Вопрос № 29. Объекты труда для учащихся 5-9 классов, их классификация. Требования к учебным объектам и категории их выбора. Особенностью образовательной области “Технология” является обучение на основе практической деятельности учащихся. Эффективность обучения во многом определяется используемыми объектами труда. Объекты труда должны отвечать следующим требованиям: · Отражать изучаемый теоретический материал. · Располагаться по нарастающей сложности. · Обеспечивать чередование видов деятельности. · Соответствовать возрастным особенностям учащихся. · Быть общественно значимыми. Например, разделочная доска, подставка для горячего Вопрос №30 Применение технических средств обучения ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ – комплекс технических устройств и соответствующие им носители информации, применяемые для повышения эффективности усвоения знаний, умений и навыков учащимися и облегчения труда преподавателя по их передаче, закреплению и проверке. Основные виды технических средств обучения: Статические экранные пособия (диафильмы, диапозитивы, кодопроекторы и т. п.) Учебное кино Учебное телевидение Звуковые пособия (магнитофонные записи, грамзаписи, радио) Устройства для программированного обучения Контролирующие и информационные устройства Тренажеры Учебные задачи, решаемые с помощью технических средств обучения: сообщение учащимся более полной и точной учебной информации, повышение в результате этого качества обучения, -повышение наглядности и доступности обучения, -повышение темпа изложения учебного материала, повышение интереса учащихся, удовлетворение их запросов и любознательности, снижение утомляемости учащихся на уроке, освобождение преподавателя от чисто технических работ и переключение сэкономленного времени на творческую деятельность, увеличение доли времени на самостоятельную работу учащихся, облегчение труда преподавателя и учащихся. Условия эффективности применения технических средств обучения: ТСО должны использовать в органической связи и взаимодействии с другими дидактическими средствами обучения, ТСО должны применяться в учебном кабинете по соответствующему предмету в ходе урока, преподаватель в совершенстве должен знать дидактические возможности намечаемого к использованию технического средства, владеть умениями его применения, систематичность применения ТСО, что формирует у учащихся привычки и навыки работы с соответствующими средствами, оптимальная частота и длительность применения ТСО (учебное кино - доЗ-4 раз в неделю; кинофрагменты - 4-6 мин., диафильмы - 12-15 кадров, кинокольцовки - до 10 циклов за урок). обеспечение хорошей видимости и слышимости, - удобство управления техническими средствами, надежность работы аппаратуры и других технических устройств. ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ТСО При подготовке к занятиям: определение дидактических задач, решаемых с помощью данного технического средства; - детальное изучение технического средства, намеченного к применению на уроке; определение места пособия на уроке; определение способов применения пособия на уроке. В ходе проведения занятий: подготовка учащихся к восприятию демонстрации или звукозаписи. Создание проблемной ситуации. руководство восприятием учащимися информации (попутные пояснения и вопросы, выделение главного, комментирование не озвученных пособий и т. д.); анализ совместно с учащимися учебного материала, полученного с помощью ТСО; руководство самостоятельной работой учащихся по осмысливанию информации, полученной с помощью ТСО; рациональные сочетания различных форм и методов учебной работы на уроке с учетом содержания и специфики применяемых ТСО. Вопрос №32 Лабораторно-практические работы ЛАБОРАТНОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ проводятся с целью закрепления, расширения и совершенствования знаний учащихся, формирования умений их применять при наблюдении и анализе научно-технических явлений, процессов, постановке учебных экспериментов, выявлении закономерностей, причинно-следственных зависимостей. Классификация лабораторно-практических работ По дидактической цели: иллюстративные; исследовательские. По содержанию: количественные; качественные; комплексные межпредметные. По характеру организации проведения: фронтальные; не фронтальные. По характеру и содержанию деятельности учащихся: наблюдение и анализ различных явлений, процессов, свойств сырья, материалов, продуктов; наблюдение и анализ устройства и работы машин, механизмов, приборов, аппаратов, инструментов; исследование количественных и качественных зависимостей между величинами, параметрами, характеристиками; изучение способов использования контрольно-измерительных приборов и инструментов; диагностика неисправностей, регулировка, наладка, настройка машин, механизмов, приборов и т.