МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Профессионализм как условие успешности педагогической деятельности





ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ПРОФЕССИОНАЛИЗМ

УЧИТЕЛЯ

Рассмотрены различные научные подходы к проблеме педагогической компетентности, показана актуальность изучения этого феномена.

Педагогическое мастерство - это искусство обучения и воспитания, доступное каждому преподавателю и мастеру производственного обучения, но требующее постоянного совершенствования. Это профессиональное умение направлять все виды учебно-воспитательной работы на всестороннее развитие учащегося, включая его мировоззрение и способности.

Мастер - это человек, особенно сведущий или искусный в своем деле. Педагог-мастер - это специалист высокой культуры, мастер своего дела, он в совершенстве владеет преподаваемой дисциплиной, методикой обучения и воспитания, обладает психологическими знаниями, а также знаниями в различных отраслях науки и искусства.

Сущность педагогического мастерства заключается в качествах личности самого Педагога, который осуществляя эту работу, обеспечивает ее успешность.

Педагогическое мастерство проявляется в деятельности, но к ней не сводится. Оно характеризуется высоким уровнем развития специальных умений, но и это не главное. Главное в позиции педагога, способности виртуозно управлять деятельностью своих учеников.

На сегодняшний день актуальным является вопрос о

конкурентноспособности выпускаемых специалистов в условиях рыночной

экономики. Это напрямую

касается и работников образовательной сферы, поскольку, во-первых, педагоги,

прежде всего, сами

должны быть профессионально компетентны в своей области деятельности, и,

во-вторых,

профессиональное образование всегда было и продолжает оставаться

направленным на всестороннее

развитие личности с целью подготовки ее к активному и эффективному участию

в общественном

производстве с наибольшей пользой для себя и для общества в целом.

Важно отметить, что в современных условиях реформирования образования

радикально меняется

статус учителя, преподавателя, его образовательные функции, соответственно

меняются требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма. Показателями

значимости профессионально-педагогической компетентности являются изменения в сфере

общественного сознания в различные периоды истории, которые свидетельствуют о том, что именно в

психолого-педагогической компетентности и педагогической культуре заключены большие возможности

развития в стабильности общества, поскольку они могут служить основанием для снятия конфликтов

между старшими и младшими поколениями, способствуют адаптации к новым условиям, более

эффективному процессу социализации личности и т.п. Таким образом, современная ситуация общественного развития актуализировала необходимость

изучения такого феномена, как «компетентность специалиста» или «профессиональная компетентность». В настоящее время в науке нет однозначного подхода к определению этого понятия.

В зарубежной литературе под компетентностью подразумевают «углубленное знание», «состояние

адекватного выполнения задачи», «способность к актуальному выполнению деятельности» и т.д., что не

отражает содержания этого понятия в полной мере. В отечественной науке сегодня профессиональную



компетентность определяют как определенное психическое состояние, позволяющее действовать

самостоятельно и ответственно, как обладание человеком способностью и умением выполнять

определенные трудовые функции {А.К.Маркова) [13; как наличие специального образования, широкой

общей и специальной эрудиции, постоянное повышение своей научно-профессиональной подготовки

(В.Г.Зазыкин и А.П.Чернышева) [2]; как профессиональную подготовленность и способность субъекта

труда к выполнению задач и обязанностей повседневной деятельности (К,А.Абульханова) [3]; как

потенциальную готовность решать задачи со знанием дела (П.В.Симонов)[5]. Показателями

профессиональной компетентности являются и общая совокупность объективно необходимых знаний,

умений, навыков; и умение правильно распорядиться ими при исполнении своих функций; и знание

возможных последствий определенных действий; и практический опыт; и результат труда человека; и

гибкость метода, и критичность мышления; а также профессиональные позиции, индивидуально-психологические качества и акмеологические инварианты. А.К.Маркова, рассматривая профессиональную компетентность, выделяет следующие её виды:

специальная компетентность, социальная компетентность, личностная компетентность и

индивидуальная компетентность [2].

