Самообразование и самовоспитание в системе непрерывного образования педагога. Организация и основные формы обучения в ВУЗе: В современной высшей школе используются следующие организационные формы обучения, которые условно можно подразделить на 4 группы: 1) теоретическая (лекция, семинарское занятие, курсовая работа, дипломная работа, консультация, учебная экскурсия); 2) практическая (лабораторно-практическое занятие, практикум); 3) комбинированная (педагогическая и производственная практика); 4) контрольная (коллоквиум, зачет, экзамен); Рассмотрим основные формы обучения в ВУЗе. Лекция: Ведущая форма обучения студентов. На лекции реализуется совокупность взаимосвязанных целей: осуществляется передача студентам фундаментальных и прикладных знаний с их теоретическим анализом, продолжается разностороннее развитие и воспитание различных качеств, отношений взглядов, убеждений, суждений. Спектр решаемых с её помощью учебно-воспитательных задач может быть очень широк. Это теоретическая форма обучения, основной метод – устное последовательное изложение содержания материала. Лекция в вузе не сводится к пересказу учебника или других литературных источников. Она представляет личное научно-педагогическое творчество преподавателя в определенной области знаний и всегда носит авторский характер. Для лекции характерны большой объем учебного материала, фундаментальность, сложность логических построений, доказательств и обобщений. Лекция охватывает всё занятие, в ходе которого студенты получают установку и направление для последующей самостоятельной и других форм работы. Выделяют следующие требования к чтению лекции: o научность и информированность; o доказательность и аргументированность; o эмоциональность форм изложения; o активация мышления слушателей; o чёткая структура и логика раскрытия последовательно излагаемых вопросов; o метрическая обработка – выделение главных мыслей и положений; o подчёркивание выводов, повторение их в различных формулировках; o изложение доступным и ясным языком, разъяснение всех вновь вводимых терминов и названий; o использование по возможности аудиовизуальных дидактических материалов. До настоящего времени не сложилось единого мнения о структуре лекции. Посещение лекций по педагогическим дисциплинам показывает, что большинство лекторов придерживаются следующего порядка: 1. сообщение темы и цели лекции; 2. сообщение плана лекции. При этом вопросы по своей формулировке достаточно близки к экзаменационным; 3. список обязательных и желательных для изучения источников по теме; 4. последовательное раскрытие темы либо индуктивным, либо дедуктивным путём; 5. подведение итогов лекции. В зависимости от роли и места в учебном процессе различают лекции следующих типов: вводные, систематического курса, обзорные, установочные, итоговые. Семинарское занятие: Цель семинара:синтез изученной студентамилитературы, соотнесение ее с материалом лекций, формирование умений анализировать и критически оценивать различные источники знаний, развитие креативности и поисково-исследовательских способностей студентов. В настоящее время для обсуждения на семинарах выносят узловые или наиболее сложные, спорные темы курса, знание и усвоение которых влияет на общую и профессиональную подготовку студентов, способствует развитию самостоятельного мышления. В современном вузе наиболее распространены следующие три типа семинарских занятий: 1) развернутая дискуссия по плану, заранее предложенная преподавателем; 2) дискуссия по предварительно названной проблеме, когда вопросы сформулированы совместно с преподавателем и студентами на самом занятии; самостоятельной 3) обсуждение и защита рефератов по теме. Семинар является гибкой формой организации обучения, характеризующейся активной познавательной позицией студентов, интенсивностью их самостоятельной работы под руководством преподавателя. На продуктивность семинарского занятия определяющее влияние оказывает методика его проведения. Важно, чтобы преподаватель использовал разнообразные активные методы с учетом темы и цели занятия: дискуссию, обсуждение вполголоса, бригадный метод, «мозговую атаку», «аквариум», «лабиринт», сократовскую беседу . Семинарским занятиям присущи следующие основные функции: · углубление, конкретизация и систематизация знаний, полученных студентами на предыдущих этапах учебы; · развитие умений и способностей