Вопрос №16 МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ РУЧНЫМ ОПЕРАЦИЯМ ПО ОБРАБОТКИ ДЕРЕВА И МЕТАЛЛА НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ. Основную часть учебного времени программа отводит на обучение учащихся ручной обработки материала, это помогает учащимся изучить свойства материалов, познакомить с элементами машиноведения. Для осуществления учебного процесса учителю нужно подготовить учебно - материальную базу в процессе ручной обработки каждый учащийся работает на своем рабочем месте. Изучение разделов и тем методично строится по следующей системе, т.е. процесс изучения можно разделить на 3 раздела: 1вводный (учащимся сообщается информация вводного характера) 2основной (он характеризуется тем, что в этот период учащиеся изучают операции и выполняют практические работы в соответствии с ними) 3контрольно - проверочный 1. Занятия в мастерских (в начале учебного года начинается с вводной беседы в процессе которой их знакомят с учебными мастерскими и ее оборудованием, распределяют по рабочим местам, рассказывают организацию осуществления и правила поведения, меры безопасности). Учащиеся сообщают сведения о свойствах материала, устройстве инструментов и рабочего места. Основные этапы планируются в соответствии с технологией изготовления изделия. При обучении ручной обработки в основном используются комбинированные уроки, на которых учащимся даются теоретические сведения, а также предусматривается выполнение практических работ. В начале изучения раздела проводятся теоретические уроки, в ходе которых учащимся сообщаются сведения, на которые они опираются в последующих занятиях. Структура проведения урока по ручной обработке соответствует структуре комбинаций занятий. В ходе выполнения практической работы учитель должен совершать обходы с целью проверки организации рабочего места, соблюдения мер безопасности, правильного выполнения приемов работы. Рекомендуется совершить три обхода: Контрольный обход сразу после начала работы учащихся. Цель: оказать помощь учащимся быстро вступить в работу. В середине выполнения практической работы. Цель: безопасность и все, что выше перечислялось, предварительная оценка работы. В конце практической работы. Цель: завершение работы и оценка работы. ИНСТРУКТАЖ. Инструктаж делится на три вида: Вводный - сведения о порядке и характере работы, которую предстоит выполнить учащимся, он проводится в начале работы. Текущий - в ходе работы корректируются действия учащихся. Заключительный - оценка работы учащихся, выявление типичных ошибок и указание пути их устранения. Текущий этап подразделяется на: индивидуальный, групповой, фронтальный (проводится в том случае, когда класс совершает много ошибок) Вопрос 17 УЧЕБНЫЙ ПЛАН ШКОЛЫ (общеобразовательного учреждения) разрабатывается на основе государственного Базисного и регионального учебных планов на длительный период. Он отражает особенности конкретной школы. Существуют два типа учебных планов школы: — собственно учебный план школы, который разрабатывается на основе базисного учебного плана на длительный период. Он отражает особенности конкретной школы. В качестве такого учебного плана могут служить примерные учебные планы из примерных, предложенных в качестве приложения к базисному учебному плану для начальной школы, основной школы с русским родным языком обучения, средней общеобразовательной по профилям с русским родным языком обучения, сельской малокомплексной школы, общеобразовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения и с обучением на русском языке (неродном) и др.; (см. "Вестник образования", 1998, № 4). — рабочий учебный план, разрабатываемый с учетом текущих условий. Рабочий план школы утверждается ежегодно советом школы. Разработка учебных планов общеобразовательной школы и их совершенствование ведется по двум направлениям: Вводятся новые, ранее не изучавшиеся предметы. Они отражают прогресс науки, техники, изменения в общественной жизни. Пересматривается удельный вес традиционных дис циплин. Ведутся поиски баланса между разными компо нентами образования - обязательными и элективными, между циклами учебных предметов. Вопрос № 19 Формы и методы внеклассной и внешкольной работы с учащимися по трудовомуобучению (технологии). Внеклассная работа по тех признана развивать твор способ, интресы и склонности уч-ся в обл-ти науки и техники. Задачи внек раб по техн: углуб общенауч знаний и расшир технологич кругозора уч-ся; выявление творч спос и дарований уч-ся; содействие разностор развит уч-ся.Дают возм шире проводить с уч-ся различ виды работы, упражнять.их физически; умственной (интерес к науке и технике). Внеклассные зан по техн строятся на основе тех же принципах обуч и воспит как и на уроке. Кружок это добро-воль объеду чащ, проявляющих общий интерес к той или иной области технологии и стремящихся заниматься практич Дея-ью в этой обл-ти. Кружок хар-ся особенностями: постоянство состава уч-ся не более 10-12 чел; опред профиля раб (может меняться, но не часто); длит-ть и регул-ть занятий. Типы кружков технического, технологич и декоратив-прикладного хар-ра: предметно-технические (организ-ся на базе уч предметов, уч мастерских, уч оборуд, на базе уч-производст-ых комбинатов, а также проф технич училищ. Творческо-кон-структорские (усоверш-ие уч приборов и оборуд, конструирование и изгот-ие дейтв-их моделей и разработка новых приборов, механизмов, приспособлений. Учебно-технические владение уч-ся каким-либо видом труда. Строгое содержу ч раб, занятия ведутся по уч программам, утверждённые ведомством отвечающих за подготовку специалистов, уч-ки