Вопрос №20 Элективные курсы помимо профильных общеобразовательных предметов вводятся элективные курсы - обязательные для посещения по выбору учащихся. Набор профильных и элективных курсов на основе базовых общеобразовательных предметов составит индивидуальную образовательную траекторию для каждого школьника. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента и могут выполнять несколько функций: дополнять содержание профильного курса, развивать содержание одного из базовых курсов, удовлетворять разнообразные познавательные интересы школьников, выходящих за рамки выбранного им профиля. Важно отметить, что в любом случае по элективным курсам единый государственный экзамен не проводится. Элективные курсы могут выполнить еще одну важную функцию - явиться полигоном для создания и экспериментальной проверки нового поколения учебных материалов. Опыт проведения факультативных курсов (элективных курсов с необязательным посещением) показал, что аналогичную функцию факультативные курсы успешно выполнили. Можно условно выделить следующие типы элективных курсов. I. Предметные курсы, задача которых - углубление и расширение знаний по предметам, входящих в базисный учебный школы. В свою очередь, предметные элективные курсы можно разделить на несколько групп. 1. Элективные курсы повышенного уровня, направленные на углубление того или иного учебного предмета, имеющие как тематическое, так и временное согласование с этим учебным предметом. Выбор такого элективного курса позволит изучить выбранный предмет не на профильном, а на углубленном уровне. В этом случае все разделы углубляются курса более или менее равномерно. 2. Элективные спецкурсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, входящие в обязательную программу данного предмета. Примерами таких курсов из области физики могут быть: "Механика", "Строение и свойства вещества", "Термодинамика", "Волновая оптика", "Специальная теория относительности", "Физика атома и атомного ядра" и др. Ясно, что в элективных курсах этого типа выбранная тема изучается более глубоко, чем это возможно при выборе элективного курса типа " курс повышенного уровня". 3. Элективные спецкурсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, не входящие в обязательную программу данного предмета. Примерами таких курсов из области физики могут быть: "Гидроаэродинамика", " Уравнения Максвелла", "Физика плазмы", "Элементы квантовой механики" и др. Примерами из области математики могут служить: "Комбинаторика", "Элементы теории вероятностей", "Элементы математической логики", "Элементы теории множеств" и др. Примерами из области информатики могут служить: " Информационные системы и модели", "Информационные основы управления", "Сетевые технологии. Создание и размещение сайтов" и др. 4. Прикладные элективные курсы, цель которых - знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний на практике, развитие интереса учащихся к современной технике и производству. Приведем возможные примеры таких курсов; "Физика и компьютер", "Курс прикладной физики с изучением основ механизации производства", "Курс прикладной физики на материале автоматики", "Курс прикладной физики на материале сельскохозяйственного производства", "Техника и окружающая среда", "Химические технологии" и др. 5. Элективные курсы, посвященные изучению методов познания природы. Примерами таких курсов могут быть: "Измерения физических величин", "Фундаментальные эксперименты в физической науке", "Школьный физический практикум: наблюдение эксперимент, моделирование", " Методы физико-технических исследований", "Как делаются открытия", "Физико-техническое моделирование", "Учимся проектировать на компьютере", "Компьютерное моделирование", "Компьютерная графика", "Дифференциальные уравнения как математические модели реальных процессов", "Математические модели и методы в естествознании и технике", "Основы методологии и методики биоэкологических исследований" и др. 6. Элективные курсы, посвященные истории предмета, как входящего в учебный план школы (история физики, биологии, химии, географических открытий), так и не входящего в него (история астрономии, техники, религии и др.). 7. Элективные курсы, посвященные изучению методов решения задач (математических, физических, химических, биологических и т.д.), составлению и решению задач на основе физического, химического, биологического эксперимента. II. Межпредметные элективные курсы, цель которых - интеграция знаний учащихся о природе и обществе. Примерами таких курсов естественнонаучного профиля могут быть: "Основы космонавтики", "Физика Космоса", "Элементы астрофизики", "Естествознание", "Элементы биофизики", "Элементы химической физики", "Биохимическая физика" и др. Межпредметные курсы типа "Естествознание" могут проводиться в основной школе, с целью предпрофильной подготовки - оказание помощи учащимся в выборе профиля обучения в старших классах. В профильной школе такие курсы могут выполнять двоякую функцию: · быть компенсирующим курсом для классов гуманитарного и социально-экономического профилей: · быть обобщающим курсом для классов естественнонаучного профиля. Примером такого обобщающего элективного курса может быть: "Эволюция естественнонаучной картины мира". III. Элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план. Это курсы, посвященные психологическим, социальным, психологическим культурологическим, искусствоведческим проблемам. Вопрос №23 Контроль и учет успеваемости Задачи контроля: установление готовности учащихся к восприятию и усвоению новых знаний; получение информации о характере познавательной деятельности учащихся -«обратная связь»; определение данных для объективной оценки успеваемости учащихся; выявление трудностей, ошибок учащихся и причин их возникновения; определение эффективности и организации, методов и средств обучения. Требования к учету успеваемости: 1. Своевременность и систематичность. 