МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Фредди Меркьюри в роли Фредди Крюгера 25 страница





Таким образом, "Radio Ga-Ga" является очередным религиозным манифестом "Queen".

"It's A Hard Life" ("Это трудная жизнь") — один из самых красивых видеоклипов "Queen" на лирическо-философский текст Меркьюри. По яркости красок и колоритности персонажей он напоминает то полотна Брейгеля, то персидские миниатюры. Фредди предстает в нем в костюме шута на фоне безумного карнавала. Начало песни является прямой цитатой из оперы Леонкавалло "Паяцы". Не в первый и не в последний раз Фредди примеряет маску шута — он часто делал это в своих шоу и видеоклипах. Для биографов это выпендреж, позерство. Но что они могут знать о сакральном значении шута и клоуна в мировой культуре!

Шут — это тот, кто кривляясь, развлекая толпу и сыпля остротами, сообщает им самые важные и серьезные вещи. Шут — это голос правды и голос Бога, выраженный в карнавальной, смеховой форме. Шут — это выражение абсолютной свободы в несвободном обществе, мудрый дурак и Божий клоун, единственный человек, который с помощью полунамеков, притчей и острот может сказать все, что думает, и не будет за это наказан — потому что с дурака нет спроса. Кривляясь и кувыркаясь, шут между остротами говорил королям и вельможам слова, за которые другого отправили бы на плаху — а шуту, смеясь, прощали. Недаром правители держали при себе шутов, прислушиваясь к их словам, советуясь с ними и позволяя им любые вольности. Образ шута занимает важное место в европейской классической литературе — вспомните хотя бы великих мудрых дураков Шекспира. В несвободных странах люди всегда с удовольствием ходили посмотреть на Петрушку, Уленшпигеля или Труффальдино — и услышать от этих персонажей то, что они никогда не посмели бы произнести вслух. Наконец, шута нередко окружали религиозным почитанием, воспринимая его как Божьего человека.


Фрагмент видеоклипа "It's A Hard Life"

Фредди выступил именно в образе Божьего Шута. Бордовый цвет его странного костюма, полуобнаженное, как у юродивого, тело, знак "тысяча глаз" на его костюме, перья на его голове и странная конская грива волос — все это древние символы связи с Богом, посредника между Небом и Землей, молитвенника, Божьего человека, проповедника. Фредди — трагический шут, не находящий понимания у людей, единственный живой среди мертвых масок, одиночка в охваченном безумием мире. В клипе он мечется, кричит — а окружающие его бессмысленные рожи хохочут и хлопают его остротам, не понимая ничего из того, что он им говорит. Это — трагедия не только его персонажа, но и самого Меркьюри. Он говорил людям самые важные, серьезные вещи — но оставался для них смешным, забавным кривлякой, над которым можно было посмеяться, попрыгать под его музыку, развлечься...

Если присмотреться к декорации, в которой идет карнавал, то видно, что это готический собор. Сам Фредди кричит о любви на ступеньках церковного алтаря, с которых сбегают веселящаяся карнавальная толпа — символ храма, превращенного в место разврата и увеселения. Мэй, одетый под трубадура, резким движением выбрасывает вперед руку с лютней в форме черепа — прозрачный намек на бренность и смертность человека. Но люди не слышат предупреждения — и продолжают безумное веселье, прожигая свою единственную жизнь. Фредди встает в странный знак на полу — круг, заключенный в квадрат, в кругу восьмиконечная звезда. Этот символ, часто встречающийся в средневековых католических соборах, означает единство неба и земли, восстановленное и скрепленное вифлеемской звездой, то есть Христом. Карнавальная толпа исчезает. На фоне алтаря и христианского знака Фредди в окружении своей группы поет:

 

Да, это тяжелая жизнь

В мире, наполненном горечью.

Здесь люди везде ищут любовь.

Это долгая и трудная борьба,

Но я всегда буду жить ради завтрашнего дня.

Оглядываясь назад, скажу — я делал это во имя любви.

Да, я делал это во имя любви, во имя любви — о, я делал это во имя любви!

