МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Методика может быть проведена со всем классом





Методика дает представление о скорости и качестве форми­рования простого навыка, усвоения нового способа действий, по­зволяет получить информацию об объеме и устойчивости произ­вольного внимания.

Материал: стандартный бланк, секундомер.

Ход эксперимента. Перед ребенком выкладывается чистый бланк. Заполняя пустые фигурки образца, экспериментатор гово­рит: "Смотри, вот в этом квадратике я ставлю точку, а в тре­угольнике - вот такую черточку (вертикальную), круг оставляю чистым, ничего в нем не рисую, а в 4-уголънике - вот такую черточку (горизонтальную). Все остальные фигуры ты заполнишь сам, точно так же, как я тебе показал" (еще раз повторить, где и что рисовать - без показа).

После того как ученик приступит к работе, экспериментатор включает секундомер и фиксирует количество знаков, выполнен­ных ребенком за каждую 1 минуту (всего дается 3 минуты), делая отметки точкой или черточкой прямо на бланке.

 

Желательно фиксировать (хотя бы приблизительно), с какого момента ученик начал работать по памяти, т.е. без опоры на обра­зец. В протоколе необходимо отмечать, как ребенок заполняет фи­гуры: старательно, аккуратно или небрежно, так как это отражается на темпе работы.

При обработке данных учитывается общее количество запол­ненных фигур, их число за каждую минуту, количество ошибок.

За 3 минуты в среднем учащиеся успевают заполнить от 50 до 80 фигур. Ошибки в незначительном количестве - одна за 1 минуту - появляются, как правило, при высоком темпе работы.

Оценка: Высокий уровень устойчивости внимания – 100% за 1 мин. 15 сек. без ошибок. Средний уровень устойчивости

* Формы отчетности

1.Протокол выполнения задания.

2. Протокол обработки результатов.

3. Выводы об объеме и устойчивости произвольного внимания.

 

 

Память

 

 

Изучение объема зрительной памяти

при непроизвольном и произвольном запоминании

(на цифровом материале)

Материал: секундомер, два ряда чисел:

первый ряд чисел: 21, 6, 15, 8, 5, 9, 12, 18, 74, 3.

второй ряд чисел: 13, 7, 32, 5, 1, 17, 4, 11, 29, 2.

Ход эксперимента. Ученику в течение одной минуты показы­вается первый рад чисел и предлагается прочесть записанные числа вслух. Затем также в течение одной минуты показывается второй ряд чисел, и ученику предлагается записать числа в воз­растающем порядке.

Экспериментатор предлагает ученику назвать в любом по­рядке числа первого ряда, которые ему удалось запомнить. Ответы школьника фиксируются в таблице. Аналогично ведется работа и с числами второго ряда.

 

Ряды чисел для запоминания Протокол воспроизведения Количество ошибок Количество правильно воспроизведенных чисел
Числа первого ряда Числа второго ряда      

Обработка данных. Подсчитать количество правильно вос­произведенных чисел первого ряда по формуле: С= В/Ах100%, где В - количество правильно воспроизведенных чисел; А - количество всех чисел ряда. По этой же формуле найти С1 - количество пра­вильно воспроизведенных чисел второго ряда. Сравнить С и С1 и определить, какой из видов деятельности оказался более эффек­тивным для запоминания материала у данного ученика и почему.

* Формы отчетности

1. Заполненная таблица.

2. Протокол обработки.

3. Вывод об особенностях объема зрительной памяти.



 

 

Методика определения объема кратковременной слуховой памяти (на цифровом материале)*.

Материал: две карточки с рядами цифр.

Ход эксперимента. Ученику говорится, что будет прочитано несколько цифр, которые нужно внимательно выслушать, запом­нить и после окончания чтения по команде экспериментатора записать в том же порядке. После этого читается первый ряд цифр первой карточки, после воспроизведения их учеником также проводится работа со вторым рядом, с третьим и гл.

Работа со второй карточкой строится аналогично за исклю­чением того, что испытуемым предлагается воспроизводить каждый ряд чисел в обратном порядке. Например, при чтении чисел третьего ряда второй карточки: 3,2, 7, 9 - ученик должен их воспроизвести: 9, 7, 2, 3.

