детский парк, музей, детский оздоровитель­ный лагерь [10, c. 192].

В организации детских оздоровительных лагерей принимают уча­стие предприятия, которые можно разделить на четыре сектора: государственный, где производятся социально значимые блага (целевые программы развития детского туризма), реализующий систему государственных социальных стандартов; добровольно-общественный, где произво­дятся клубные блага, представляющие собой услуги детских объединений спортивно-оздоровительной и туристской направленности (туристские клубы, ассо­циации и союзы, являющихся некоммерческими орга­низациями); смешанный, в котором производятся услу­ги детского туризма частными некоммерческими орга­низациями (частные благотворительные организации и фонды развития туризма); коммерческий, где функ­ционируют частные компании, специализирующиеся в сфере детского туризма [9, c. 256].

Не­смотря на принадлежность или форму соб­ственности любой детский лагерь — это организация, у которой есть свои структура, штат сотрудников (как постоянных, так и временных), цели и задачи, план развития и деятельности. Более того, у каждого лагеря есть своя си­стема управления, свои клиенты, поставщи­ки и т.д. Но детский лагерь необычная, весьма своеобразная, а иногда и оригиналь­ная организация [6, c. 135].

Детский оздоровительный лагерь, как составная часть детского туризма имеет свои специфические, обус­ловленные исторически черты и признаки.

Временем зарождения массового оздоровительного отды­ха детей на природе можно считать 80-е годы XIX в. В 1887 г. была создана колония для детей при московских думских шко­лах. Далее создание подобных колоний распространилось на Санкт-Петербург, Одессу, Харьков, Киев, Симферополь и дру­гие города. Создавались подобные колонии в сельской местно­сти на природе. Целью создания колоний было физическое раз­витие слабых городских детей малоимущих родителей [2, c. 11].

В начале XX в. получают развитие летние детские площад­ки. Местом их локализации были парки, сады, пустыри. Их воз­растной контингент составляли дети дошкольного и младшего школьного возрастов. Педагогический состав был представлен слушателями курсов П.Ф. Лесгафта и Ф. Фребеля. Основной целью летних детских площадок являлось физическое и твор­ческое развитие.

Трудовое направление организации летнего детского досуга было заложено С.Т. Шацким. По его руководством была в 1911 г. была создана детская летняя трудовая колония «Бодрая жизнь» (Калуга). Важной составной частью системы внешкольных уч­реждений для детей стали пионерские лагеря, которые рассматривались как воспитательно-оздоровительные учреждения, ра­ботающие с учетом основных принципов деятельности пионер­ской организации [10, c. 193].

Таким образом, исторически сложилось, что детский туризм в оздоровительных лагерях сочетает отдых на природе, оздоровление, с воспитательными и образовательными составляющими.

Продукт современного детского оздоровительного ла­геря складывается из совокупности сле­дующих факторов, определяющих каче­ство детского отдыха:

• условия проживания детей (включая климатические и географические особен­ности);

• содержание и оригинальность психолого-педагогической деятельности (включая направленность или тематику лагеря, его воспитательные и досуговые программы);

• содержание оздоровительных или санатор­ных процедур (в том числе система и каче­ство питания, наличие квалифицированного персонала: педагогического, медицинского, вспомогательного);

• сервис, предлагаемый детям и их родите­лям (в том числе сервис до, во время и по­сле нахождения ребёнка в лагере) [6, c. 135].

Итак, продукт детского лагеря состоит из нескольких составляющих, одну из которых и образуют сервисы, предо­ставляемые лагерем.

- Программа оздоровления, которую делает команда. Она должна отвечать таким требованиям: востребованность, оригинальность, конкурентоспособность, жизнеспособность (жизненный цикл продукта);

• управление продуктом: мониторинг, обратная связь с потребителем (детьми и родителями, организациями), анкети­рование персонала для оперативного из­менения продукта плюс продвижение этого продукта (включает формирование не только самого продукта, но и образа этого продукта — чистый PR);

• создание инфраструктуры лагеря, от­вечающей потребностям программы;

• сам сервис: предоставление широкого комплекса услуг и сервиса.

Развитие, расширение и совершенст­вование сервисов — одна из наиболее перспективных тенденций развития рынка детского отдыха. Дело в том, что в последнее время появилось много однотипных лагерей, предо­ставляющих похожие услуги и про­граммы (это объективная ситуа­ция). Именно поэтому сервис — это то, за что необходимо бороться и улуч­шать качественно [6, c. 137].

Таким образом, продуктом лагеря являет­ся определённая специфическая услуга по оздоровлению и досугу детей. Но для со­временных условий развития лагерного дви­жения это достаточно узкая трактовка.