 

Но самым серьезным христианским видеоклипом, снятым в 1984 году, является "I Want To Break Free" ("Я хочу вырваться на свободу") (Дикон). Да, тот самый, обвиненный в гомосексуализме и разврате и запрещенный в США, вызвавший всеобщий взрыв ненависти и истерии.

Сам текст Дикона говорит о желании вырваться на свободу, преодолеть рутину повседневности, жить так, как человек хочет. Песню воспринимали и как лирическую, а в ряде третьих стран она стала песней протеста, в ЮАР превратившись в неофициальный гимн Африканского Национального Конгресса.

Совсем иное значение она приобретает в видеоклипе.

На первом, шутливом уровне этого видео группа предстает в женских одеждах, пародируя персонажей популярного "женского" телесериала "Коронейшн Стрит". Фредди, выступающий в роли замученной домохозяйки с пылесосом, мечется по кухне и поет о желании вырваться на свободу — от надоевшей семьи и быта. Актеры дали ей еще одно толкование — поскольку речь идет о мыльной опере, они восприняли ее как намек на несчастную участь артистов, вынужденных годами сниматься в бездарных, сводящих с ума телесериалах и мечтающих вырваться из них. В целом все понятно, и остается только пожалеть извращенцев, истолковавших клип с точки зрения собственной испорченности... но Фредди открывает кухонную дверь, и открывается второй уровень видеоклипа.

Фредди и его коллеги предстают в своем настоящем виде. Полуобнаженный Фредди стоит на ступеньках в полутемном подземелье — шахте, окруженный толпой. Только Фредди и его группа освещены и похожи на людей, остальные стоят во мраке и напоминают тени. У людей из толпы не видно лиц, только слабо светятся лампочки на их шахтерских касках. Над всей группой расположен странной формы черный четырехугольник. Фредди поет:

 

Я полюбил, я впервые полюбил,

И я знаю — на этот раз это серьезно.

Я полюбил, да,

Бог знает, Бог знает, я полюбил!

 

Подземелье — это ад, или, если говорить точно, Аид — античное царство мертвых. Люди-тени — это души мертвых: именно в виде теней они, согласно греческой мифологии, бродят по Аиду. Фредди снова предстает в образе Меркурия-Гермеса — проводника душ и посредника между миром богов и людей, живых и мертвых.

У древних греков были крайне пессимистичные представления о загробной жизни. Души умерших были обречены на блуждание по мрачному и темному Аиду, вечную муку без какой-либо надежды. Таким образом, страдающие души во главе с Меркурием говорят о своем желании вырваться из этого кошмара и освободиться от мрака смерти. Одновременно сцена означает "ад души" — муку, которую испытывает живой человек без надежды и связи с Богом (люди, бредущие во тьме — распространенный в современной культуре сюжет), а также стремление вырваться из "ада повседневности".

Странный четырехугольник — это христианский знак, часто используемый на православных иконах. Внутри него помещают ромб, а в ромбе — фигуру Иисуса Христа. В видеоклипе знак черного цвета, а не красного, как на иконах, и в нем нет Христа. Значит, это ад до сошествия туда Иисуса Христа.

В целом соглашаясь с античной концепцией Аида, христианство говорит — так действительно было, но до прихода в мир Иисуса Христа. Христос своим приходом в мир, крестной мукой и воскрешением восстановил нарушенную связь между Богом и людьми, даровав им вечную жизнь. Победив смерть и сойдя в ад, Он освободил души всех праведников, что находились там от Адама, и забрал их в Царствие Небесное (в Библии об этом сказано: "Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа?"). С этого момента у каждого человека есть возможность избежать ада и смертности и воссоединиться с Богом. Возвращаясь к четырехугольнику — он в сочетании с ромбом и фигурой Христа часто изображался на иконах "Сошествие во ад". Черный он потому, что в сцене "Аид" Христа еще нет — и потому фигура не окрашена. Души в Аиде ждут Христа, Его воскрешения и Сошествия.

