Методика по формированию адекватной самооценки у одаренных подростков. Новикова Валерия 1. Название: методика по формированию адекватной позитивной самооценки у одаренных подростков, методика субъектного подхода, по признаку индивидуальных особенностей воспитанников, относится к группе МТРСП с одаренными детьми. 2. Автор:Казанцева Галина Николаевна 3. Полное библиографическое описание источника: Ф.И.О. «методика по формированию адекватной позитивной самооценки у одаренных подростков», эл.ресурс: http://diploma.at.ua/publ/individualnye_osobennosti/izuchenie_obshhej_samoocenki_metodika_gn_kazancevoj/3-1-0-20 4. Способ разработки методики:авторская 5. Субъекты, на кого ориентирована методика:одаренные подростки 13-15 лет количество, пол 6. Субъекты осуществления методики: социальный педагог, родители, педагог по дополнительному образованию, психолог 7. Цель осуществления методики:повышение самооценки подростков. 8. Ожидаемый результат: 9. Принципы осуществления методики: Принцип добровольного участия в занятиях. Принцип учета возрастных особенностей участников реализуется в том, что принимаются во внимание особенности подросткового возраста. Принцип диалогизации взаимодействия, т.е. равноправного полноценного межличностного общения на занятиях группы, основанного на взаимном уважении участников, их полном доверии друг другу. Принцип постоянной обратной связи, т.е. непрерывное получение участником информации от других членов группы о результатах его действий в ходе тренинга. Благодаря обратной связи человек может корректировать свое последующее поведение. Обратная связь, осуществляемая намеренно, дает максимальный развивающий эффект. Принцип самодиагностики, т.е. самораскрытия участников, сознание и формулирование ими собственных личностно значимых проблем. Принцип постоянного состава группы. Тренинговая группа работает более продуктивно, и в ней возникают особые процессы, способствующие самораскрытию участников, если она закрыта, т.е. в ней постоянный состав и нет притока новых членов на каждом занятии. Принцип гетерогенности, т.е. объединения в группу учащихся, различающихся по полу, степени знакомства, возрасту. Принцип конфиденциальности. Участники группы должны быть полностью уверены в конфиденциальности информации, высказываемой в ходе тренинга. Аудио- или видеозапись занятий делается только с согласия членов группы. Общепедагогические и частные 9. Содержание деятельности в рамках методики:проведение диагностики и определение степени сформированности положительной адекватной самооценки одаренных подростков, развитие всех аспектов самооценки у одаренных подростков, проведение тестов-опросников, занятий на развитие, формирование и закрепление формирования любви к себе, адекватной самооценки. 10. Методы осуществления деятельности: Диагностические методы: наблюдение за подростком в процессе общения и деятельности, тест-опросник, индивидуальные беседы, изучение условий семейного воспитания, психолого-педагогическая рефлексия, анализ документов. Практические (формирующиеся и коррекционные) методы: тренинг, игра, метод упражнения 11. Формы осуществления деятельности: - индивидуальные (беседа, совместные занятия подростка и педагога) - групповые (тренинги, упражнения) 13. Средства осуществления методики: Природные: мир природы Технические: использование аудио-видео средств Символические: пособия, карты 14. Условия осуществления методики:материальные(наличие помещения, необходимых материалов и т.д.); гигиенические(соблюдение правил техники безопасности: освещенность, проветриваемость и др.); психологические (поощрение и похвала, благоприятная психологическая обстановка); Временные (методика рассчитана на 15 часов, 1 раз в неделю по 2 часа) 15. Технология осуществления методики:состоит из 3 этапов: Подготовительный: решение организационных вопросов, касающихся календарного планирования мероприятий; подбор диагностических методик, изучение личных дел подростков-воспитанников. Деятельностный: совместное осуществление занятий; проведение диагностики и определение степени сформированности положительной адекватной самооценки одаренных подростков, определение детей с искаженной самооценкой; определение причин и факторов, влияющих на самооценку подростков Календарно-тематический план Итоговый: повышение представлений подростка о собственной значимости, ценности, укрепление у него чувства собственного достоинства; развитие навыков уверенного поведения, навыков эффективной самопрезентации; формирование адекватной позитивной самооценки у одаренных подростков. 16. Психолого-педагогический механизм осуществления методики: Совместно разделенная деятельность подростка и педагога, необходима уважительная, ровная, выстроенная на взаимной симпатии и взаимном интересе интонация; построение занятий с учетом возрастных характеристик подростков. |