изучают теорию по специальности и проходят практич изучение данному виду деят-ти. Кружки декоративно-прикладного ТВ-ва (удовлетворяют эстетич интересы уч-ся и §азвив худ способ детей. Уч-ки сами вы-ирают объекты твор-тв, опр технику исполнения замыслов, завершается выставкой уч-ся. Формы работы с учащимися: выступления приглашённых на вечер специалистов; докладыи сообщения, подгот-ые уч-ся; демонстрац технич устройств или их моделей, показ опытов; просмотр и обсуждение научно-популяр кино и видеофильмов по теме вечера; проведение конкурсов и викторин по теме вечера с последующим награждением победителей. Вопрос №18 Методы обучения. Методы обучения – упорядоченные способы работы преподавателя и учащихся, при помощи которых достигается прочное овладение знаниями, умениями и навыками, формируется мировоззрение учащихся, развивается их познавательные и творческие способности. В практике учебно-воспитательного процесса преимущественно применяются следующие методы, классифицируемые по их ведущим признакам: I. По источникам познания (виду, способу передачи и восприятия учебной информации, формирования способов деятельности) Словесные - устное изложение - беседа - работа с книгой Наглядные - демонстрации - иллюстрации - наблюдения - Практические упражнения лабораторно- практические работы | Позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, ставить перед учащимися познавательные проблемы, разъяснять пути их решения; способствуют развитию абстрактного мышления. Используются как средства иллюстрации и как самостоятельные источники информации. Способствуют развитию наглядно-образного мышления, возбуждают интерес к учению, способствуют повышению работоспособности, положительно влияют на эмоциональную сферу деятельности учащихся. Обеспечивают закрепление, совершенствование знаний, формирование умений и навыков их применения; способствуют укреплению связи теории и практики. II. По характеру познавательной деятельности учащихся (Реализуются путем применения словесных, наглядных и практических методов). 1. Репродуктивные - Объяснительно-иллюстративный - Репродуктивный Применяются: 1. В тех случаях, когда учебный материал: a. Имеет по преимуществу информативный характер b. Является достаточно сложным для самостоятельного усвоения c. Является принципиально новым. 2. Когда у учащихся отсутствуют опорные знания и умения для самостоятельной поисковой деятельности. Обеспечивают ускоренное и прочное усвоение учебной информации, быстроту формирования практических умений и навыков, непосредственное управление учебным процессом; позволяют выявлять типичные ошибки и оперативно ориентировать учащихся на их устранение. 2. Проблемно-поисковые - Проблемное изложение - Частично-поисковый - Исследовательский Применяются: 1. В тех случаях, когда содержание учебного материала: a. Связано с выявлением причинно-следственных связей между фактами, явлениями, процессами b. Не является принципиально новым, логически продолжает ранее изученное c. Доступно для самостоятельной поисковой деятельности учащихся. 2. Когда учащиеся имеют опорные знания и умения - основу, базу для самостоятельных поисковых действий. Обеспечивают развитие творческой учебно-познавательной деятельности учащихся, способствуют более осмысленному и самостоятельному овладению знаниями и умениями, развивают творческое отношение к делу, активность, самостоятельность, сознательность. ОСНОВНОЕ ТРЕБОВАНИЕ К ВЫБОРУ И ПРИМЕНЕНИЮ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДОВ: все методы применяются в комплексе с учетом их преимущественных дидактических возможностей, задач обучения на соответствующем этапе учебного процесса, содержания учебного материала, уровня педагогического мастерства преподавателя, учебных возможностей группы. метод способ работы учителя сучащимися, позволяющий ученику развивать свои умственные способности, овладевать ЗУМ. Кпассифик по Лернеру и Скаткину: Объяснительно- наглядный(репродуктивный) лекция, демонстрация, изучение лит-ры. Не даёт развит ТВ мыш, не обеспеч исследов работы); Проблемный (в ходе наблюдений при работе с книгой, при экспирименти-ровании); Частично-посковый (при сам Йаб, беседе, проектировании); сследовательский (изучают лит-ру, по проблеме проверяют гипотезы и оценивают получ результаты). Кпассифик мет об: словестные (рассказ, объяснение, беседа, лекция, писменное инструктирование)' наглядные (демонст нагляд пособии, показ трудовых приёмов, сам-ое наблюдение уч-ся, экскурсии); практические упражнения по выполн приёмов, операций, комплексных работ, сам/р, лабораторно-практич работы.. Рассказуч-ки знакомятся с опред-мипредметами, явлениями или процессами по их словестному описанию. Объяснениеиспол во время вводного и текущего инструктажа, при раскрытии вопросов подготовки работы. Приёмов и тд. Лекцияактивизирует способность отбора и систематизации излогаемого. Беседа метод обучения, при котучит испол имеющийся у уч-ся знания и опыт ис помощью вопросов подводит их к пониманию и усвоению нового материала. Демонстрационо-наглядные методы? демонстрация нагляд пособий: наглядные (натуральные оОразцы (оборудование, макеты, механизмы, приспособления, инструменты, материал); изобразит пособия (плакаты, табл, чертежи, схемы, диаграммы, диафильмы, модели, киновидеофильмы). Показ трудовых приёмов: раб поза; пользование инструментом; характер раб движений (скорость, сила, темп ритм, координированность и тп).Контроль и самоконтроль: текущее наблюдение (опрос, практич проверочные задания); методы машинного (безмашинного) контроля. Методы активизации: проолемное обучение, дидактические игры. |