Рассматривая сущность профессиональной компетентности непосредственно педагога, и

учитывая, что проблема эта стала разрабатываться в науке сравнительно недавно, ученые до сих пор не

пришли к единому мнению. Так, по мнению В.А.Сластенина, И.Ф.Исаева, А.И.Мищенко и Е.Н.Шиянова,

профессиональная компетентность педагога выражает «единство его теоретической и практической

готовности к осуществлению педагогической деятельности», при этом основу структуры компетентности

учителя составляют многочисленные педагогические умения, характеризующие эту готовность [4].

А.К.Маркова определяет профессиональную педагогическую компетентность как

«осведомленность учителя о знаниях и умениях и их нормативных признаках, которые необходимы для

осуществления этого труда; обладание психологическими качествами, желательными для его

выполнения, реальная профессиональная деятельность в соответствии с эталонами и нормами». В

содержание компетентности педагога включается процесс (составляющие его -педагогическая

деятельность, педагогическое общение, личность) и результат (обученность и воспитанность

школьников) его труда. А.К.Маркова обращает внимание на то, что «знания и умения учителя

составляют объективную структуру его труда» и в каждом процессуальном блоке рассматривает

объективно необходимые знания и умения, а затем психологические требования к их выполнению [1].

Е.В.Попова, вслед за А.К.Марковой, исследуя психолого-педагогическую компетентность как

интегральную характеристику, тем не менее, подчеркивает большую

значимость психологических

качеств личности педагога, которые дополняются умениями («техниками»), и,

соответственно, при

формировании психолого-педагогической компетентности учителя главная роль

принадлежит

совершенствованию его личности [5].

Н.В.Абульханова придает большое значение конкретно-предметным знаниям

специалиста, ибо,

по ее мнению, «именно они выступают первоосновой формирования всей

профессиональной

компетентности», и поэтому система подготовки специалиста должна

обеспечивать, прежде всего,

усвоение соответствующих знаний, поскольку они являются необходимой

предпосылкой для реализации

процесса труда [3].

Что же касается точки зрения зарубежных экспертов на составляющие

педагогической компетентности, то, например, в США, приветствуя желание общественности видеть в школах высоко компетентных специалистов, учителей принимают на работу по результатам тестов, в содержании которых выделяют пять основных аспектов:

1) основные умения;

2) общий кругозор (знания в области искусства, литературы, истории);

3) знание преподаваемого предмета; 4) знания в области педагогики, психологии ифилософии;

5)мастерство учителя (этот аспект, однако, часто подвергается критике, и его признают неадекватным, так как трудно учесть все элементы мастерства) [6].

Некоторые ученые, рассматривая профессиональную компетентность педагога,

выделяют её виды.

Коммуникативную компетентность в своих исследованиях рассматривают

Ю.М.Жуков, Л.А.Петровская,

Е.С.Кузьмин, Ю.А.Емельянов и др.[2]. В.А.Адольф различает предметную,

психолого-педагогическую и

методическую компетентность учителя, которые в совокупности образуют так

называемую

функциональную компетентность [7].

Н.В.Кузьмина расширяет этот перечень и в качестве отдельных видов педагогической

компетентности выделяет следующие:

1) специальная компетентность в области преподаваемой дисциплины;

2) методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений и навыков у

учащихся;

3) психолого-педагогическая компетентность в сфере обучения;

4) дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей,

направленности обучаемых;

5) рефлексия педагогической деятельности или аутопсихологическая
компетентность.

При этом в содержании каждого из видов педагогической компетентности Н.В. Кузьмина отдает

приоритет необходимым в педагогической деятельности знаниям и умениям. Как видим, исследуя педагогическую компетентность, одни ученые отдают предпочтение общим

и специальным знаниям учителя, другие - усвоению профессиональных умений, третьи-дополняют

необходимые знания и умения определенными психологическими качествами, четвертые подчеркивают

в содержании профессиональной компетентности педагога личностные свойства.

