ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Детские оздоровительные лагеря как часть детского туризма Детский туризм на сегодняшний день - один из самых устойчивых сегментов туристского рынка России. Под детским туризмом понимают, прежде всего, любой специально организованный вид отдыха и туризма, где ребенок находится без сопровождения своих родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, а ответственность и непосредственное руководство организацией осуществляется представителями учреждения, организующего этот отдых или туризм [8, c. 72]. Детский отдых непосредственно и опосредованно связан с системой образования, медициной, транспортом, общепитом и другими сферами. Детский туризм включает в себя путешествия и экскурсии для детей в возрасте от 7 до 17 лет, познавательные и рекреационные детские туры, каникулярный отдых в оздоровительных центрах и лагерях, спортивный детский туризм, выездные туры по городам России, стран СНГ и Европы [4, c. 10]. Услуги детского туризма очень специфичны, т. к. направлены на выполнение различных функций: воспитательной, лечебно-оздоровительной, рекреационной, развивающей, образовательной, информационно-развлекательной, патриотической, социализации личности. Эти функции реализуются в развитии различных направлений детского туризма: • эколого-туристское воспитание детей и подростков в системе дошкольного, школьного, дополнительного образования; • оздоровление и реабилитация подрастающего поколения в системе спортивного и санаторно-курортного обслуживания; • туризм как вид активного отдыха и организации досуга детей и подростков; • детский туризм как форма физического и духовного развития личности; • туризм как форма повышения образовательного уровня детей и подростков; • реклама и пропаганда здорового образа жизни, отвлечение детей и подростков с улиц, от бесцельного времяпрепровождения; • участие в туристских, спортивно-туристских секциях, клубах, объединениях как средство социализации личности [3, c. 87]. Детский оздоровительный туризм можно разделить на 2 вида: • внутренний — оздоровительный туризм в пределах территории Российской Федерации (детей постоянно проживающих в Российской Федерации); • выездной — оздоровительный туризм детей, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другой стране. Ведущая роль внутреннего детского оздоровительного туризма в РФ отводится детским оздоровительным лагерям. Внутренний детский оздоровительный туризм наиболее распространен в следующих областях и краях нашей страны: • Московской области (208 оздоровительных лагерей), • Краснодарском крае (144 оздоровительных лагеря), • Алтайском крае (85 оздоровительных лагерей), • Красноярском крае (69 оздоровительных лагерей), • Приморском крае (61 оздоровительный лагерь), • Ростовской области (59 оздоровительных лагерей), • Курской области (32 оздоровительных лагеря), • Белгородской области (27 оздоровительных лагерей), • Костромской области (27 оздоровительных лагерей), • Калининградской области (27 оздоровительных лагерей), • Ставропольском крае (26 оздоровительных лагерей) [4, c. 10]. В России до сих пор нет ни законодательного, ни научного определения термина «лагерь», и это стало серьёзной проблемой, так как этим термином можно обозначать любые формы организации детского досуга и занятости. Понятие «лагерь» по В. Далю - «воинский табор, стан, становище» [5, c. 294]. «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова: «временная стоянка обычно под открытым небом, в палатках» [11, c. 212]. В «Педагогической энциклопедии» (1930) лагерь трактуется как коммуна юных пионеров. В «Педагогическом словаре» понятие «лагерь» определяется как «внешкольное учреждение, организующие активный отдых учащихся 1-8 классов в каникулярное время» [14, c. 73]. Ю.Н. Таран определяет лагерь как «воспитательно-оздоровительную систему, включающую индивидуально-групповой, функционально деятельностный, ценностно-ориентированный, пространственно-временной, диагностико-аналитический компоненты» [16, c. 16]. Целый ряд определений термина «лагерь» даёт известный учёный и теоретик лагерного движения С.А. Шмаков: «Лагерь — походный бивуак, временная стоянка на вечном пути движения. Причём это лесной бивуак Лагерь запоминается на всю жизнь образами качающихся сосен, пением птиц, рассветами и закатами, ночным костром, утренней рыбалкой. Лагерь — суверенная территория ребёнка, где он осознаёт себя личностью» [18, c. 74]. Как видим, подчёркивается одна из главнейших особенностей лагеря — его расположение в природных условиях. На наш взгляд наиболее интересную формулировку понятия лагерь предлагает В.