ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Разработка технологических карт учебных занятий Основной формой учебного занятия в школе был и остается урок. Поистине гениальные мысли об уроке развивал Ян Амос Коменский, говоря о трех причинах трудности научных занятий. Первой причиной он считает рабский способ постановки занятий, второй причиной - порочный способ изучения вещей, когда учащихся не обучают вещам, а лишь рассказывают им о вещах; третья причина - несовершенство метода.[i] А так об обучении написал Жан-Жак Руссо: «Мы одержимы страстью вечно учить детей тому, чему они гораздо лучше научились бы сами и забываем о том, в чем мы одни могли бы их наставить. А как учим? Порой учитель в поте лица играет с детьми, хвалит их, понукает, заставляет, выгоняет, угрожает из урока в урок. С первого класса детей делят на способных и неспособных, на умных и глупых… Странно, что с тех пор, как берутся воспитывать детей, не придумали еще другого способа руководить ими, кроме соревнования, зависти, ненависти, тщеславия, жадности, низкого страха, всех страстей, наиболее опасных, наиболее способных волновать и портить душу, даже прежде, чем сформируется тело. Испробованы все орудия, кроме одного единственного, которое может вести успеху, - кроме хорошо направленной свободы».[i] В 1890 г. Василий Осипович Ключевский писал: «По школе всегда можно узнать, обладает ли общество установившимся взглядом на задачи образования. Не редко приходится слышать, что школа должна учить тому, что пригодится в жизни. Где такое мнение получает господство, там, значит, взгляд на цели образования еще не установили; ведь такое мнение подчиняет школу вкусам, господствующим в данную минуту, делает учащегося слугой или жертвой временных потребностей общества; из учащейся молодежи приготавливается в школе живая, дрессированная сила, предназначенная для известного технического производства, в котором нуждается общество, или организованный инструмент, заменяющий механическую силу. Притом такое мнение лишает школу всякой устойчивости, делая ее игрушкой случайных общественных поветрий… Конечно, проще было бы установить обратное отношение школы к жизни – такое, чтобы не школа учила тому, что потребуется в жизни, а жизнь требовала бы того, чему учит школа. Тогда и самый вопрос об отношении школы к жизни упразднился бы, школа заняла бы твердое и достойное ее положение, стала бы не прислужницей, а воспитательницей и руководительницей житейских вкусов и потребностей, но это простое отношение установить всего трудней».[i] Чуть ли не с начала создания школы, ведущие педагоги, философы стремились к новой организации такого учебного занятия, чтобы ученик учился, а учитель управлял бы учением ребенка. Все средства должны быть направлены на это. Комфортная позиция учителя – маленький чиновник, который выполняет определенную функцию. В каком мире готов жить человек, прошедший такую школу? Будущее не предсказуемо в принципе, мир схоластичен (принципиально не предсказуем). Для того чтобы ученик был успешен в будущей жизни, необходимо научить ребенка учиться всю оставшуюся жизнь. Урок остается основной формой организации обучения. Традиционная структура классического урока: 1. Организационный момент. 2. Целевая установка, проверка домашнего задания. 3. Подготовка к восприятию нового материала. 4. Изучение нового материала. 5. Закрепление. 6. Домашнее задание. 7. Подведение итога. Учителю необходимо заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию. Идея современного урока – управление образовательным процессом с точки зрения заданных целей. Задача учителя – сконструировать образовательный процесс, исходя из заданных целей, в рамках традиционного урока. Не стоит изобретать типы уроков, да, пожалуй, и виды тоже. Это складывалось на протяжении нескольких веков, совершенствовалась и оттачивалось. К классическим типам уроков относятся: 1. Урок освоения новых знаний имеет целью освоение и первичное закрепление новых знаний. Виды: урок–лекция; урок–беседа; урок использованием учебного видеофильма; урок теоретической или практической самостоятельной работы. 2. Урок совершенствования знаний и навыков имеет целью выработку умений по применению знаний. Виды: урок-практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. 3. Урок обобщения и систематизации. Сюда входят основные виды всех пяти типов уроков. 4. Уроки контрольные учета и оценки знаний, умений и навыков. Виды: устная форма проверки (фронтальный, индивидуальный и групповой опрос); письменная проверка; зачет; зачетные практические и лабораторные работы; контрольная ( самостоятельная) работа; смешанный урок( сочетание трех первых видов). 5. Комбинированные уроки. На них решаются несколько дидактических задач. 6. Интегрированное обучение подразумевает и проведение бинарных уроков и уроков с широким использованием межпредметных связей. При разработке современного урока следует задуматься об изменении форм организации урока, смене учительской парадигмы: раньше – сначала содержание, потом форма; сейчас сначала форма, потом содержание. Современные требования к плану-конспекту урока содержат следующие рубрики: - порядковый номер урока; - тема (название темы берется из календарно-тематического плана); - цель урока; - тип урока (определяется, исходя из целей и задач урока); - задачи урока: кратко перечисляется содержание образовательной, развивающей и воспитательной задач; -средства обучения: перечисляются оборудование и приборы для демонстраций, лабораторных работ и практикумов. Сюда же включается список технических средств обучения, которые будут использоваться на уроке. Целесообразно включать в этот раздел дидактический материал и наглядные пособия (карточки, тесты, видеофильмы и др.); - план урока пишется в краткой форме по основным этапам урока; возможно план представлять в конспектах в виде таблиц. В данном случае под таблицей указывается домашнее задание, которое учащиеся получат на следующий урок; - ход урока - основная часть плана-конспекта. Здесь в развернутом виде излагается последовательность действий по проведению урока.