В следующем кадре Фредди появляется в другой комнате подземелья-Аида на фоне "медных врат" — символа сокрушенных Христом смерти и язычества. Он подходит к белому прямоугольнику, символизирующему небеса, рай. Фредди обегает прямоугольник и бросается прямо в него — символ прорыва спасенной души в Царствие Небесное. При этом он распевает многозначительные строчки:

 

Это странно, но это правда —

Я не могу сопротивляться твоей любви.

Но мне надо быть уверенным, когда я выйду за порог.

О, как я хочу вырваться на свободу...

О, как я хочу вырваться на свободу...

 

Слова "когда я выйду за порог", "я не могу сопротивляться твоей любви", "я хочу вырваться на свободу" с таким видеорядом приобретает совсем иное значение — спасение души, избавление ее от ада и смерти, посмертное воссоединение с Богом.

Белый прямоугольник падает, и начинается третий уровень видеоклипа — так называемая "балетная сцена". Фредди предстает в облике Фавна из знаменитого балета "Послеполуденный отдых Фавна". Этот десятиминутный балет на музыку Клода Дебюсси был поставлен в Париже в 1912 году и произвел революцию в балетном искусстве. В роли Фавна тогда выступил Вацлав Нижинский. Именно "под Нижинского" Фредди стилизовал свой костюм и сбрил усы. В балете Фавн, отдыхающий у ручья на камне, играет на свирели, поза его неподвижна. Появляются нимфы. Фавн кидается к ним, все разбегаются, кроме одной. Фавн преследует девушку, настигает ее. Он опускается на одно колено и прижимает руку к сердцу. Фавн соединяет руку девушки со своей. Приходят нимфы и уводят свою подругу. Фавн прижимает к лицу оброненное нимфой покрывало и в страстном порыве ложится на него. Затем возвращается к камню, садится на него и принимает ту же неподвижную позу, как и в начале балета. Но он уже не тот — любовь к девушке пробуждает в нем человеческие чувства, и он не сможет быть безмятежным лесным зверьком. Нижинский сумел передать это перерождение Фавна, заменив его звериные жесты на человеческие.

Античный миф, в котором Фавн соблазнил нимф игрой на свирели и совратил их, в балете приобрел совсем иное значение — преодоление звериного начала через любовь.

Тогда, в 1912 году, "Послеполуденный отдых Фавна" был безосновательно обвинен парижскими ханжами в непристойности. Еще худшие обвинения достались балетной сцене из "I Want To Break Free" — ее, как водится, обозвали гомосексуальной.

Меркьюри почти ничего не оставил от номера Нижинского, кроме костюмов, сцены на камне и музыкальных ссылок из Дебюсси. Но даже сцена на камне выглядит совсем иначе, чем в балете. Фавн у Меркьюри очеловечен по сравнению с Фавном Нижинского, у него нет рогов, он задумчив и печален. Фавн не пытается кого-либо соблазнить своей свирелью. Он равнодушно протягивает свирель двум мужчинам и двум женщинам у камня, они борются за добычу, сам он устремляет задумчивый взгляд на небо.

Символ Фавна (греч. Пан) — козлоногий лесной божок, покровитель пастухов, соблазнитель нимф, дикий лесной житель. В античной мифологии Пан считался еще и победителем титанов, символизирующих зло. В поздней античности грубый образ Пана был облагорожен, он стал ассоциироваться с Логосом (речью) — поскольку отцом как его, так и Логоса, считался Гермес, и с двойственной природой человека — его духовным и животным началом, добром и злом внутри его, так как Пан верхней частью тела похож на человека, а нижней — на козла. Греческие философы обыгрывали имя Пана и греческое слово "пан" — "все". Сократ в диалоге Платона "Кратиль" (V в. до н.э.), так объясняет символику Пана:

"Пан — двуобразный сын Гермеса. Речь (Логос), все (пан) обозначает и все вращает... а также она двуобразна — правдива и лжива. Правдивое естество и гладко, и божественно, и обитает в вершинах с богами, лживое же внизу, среди толпы, будучи косматым и козловидным (трагикон), там везде пребывает большая часть мифов и вымыслов... Речь (Логос) будет пастухом Паном, двуобразным сыном Гермеса, сверху гладким, снизу косматым и козловидным, а, стало быть, Пан, раз он сын Гермеса, будет либо Логосом, либо братом Логоса...".

