Методика социализации детей дошкольного возраста в условиях приемной семьи. 1. Наименование методики: методика социализации детей дошкольного возраста в условиях приемной семьи, методика профессографического подхода, относится к группе МТРСП по предоставлению консалтинговых услуг 2. Автор: Новикова В.А. 3.Способ разработки методики: авторская разработка 4.Субъект, на кого ориентирована методика: ребенок дошкольного возраста 5.Субъекты осуществления методики: социальный педагог, психолог, приемные родители 6. Цель: социализация ребенка дошкольного возраста в условиях приемной семьи. 7.Ожидаемый результат: гармонизация детско-родительских отношений (установление доверительных отношений с ребенком, налаживание эффективных форм общения, снятие напряжения, агрессии, тревожности, стрессового состояния, формирование позитивных взаимоотношений между родителями и детьми) 8. Принципы:Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей (ребенку следует предлагать ту деятельность, которая является ведущей в данном возрасте, а именно игра, рисование, лепка и т.д.); Принцип наглядности (в занятиях с ребенком использование наглядных средств: игрушки, картинки, пособия и т.д.); Принцип доступности и посильности (предлагаемые занятия для ребенка должны быть понятны и доступны); Принцип оптимизма (уверенность в улучшении имеющихся результатов благодаря собственным воспитательным действиям, опора на положительное в личности и жизненном опыте приемного ребенка); Принцип рефлексивности как умение взглянуть на сложившуюся ситуацию со стороны, глазами окружающих, оценить предпринятые шаги, чтобы своевременно внести коррективы в свою воспитательную деятельность. Принцип природосообразности (согласно которому родители в своей деятельности должны руководствоваться факторами естественного, природного развития ребенка) Принцип гуманизма (уважение к личности ребенка) Принцип культуросообразности (воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учетом особенностей этнической и региональной культур) 9.Содержание деятельности: методика ориентирована на социализацию ребенка дошкольного возраста к жизни в приемной семье. Посредством включения его в разнообразную совместную деятельность с родителями (игра, сказкотерапия, прогулки, рисование, просмотр мультфильмов). Благодаря этому происходит внедрение ребенка в семейную систему, формирование социально одобряемого поведения, принятие ребенком норм и правил жизни семьи, появление привязанности, эмоциональной близости, чувства защищенности и безопасности, проявление доверия к приемным родителям. Все это в дальнейшем приводит к успешной социализации ребенка в широком социальном окружении. 10. Методы: -арт-терапия (устанавливать и поддерживать контакты, формировать умение действовать в конфликте, уступать или отстаивать позиции, договариваться.) - сказкотерапия (восприятие сказок мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки, а также помогаем ему лучше узнать и понять самого себя.) - игры (в игре ребенок познает окружающий мир, развивает воображение, познает мир социальных ролей и профессий, приобретает навыки взаимодействия с окружающим миром.) - совместные прогулки (возможность показать ребенку предметы и явления природы в естественных условиях, во всем их многообразии и взаимосвязях, сформировать конкретные представления о животных, растениях, о сезонных явлениях, о труде человека, преобразующего природу) - метод убеждения (воздействие на сознание, чувство, волю ребенка, основанное на логике, доказательствах, с целью выработки у них собственных взглядов и нравственных критериев) - метод примера (проиллюстрировать личностный идеал и предъявить образец готовой программы поведения и деятельности). 11.Формы: индивидуальные занятия родителей с ребенком 12. Средства: - природные - мир природы, - технические - аудио (музыка), видео (мультфильмы), - символические - картинки, пособия. 13. Условия: -материальные - комната ребенка, предметы мебели, необходимый материал для рисования, игры, просмотр мультфильмов, сказок (краски, кисти, фломастеры, бумага, игрушки, видео-аудио аппаратура и т.д.). -гигиенические - освещенность, проветренность, режим труда и отдыха, - психологические - психологический комфорт ребенка, не следует насильно заставлять ребенка заниматься какой-либо деятельностью. -временные - продолжительность, частота и общий объем часов, запланированных для деятельности, определяют сами родители по мере своих возможностей. Для успешной адаптации ребенка в семье, следует уделять большое внимание ребенку, но не надо сильно усердствовать (постоянная опека над ребенком не приведет к желаемым результатам, ребенку нужно отдохнуть, так сказать «переварить» те впечатления, которые получил за день). 14.Психолого-педагогический механизм: в обращении с ребенком – дошкольником необходима уважительная, ровная, выстроенная на взаимной симпатии и взаимном интересе интонация; совместная деятельность ребенка и родителей. 15. Технология осуществления методики: Подготовительный этап - подготовка комнаты, необходимого материала для игровой деятельности, рисования, сказкотерапии и просмотра мультфильмов. Содержательные этап - проведение занятий с ребенком: - Арт-терапия (Приложение 1) - совместные игры с ребенком (Приложение 2) - сказкотерапия (Приложение 3) - просмотр мультфильмов (Приложение 4) - прогулки на природе (приложение 5) Родители по-своему усмотрению и с учетом интересов ребенка выбирают предложенные занятия, добавляя свои. Заключительный этап - Диагностика «Рисунок семьи» (Приложение 6) Ребенку предлагается нарисовать свою семью, для того чтобы увидеть как проходит процесс социализации. |