Методика организации дежурства в старшем дошкольном возрасте. 1. Название методики: методика организации дежурства в старшем дошкольном возрасте, методика содержательного подхода, относится к группе МТРСП по трудовому воспитанию 2. Автор: Репина Наталья Вячеславовна 3. Полное библиографическое описание источников: Репина Н.В. «Методика организации дежурства в старшем дошкольном возрасте» эл. ресурс: http://nsportal.ru/detskii-sad/upravlenie-dou/metodika-organizacii-dezhurstva-v-starshem-doshkolnom-vozraste-17; 4. Способ разработки методики: авторская 5. Субъекты, на кого ориентирована методика: дети 5-7 лет. 6. Субъекты осуществления методики:социальный педагог, родители, воспитатель; 7. Цель осуществления методики:формирование у детей ответственности за порученное дело, стремление работать на пользу коллектива, привычки к систематическому выполнению обязанностей 8. Ожидаемый результат: Готовя детей к дежурствам, воспитатель приучает их к аккуратности и точности в работе, формирование ответственности за порученное дело, сформировать навыки работы в коллективе, умение обращаться с бытовыми приборами ; 9. Принципы осуществления методики:общепедагогические: доступность, ребенку объясняется простыми словами Общепедагогические: природосообразности, постепенность, системность, переход от простого к сложному, поэтапность формирования действий, принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей; Частные: концентрация внимания, спокойное и доброжелательное отношение, коллективная деятельность, уважение самостоятельности ребенка; 10. Содержание деятельности в рамках методики: -дежурство в столовой - полная сервировка стола, уборка после еды. Наиболее целесообразной будет такая организация уборки, при которой сочетается работа дежурных и каждого ребенка. Воспитатель приучает и детей благодарить дежурных за оказанную услугу, относится с уважением к их труду. -подготовка к занятиям - помощь может быть оказана как перед занятием, так и накануне. Перед занятием дежурные могут помочь раздать необходимый материал, налить клей, принести в группу пособия для занятия. Накануне для занятия помочь вырезать геометрические фигуры, принести наглядный материал из методического кабинета, помочь специалистам -стереть пыль, расставить стульчики. Если воспитатель умеет опираться на помощь дежурных, всячески подчеркивает ее важность, у детей растет ответственность за выполнение порученного дела. -дежурство в уголке природы - значение этого вида дежурства можно на занятии при знакомстве с растениями и их потребностями, а так же с условиями содержания этих растений. 11. Методы осуществления деятельности: беседа (о необходимости организации дежурства в группе), пример, поощрение (похвала за правильно выполненную работу), педагогическое требование (обозначение необходимости самостоятельной деятельности в культурно-бытовом плане); 12. Формы осуществления деятельности: -это объединение в парах; -дружеские взаимосимпатии; -избирательные взаимоотношения; 13. Средства осуществления методики: Природные: растения, посуда, полотенце, Технические: аудио- и видео-средства Символические: песенки, присказки, прибаутки 14. Условия проведения методики: Материальные: детская комната, столовая Гигиенические: в соответствии с требованиями санитарных правил и норм, достаточная освещенность и проветренность помещений, температурный режим не ниже 20 градусов. Психологические: положительный психологический климат, обязательное поощрение каждого правильного действия Временные: через 2-3 месяца, а при необходимости во втором полугодии дети оказываются в таких условиях, при которых они должны самостоятельно решать, кто какую часть работы возьмут на себя, но так чтобы весь объем ее был выполнен. 15. Технология осуществления методики: Подготовительный: создать необходимые условия в коллективе и группе детского сада, подготовить средства для осуществления методики, провести беседу с детьми, показать мультфильм Деятельностный: дежурство старших дошкольников постепенно усложняется по содержанию труда, по формам объединения, по требованию к самостоятельности и самоорганизации в работе. Распорядок дня и выполнение действий дежурных Итоговый: анализ правильных и неправильных действий, поощрение и стимулирование к дальнейшей деятельности. Оценка результативности вытекает из постоянного контроля за выполнением действий. 16. Психолого-педагогический механизм осуществления методики: очень важно продумать содержание труда дежурных в том, чтобы он не носил формального характера, а был конкретным. Обращаться к дежурным нужно как к помощникам, одобрять их действия, старательность, инициативу, умение выполнять задания, использовать рациональные приемы. |