ОБРАБОТКЕ ДЕРЕВА И МЕТАЛЛА НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ. Начиная с 5 класса, учащиеся знакомятся со сверлильным станком: его устройством и приемами работы на нем. В 6 классе они изучают токарный станок по дереву: устройство и приемы работы. В 7 классе продолжают работу на токарном станке по древесине, а также изучают токарный винторезный станок и фрезерный станок. Теоретическое изучение станков предусматривает формирование у учащихся следующих навыков: формирование представлений о станке как о машине; изучая устройство станка, учащиеся получают знания о деталях машины; формирование умения анализировать кинематическую схему станка. Методика организации работы учащихся на станках. Материально техническая база мастерских не предусматривает обеспечение учащихся станочным оборудованием, которое при изучении разделов связано со станками. Учитель составляет график работы учащихся на станках. Учащиеся должны отработать то количество часов, которое указано в программе (объясняя материал станочного оборудования нужно, проводить ручную обработку на станке). На первом занятии фронтально учитель объясняет назначение и устройство того или иного станка, инструмента и демонстрирует приемы работы. По завершению объяснения, отдельные учащиеся самостоятельно работают на станке. На последних уроках учащиеся впервые знакомятся с инструкцией. Учитель работает с учащимся фронтально и, так же, как на первом уроке предоставляет возможность учащимся работать на станке. Когда тематика материала исчерпана, учащиеся работают по графику. Основной состав группы параллельно должен заниматься ручной обработкой металла. Особое внимание учителю необходимо уделять технической безопасности. Он обязан инструктировать учащихся на каждом уроке. Рекомендуется предусматривать на следующие занятия больше количество учащихся для работы на станках. Разрешается работать на 1 станке, 1 ученику. Перед началом работы учитель обязан проверить исправность станка, оборудования, инструмента и заземление. Изучение сверлильного станка приемы работы учащихся изучаются в соответствии с технологией изготовления изделия. Изучение токарного станка происходит по следующей схеме: токарный станок, его устройство, приемы работы на нем коническое точение фасонное точение Вопрос №25 ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОБЛЕМНОСТИ I. Проблемная постановка урока 1. Новая тема формулируется в виде проблемы. 2. Проблема вводится одновременно с актуализацией знаний со- зданием ситуации, в которой проявляется их недостаточность для объяснения факта, явления и т. п. П. Актуализация необходимых знаний 1. Обеспечивается в основном постановкой проблемных вопросов, которые должны быть короткими и быстро решаться. Это стимулирует учащихся, и они с интересом берутся за дело. 2. Вопросы строятся на основе материала изучаемой темы. Проблемные вопросы в этом случае более эффективны, чем репродуктивные. 3. Количество вопросов не должно быть чрезмерным. Нельзя долго держать детей в состоянии эмоционального подъема, потому что, устав, они теряют интерес к теме урока. 4. Сложные вопросы разделяются на более легкие, на отдельные мыслительные ступеньки. Предыдущая ступенька является опорой для преодоления следующей. 5. Количество ступенек подбирается таким образом, чтобы обеспечить продвижение учащихся. Но пусть лучше степень сложности вопросов несколько превышает возможности среднего ученика. В таком случае обеспечивается интерес к выполнению задания у Проблемное обучение Мышление и обучение Знания являются следствием мышления и вместе с тем одним из его условий. Развитие мышления происходит в процессе овладения знаниями и их применения. Мышление - решение познавательных проблем выполняет свою функцию в условиях проблемных ситуаций. Проблемная ситуация - психическое состояние, возникающее у учащихся при выполнении задания, которое требует найти («открыть» или усвоить) новые, ранее ему не известные ему знания или способы действия. Условия возникновения проблемной ситуации Наличие противоречия между имеющимися у учащихся знаниями и новыми данными, которые нельзя объяснить на их основе. Осознание учащимися невозможности объяснения нового путем использования имеющихся знаний, известных способов действий. Принятие проблемы (познавательной задачи) - осознание учащимися необходимости усвоения новых знаний, новых способов действий. Наличие мотива активной познавательной деятельности. Интерес учащихся к познавательной задаче, проблеме. Правила создания проблемных ситуаций Познавательная задача должна основываться на знаниях и умениях, которыми владеет учащимися. Проблемное задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащихся. Создание проблемной ситуации должно предшествовать объяснению или самостоятельному изучению учащимися нового учебного материала. Проблемная ситуация создается, а познавательная задача формируется под непосредственным руководством преподавателя. Для усвоения сложной системы знаний и действий необходима определенная система в создании проблемных ситуаций: расчленение сложных проблемных заданий на более мелкие и частные; выделение в каждом проблемном задании одного неизвестного элемента; разделение дидактических функций, выполняемых различными проблемными ситуациями; дифференцирование материала, сообщаемого преподавателем и усваиваемого учащимися самостоятельно. ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ Способы создания проблемных ситуаций: подведение учащихся к выводу, раскрытию которого будет посвящено изучение нового материала (проблемное введение в урок); сопоставление и противопоставление изученного и предстоящего к изучению; задания на обоснование и доказательство; постановка учащихся в условия необходимости практического использования имеющихся знаний и умений в новых непривычных условиях; задания, требующие технической сообразительности и смекалки учащихся; вскрытие противоречий между теоретически или принципиально возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью или нецелесообразностью этого способа. Структура умственного поиска в условиях проблемного обучения: 1. Создание проблемной ситуации. 2. Анализ проблемной ситуации и формулирование познавательной задачи. 3. Выдвижение возможных путей решения познавательной задачи. 4. Мыслительные (умственные и практические) операции, направленные на решение проблемного задания: анализ данных, сравнения, сопоставления, синтез и т. п. 5. Частные и общие выводы. 6. Соотношение выводов к основной познавательной задаче - проверка правильности решения. Вопрос №26 Экономическое воспитание и образование в процессе изучения технологии. Экономика и организация произва -это науки имеющие своей целью такое применение технологии процессов, чтобы использование сырья, техники и чел-ого труда в произ-ве было рациональным, а продукция производилась с наим затратами. На уроках по техн мы можем научить учащ-ся экономит материалы, электроэнергию и тд. Уч техн должен помнить о том, что учащиеся мало информированы о затратах на изготовление изделия и о том, из чегосоставляются эти затраты. Как считать себестоимость того или иного изделия? Фундамент экономии знаний заклад сразъяснения простых вещей: из чего складывается себестоимость; как влияют на неб излишни материалы, емкость или непродуманный выбор материала, энергоемкость, трудоёмкость и тд. Школ необх показать что нерационал конструкция, слож технологич процесс и тд явл причиной появления убыточной про- ^кции не дающей прибыли изготовителю, чём заключается себестоимость продукта? Затраты на материал (нити, ткань); на освещение; амортизация машин и затраты энергии + оплата труда = цена продукта |