самостоятельной учебно-познавательной и научно-исследовательской работы; · формирование аналитического мышления, развития рефлексии; · привитие умений вести дискуссию, пропагандировать, отстаивать свою точку зрения, развитие устной речи; · контроль за степенью и характером усвоения учебного материала. Успеху занятия нередко содействует расположение студентов в аудитории не в затылок друг другу, а по принципу «круглого стола» - «глаза в глаза». В этом случае легче организовать взаимодействие студентов друг с другом, коллективную работу, активный обмен мнениями. Курсовые и дипломные работы: В соответствии с учебным планом студенты выполняют курсовые и дипломные работы, а на естественно-математических факультетах и технических вузах – курсовые и дипломные проекты. Курсовые работы обычно пишутся на III – IV курсах по ведущим учебным дисциплинам, дипломные – на выпускном курсе по профилирующему предмету (или 2 – 3 предметам) профессиональной подготовки. Если курсовые работы являются обязательной формой УИРС, то дипломные работы в ряде вузов с учетом требований специальности могут не выполняться, а заменяться государственным экзаменом. Консультация: Предназначается для оказания педагогически целесообразной помощи в самостоятельной работе студентов по всем учебным дисциплинам. Консультации классифицируются по: Ø содержанию (вводные, тематические, предэкзаменационные); Ø форме поведения (беседа, инструктаж, вопросно-ответная); Ø охвату контингента учащихся (индивидуальная, групповая, поточная); Ø степени обязательности (добровольная, вызывная). В настоящее время консультации являются для преподавателей обязательними, т. к. вошли в его учебную нагрузку. В связи с этим наблюдается тенденция проводить обязательные тематические консультации. Практическое занятие (лабораторно-практическое занятие): Данная форма организации учебной деятельности широко распространена во всех вузах, а по некоторым предметам (иностранный и родной языки, физика, математика, химия и др.) является доминирующей. Цель практических занятий - углубление и закрепление знаний, формирование умений интеллектуально-познавательной, трудовой, профессиональной деятельности. Лабораторно-практические занятия проводятся в кабинетах, лабораториях, мастерских, учебных хозяйствах и, как правило, предусматривают использование учебного оборудования, современной аппаратуры и приборов, электронно-вычислительной техники. В этом случае лабораторно-практические занятия помогают формированию научно-исследовательских умений, а также умений работать с приборами и аппаратурой. Практические занятия могут проводиться после рассмотрения темы на лекции, в этом случае они помогают закреплению знаний и формированию заданных умений. Если же практическое занятие предшествует теоретическому изучению темы на лекции, оно создает предпосылки, опираясь на опыт, эксперимент, наблюдение, для выведения определенных закономерностей, обобщений на самой лекции. Второй вариант данных занятий чаще применяется по естественнонаучным предметам. Практические работы в вузах могут быть: устными (по всем предметам), письменными (лингвистика, математика), графическими (география, черчение, рисование), аудиовизуальными (компьютер), предметновизуальными (химия, физика), профессиональными (в лабораториях, мастерских, на полигонах). Структура практического занятия: 1. вступительное слово преподавателя (тема, постановка учебных задач); 2. вопросы студентов по материалу, который требует дополнительных разъяснений; 3. практическая часть: а. обсуждение подготовленных рефератов; б. чтение докладов; в. дискуссии; г. тренировочные упражнения; д. решение задач; е. эксперимент; ж. наблюдение. 4. заключительное слово преподавателя (подведение итогов, выводы, оценка учебной деятельности студентов, рекомендации). Лабораторное занятие: Предназначено для успешного изучения научно-теоретических основ предмета и овладения методами и навыками экспериментирования с применением новейших технических средств. Содержание лабораторных занятий определяется спецификой учебной дисциплины и уровнем обученности (готовности к выполнению работы) студентов. Форма организации лабораторных занятий зависит от: ü содержания и объёма программного материала; ü числа лабораторных работ; ü размера лабораторных помещений и наличия оборудования; ü количества студентов (как правило, 10-12 человек). Иногда