Фавн символизирует человека, начинающего преодолевать свою звериную сущность. В следующем эпизоде Фавн и его спутники набрасываются на гроздья винограда, разложенные на камне, и пытаются ухватить его ртом. Виноград — древнейший символ вечной жизни, духовности, возрождения и бессмертия. Он являлся символом посмертного спасения души в погребальном искусстве, его изображали в Древнем Египте как знак воскресшего Осириса и на зороастрийских оссуариях. В христианстве виноград и виноградное вино символизировало возрождение души в Боге. Вино использовалось в обряде причащения как "Кровь Христова". В Евангелии от Иоанна Христос сравнивается с виноградной лозой: "Я есмь лоза виноградная, а отец мой — виноградарь" (15:1). Поэтому виноград в видеоклипе едят ртом, что символизирует духовное окормление, причастие. Как известно, во время обряда причащения причастие вкладывает в рот священник, что символизирует духовную пищу, полученную прямо от Бога — поэтому руки при этом обряде положено складывать или скрещивать. Виноград также символизирует крестную смерть Иисуса Христа, а поедающие виноград люди как бы принимают жертву Христа, причащаясь ему. Камень — древнейший символ смерти, и то, что виноград лежит на камне, означает преодоление смертности. Это также может быть аллегорической иллюстрацией слов Иисуса Христа из Евангелия от Матфея: "И я говорю тебе: ты, Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" (16.18).

Далее Фредди-Фавн лежит на спине, скрестив руки, и выстроившиеся в шеренгу люди передают его друг другу. Параллельно шеренге идет мужчина, который волочит за собой двух женщин с распущенными волосами. Символика несколько жуткая — нетрудно догадаться, что речь идет о смерти, похоронах. Фредди скрещивает руки так, как это делают в зороастрийском похоронном обряде. Люди несут тело, а рядом движется семья. У женщин распущены волосы, как и положено на Востоке при проявлении горя. От горя они не могут идти, поэтому мужчина их тащит за собой. Стоит вспомнить, что семья Фредди состояла именно из мужчины и двух женщин — отца, матери и сестры. Фредди не был болен, когда снимался этот клип, но, возможно, он намекал на возможность своей гибели, как и в "Mustapha". Но это только намеки — главное значение эпизода совсем другое. Фредди все еще играет роль Фавна, и смерть его персонажа иллюстрирует знаменитую античную фразу "Умер Великий Пан".

Согласно преданию, изложенному Плутархом, в 33 году на греческом торговом корабле люди услышали невидимый голос, возвестивший: "Умер Великий Пан". Император Тиберий воспринял этот случай как небесное знамение и созвал философов и астрологов, приказав им дать истолкование странной фразы. В будущем христианские богословы считали это знаком конца античной эпохи, смерти язычества и прихода христианства. Таким образом, это скрытый гимн наступлению христианства и победе над смертью.

Эпизоды, в которых Фредди летит и ползет по мостику из тел, символизирует так называемые посмертные мытарства души, красноречиво описанные как в христианской, так и в зороастрийской духовной литературе. Наконец, он появляется в компании странной девицы, обнимает ее сзади, глаза его прикрыты, на лице — блаженство. Христианские символы плавно перешли в зороастрийские: Фредди обнимает Даэну — девушку, встречающую душу праведного зороастрийца у входа в рай. Душа наконец "вырвалась на свободу", достигнув посмертного блаженства.

Сюжет снова возвращаемся на "первый уровень". Домохозяйка в ужасе мечется по кухне, крича "а жизнь проходит" — и это ужас женщины, единственная жизнь которой проходит в бесконечных бытовых хлопотах. Смерть приближается, а что она видела, кроме кухни и ванной? Заканчивается клип сценой из "Аида" — стоя среди теней на фоне все того же черного четырехугольника, Фредди скрещивает руки над головой и "сигналит", распевая: "О, как я хочу вырваться на свободу". Люди снова ждут спасения — как тысячи лет назад.