Поскольку до сих пор вопрос о компетентности специалиста вообще и, в частности,

компетентности учителя не решен в науке однозначно, нам представляется необходимым рассмотреть

это понятие в соотношении с понятием «профессионализм», так как нередко они взаимозаменяются и их границы четко не обозначены.

На сегодняшний день существует множество подходов к понятию «профессионализм». Некоторые

ученые сопоставляют профессионализм с другими понятиями, так или иначе связанными с

характеристикой способности человека выполнять работу: компетентность, мастерство, квалификация [2,8].

Ряд исследователей рассматривает профессионализм с точки зрения деятельности. Так,

В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов основой профессионализма считают научно-теоретическую и практическую подготовку[4]. В.Бондаревский под профессионализмом понимает

«овладение в полной мере достижениями своей науки, смежными областями

знаний, искусством их

применения в своей практике» и противопоставляет ему понятие «дилетантизм»

[9]. По мнению

В.Шуваловой и О.Шиняевой, профессионализм специалиста определяется

степенью владения знаниями,

умениями и навыками, с одной стороны, и способностью производить новое, с

другой [10]. Я.Турбовской

рассматривает профессионализм как «органический сплав знаний и умений,

гарантирующий получение

требуемого результата, качественное и эффективное исполнение работы,

сформированная готовность

относиться к своему делу как к совокупности задач, каждая из которых

конкретна, требует достижения

результата» [11]. В,Я.Синенко определяет профессионализм как результат

процесса профессиональной

подготовки, качество, свидетельствующее о высоком уровне владения

умениями, необходимыми при

выполнении какой-либо работы [12].

Все приведенные выше определения выражают деятельностную сущность

профессионализма, где

совокупность знаний, умений и навыков необходима для успешной

профессиональной деятельности.

А.К.Маркова, в рамках такого подхода, выделила пять уровней

профессионализма:

допрофессионализм, профессионализм, суперпрофессионализм,

непрофессионализм

(псевдопрофессионализм) и послепрофессионализм [8].

Другими учеными в понятие профессионализма вкладывается иной смысл,

согласно которому

профессионализм является характеристикой личности человека. Так,

В.И.Бакштановский считает, что

настоящий профессионализм пронизан нравственным смыслом - пониманием

долга, чувства

ответственности, осознанием высокого социального назначения

профессиональной деятельности, и

успех дела, таким образом, - следствие высоких профессионально-нравственных

качеств, являющихся

выражением целого облика личности. И.Д.Багаева определяет профессионализм

как интегральное

свойство личности, формирующееся в деятельности, обусловленное мерой

реализации ее гражданской зрелости, ответственности, долга. По мнению же А.А.Бодалева,

профессионализм - это высшая точка в

развитии личности.

Очевидно, в рассмотрении понятия «профессионализм» наиболее объективным

будет личностно-

деятельностный подход, ибо, только наличие обоих компонентов в структуре

профессионализма

обеспечивает ему некую целостность.

Единство профессионального и личностного развития специалиста легло в

основу концепций ряда

ученых, согласно которым развитие личности (ее интегральных характеристик)

определяет и выбор

профессии, и подготовку к ней и вместе с тем сам этот выбор и развитие той

или иной профессиональной

деятельности определяют стратегию развития личности [12].

Таким образом, органичный сплав высокого уровня выполнения

профессиональной деятельности

с определенными личностными качествами и составляет профессионализм.

Именно личностно-деятельностный подход присутствует в трудах ученых,

рассматривающих

профессионализм педагога. Так, В.Я.Синенко полагает, что профессионализм

учителя представляет

собой высокий уровень его психолого-педагогических и научно-предметных

знаний и умений в

сочетании с соответствующим культурно-нравственным обликом. И если при

оценке знаний, умений и

навыков ученый предлагает использовать ряд опосредованных и

непосредственных критериев, то

личностные качества учителя рассматриваются в их абсолютном значении [13].