Обработка данных. Просмотреть записи воспроизведенных рядов цифр карточки 1 и найти максимальный по длине ряд, где цифры воспроизведены в заданной последовательности. Найти такой же ряд при воспроизведении цифр карточки 2. Объем крат­ковременной памяти характеризуется максимальным числом цифр, воспроизведенных в заданной последовательности.

* Формы отчетности

1. Протоколы выполнения заданий.

2. Вывод об особенностях объема кратковременной слуховой памяти.

 

Карточка 1

 

 

Карточка 2

 

 

Методика определения объема долговременной памяти*

Материал: текст, состоящий из 16 смысловых единиц.

Текст "Волк"

Волк очень похож на большую собаку. Шерсть у волка длин­ная, жесткая. Глаза у него косые. Хвост обычно опущен вниз. Живут волки в лесах, оврагах, иногда в степях. Весной и летом они бродят одиночками или парами. Осенью живут целой семьей. Зимой они ходят большими стаями. Волк нападает на крупных домашних и некоторых диких животных. Питается он мелкими животными, даже насекомыми. Летом волк находит много пищи в лесу. Зимой он забегает иногда в деревни, села и загрызает скот. Борьбу с волками ведут команды охотников. Для ловли волков делают также ловушки и капканы. Пойманных волков уби­вают.

Ход эксперимента. Ученику говорится, что ему будет дважды прочитан текст, который нужно внимательно прослушать, запом­нить и пересказать через две недели. Текст читается медленно с интервалом между первым и вторым прочтением в 10 секунд. Че­рез две недели ученику предлагается пересказать текст, при этом не дается никаких дополнительных указаний. Ответ ученика дословно протоколируется.

Обработка данных. По протокольной записи подсчитывается количество воспроизведенных смысловых единиц. За смысловую единицу принимается основной костяк каждой фразы. Объем дол­говременной памяти определяется по количеству правильно вос­произведенных смысловых единиц.

* Формы отчетности

1. Протокол воспроизведения материала испытуемым.

2. Вывод по объему долговременной памяти.

Общий вывод. Охарактеризуйте на основе полученных данных особенности памяти изучаемого ученика и сформулируйте педагогические рекомендации.

 

 

Мышление

 

Методика для изучения словесно-логического мышления детей 7-9 лет ( Э.Ф. Замбацявичене)* 16.03.

Описание теста.

Тест состоит из 4 субтестов, включающих в себя вербальные задания, подобранные с учетом программного материала начальных классов.

1 субтест – исследование дифференциации существенных признаков предметов и явлений от несущественных, а также запаса знаний испытуемого.

2 субтест – исследование операций обобщения и отвлечения, способности выделить существенные признаки предметов и явлений.

3 субтест – исследование способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями.

4 субтест – выявление умения обобщать.

Тест проводится с испытуемым индивидуально, поскольку это дает возможность выяснить причины ошибок и ход его рассуждений при помощи дополнительных вопросов.

Краткая характеристика субтестов

1 субтест —направлен на выявление осведомленности.

При качественном анализе результатов выполнения заданий выявляется способность испытуемого дифференцировать существенные признаки предметов и явлений от несущественных и второстепенных, Задача испытуемого - закончить предложение одним из приведенных слов, осуществляя логический выбор на основе индуктивного мышления и чутья языка. Всего 10 заданий.

Инструкция: выбери одно из слов, заключенных в скобки, которое правильно закончит предложение.

1.У сапога всегда есть ...

шнурок, пряжка, подошва, ремешки , пуговицы

2.В теплых краях живет ...

медведь, олень, волк, верблюд, пингвин

3.В году ...

24 месяца, 3 мес., 12 мес., 4 мес., 7 мес.

4.Месяц зимы ...

сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март

5.В нашей стране не живет ...

соловей, аист, синица, страус, скворец

6.Отец старше своего сына …

часто, всегда, никогда, редко, иногда

7.Время суток ...