Фредди Меркьюри создал трехминутный философский трактат — о смысле жизни и смерти, о свободе и спасении души, о вере в Бога и желании вырваться из плена пошлости и суеты, о христианстве и язычестве. Вот почему "I Want To Break Free" подвергся международной травле и был запрещен. Сцена в женской одежде тут ни при чем — это был только повод для придирок. Обратите внимание — вышедший тремя годами позже сольный видеоклип Меркьюри "The Great Pretender", где также использовалось шуточное переодевание в женскую одежду, хотя и обвинялся в гомосексуализме, но не вызвал ничего даже отдаленно напоминающего истерику вокруг "I Want To Break Free". И это может означать только одно — те, кто стоят за травлей этого видеоклипа, в отличие от большинства зрителей поняли его правильно — и его смысл им очень не понравился.

В 1986 году "Queen" выпускает свой самый знаменитый альбом "A Kind Of Magic", в основу которого вошли песни к фантастическому фильму "Горец" ("Highlander"). "Горец", в отличии от "Флэш Гордон", пользовался огромной популярностью и стал культовым молодежным фильмом 80-90-х годов. Музыка "Queen" способствовала успеху фильма не меньше, чем актерская игра Кристофера Ламберта и Шона Коннери, спецэффекты и битвы на мечах. Сотрудничество "Queen" и авторов фильма было более чем успешным. Режиссер "Горца" Рассел Малкахи, также режиссировавший видеоклип "Queen" "A Kind Of Magic", говорил, что у него даже сомнений не было в выборе группы — он знал, что только "Queen" с ее потрясающим чувством образа способна написать ту музыку, которая нужна для фильма. В свою очередь, члены "Queen" с восторгом отзывались о Малкахи и о его работе. Меркьюри и Мэй говорили в своих интервью, что "Горец" — замечательный и очень серьезный фильм. Особенно хвалил "Горца" Меркьюри — он говорил, что фильм произвел на него огромное впечатление. Это не удивительно — его парсийская душа не могла не откликнуться на дуалистическую идею "Горца".

Грегори Уайден, студент-филолог и автор рассказа "Горец", вряд ли был знаком с зороастрийской культурой — он брал за основу фольклорные предания Европы. Тем не менее, "Горец" получился фильмом с ярко выраженной зороастрийской идеей. В основе сюжета — вечная борьба сил добра и зла, выраженная в образах двух бессмертных воинов — Коннора Маклауда и Каргана. Двоим им нет места на этой Земле, они боролись века назад и будут бороться всегда. Но так не будет вечно — рано или поздно они сойдутся в последней битве за Награду, и тогда останется только один — и он получит власть над миром. В конце фильма победивший Маклауд отказывается от ухода в высшие миры и остается на Земле — и это соответствует именно зороастрийской концепции "последней битвы". Зороастризм полагает, что после поражения Ахримана жизнь на Земле продолжится — восстановится Золотой Век, мир очиститься от зла и скверны, и воскресшие праведники будут наслаждаться вечной и счастливой жизнью. Герой, получив в наследство мир, должен отныне править им с добром и справедливостью...

Альбом начинается с созданной еще в 1985 году песни — проповеди "One Vision", написанной для фильма "Железный орел".

Снятый на эту песню видеоклип начинался с цитаты из "Bohemian Rhapsody" — музыканты появляются в той же молитвенной позе. В ту же минуту изображение трансформируется, и группа предстает десять лет спустя. Это не просто шутка — в духовном отношении "One Vision" перекликается с шедевром "Queen" десятилетней давности. Раздаются странные, инфернальные звуки (при убыстрении можно услышать "God works in mysterious ways" — "Пути Господни неисповедимы"), камера фиксирует студию и находящихся в ней четырех музыкантов, все расплывчато, словно за ними наблюдают существа из иного мира. Через мгновение включается музыка, марево исчезает, как будто музыка разогнала некое наваждение, Фредди запевает свою воинственную песню:

 

Один человек — одна цель — одна миссия.

Одно сердце — одна душа — одно объяснение.

Одна вспышка света — да, один Бог, одно видение.

Одна плоть — одна кость — одна истинная религия.

Один голос — одна надежда — одно настоящее решение.