А.К.Маркова, выделяя целый ряд психологических критериев применительно к

труду учителя,

большинство которых характеризуют педагогическую деятельность

(объективные, результативные,

процессуальные, количественные, качественные и другие критерии), все же

обращает внимание и на

субъективные критерии в оценке профессионализма педагога - соответствие

профессии требованиям

человека, его мотивам, склонностям, личностное расположение к профессии,

удовлетворенность трудом

в ней, наличие устойчивой психолого-педагогической направленности,

совокупности необходимых

профессионально-психологических качеств личности [8].

 

Н.В.Кузьмина и представители ее школы считают, что, так как в профессионально значимых

педагогических умениях находят практическое применение и качества личности педагога, то

профессионализм учителя составляют два взаимосвязанных компонента: профессионализм деятельности

как качественная характеристика субъекта деятельности и профессионализм личности как совокупность

личностных качеств педагога, способствующих или, напротив, препятствующих решению

педагогических задач [14].

Таким образом, профессиональных знаний и умений, которые выступают основой любой

профессиональной деятельности, общего развития и широкой эрудиции, недостаточно для становления

учителя-профессионала, поскольку именно для педагогической профессии решающее значение имеют

нравственные качества личности (доброта, милосердие, отзывчивость, великодушие, любовь к людям и

др.), которые и позволяют формировать личность учащегося. Понимание же педагогической компетентности мы связываем, прежде всего, с деятельностью

учителя, с его способностью к выполнению определенных профессиональных действий, основу которых

составляют необходимые профессиональные знания и умения, образующие «фундамент»

профессионализма педагога. Что же касается личностных качеств учителя, то они наполняют

внутренним смыслом педагогическую деятельность и необходимы для становления учителя-профессионала.

Итак, мы пришли к заключению, что понятие «профессионализм» шире по своему значению

понятия «компетентность», так как помимо деятельностного аспекта оно включает определенные

характеристики личности специалиста, и поэтому педагогическая компетентность представляет собой лишь одну из сторон профессионализма учителя.

Литература

1. Маркова А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя // Советская педагогика. - 1990. - № 8.


- С. 82-88.

2. Лотова И.П. Психологические условия эффективности профессиональной
деятельности работников социальных служб. -

М.: Издательство МГСУ «Союз», 1999.- 127 с.

3. Психология и педагогика. Учебное пособие / Под ред. К.А.Абульхановой,
Н.В.Васиной, Л.Г.Лаптева, В.А.Сластенина. - М.:

Совершенство, 1998. - 320 с.

4. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, .И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 1998. - 512 с.

5. Попова Е.В. Психолого-педагогическая компетентность как научно-педагогическая проблема // Известия Южного

отделения Российской академии образования. Выпуск 1. - Ростов н/Д., 1999. -С. 127-136.

6. Балицкая Н.З. Педагогическое образование за рубежом. Тесты на
компетентность учителя // Педагогическое образование.

- 1992. - Выпуск № 5. - С. 101-102.

7. Адольф В.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя // Педагогика.- 1998. - № 1. - С. 72-75.

8. Маркова А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя // Педагогика. - 1995. - № 6. - С. 55-63.

9. Бондаревский В. О педагогическом творчестве и опасности дилетантизма // Народное образование. - 1988. - № 6. -

С. 76-80.

10. Шувалова В., Шиняева О. От неуверенности - к профессионализму // Народное образование. - 1995. -№1.-С. 121-123.

11. Турбовской Я. Без профессионализма нет ответственности // Народное образование. - 1999. - № 10. - С. 215-222.

12. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы

психологии. - 1997. - № 4. - С. 28-38.

13. Синенко B.Я. Профессионализм учителя // Педагогика. - 1999. - № 5. - С. 45-51.

14. Кузьмина H.B., Гинецинский В.И. Актуальные проблемы профессионально -педагогической подготовки учителя

// Советская педагогика. - 1982. - № 3. - С. 63-66.

 

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.