Анкета по оценке уровня школьной мотивации До начала исследования необходимо подготовить бланки методик. Наличие бланков, схем наблюдений и пр. необходимого материала для проведения диагностики является допуском к выполнению задания. Мотивация учения Анкета по оценке уровня школьной мотивации (по Н.Г. Лускановой)*16.03. Учащемуся предлагается ответить на вопросы анкеты. При этом допустимы два варианта предъявления: а) вопросы читаются студентом вслух, предлагаются варианты ответов, а ученик должен назвать или записать те ответы, которые ему подходят; б) анкета предъявляется в напечатанном виде и ученик отмечает все подходящие ответы. Вопросы анкеты: 1.Тебе нравится в школе или не очень? - Не очень, - нравится, - не нравится. 2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома? - Чаще хочется остаться дома, - бывает по-разному, - иду с радостью. 3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома? - Не знаю, - остался бы дома, - пошел бы в школу. 4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки? - -Не нравится, - бывает по-разному, - нравится. 5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий? - Хотел бы, - не хотел бы, - не знаю. 6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? - Не знаю, - не хотел бы, - хотел бы. 7. Ты часто рассказываешь о школе родителям? - Часто, - редко, - не рассказываю. 8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель? - Точно не знаю, - хотел бы, - не хотел бы. 9. У тебя в классе много друзей? -Мало, - много, - нет друзей. 10. Тебе нравятся твои одноклассники? - нравятся, - не очень, - не нравятся. Обработка данных. Для обработки полученных данных необходимо использовать специальный ключ: N вопроса | Оценка за 1 ответ | Оценка за 2 ответ | Оценка за 3 ответ | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Подсчитывается количество баллов учащегося и определяется его уровень школьной мотивации. 1. 25-30 баллов (максимально высокий уровень) - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. 2. 20-24 балла - хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой. 3. 15-19 баллов - положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Но познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и сам учебный процесс их мало привлекает. 4. 10-14 баллов - низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. 5. Ниже 10 баллов - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Такие ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются на рушения нервно-психического здоровья. Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить критерием школьной дезадаптации ребенка, а его повышение - положительной динамики в обучении и развитии. * Формы отчетности 1. Заполненный бланк анкеты. 2. Протокол обработки. Качественная характеристика уровня школьной мотивации. Методика «Неоконченные предложения» 16.03. Цель: диагностика мотивации учения. Порядок исследования. Экспериментатор зачитывает начало предложения и сам записывает окончание предложения, которое говорит школьник. Методика используется во 2-3 классах с каждым учащимся индивидуально. Инструкция испытуемому. Сейчас я буду зачитывать тебе начало предложения, а ты как можно быстрее придумай к нему продолжение. 1. Я думаю, что хороший ученик - это тот, кто... 2. Я думаю, что плохой ученик - это тот, кто... 3. Больше всего я люблю, когда учитель... 4. Больше всего я не люблю, когда учитель... 5. Больше всего мне школа нравится зато, что... 6. Я не люблю школу зато, что... 7. Мне радостно, когда в школе... 8. Я боюсь, когда в школе... 9. Я хотел бы, чтобы в школе... 10. Я не хотел бы, чтобы в школе... 11. Когда я был маленьким, я думал, что в школе... 12. Если я невнимателен на уроке, я... 13. Когда я не понимаю что-нибудь на уроке, я... 14. Когда мне что-нибудь непонятно при выполнении домашнего задания, я... 15. Я всегда могу проверить, правильно ли я... 16. Я никогда не могу проверить, правильно ли я... 17. Если мне нужно что-нибудь запомнить, я... 18. Когда мне что-нибудь интересно на уроке, я... 19. Мне всегда интересно, когда на уроках... 20. Мне всегда неинтересно, когда на уроках... 21. Если нам не задают домашнего задания, я... 22. Если я не знаю, как решить задачу, я... 23. Если я не знаю, как написать слово, я... 24. Я лучше понимаю, когда на уроке... 25. Я хотел бы, чтобы в школе всегда... Обработка и анализ результатов. Первоначально каждое окончание предложения оценивается с точки зрения выражения школьником положительного или отрицательного отношения к одному из четырех показателей мотивации учения (1 - вид личностно значимые деятельности учащегося (учение, игра, труд и т.д.); 2 - личностно значимые для ученика субъекты (учитель, одноклассники, родители, влияющие на отношение учащегося к учению); 3 - знак отношения учащегося к учению (положительное, отрицательное, нейтральное), соотношение социальных и познавательных мотивов учения в иерархии; 4 - отношение учащегося к конкретным учебным предметам и их содержанию). Если окончание предложения не содержит выраженного эмоционального отношения к показателям мотивации учения, то оно не учитывается при анализе. Далее подсчитывается сумма положительных и сумма отрицательных оценок данного показателя мотивации учения. Они сравниваются между собой, и делается окончательный вывод поданному показателю. |