д. Вопросы методики руководства лабораторно-практическими работами. Вводное инструктирование: определение цели предстоящей работы; установление связей предстоящей работы с имеющимися у учащихся знаниями; ознакомление учащихся (путем объяснения или по заданию-инструкции) с порядком выполнения работы; показ основных приемов выполнения работы; разбор правил техники безопасности и организации рабочих мест; указания по ведению записей данных, оформлению результатов и составлению отчета; выдача заданий. Текущее инструктирование: оказание помощи учащимся; стимулирование самостоятельности, сознательности и самоконтроля учащихся в ходе работы; поддержание намеченного темпа выполнения работы; промежуточный и итоговый контроль хода работы учащихся; проверка правильности снятия показаний приборов, замеров параметров, ведения записей; контроль организации рабочих мест, соблюдения правил техники безопасности. Подведение итогов: устный опрос учащихся по результатам, полученным в ходе наблюдений, экспериментов; анализ совместно с учащимися данных, полученных в ходе работы, и формулировка основного вывода; анализ отчетов учащихся о результатах лабораторно-практических работ (схемы установки, цепи, процесса; порядок выполнения; использование приборов, оборудования, материалов; результаты наблюдений измерений; расчеты; ответы на вопросы задания-инструкции; выводы); оценка выполнения лабораторно-практической работы. Вопрос №33 Методика организации и проведения экскурсий для учащихся 5-9 классов при изучении технологии. производственные экскурсии: познакомить с процессом произ-ва изделия с различ видами профессий существующих на данном произ-ветТребования Требования к экскурсии в зависимости от целей-обще ознакомительные, целевые. Методика пК??ения экскУРсий выделяет след вопросы, подготовка к экскурсии' проведение экскурсии; подведение итогов ШдТо-товка жск: включ в себя: опред учеб целей, кот предпологается достич' выбоп объекта, места экскурсии; опред маршрута пеЭием J? ОтельнымР совмеЖм решением с представителями пр-ва об обеспечении безопасности передвижения ЈnE5fЈЈЈRS) предп-ия- npoeifeZe ?™, Н? роль отводится экскурсоводу (если Ж^Л.ТШ0 знает предприятие? то он может сам быть экскур, а если нет-то найти специалиста, кот должен знать какой класс к нему придет Итоги: заключит ?пяп^пГ-гИСменнь1й отчет> если брали фотоаппарат, то оформление альбома или видеозаписи,если видео. Вопрос №34.учит техн дол учит возможн аудитории для того, чтоб дать понятие «машина», если это целесообразно, то объяснять это г чнятие отталкиваясь от бытового опыта уч-ся. Школ не всегда чётко могут разделить машины по функциям-проводим беседу с учащимися. Машина техническое уст-во, предназначенное для выполнения производственных функций чел. Для рассмотр технологич устройства машины нужно вначале учащимся показать различ изделия, изготовленные на шв машине, при этом анализируя технологич процесс их изготовления. Иллюстрируя свои объяснения демонстрацией. Раб орг шв Маш: игла, челнок, игловодитель, ни-тепритягиватель, зуб рейка.Изучение к"Ч-струирования машины изучают по след последовательности: принципы компановки машины и её общее устройство (расе кин сх и обозначения); основ приёмы управ Маш (располож одних деталей по отношению к другим); движение совершаемое отдельными частями машины, их согласование и регулирование (виды передач, их особенности, различ м/у механизмами и тд); общие устройства основных частей; правила безопасного обслуживания и ухода за машиной (расе возможности предупреждения нежелат последствий, что делать при поломке); дизайн машины (гармония и удобство конструкции шв машины). Для объяснения технологич процесса испол инструкционные карты: объёмные (для 5-7кл)+написанные; написанные с иллюстрациями (для старш школ) Объяснить учащ-ся чем отлич единичное , серийное (одна модель одного размера) и массовое произ-во(одна маодель на разные размеры) Вопрос №35 Межпредметные связи Центральными задачами подготовки квалифицированных рабочих в училище являются формирование у них системы знаний, умений и навыков коммунистическое воспитание всестороннее развитие. Система знаний, умений и навыков учащихся. Качества личности учащихся: общеобразовательные предметы; предметы профессионально-технического цикла; производственное обучение; внеклассная учебно-воспитательная работа; - преподаватели; мастера производственного обучения; другие инженерно-педагогические работники училища; ученический коллектив. В целях формирования системы знаний, умений и навыков учащихся, их коммунистического воспитания и всестороннего развития все педагогические воздействия на них со стороны всех педагогов должны быть скоординированы м взаимосвязаны по содержанию, формам, методам и средствам. Типы и способы межпредметных связей По содержанию изучаемого учебного материала: использование знаний учащихся из других предметов, их производственного и жизненного опыта для более глубокого усвоения знаний по данному предмету. единство законов и теорий, применяемых для объяснения аналогичных явлений и процессов, изучаемых в различных предметах. рациональный отбор изучаемого материала различных предметов. - комплексное применение знаний и умений, полученных в различных предметах, практические умения. По формируемым у учащихся общеучебным умениям: единство трактовки аналогичных понятий, явлений, процессов, изучаемых в различных предметах. умения планировать деятельность. интеллектуальные умения. умения работать с книгой. организационные умения. По методам и средствам обучения: - координация методов и методических приемов учебной работы по различным предметам. координация средств обучения и способов их применения при изучении различных предметов. По методам и средствам коммунистического воспитания и всестороннего развития учащихся: раскрытие мировоззренческих идей каждого предмета. связь с жизнью, с практикой коммунистического строительства. развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся, творческого отношения к учебному труду. единство педагогических требований к учащимся со стороны всех педагогов. развитие коллективизма, товарищества, взаимопомощи учащихся. личный пример преподавателей, мастеров. |