МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Классификация детских оздоровительных лагерей





 

На сегодняшний день существует большое разнообразие лагерей как по имущественной принадлежности, юридическому статусу, организационной структуре, так и по содержанию дея­тельности, обеспечивающие каждому право выбора собствен­ной стратегии дополнительного образования.

Можно выделить несколько подходов к типологии детских оздоровительных лагерей.

Первый. Виды детских оздоровительных лагерей класси­фицируются не по содержанию деятельности, а по месту раз­мещения детей.

1. Стационарные лагеря. Специально создаваемые, как детские оздоровительные учреждения, преимущественно - за городом.

2. Базовые лагеря. Лагеря, создаваемые на приспособлен­ной базе, то есть в помещениях учреждений и организаций, ко­торые изначально не создавались, как оздоровительный детс­кий лагерь - в школах, учреждениях дополнительного образова­ния детей, в войсковой части, равно, как на турбазе, профилак­тории или гостинице.

3. Полевые или палаточные лагеря [10, c. 194].

Второй подход предполагает классификации на основе такого критерия как сезонность. Выделяются:

- сезонные лагеря, работающие в каникулярный период (осень, зима, весна - 8-12 дней, лето - 3 месяца),

- межсезонные, круглогодичные лагеря.

Третий подход к видовому разнообразию смен (лагерей) определяется основной содержательной деятельностью.

По этому признаку лагеря могут квалифицироваться как: спортивно-оздоровительные, туристские, труда и отдыха, сана­торные (профилактические), культурно-познавательные, интел­лектуальные, профильные, семейные.

1. Спортивно-оздоровительные лагеря - вид оздоровитель­но-образовательной деятельности, являющейся:

- продолжением учебно-тренировочного процесса для юных спортсменов, воспитанников детско-юношеских спортив­ных школ;

- рекреативно-оздоровительной сменой для обучающих­ся, где основным содержанием деятельности будет формиро­вание скоростных, силовых, двигательных качеств, выносли­вости и т.п. в одном из видов физкультурно-оздоровительной или спортивной направленности.

Спортивно-оздоровительные лагеря обычно расположенны в пределах родного края (40-50 км от города), которые экономичны для государства и для семьи, что немаловажно при современных сложностях вфинансировании системы образования (исключает значительные расходы на проезд участников и руководителей; создает возможность использования транспортных средств проводящей организации и родителей). При организации занятий по спортивному туризму в лагере актуальна возможность вывезти детей из экологически неблагополучных условий города в относительно чистую природную среду. Заниматься некоторыми видами спортивного туризма могут даже такие дети, которые по своим физическим возможностям в многодневном туристском походе не смогли бы принять участие. В спортивно-оздоровительных лагерях учебный процесс - практическая деятельность, содержание которой не надумано и призвано разрешать проблемы в жизни лагеря [10, c. 194].

2. Туристские лагеря:

- полевые (палаточные) лагеря по различным видам туриз­ма и краеведения (водный, пеший, горный и т.п.) с практической отработкой туристских навыков на основе теоретических навы­ков, полученных обучающимися в объединениях туристско-кра­еведческой направленности в течение года;



- лагеря, проводимые в полевых условиях, где активно ис­пользуются туристские навыки для обучающихся различной сте­пени подготовленности.

Примером такого лагеря может выступать новосибирский лагерь Хорошо «Артек», который имеет большой опыт организации детского туризма. С ребятами проводятся моделирующие сюжетно-ролевые игры - «Экстрим», «Артековское сафари», «Архипелаг - Робинзона», «Школа выживания», туристические соревнования «Комбинированный туристический маршрут» или «Туристическая полоса препятствий». В ходе игры «Турград» ребята закрепляют знания по основам туризма - установке палатки, ориентированию на местности, укладке рюкзака, видам костров. Для тех ребят, кто выбрал для себя туристические отряды, организуются учебные дисциплины, практические занятия, игры и активный отдых, которые помогают ребенку приобрести необходимые умения и навыки, освоить «науку выживания» [8, c. 73].

3. Лагеря труда и отдыха обучающихся - лагеря практичес­кого приобретения обучающимися и воспитанниками трудовых навыков, вовлечения их в общественно-полезную деятельность, сочетающая формирование у обучающихся и воспитанников навыков здорового образа жизни в период каникул с круглосу­точным или дневным пребыванием.

4. Загородные центры. В этих лагерях ребенку помогают решить его психологические проблемы. Здесь предусмотрено создание атмосферы безопасности для ребенка, выявление его проблем, предусмотрен поиск способов их решения. Для этого создаются микрогруппы, организуются успокаивающие прогулки и беседы.

5. Санаторные профилактические лагеря - лагеря актив­ной реабилитации обучающихся, имеющих недостатки физи­ческого (психического) формирования, либо нуждающихся в ак­тивном оздоровлении с использованием надлежащей медицин­ской базы. Программы включают оздоровительные упражнения, спортивные игры, купание, закаливание и т. д. Здесь не планируется грандиозных развлекательных мероприятий, основное внимание педагогов направлено на утверждение здорового образа жизни детей и подростков.

6. Культурно-познавательные лагеря - место активного от­дыха, как стационарного, так и передвижного, где ведущими ви­дами совместной деятельности педагога и обучающегося явля­ется нацеленность на творческое освоение мира. Этот вид ла­геря может быть организован в форме творческой дачи, мастер­ской, фестиваля, смотра, экскурсии и прочих форм организации жизнедеятельности обучающихся [10, c. 193 ].