[i] Все это возможно объединить в таблицу (технологическую карту). Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта — технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определённого вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций. В образовании технологическая карта – это точная схема процесса, осуществление которого дает учителю гарантию того, что все обучающиеся усвоят учебный материал на обязательном уровне, это наглядная форма представления учебного материала по теме. Оформление карты, как и наличие тех или иных граф, не является директивой, а носит рекомендательный характер (если иное не определено локальным актом образовательной организации). Столбцы технологической карты урока могут содержать следующие содержание: 1. Дидактическая структурная единица - элемент содержания учебного материала. 2. Деятельность учителя. 3. Деятельность обучающихся. 4. Задания для обучающихся. 5. Планируемые результаты. 6. Формы контроля. 7. Средства достижения результата. 8. Анализ достижений. Возможная модель технологической карты: Дидактичес-кая структур-ная единица, время отведенное на структур-ную единицу | Деятель-ность учителя | Деятельность обучающихся | Задания для обучающихся | Планируемые результаты | Формы контроля | Средства достижения результата | Анализ достижений | Порядковый номер урока, тема, цель, тип урока записываются в первой графе. Особое внимание уделяется целевой установке. Она должна соответствовать целям, заданным Федеральным государственным образовательным стандартом (метапредметным, личностным, познавательным) и «Кодификатору требований к уровню подготовки обучающихся для проведения ОГЭ по математике».[i] Распределение целей целесообразно проектировать во время составления Рабочей программы. Так как и Стандарт и Кодификатор предъявляют требования к конечному результату, составителю Программы необходимо распределить достижение требуемых к конечному результату целей на задачи по годам обучения, сформулированные задачи разделить на шаги (микроцели) по темам. Процедура построения микроцелей требует от учителя специального навыка точных формулировок, понятных обучающимся. Сформулированные задачи и микроцели размещаются в графе «Планируемые результаты». Таким образом, для ученика выстраивается четкая и рациональная система требований к его знаниям и умениям по теме. Задачи и средства достижения результата размещаются соответственно в 5 и 7 колонках. Причем каждая задача – шаг к достижению более крупных задач. В графу «Деятельность учителя» вписываются организационно-технологические решения задач: учитель предлагает задания, организует самостоятельную деятельность обучающихся, проводит беседы, лекции, индивидуальные консультации проводит контроль и самоконтроль. Графа «Деятельность обучающихся» обеспечивает возможности самораскрытия, в ней размещаются конкретные действия обучающихся для получения планируемых результатов. При этом формы работы направлены на овладение способов деятельности (метапредметных умений и универсальных учебных действий), они выбираются с учетом максимальной самостоятельности обучающихся. Это может быть работа с учебником, другими информационными источниками; различные исследования, анализ, обобщение, выводы, и др. Учителю нужно определиться, какой материал можно дать фронтально, а какой в группе. Групповая работа организуется там, где сформулированы проблемы. Формы контроля (самоконтроля) также планируются, их содержание разрабатывается во время составления и рабочей программы, и технологической карты. Это могут быть рефлексивные задания (как я понял?, что помогло?), контрольные и самостоятельные работы, в том числе обязательные, выступления обучающихся, в том числе у доски, презентации и др. В графе «Средства достижения результата» размещаем наименование необходимых технических средств, дидактические материалы, демонстрационное оборудование. Графа «Анализ достижений» заполняется по усмотрению учителя после проведения одного урока или серии уроков по окончании темы, главы, после проведения значимых контрольных работ, в конце учебного года. Предполагается сравнение планируемых результатов и достигнутых. Происходит поиск ответа на вопросы: Что не удалось? В чем причина? Что предстоит сделать на следующем этапе? Форма записи учебных занятий в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока, дать объективную оценку уровня достижения планируемых результатов. Обеспечить поэтапное формирование предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку за счет переноса разработки технологической карты на каникулярное время, а также за счет возможности неоднократного использования технологической карты. [i] www.roman.by Реферат «Ян Амос Каменский». [i] sibvido.ru Жан-Жак Руссо, «Мысли о воспитании», ж. «Воспитание и дополнительное образование в Новосибирской области» [i]Ключевский В.О. Неопубликованные произведения - М.:«Наука», 1983 г. - с.415 [i] eor.it.ru Учебный портал «Методические рекомендации к составлению плана-конспекта урока с использованием ЭОР». [i] Федеральный институт педагогических измерений «Демоверсии, спецификации, кодификапторы». Литература: 1. Scool120edusite.ru В.И. Махмутов «Виды и типы уроков». 2. www.biblus.ru А.А. Окунев «Как учить не уча?», С-Петербург: серия «Новое образование», 1996г. 3. А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008. 4. зачетка.рф В. О. Ключевский «Образование и воспитание дворян» (8 лекция), неопубликованные произведения. Часть 5. |