Н. Торшин, детский лагерь — это место, организованное в природных условиях, обеспеченное специальным оборудованием (стационарным или временным) для проживания (или без проживания) и воспитательной деятельности, способствующее физическому оздоровлению детей и молодёжи, обеспечивающее возможность выбирать различные виды деятельности [17, c. 69]. Законодательно детские оздоровительные лагеря сегодня являются учреждениями дополнительного образования. В «Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного образования» изложены основные задачи учреждения по обеспечению необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения: адаптация их к жизни в обществе; формирование общей культуры; организация содержательного досуга образования детей от 7 марта 1995 г. №233 и Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 24 марта 1997 г. №12 к учреждениям дополнительного образования относятся: центры, дворцы, дома с четким определением профиля образовательной деятельности; клубы, детские студии, станции различно ориентированного творчества детей, по различным областям науки, техники, искусства, туризма, спорта; детский парк, музей, детский оздоровительный лагерь [10, c. 192]. В организации детских оздоровительных лагерей принимают участие предприятия, которые можно разделить на четыре сектора: государственный, где производятся социально значимые блага (целевые программы развития детского туризма), реализующий систему государственных социальных стандартов; добровольно-общественный, где производятся клубные блага, представляющие собой услуги детских объединений спортивно-оздоровительной и туристской направленности (туристские клубы, ассоциации и союзы, являющихся некоммерческими организациями); смешанный, в котором производятся услуги детского туризма частными некоммерческими организациями (частные благотворительные организации и фонды развития туризма); коммерческий, где функционируют частные компании, специализирующиеся в сфере детского туризма [9, c. 256]. Несмотря на принадлежность или форму собственности любой детский лагерь — это организация, у которой есть свои структура, штат сотрудников (как постоянных, так и временных), цели и задачи, план развития и деятельности. Более того, у каждого лагеря есть своя система управления, свои клиенты, поставщики и т.д. Но детский лагерь необычная, весьма своеобразная, а иногда и оригинальная организация [6, c. 135]. Детский оздоровительный лагерь, как составная часть детского туризма имеет свои специфические, обусловленные исторически черты и признаки. Временем зарождения массового оздоровительного отдыха детей на природе можно считать 80-е годы XIX в. В 1887 г. была создана колония для детей при московских думских школах. Далее создание подобных колоний распространилось на Санкт-Петербург, Одессу, Харьков, Киев, Симферополь и другие города. Создавались подобные колонии в сельской местности на природе. Целью создания колоний было физическое развитие слабых городских детей малоимущих родителей [2, c. 11]. В начале XX в. получают развитие летние детские площадки. Местом их локализации были парки, сады, пустыри. Их возрастной контингент составляли дети дошкольного и младшего школьного возрастов. Педагогический состав был представлен слушателями курсов П.Ф. Лесгафта и Ф. Фребеля. Основной целью летних детских площадок являлось физическое и творческое развитие. Трудовое направление организации летнего детского досуга было заложено С.Т. Шацким. По его руководством была в 1911 г. была создана детская летняя трудовая колония «Бодрая жизнь» (Калуга). Важной составной частью системы внешкольных учреждений для детей стали пионерские лагеря, которые рассматривались как воспитательно-оздоровительные учреждения, работающие с учетом основных принципов деятельности пионерской организации [10, c. 193]. Таким образом, исторически сложилось, что детский туризм в оздоровительных лагерях сочетает отдых на природе, оздоровление, с воспитательными и образовательными составляющими. Продукт современного детского оздоровительного лагеря складывается из совокупности следующих факторов, определяющих качество детского отдыха: • условия проживания детей (включая климатические и географические особенности); • содержание и оригинальность психолого-педагогической деятельности (включая направленность или тематику лагеря, его воспитательные и досуговые программы); • содержание оздоровительных или санаторных процедур (в том числе система и качество питания, наличие квалифицированного персонала: педагогического, медицинского, вспомогательного); • сервис, предлагаемый детям и их родителям (в том числе сервис до, во время и после нахождения ребёнка в лагере) [6, c. 135]. Итак, продукт детского лагеря состоит из нескольких составляющих, одну из которых и образуют сервисы, предоставляемые лагерем. - Программа оздоровления, которую делает команда. Она должна отвечать таким требованиям: востребованность, оригинальность, конкурентоспособность, жизнеспособность (жизненный цикл продукта); • управление продуктом: мониторинг, обратная связь с потребителем (детьми и родителями, организациями), анкетирование персонала для оперативного изменения продукта плюс продвижение этого продукта (включает формирование не только самого продукта, но и образа этого продукта — чистый PR); • создание инфраструктуры лагеря, отвечающей потребностям программы; • сам сервис: предоставление широкого комплекса услуг и сервиса. Развитие, расширение и совершенствование сервисов — одна из наиболее перспективных тенденций развития рынка детского отдыха. Дело в том, что в последнее время появилось много однотипных лагерей, предоставляющих похожие услуги и программы (это объективная ситуация). Именно поэтому сервис — это то, за что необходимо бороться и улучшать качественно [6, c. 137]. Таким образом, продуктом лагеря является определённая специфическая услуга по оздоровлению и досугу детей. Но для современных условий развития лагерного движения это достаточно узкая трактовка. Эффективная организация каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей предполагает решение целого комплекса психолого-педагогических, методических и управленческих задач. Первый вопрос, который должен решить детский оздоровительный лагерь, - это, чем наполнить досуг детей в соответствии с их интересами. Для этого необходимо предоставить учащимся широкий спектр дополнительных образовательных услуг, которые будут способствовать творческой самореализации, самовыражению каждого участника оздоровительной смены, его личностному и профессиональному самоопределению. Содержание работы лагеря зависит от имеющейся инфраструктуры, природных условий, а также от знаний о ребенке, его возможностях, запросах и потребностей в организованном отдыхе. Сочетание коллективной и индивидуальной составляющих становится важным элементом профессионализма как отдельных педагогов, так и всего педагогического коллектива оздоровительного лагеря [1, c. 13]. Еще одной важной специфической чертой детского оздоровительного лагеря является воспитательный и развивающий потенциалы, которые зачастую могут быть намного более мощные, чем в школе. Это реалии современного образования, когда школа начала выполнять в основном образовательную функцию. Именно поэтому в характеристики продукта должны входить узкие, специфические характеристики, присущие только продукту детского лагеря. Детский оздоровительный лагерь - целостный социум, специально созданный и подчинённый целям гуманистического формирования личности. Задача создания такого воспитывающего социума сводится к моделированию особого стиля гуманистических, творческих отношений, специфического стиля поведения, образа жизни. Ориентация на интересы ребенка, сегодня одна из важных черт детского оздоровительного лагеря. Детский лагерь создает благоприятные условия для самосовершенствования и самореализации личности. Все больший вес и влияние на деятельность детских загородных лагерей, как учреждений дополнительного образования страны, приобретает гуманистическая психология. При оптимальной организации жизнедеятельности детского оздоровительного лагеря создаются уникальные возможности для социализации самопознания и самовоспитания ребенка. Этому способствуют: - круглосуточное нахождение ребенка в лагере, которое создает единое информационное, воспитательное пространство, позволяющее выстроить единую систему требований в соответствии с общепринятыми нормами и ценностями; - возможность организации разнообразных видов деятельности: спортивной, игровой, творческой, коммуникативной, познавательной и др.; - творческий характер взаимодействия детей и будущих педагогов в системе дополнительного образования по содержанию и по форме, способствует проявлению у детей инициативы и социальной активности; - ситуация свободы выбора занятий по душе, которая позволяет ребенку разносторонне и творчески проявить себя. Характер развития и степень оздоровления детей в значительной мере зависят от уровня профессионализма и профессиональной компетентности педагогов системы дополнительного образования, которые организуют жизнедеятельность ребенка в лагере в течение всей смены и каждого дня [10, c. 193]. Таким образом, детский оздоровительный лагерь можно рассматривать как условие успешного развития детского туризма. В условиях детского оздоровительного лагеря умственное и физическое воспитание детей реализуется через такие социально-гуманитарные функции туризма, как 1) воспитательную, что проявляется в формировании чувств коллективизма, нравственных и эстетических качеств детей; 2) образовательную, то есть закрепление и пополнение знаний по краеведению, природоведению, топографии, истории, знакомство с культурой и традициями стран и народов мира; 3) оздоровительную, соблюдение оптимального режима нагрузок, использование благотворного воздействия природных факторов на состояние детского организма; 4) спортивную, создание базы общей физической подготовки, специальная подготовка по туристической технике, достижение максимальных результатов в туризме [8, c. 73]. Кроме перечисленных выше функций, выделяют также восстановительную, развивающую и развлекательную функции детского туризма. Развивающая функция туризма в детском лагере реализуется, прежде всего, через педагогическую деятельность, проводимую через туристическую деятельность в целях эффективного усвоения личностью достижений национальной и мировой культуры. Эффект туризма в данном случае носит характер образовательно-познавательного, который проявляется в приобретении дополнительных знаний и развитии познавательной активности как следствие восприятия детьми ценностей культуры, достопримечательностей в местах посещения, закрепление знаний по основам туризма [15, c. 36]. Как справедливо отмечает И.П. Клюева, в настоящее время имеет место широкое распространение и большой интерес родителей и детей к программам детских оздоровительных лагерей, выездных палаточных лагерей, полевых, скаутских и детских туристических лагерей. Профильные лагеря имеют большую историю, и возвращение к этой форме туристской деятельности вполне оправдано. Во-первых, содержательной основой таких лагерей является познание исторических, географических, природных особенностей того места, где располагается лагерь. Во-вторых, там происходит адаптация ребенка к различным жизненным ситуациям [8, c. 73]. |