7. Профильные лагеря - форма образовательной и оздоро­вительной деятельности с творчески одаренными или социаль­но активными детьми, проводимая, как смена по направлениям деятельности (профилю): юных техников, туристов-краеведов, экологов, спортсменов, математиков, филологов, журналистов, спасателей, моряков, автомобилистов, волонтеров, актива дет­ских и молодежных общественных объединений, зимняя и лет­няя профильная школа по различным видам детского творче­ства в период каникул с круглосуточным или дневным пребыва­нием обучающихся и воспитанников.

Основной фун­кцией профильных лагерей является расширение образовательных возможностей детей и подростков. В рамках смены профильного лагеря должны подводиться итоги предыдущей работы и стартовать новые проекты. Одним из основных методов работы профильного лагеря должно быть обучение сверстников, корда моло­дежь учит молодежь.

Деятельность детского профильного оздоровительного лагеря может компенсировать недостаточность активных форм познавательного развития де­тей и подростков, оказать влияние на укрепление физического и психологичес­кого состояния детей, способствовать успешной социализации проблемных по­дростков, развивать творческие способности детей через систему специальных педагогических методов, технологий, средств и форм.

Деятельность профильного оздоровительного лагеря это, прежде всего, общение, познание, предметно-практическая и духовная деятельность, спорт, игра. От того, насколько они сочетаются и дополняют друг друга, зависит эф­фективность решения воспитательных задач.

Деятельность воспитанников во время проведения смены лагеря осущес­твляется в разновозрастных группах и других объединениях по интересам, на­полненность которых не должна превышать 20 человек. При выборе форм и методов работы для проведения смены лагеря, независимо от ее образователь­ной или творческой, или трудовой направленности, приоритетом должна быть оздоровительная направленность.

Главным в содержании деятельности смены профильного лагеря является практическая отработка знаний, умений, навыков в соответствующем виде твор­чества, выполнение индивидуальных и коллективных творческих работ, которые дополняются системой мер по формированию здорового образа жизни.

Главная цель образовательной системы профильных лагерей - это поиск, отбор и продвижение талантливых детей и молодежи. Под поиском понимается совокупность учебных приемов, активных форм обучения и работы с молоде­жью, которые позволяют находить по определенным критериям креативных, социально активных детей [1, c. 42].

8. Интеллектуальные лагеря - активного отдыха детей и подростков через освоение образовательных программ, как предметных (математики, физики, филологии и т.п.), так и ин­тегративных (интеллектуальных игр, шахмат).

9. Семейные лагеря - лагеря совместного творчества орга­низации досуга родителей, детей и педагогов в рекреативной среде лагерного пространства.

Все эти виды детских оздоровительный лагерей на практике встречаются как по отдельности, так и в сочетании друг с другом. Таким примером является Всероссийский детский центр отдыха и оздоровления «Орленок». Это огромный лагерь, находящийся в Туапсе, в котором все предназначено для наилучшей организации детского отдыха. ВДЦ «Орленок» объединил в себе 7 лагерей, школу, спорткомплекс с несколькими современными площадками и футбольным полем, Дворец культуры и спорта с плавательным бассейном, Дом авиации и космонавтики, выставки, мастерские технического и прикладного творчества, астрономическую обсерваторию, лечебный корпус, библиотеку. Территория огорожена, круглосуточно охраняется.

На территории ВДЦ расположены как круглогодичные оздоровительные лагеря, так и летние.

К круглогодичным детским оздоровительным лагерям относятся:

· ДОЛ «Звездный»,

· ДОЛ «Стремительный»,

· ДОЛ «Штормовой»,

· ДОЛ «Солнечный».

К летним детским оздоровительным лагерям относятся:

· ДОЛ «Дозорный»,

· ДОЛ «Комсомольский»,

· ДОЛ «Олимпийский».

Лагерь «Солнышко», который также является структурным подразделением ВДЦ «Орленок», принимает детей от 7 до 10 лет.

Как любой пионерский лагерь, каждый ДОЛ имеет отдельный медицинский пункт со своим штатом сотрудников: 2 врача педиатра, старшая медсестра, 4 дежурные медсестры, 1 дезинфектор, 2 санитарки. В медпунктах лагерей медицинская помощь оказывается круглосуточно [4, c. 11].

 

Выводы

Таким образом, в заключение первой главы следует сделать следующие выводы.

Во-первых, детский оздоровительный лагерь - цело­стный социальный организм, специально созданный и подчи­нённый целям гуманистического формирования личности, кото­рый на сегодняшний день является учреждением, не только осу­ществляющим оздоровление и отдых детей, но и выполняющим образовательную и воспитательную функции.

Во-вторых, детский оздоровительный лагерь как составная часть детского туризма имеет свои специфические, обус­ловленные исторически черты и признаки. Особенности деятельности детского оздоро­вительного лагеря, заключающиеся в предос­тавлении обучающимся права выбора вида дея­тельности (культурно-досуговая, исследовательско-познавательная, спортивно-оздорови­тельная, игровая, трудовая и др.); целенаправ­ленной организации сотворчества детей и взрослых (педагогов и родителей).

В-третьих, детский оздоровительный лагерь можно рассматривать как условие успешного развития детского туризма. В условиях детского оздоровительного лагеря умственное и физическое воспитание детей реализуется через такие социально-гуманитарные функции туризма, как воспитательную, образовательную, оздоровительную, спортивную, восстановительную, развивающую и развлекательную функции.


 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.