 

Текст откровенно антиэкуменистический. Вопреки модной идее, что все религии равны, только все они по-разному понимают Бога, "Queen" говорит: существует только один Бог и одна истинная религия. И настоящая религия та, которая говорит о едином Боге и верит в единственную человеческую жизнь. Вопреки модным на Западе восточным идеям о переселении душ "Queen" отстаивает идею единственной человеческой жизни в одном теле (одно тело — одна душа — один Бог — одна истинная религия) и утверждает, что только одна религия — та, что истинна — способна дать человеку все ответы на его духовные вопросы (только одно объяснение). Сказать такое в 1985 году на экуменистическом Западе — уже большая смелость. Но "Queen" на этом не останавливается:

 

Нет виноватых — нет правых.

Я скажу, что нет ни черного, ни белого.

Нет крови — нет пятен.

Все, что нам нужно — единое видение мира.

 

"Queen" окончательно нарушает нью-эйджевские табу. Меркьюри посягнул на самое святое в неоязычестве — идею, что все в этом мире относительно, расплывчато (начало клипа намекает, откуда приходят в мир людей эти идеи). Нет абсолютной истины, нет ни добра, ни зла, ни правды, ни лжи, ни черного, ни белого, ни Бога, ни дьявола. Меркьюри говорит: если нет ни правых, ни виноватых — значит, все правы и никто не виноват? Если спуталось само понятие черного и белого — значит, позволительно любое преступление, любой грех? Значит, нет убийства, нет крови, нет пятен? Меркьюри не принимает этой дьявольской философии, говоря: необходимо единое видение мира, единое понятие о добре и зле. Он выступает с точки зрения традиционных, монотеистических понятий о мире.

Далее Фредди цитирует кусок из знаменитой проповеди Мартина Лютера Кинга, и в эту минуту его голос достигает наивысшего напряжение: он даже не поет — он воет, как молодой волк:

 

У меня была мечта,

Когда я был молод — сладкая иллюзия,

Луч надежды и единства

И видение единого прекрасного союза.

Но дует холодный ветер,

И льет мрачный дождь.

Посмотри, что они сделали с моей мечтой!

Так протяните же мне руки, обратите ко мне свои сердца!

Я готов!

Есть только одно направление, один мир, одна нация!

 

Увы, единство и счастье людей — всего лишь прекрасная мечта. Фредди продолжает проповедь:

 

Нет ненависти, нет борьбы — только волнение.

Всю ночь идет праздник.

 

Идеология Нью-Эйдж под видом мира, любви и терпимости фактически проповедует постоянные уступки и капитуляцию перед диктатурой неоязычников и разного рода "меньшинств". Воин больше не идеал мужчины, в моде трусость и конформизм. Нельзя защищать свои идеалы, протестовать против оскорбления святынь, вступиться за свою или чужую поруганную честь, ответить на плевок в лицо — твое, твоего народа, твоей страны, культуры, религии — это называется дикостью, нетерпимостью и фашизмом, а сама мысль о битве в защиту своих убеждений считается преступлением. Меркьюри весьма точно уловил эту обстановку всеобщего конформизма, царящую на Западе — никто ни за что не борется и ничего не защищает, все только "волнуются", и продолжают развлекаться в наступившей ночи — почти апокалиптический образ. И верное философское замечание — иностранцы, посещающие западные города, обращают внимание на непрекращающуюся череду праздников и карнавалов, этот вечный "пир во время чумы".

Еще раз напомнив о единых Боге, жизни и религии, Фредди кричит "дайте мне одно видение" — и выбрасывает вперед кулак. И это значит — Фредди Меркьюри продолжает войну и не собирается сдаваться.

Стоит ли говорить, что западная пресса встретила "One Vision" потоком мерзостей и оскорблений?

Пожалуй, "Queen" не ответила только на один вопрос в этой песне — какая религия истинна — из тех двух, что на равных существуют в группе?

