МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Выявление степени сформированности операций обобщения и абстрагирования





(методика «Отнесение фраз к пословицам»)[1]

Материал: карандаш, бланк.

Бланк к методике Пословицы

1. Куй железо, пока горячо.

2. Не в свои сани не садись.

3. Нет дыма без огня.

4. Не все то золото, что блестит.

5. Шила в мешке не утаишь.

Фразы

1. Горячее железо более ковко, чем холодное.

2. Не откладывай дело в долгий ящик.

3. Не берись за дело, которое не знаешь.

4. Нехорошо пользоваться чужими санями.

5. Всякое явление имеет свою причину.

6. Горение сопровождается дымом.

7. Блестеть могут и медные вещи.

8. Не следует судить о человеке только по внешнему виду.

9. Правду скрыть невозможно.

10. Шило - острый предмет.

На бланке записаны 5 пословиц и 10 фраз. Пять из этих фраз передают смысл данных пословиц, а пять других имеют сов­сем другой смысл, не относящийся к содержанию пословиц. При­чем фразы, передающие смысл пословиц, составлены из слов, не встречающихся в пословицах. "Посторонние" же фразы включают в себя слова, входящие в пословицы.

Ход эксперимента. Испытуемым дается инструкция: "На бланке записано 5 пословиц и 10 фраз. Подчеркни те фразы, ко­торые передают смысл пословиц. Работать надо в такой последова­тельности: прочти первую пословицу, а затем найди фразу, передающую ее смысл. Затем поочередно разбери другие пословицы. Объясни свой выбор." Все полученные данные фиксируются в таблице.

 

Пословица Фраза Объяснение, данное учеником
   
   
   
   
   

Обработка данных. Анализируется правильность подбора фраз к пословицам - качественный показатель. Подсчитывается число правильно выполненных заданий - количественный показа­тель. Полученные результаты сравниваются с результатами других учеников класса. Показателем недостаточного развития функ­ции отвлечения и обобщения является наличие подчеркнутых фраз, включающих в себя слова, входящие в состав пословиц, но изменяющих смысл фразы.

* Формы отчетности

1. Заполненная таблица.

2. Протокол обработки.

3. Вывод о степени сформированности операций обобщения и
абстрагирования.

Общий вывод. Охарактеризуйте особенности мышления изучаемого ученика и сформулируйте педагогические ре­комендации.

 

Воображение

Изучение особенности активного вообра­жения

(методика "Волшебные картинки"О.М. Дьяченко)*

 

Материал: 12 карточек с изображением фигурок, карандаш.

 

 

Ход эксперимента.

1. Ученик получает по очереди по одной карточке и его вни­мание обращается на то, что каждая карточка содержит какую-
либо простую фигурку.

2. Ученику дается инструкция: "Посмотри, у меня здесь мно­го карточек. На каждой карточке нарисована какая-нибудь фигурка. Ты можешь как волшебник превратить эту фигурку в любую кар­тинку. Для этого ты дорисуй к фигурке все что захочешь, но так, чтобы у тебя получилась красивая картинка. Хочешь немного по­быть волшебником? Попробуй... Что ты нарисовал? Расскажи."

3. Эксперимент проводится индивидуально. Все словесные
комментарии школьника фиксируются в таблице.

 

Номер фигуры Комментарии по ходу, изображения Название картинки Объяснения по окончании изображения
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Обработка данных.



1. В ходе анализа необходимо отметить:

- сразу ли приступает или нет к выполнению задания;

- дает или нет словесную формулировку замысла изображе­ния;

- если дает, то формулирует развернуто или одним словом;

- подчиняет ли свое воображение стоящей перед ним задаче (дорисовывает ли фигурку - эталон или просто рядом с фигуркой рисует точно такую же или то, что хорошо умеет);

- комментирует ли и как полученное изображение, дает ли ему оценку.

2. Определить уровень развития воображения.

/ уровень. Учащийся еще не принимает задачу на построе­ние образа воображения с использованием заданного элемента. Он или вообще отказывается от изображения, или рисует рядом что-то свое.

// уровень. Рисунки носят схематичный, контурный харак­тер, лишены деталей.

/// уровень. Учащиеся дорисовывают фигурки, но уже с про­рисовкой отдельных деталей.

IV уровень. На рисунке также изображается отдельный предмет,
но уже при этом включается в какой-либо воображаемый сюжет.

V уровень. Фигурка используется качественно по-новому. Ес­ли на предыдущих уровнях она выступала как часть картинки, то в
данном случае включается как второстепенный элемент в вопло­щаемый образ (например, квадрат превращается в кирпич, кото­рый поднимает подъемный кран).

3. Подсчитать коэффициент КОР (степень оригинальности рисунков). Подсчитывается количество рисунков, которые не по­вторяются у школьника и в которых воображение не следует за тем образом, на который его наталкивает изображенная фигурка. Например, не учитываются такие рисунки, где круг превращается в яблоко, апельсин, кольцо в сушку и т.п. Одинаковыми счи­таются те рисунки, в которых эталонные фигурки превращаются в один и тот же элемент рисунка (квадрат и прямоугольник пре­вращаются в экран телевизора).

* Формы отчетности

1. Рисунки детей.

2. Заполненная таблица. Протокол обработки данных.

3. Вывод об особенностях активного воображения.

Изучение особенностей воссоздающего во­ображения (методика "Изобрази без предмета")

Ход эксперимента. Ученику предлагается, проявив воображе­ние, не используя никаких предметов, проделать поочередно следующие задания:

1. Вдеть нитку в иголку.

2. Пришить пуговицу.

3. Заточить карандаш.

4. Остричь ногти ножницами.

5. Развернуть и сложить газету.

6. Брать поочередно в руки очень холодный, теплый и горя­
чий предмет.

7. Понюхать апельсин, розу, лук, уксус.

8. Разрезать на дольки яблоко и съесть один кусок.

В протоколе фиксируется, как ученик принимает задание, характер его движений (скованные, заторможенные, раскован­ные, свободные) и эмоций в ходе его выполнения.

Обработка данных. Анализируется степень правильности и оригинальности разработки заданного сюжета, его комичность, заразительность - качественный показатель. Подсчитывается число успешно выполненных заданий - количественный показатель.

* Формы отчетности

1. Протокол наблюдения.

2. Протокол обработки.

3. Вывод об особенностях воспроизводящего воображения.

Общий вывод. Дайте качественную характеристику процесса воображения, характерного для данного ученика, и сформулируйте педагогические рекомендации по его развитию.

 

 

Речь

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.