Методика «Составление расписания на неделю» (С.Я.Рубинштейн в модификации В. Ф.Моргуна) Методика может быть проведена со всем классом Цель: диагностика отношения ученика к конкретным учебным предметам и к учению в целом. Оборудование: лист бумаги, разделенный на семь частей, где подписаны дни недели. Инструкция испытуемому. Давай представим себе, что мы с тобой в школе будущего. Это такая школа, где дети могут сами составлять расписание уроков. Перед тобой лежит страничка из дневника этой школы. Заполни эту страничку так, как ты считаешь нужным. На каждый день можешь написать любое количество уроков. Уроки можно писать любые. Это и будет расписание на неделю для нашей школы будущего. Обработка и анализ результатов. У экспериментатора имеется реальное расписание уроков в классе. Это расписание сравнивают с расписанием «школы будущего», составленным каждым учеником. При этом выделяют те предметы, количество которых у испытуемого больше или меньше, чем в реальном расписании, и высчитывают процент несоответствия, что позволяет провести диагностику отношения ученика к учению в целом, и особенно к отдельным предметам. Познавательные психические процессы Для изучения познавательных психических процессов рекомендованы в основном те методики психологической диагностики, которые могут активно использоваться учителем начальных классов без привлечения школьного психолога. Восприятие Методика "Собери картинки"* Методика позволяет изучить особенности целостности восприятия. Материал: 8 разрезанных картинок, секундомер. Примерные варианты разреза картинок  Ход эксперимента. Испытуемому поочередно предъявляются разрезанные картинки. Инструкция: "Посмотри внимательно на эти части. Если правильно их сложишь, то получится красивая картинка. Сложи ее как можно быстрее". Время для каждой картинки от начала сбора считается отдельно и измеряется секундомером. Обработка данных. 1.На основе данных эксперимента заполняется следующая таблица: Номер картинки | Время сбора | Способ сложения | | | | 2. Подсчитывается среднее арифметическое время сбора картинки. Полученные результаты сопоставляются с результатами других учеников класса. 3. В ходе анализа особое внимание обращается ни способ сложения картинки (хаотический, случайный или последовательный, продуманный), наличие или отсутствие смысловой догадки в начале выполнения задания, степень речевой активности ребенка, наличие или отсутствие связи между количеством деталей картинки со скоростью и правильностью составления. На основе полученных данных делается вывод об особенностях целостности восприятия младшего школьника. * Формы отчетности 1. Заполненная таблица. 2. Протокол обработки. 3. Вывод об особенностях целостности восприятия. Общий вывод. На основе полученных данных описать особенности восприятия изучаемого учащегося и сформулировать педагогические рекомендации. Внимание Студент ведет наблюдение на уроке за проявлением внимания учеников, а также использует различные диагностические методики, с помощью которых определяет развитие отдельных его свойств. Изучение методом наблюдения причин отвлечения внимания учащихся на уроке Объект исследования. В качестве объекта исследования студент выбирает из класса одного ученика (возможно наблюдение за одним учеником нескольких студентов). Программа наблюдения. Раздражителями, которые отвлекают внимание ребенка на уроке, являются предметы внешнего мира, другие люди, он сам. Причем удельный вес их в ходе урока неодинаков. В связи с этим студенту предлагается описывать ситуации на разных этапах урока, связанные с отвлечением внимания ученика. Наблюдаемые факты рекомендуется зафиксировать в таблице: Этапы урока | Время | Содержание отвлечений | Организационный момент Опрос Объяснение нового материала Закрепление | | | В графе "Содержание отвлечений" фиксируются факты отвлечения внимания, которые имели место в тот или иной момент урока. Обработка данных. На основе данных таблицы можно сделать вывод, в какой момент урока отвлечение внимания ребенка было наиболее интенсивным и какими причинами определялось. Далее студент должен определить, что является главной причиной невнимательного отношения к учебной деятельности на протяжении урока. Приведем возможные варианты ситуаций, в которых наблюдается изучаемое явление: ребенок что-то не понял, переспрашивает, раньше других заканчивает работу или, наоборот, опаздывает, утомляется, обращается с различными просьбами к соседям, разговаривает, играет в игрушки; учитель прерывает изложение материала, делает постоянно замечания, отвлекается от темы урока, слишком быстро или медленно говорит; постоянные паузы во время урока, неудачная демонстрация наглядных пособий и др. В качестве объектов, отвлекающих внимание детей, могут выступать различные побочные раздражители: звонок, прозвучавший раньше времени, чей-то неожиданный приход в класс, интонация учителя и т.п. * Формы отчетности 1.Заполненная наблюдаемыми фактами таблица. 2. Анализ полученного материала с выводом об основных причинах отвлечения внимания у наблюдаемого ребенка на данном уроке и рекомендации педагогу. Установление уровня устойчивости внимания учащихся при проверке текстов (методика "Исправь ошибки")* |