МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Передовой опыт учителей математики, участников Всероссийского конкурса «Учитель года России»





Традиционная школа создавалась в определенных социальных условиях, она отражает те стереотипы мышления, которые были характерны для общества. В нем выросло не одно поколение людей, в том числе и большинство нынешних педагогов. Понять – значит привыкнуть. В этом смысле традиционные уроки понятны любому, даже начинающему педагогу.

С одной стороны в любой традиционной школе присутствует развитие самостоятельности, элементы метапредметного образования, внедряется в практику речевая и коммуникативная деятельность через общение. С другой – для формирования не просто исполнителя, а высокоразвитой творческой личности, способной генерировать собственные варианты, принимать ответственные решения этого не достаточно.

Сегодня для учителя широко открыт доступ для изучения любых авторских педагогических технологий, большинство учителей владеют знаниями двух, трех популярных технологий, хорошо умеют их описывать, иногда даже давать открытые уроки. А привыкнуть и сделать проведение таких уроков делом повседневным удается не каждому. Дело в том, что развиваясь веками, традиционные уроки стали очень технологичными, на их подготовку уходит мало времени, в помощь учителю есть методическая литература. Инновационное образование относительно молодое, его процесс сделать таким же технологичным только предстоит. «Невозможно требовать от учителя быть постоянно на уровне современных требований, если эти требования не ясно сформулированы и, если ему не подсказано, как добиться соответствующего уровня» - подчеркнул Владимир Владимирович Путин на встрече с лауреатами всероссийского конкурса «Учитель года России – 2015».[i] Поэтому пропагандировать теорию – это важно, но не менее важно накапливать ценный опыт. Обобщать и распространять его всеми доступными средствами, с целью выращивания качественно новых результатов. В этой связи, всероссийский конкурс «Учитель года России» является самым массовым и эффективным способом диссеминации (повсеместного распространения инновационных процессов) передового опыта по нескольким причинам:

- На последний этап конкурса выходят лучшие представители, отобранные на региональном уровне.

- При проведении конкурса на муниципальном и региональном уровне изучается и обобщается наиболее ценный опыт учителей региона, опыт конкурсанта, представителя региона.

- Открытость конкурса, широкое освещение материалов участников, мастер-классов и уроков при помощи Интернет-ресурсов, делает представленный опыт максимально доступным.

На протяжении нескольких лет в Положении о конкурсе первым критерием конкурсного урока является инновационность, реализация в комплексе задач развития личности учащихся, а именно:

- формирование метапредметных компетентностей: универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями;

- рефлексия школьниками собственной деятельности (постановка учеником личных учебных целей, осознание им степени соответствия полученных результатов поставленным целям);

- организация самостоятельной деятельности учащихся, в том числе исследовательской, создание учениками образовательной продукции;



- формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира.

Ежегодно учителя математики принимают участие в конкурсе во всех регионах и становятся участниками всероссийского этапа. Значит, у учителя математики есть доступный ресурс для ознакомления с лучшим опытом учителей – практиков. Обзор уроков всероссийского этапа Конкурса 2015 года показывает, что наиболее распространенной формой организации самостоятельной деятельности обучающихся является работа в группах, сформированных заранее, до начала урока.

Более подробно остановимся на опыте работы учителя математики, лауреата всероссийского конкурса «Учитель года России – 2016» Ронжиной Риммы Равильевны, лицей №58, город Уфа, Республика Башкортостан.[i]

На конкурсном мероприятии «Мастер-класс» она представила технологию «Перевернутый класс». Данная модель используется для организации самостоятельной образовательной деятельности по освоению учебного или дополнительного материала дома. На учебном занятии организуется практическая работа, дифференцируемая по группам. Обязательное условие использования данной модели – наличие домашнего ПК с выходом в интернет. Римма Равильевна показала, как может выглядеть одно из домашних заданий по геометрии в форме учебного видео. Кроме того, интересно организовала деятельность ее помощников по выявлению преимуществ и недостатков данной технологии. Удачно создав проблемную ситуацию, она вместе с помощниками наметила пути устранения недостатков. Учитель использует эту модель в своей повседневной практике. Очевидно, что данная технология требует от учащихся достаточно высокой степени владения универсальными учебными действиями, поэтому не случайно вариант домашнего задания выбран для 11 класса. Подчеркну, что модель не трудоемкая, экономичная с точки зрения затрат времени на подготовку к уроку, может наряду с другими формами использоваться многократно.

Римма Равильевна проводила открытый урок геометрии по теме «Многоугольники» в 8 классе. В соответствии поставленным целям урока учитель умело организовала работу в заранее сформированных группах по 4 – 6 человек. Для более качественной исследовательской работы и создания образовательного продукта (образа многоугольника), обучающимся были выданы технологические карты. Ребята самостоятельно сформулировали тему урока. Проблемные ситуации создавались путем несоответствия имеющихся знаний для решения новых задач. На протяжении всего урока присутствовала связь жизни с личным опытом ученика, для построений использовались чертежные инструменты. Полезно позаимствовать приемы в работе учителя, направленные на пошаговое формирование метапредметных умений и универсальных учебных действий.