"A Kind Of Magic" ("Такая магия") (Тейлор) написана для "Горца" и завершает фильм. Она посвящена предчувствию последней битвы, после которой "должен остаться только один". И песня, и снятый на ее текст красочный видеоклип получили всемирную известность. Но внешне сказочный сюжет песни не мог скрыть ее религиозного подтекста — речь идет о скором конце зла, грядущей победе добра и завершении "тысячелетней войны" на земле и небесах. В страстном и радостном исполнении Меркьюри "A kind of magic" превратилась в апокалиптическую песню, но только она не мрачна, а радостна — так как поражению зла и концу войны можно только радоваться. И еще раз в иносказательной форме песня говорит о духовной миссии Меркьюри и "Queen":

 

Одна мечта, одна душа, одна награда, одна цель,

Один золотой отблеск грядущего —

Это магия!

Один луч света, освещающий путь.

Ни один смертный не сможет выиграть — это магия!

Колокол, что звенит в твоей голове,

Вызывает дверь времен — это магия!

Ожидание кажется вечностью.

Наступит рассвет, и все будет по-другому —

Это магия!

И должен остаться только один.

Эта ярость, что продолжалась тысячелетия,

Скоро кончится, кончится.

Пламя пылает во мне.

Я пребываю в тайной гармонии —

Это магия...

"One Year Of Love" ("Год любви") (Дикон) и "Pain Is So Close To Pleasure" ("Боль так близка к удовольствию") (Меркьюри-Дикон) — лирические песни, но они, как и многие творения "Queen", содержат религиозно-философские намеки и размышления о смысле жизни:

 

Когда твои планы рушатся и ты отворачиваешься лицом к стенке,

Но в глубине души ты понимаешь — надо бороться,

Где ответы, которые мы ищем?

Больше ни в чем нельзя быть уверенным в этом мире.

Иногда тебе хорошо, иногда плохо,

Но когда ты счастлив, кому-то в этом мире грустно.

Пусть сладость любви вытрет слезы с моего лица.

К добру или худу, но давайте сделаем все,

Чтобы остаток нашей жизни прошел хорошо.

 

После "Friends Will Be Friends" — песни о дружбе и единстве членов "Queen", идет "Who Wants To Live Forever" ("Кто хочет жить вечно") (Мэй) — общепризнанный шедевр "Queen", написанный для "Горца". В фильме речь шла о страданиях бессмертного героя, вынужденного терять любимых людей — и жить дальше. "Queen" превратила песню в церковную мессу, духовный гимн любви, вечности и бессмертию. В видеоклипе сочетаются христианские и зороастрийские символы бессмертия. Горят сотни свечей и десятки "огненных крыльев". Этот знак, известный со времен Шумера и Древнего Египта, называется "солнечный диск" и символизирует божественную сущность (Фравахар). Над головой Мэя горит огненный полумесяц, похожий на бычьи рога — и это тоже зороастрийский символ "священного быка" — знак связи с Богом, божественной власти, борца со злом. Такой знак в Древней Персии часто изображали над головами "праведных царей".


Серебряное блюдо. Царь Хосров со священным знаком над головой


Фрагмент видеоклипа "Who Wants To Live Forever"

 

В песне есть фраза "This World Has Only One Sweet Moment Set Aside From Us" ("В этом мире есть только один сладкий момент, да и тот не для нас"). Речь шла о том, что бессмертные воины не могут иметь детей — это плата за бессмертие. Фредди произнес эту фразу с особой тоской, а в глазах его в тот момент была непередаваемая боль. Этим Фредди сказал о себе все.

В своих лирических песнях Фредди не раз говорил о своем одиночестве и задавал вопрос — почему? Почему богатый, красивый, обаятельный и знаменитый человек не может построить свою личную жизнь? Почему все его романы кончаются крахом? Почему у всех в "Queen" есть жены, дети, нормальная семейная жизнь, а его семейный очаг пуст? За что ему это несчастье? И в некоторых своих песнях он отвечает — таков мой рок, моя судьба. Значит, у него другая миссия на Земле, и что позволено его помощникам — то не позволено ему. Он не имеет право на обычное человеческое счастье — он послан на Землю для другого. И его одиночество и бездетность — это плата, так же, как и у героя фильма. Плата за бессмертие — но не телесное...





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.