применяется форма организации лабораторных занятий. Преподаватель разрабатывает графики выполнения работ для каждого студента с учётом определившихся научных интересов и склонностей студентов. На занятии присутствуют все студенты, но каждый из них выполняет какую-либо работу, определяемую учебной программой. Эта форма педагогически оптимальна, но требует индивидуального руководства и контроля за работой студентов со стороны преподавателя. Самостоятельная работа студентов: СРС в соответствии с новым учебным планом, составленным на основании государственных стандартов профессионального образования по количеству часов, отводимых на неё, уравнена со всеми видами аудиторных занятий. СРС достаточно полно разработана и на дидактическом, и на методическом уровнях. Однако практика показывает, что студенты не хотят заниматься самостоятельной работой. Организация СРС требует от преподавателя: © определить содержание и объём самостоятельной работы по предмету; © определить готовность студентов к выполнению самостоятельной работы; © дать рекомендации, образцы выполнения СРС; © индивидуализировать СРС с учётом определившихся интересов и наклонностей студента; © осуществлять текущий и итоговый контроль выполнения самостоятельной работы; © корректировать виды СРС с учётом анализа полученных результатов. Коллоквиум: В арсенал учебной деятельности вуза включен коллоквиум. Но эта форма для решения задач обучения используется преподавателями относительно редко и применяется с целью обсуждения особо актуальных проблем курса или подведения итогов изучения законченной части учебного предмета. Коллоквиум соединяет учебную и научную основы курса, обогащает теоретическими знаниями, создает предпосылки для развития дискуссионно-полемических качеств, научной речи студентов. Основные функции коллоквиума – обобщающая и контрольная. Коллоквиум – это такая форма обучения в вузе, которая предназначена для обсуждения и разбора наиболее значимой учебной темы, крупной, узловой проблемы, важного первоисточника. Коллоквиум обеспечивает эффективную обратную связь преподавателя и студентов. В ходе его происходит не только знакомство со студентами, но и определяется уровень знаний студента, его научные интересы, выявляются проблемы, с которыми столкнулся студент в ходе подготовки. Успешность коллоквиума определяется предварительной подготовкой преподавателя и студента. Преподаватель должен довести до студентов цель проведения коллоквиума, показать значимость темы для дальнейшего изучения курса и будущей профессиональной деятельности, сообщить вопросы, выносимые на собеседование, дать рекомендации по их подготовке, назвать основные и дополнительные источники учебной информации, поскольку коллоквиум – это собеседование, не следует превращать его в подобие «маленького экзамена», что практикуется некоторыми преподавателями. Зачёты и экзамены: Зачёты и экзамены – формы итогового контроля знаний студентов. В настоящее время порядок поведения зачётов и экзаменов определяется соответствующая инструкция Министерства образования, доводимая до сведения преподавателей и студентов на кафедрах и курсовых собраниях. Зачёт, как правило, служит формой проверки выполнения студентами лабораторных и расчётно-графических работ, усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки и результатов учебной и производственной практик. Иногда выставление зачёта сопровождается беседой преподавателя и студента по теоретическим вопросам курса и по содержанию представленных работ. Количество работ определяется учебным планом. Экзамен устанавливается для значительных лекционных курсов, когда по итогам работы студента на практических занятиях невозможно определить уровень усвоения учебного материала. Содержание экзамена определяется учебной программой и детализируется в виде перечня экзаменационных вопросов, которые, как правило, сообщаются студентам в начале изучения курса. Проведение экзамена представляет собой методически легко решаемую проблему, но психологически трудную и даже тяжёлую, т.к. требует и от преподавателя, и от студента большого напряжения, физических и умственных сил. Огромное влияние и на подготовку студентов к экзамену, и на проведение экзамена оказывает личность преподавателя, являющегося авторитетным лицом в глазах студентов. Результат экзамена – это повод для дальнейшей работы студента и преподавателя. |