2. Объективность и справедливость. 3. Всесторонность и дифференцированность. 4. Учет индивидуальных особенностей учащихся. Виды учета успеваемости: Текущий - на каждом уроке и этапе обучения. Периодический - по итогам изучения темы или нескольких взаимосвязанных тем. Итоговый - по итогам изучения предмета (экзамен, зачет). Выпускные квалификационные экзамены. Методы проверки знаний, умений и навыков учащихся Устная проверка - индивидуальный и фронтальный опрос. Письменная проверка - контрольные письменные и графические работы. Практическая проверка - разработка, сборка, наладка оборудования; лабораторно-практические работы. «Программированный» (машинный и безмашинныц) контроль по карточкам - заданиям: множественного выбора; перекрестного выбора; с конструируемым ответом. Критерии оптимального усвоения знаний, умений и навыков системность осмысленность - прочность действенность объем Вопрос № 22 Перспективно-тематическое планирование занятий. Перспективно-тематическое планирование занятий является важной составной частью подготовки преподавателя к изучению темы. Оно помогает рационально распределять учебный материал на уроки, осуществлять межпредметные связи и связь с производственным обучением, заблаговременно готовить необходимое учебно-материальное оснащение, обеспечивать условия для повышения эффективности процесса обучения. Основу перспективно-тематического планирования составляет продуманная система уроков по теме. Система уроков по теме. 1. Отражение логики содержания учебного материала. 2. Отражение объективной логики учебного процесса: подача материала; закрепление и совершенствование; применение; контроль и оценка. 3. Рациональное распределение учебного материала на уроки: a. новый материал урока должен содержать не более 3-4 узловых положений; b. материал урока должен иметь относительно законченный характер; c. распределение материала на уроки должно производиться с учетом предпо- лагаемой организации и методики его изучения; d. объем материала каждого урока должен устанавливаться с учетом времени урока (45 или 90 мин). Примерная форма перспективно-тематического плана. ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. изучения предмета______________________________________________________________________________ количество часов на предмет по учебному плану______________________________________________________ учебная программа утверждена в 198______________ году_____________________________________________ Подготовка преподавателя к занятиям. Подготовка к учебному году (полугодию). 1. Изучение квалификационной характеристики, учебного плана и программы предмета. 2. Подбор и изучение новой педагогической и специальной литературы, материалов научно-технической и педагогической информации. 3. Подготовка необходимого учебно-материального оснащения (ТСО, наглядные пособия, оборудование, приборы, материалы и т.п.). 4. Участие в работе педагогических чтений и конференций. Подготовка к изучению очередной темы. 1. Систематизация учебного материала с учетом современных достижений науки и техники. 2. Изучение методической и специальной литературы, информационных материалов по теме. 3. Подготовка заданий для упражнений, самостоятельных и лабораторно-практических работ. Подготовка оборудования, приборов, установок в действии. 4. Ознакомление с работами, выполняемыми учащимися в процессе производственного обучения. 5. Определение содержания и путей межпредметных связей. 6. Составление перспективно-тематического плана изучения темы. Подготовка к уроку. 1. Анализ итогов предыдущих уроков. 2. Определение содержания и объема материала, намеченного на урок. 3. Определение учебной и воспитательной целей урока. 4. Подбор и систематизация материала, намеченного для изучения, закрепления повторения, контроля 5. Определение структуры урока; распределение времени урока на его структурные элементы. 6. Определение методов и приемов проведения урока. 7. Определение заданий для упражнений и самостоятельных работ, контрольных вопросов, примеров для иллюстраций и т.п. 8. Определение и подготовка домашних заданий учащимися. 9. Составление плана урока и конспекта изложения материала. 10. Подготовка ТСО, наглядных пособий, оборудования, приборов, измерительных и контрольных средств и т.п. Предварительная подготовка учителя к учебному году начинается задолго до ее начала. В нее входят следующие мероприятия: 1) ремонт и подготовка учебной материальной базы 2) подбор методичной литературы и наглядных пособий, приобретается материал и инструмент. 3) Разработка календарно-тематического плана а) календарно-тематический план разрабатывается, как правило, на 1год б) он должен быть разработан до 1-ого сентября в) форма может быть текстовой и табличной г) в содержание входят следующие графы (см. таблицу на практических занятиях) |