Эффективная организация каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей предполагает решение целого комплекса психолого-педагогических, методических и управленческих задач. Первый вопрос, который должен решить детский оздоровительный лагерь, - это, чем наполнить досуг детей в соот­ветствии с их интересами. Для этого необходимо предоставить учащимся широ­кий спектр дополнительных образовательных услуг, которые будут способство­вать творческой самореализации, самовыражению каждого участника оздорови­тельной смены, его личностному и профессиональному самоопределению.

Содержание работы лагеря зависит от имеющейся инфраструктуры, при­родных условий, а также от знаний о ребенке, его возможностях, запросах и потребностей в организованном отдыхе. Сочетание коллективной и индивидуа­льной составляющих становится важным элементом профессионализма как от­дельных педагогов, так и всего педагогического коллектива оздоровительного лагеря [1, c. 13].

Еще одной важной специфической чертой детского оздоровительного лагеря является воспитательный и развивающий по­тенциалы, которые зачастую могут быть намного более мощные, чем в школе. Это реалии совре­менного образования, когда школа начала выполнять в основном образовательную функцию. Именно поэтому в характеристики продукта должны входить узкие, специфиче­ские характеристики, присущие только про­дукту детского лагеря.

Детский оздоровительный лагерь - целостный социум, спе­циально созданный и подчинённый целям гуманистического формирования личности. Задача создания такого воспиты­вающего социума сводится к моделированию особого стиля гу­манистических, творческих отношений, специфического стиля поведения, образа жизни.

Ориентация на интересы ребенка, сегодня одна из важных черт детского оздоровительного лагеря. Детский лагерь создает благоприятные условия для самосовершенствования и саморе­ализации личности. Все больший вес и влияние на деятельность детских загородных лагерей, как учреждений дополнительного образования страны, приобретает гуманистическая психология. При оптимальной организации жизнедеятельности детско­го оздоровительного лагеря создаются уникальные возможнос­ти для социализации самопознания и самовоспитания ребенка.

Этому способствуют:

- круглосуточное нахождение ребенка в лагере, которое создает единое информационное, воспитательное пространство, позволяющее выстроить единую систему требований в соответ­ствии с общепринятыми нормами и ценностями;

- возможность организации разнообразных видов деятель­ности: спортивной, игровой, творческой, коммуникативной, по­знавательной и др.;

- творческий характер взаимодействия детей и будущих педагогов в системе дополнительного образования по содержа­нию и по форме, способствует проявлению у детей инициативы и социальной активности;

- ситуация свободы выбора занятий по душе, которая по­зволяет ребенку разносторонне и творчески проявить себя.

Характер развития и степень оздоровления детей в значи­тельной мере зависят от уровня профессионализма и профес­сиональной компетентности педагогов системы дополнительного образования, которые организуют жизнедеятельность ребенка в лагере в течение всей смены и каждого дня [10, c. 193].

Таким образом, детский оздоровительный лагерь можно рассматривать как условие успешного развития детского туризма. В условиях детского оздоровительного лагеря умственное и физическое воспитание детей реализуется через такие социально-гуманитарные функции туризма, как

1) воспитательную, что проявляется в формировании чувств коллективизма, нравственных и эстетических качеств детей;

2) образовательную, то есть закрепление и пополнение знаний по краеведению, природоведению, топографии, истории, знакомство с культурой и традициями стран и народов мира;

3) оздоровительную, соблюдение оптимального режима нагрузок, использование благотворного воздействия природных факторов на состояние детского организма;

4) спортивную, создание базы общей физической подготовки, специальная подготовка по туристической технике, достижение максимальных результатов в туризме [8, c. 73].

Кроме перечисленных выше функций, выделяют также восстановительную, развивающую и развлекательную функции детского туризма.

Развивающая функция туризма в детском лагере реализуется, прежде всего, через педагогическую деятельность, проводимую через туристическую деятельность в целях эффективного усвоения личностью достижений национальной и мировой культуры. Эффект туризма в данном случае носит характер образовательно-познавательного, который проявляется в приобретении дополнительных знаний и развитии познавательной активности как следствие восприятия детьми ценностей культуры, достопримечательностей в местах посещения, закрепление знаний по основам туризма [15, c. 36].

Как справедливо отмечает И.П. Клюева, в настоящее время имеет место широкое распространение и большой интерес родителей и детей к программам детских оздоровительных лагерей, выездных палаточных лагерей, полевых, скаутских и детских туристических лагерей. Профильные лагеря имеют большую историю, и возвращение к этой форме туристской деятельности вполне оправдано.

Во-первых, содержательной основой таких лагерей является познание исторических, географических, природных особенностей того места, где располагается лагерь.

Во-вторых, там происходит адаптация ребенка к различным жизненным ситуациям [8, c. 73].





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.