год, месяц, неделя, день, понедельник

8.У дерева всегда есть ...

листья, цветы, плоды, корень, тень

9.Время года ...

август, осень, суббота, утро, каникулы

10. Пассажирский транспорт ...

комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз

 

2 субтест — позволяет определить сформированность логического действия (классификация), способность к абстрагированию.

При качественном анализе результатов выполнения заданий появляется возможность установить, может ли ребенок отвлекаться от случайных и второстепенных признаков, от привычных отношений между предметами, о его способности использовать такой мыслительный прием, как классификация. Количество заданий — 10.

Инструкция: Здесь в каждой строке написано 5 слов, из которых 4 можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Это «лишнее» слово надо найти и исключить его.

1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка

2. Река, озеро, море, мост, пруд

3.Кукла, прыгалки, песок, мяч, юла

4.Стол, ковер, кресло, кровать, табурет

5.Тополь, береза, орешник, липа, осина

6. Курица, петух, орел, гусь, индюк

7.Окружность, треугольник, четырехугольник, указка , квадрат

8.Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля

9.Число,деление,сложение,вычитание, умножение

10.Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный

 

3 субтест —определяет сформированность логического действия "умозаключения" (по решению аналогий)

Задания направлены на исследование способности к умозаключениям по аналогии. Для их выполнения испытуемому необходимо уметь устанавливать логические связи и отношения между понятиями. В этом задании выявляется, может ли испытуемый устойчиво сохранять заданный способ рассуждений при решении длинного ряда разнообразных задач. Поскольку аналогии в разных заданиях строятся по разному принципу и наличие у испыту­емого инертности психических процессов значитель­но затрудняет для него выполнение задания — в последующей задаче он пытается выделять анало­гии по принципу предыдущей задачи. Всего заданий 10.

Инструкция: Внимательно прочитайте эти примеры. В них слева написана первая пара слов, которые находятся в какой-то связи между собой (например: лес/деревья). Справа одно из слов над чертой (например: библиотека), и 5 слов под чертой (например: сад, двор, город, театр, книги). Тебе нужно выбрать одно слово из пяти под чертой, которое связано со словом над чертой (библиотека) точно так же, как это сделано в первой паре слов: (лес/деревья).

Примеры:

Лес/деревья = библиотека/сад, двор, город, театр, книги

 

1. огурец :овощ гвоздика: сорняк, роса, садик, цветок, земля

2. огород: морковь сад: забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка

3. учитель: ученик врач: очки, больница, палата, больной, лекарство

4. цветок: ваза птица: клюв, чайка, гнездо, перья, хвост

5. перчатка: рука сапог: чулки, подошва, кожа, нога, щетка

6. темный: светлый мокрый: солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный

7. часы: время градусник: стекло, больной, кровать, температура, врач

8. машина: мотор лодка: река, маяк, парус, волна, берег

9. стол: скатерть пол: мебель, ковер, пыль, доски, гвозди

10. стул: деревянный игла: острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная.

 

4 субтест —определяет сформированноссть обобщаю­щих понятий (подведение двух понятий под общую категорию — обобщение).

Задания направлены на выделение родового признака. При этом происходит не только анализ свойств предмета или явления, но и устанавлива­ются определенные отношения между предметами, что обеспечивается психическим процессом более сложного уровня, чем сравнение. Определение пред­метов может быть точным , когда указывается родо­вое понятие и видовое отличие, или правильным, но недостаточно точным, когда указывается только родовой признак. Определение на более низкой ступени считается в том случае, когда указывается наличие предмета, и недостаточное определение — когда отмечаются наглядные признаки — форма, цвет. Количество заданий 10.

Инструкция: Эти пары слов можно назвать одним словом, например: брюки, платье… - одежда. Подбери название к каждой паре.

1.Окунь, карась ...

2. Метла, лопата ...

3.Лето, зима ...

4.Огурец, помидор ...

5.Сирень, орешник ...

6.Шкаф, диван ...

7.июнь, июль ...

8.день,ночь
9. слон, муравей

10.Дерево, цветок

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.