Рычкова Ольга Валерьевна – учитель математики муниципального казенного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа» поселка Кобра Нагорского района Кировской области, победитель всероссийского конкурса «Учитель года России -2016»[i]

Проводя мастер-класс, Ольга Валерьевна предлагает слушателям построить 3 отрезка, длиной 5 сантиметров, 3 сантиметра и 1 сантиметр. Рассматривая представленные результаты, обращает внимание на то, что не было никаких требований по поводу расположения отрезков, однако все результаты одинаковые. Далее приводит второй пример, который убеждает присутствующих в том, что у большинства взрослых сформирован устойчивый стереотип мышления. Анализирует, почему это произошло, обращает внимание на то, что стереотипное мышление вырабатывается традиционной методикой обучения. Предлагает выход – переход к «открытым заданиям» на учебных занятиях. В основу организации конкурсного учебного занятия Ольги Валерьевны лег принцип решения «открытых задач» (ТРИЗ – теория решения изобретательских задач): «…в школе учат решать задачи, в которых четко сформулировано условие, есть неизвестное и конкретный способ решения. В жизни, зачастую, все не так однозначно: приходится сталкиваться с информацией, которая может совсем не пригодиться для решения задачи, вариантов нахождения неизвестного может быть несколько и нужно выбрать самый подходящий, а ответ может быть совершенно непрогнозируемый…»[i]

Приведем пример начала урока описанный учителем: «Учитель показывает на доске одновременно несколько многозначных чисел и, не производя никаких вычислений, говорит, что конкретное число делится на 2, другое делится на 5, на 9 и т. д. Ученикам разрешается проверить правоту учителя, используя калькуляторы. Учитель задает вопрос: «Как он (учитель) об этом узнал, в чем суть фокуса?» Чаще всего ученики отвечают, что числа были к уроку специально подобраны, вычисления были сделаны до урока. Далее предлагается эксперимент: ученик на доске пишет любое многозначное число, про которое учитель говорит, что оно точно делится (не делится) на 2, 3, 5, 9. Ученики проверяют на калькуляторе. Эксперимент повторяется несколько раз, ученики убеждаются в эффекте «фокуса» и готовы ему научиться». Такая организация начала урока, считает педагог, «…позволяет формировать все виды универсальных учебных действий школьника:

- Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, планирование, саморегуляция, оценка.

- Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания, построение логической цепи рассуждений, участие в постановке и формулировании проблемы, моделирование.

- Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации, планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

- Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом».

Процесс построения новых знаний проходит фронтально, при этом учитель обучает способам мыслительной деятельности: анализ, обобщение, формулировка высказывания. Контроль организован в виде соревнования двух команд (это и физкультминутка одновременно). Учащиеся выходят к доске, рассуждают, спорят, получают ответы на вопросы, которые возникли у них в процессе деятельности.

Внешне учебное занятие Ольги Валерьевны мало, чем отличается от традиционного, однако его содержание носит инновационный характер, организованные формы работы формируют метапредметные умения и универсальные учебные действия.

Добавлю имена и сайты учителей математики – лауреатов Конкурса 2014 года:

Каминская Ирина Анатольевна, Воронежская область. Сайт http://irkamin.rusedu.net/ учителя найдут для себя много полезного и интересного в разделах «Методические материалы», «Файлы» и «Интересное видео»..

Петросян Эдик Аветисович, Свердловская область Сайт http://petrosyan.sdo-gimnaziya.com/ «В честь математика из Новоуральска создана группа… в социальной сети! Название у группы необычное: «Курорт имени Петросяна». Эдуард Аветисович от души смеялся, читая доску объявлений группы и свои собственные смешные фразы с уроков, которые вспомнили его ученики. Он не прочь пошутить на уроке. Но вот что интересно – рядом с шуткой ненавязчиво идет мудрая подсказка, например, такая: «Чтобы чего-то добиться, нужно много и упорно работать». И это вовсе не поучение. Сам Эдуард Петросян работает много и упорно. Будучи активно практикующим учителем, защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Психолого-педагогические условия формирования эвристической направленности мышления школьников в образовательном процессе». (По материалам всероссийского конкурса «Учитель года России – 2014).[i]

Многое в образовательном процессе зависит от педагогов. Их инициатива, творческая активность, нестандартность мышления, стремление к обновлению и новаторству - непременный фактор развития системы образования, ее жизнеспособности и прогресса. Основные заказчики педагогической деятельности - государство, общество и личность. Обычно административное указание, настойчивое обучение, тем более приказ оказываются недостаточно эффективными, даже если они обращены к непосредственным участникам инновационного процесса. Нельзя забывать и о личной инициативе педагогов, об их творческих установках и самостоятельном желании сделать нечто новое. Нужно помнить, что человек не может быть творческим лишь под влиянием внешних воздействий, какими бы благоприятными они не были, главным же является процесс самоуправления (самопознания, самореализации и рефлексии) как фактор становления, функционирования и развития инновационной культуры педагогов.

 

[i] teacher-of-russia.ru Учитель года России. Всероссийский конкурс.

[i] sch58ufa.ru Ронжина Римма Равильевна Публикации и видеоматериалы обо мне.

[i] matcreative.ru Рычкова Ольга Валерьевна.

[i] neuch.ord ТРИЗ педагогика – учитесь мыслить смело.

[i] teacher-of-russia.ru Учитель года России. Всероссийский конкурс.

Литература

1. teacher-of-russia.ru Учитель года России. Всероссийский конкурс.

2. neuch.ord ТРИЗ педагогика – учитесь мыслить смело.

3. sch58ufa.ru Ронжина Римма Равильевна Публикации и видеоматериалы обо мне.

4. matcreative.ru Рычкова Ольга Валерьевна.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.