ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Педагогическая профессия и ее особенности Из книги Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую профессию. – М., 1999. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИИ УЧИТЕЛЯ Профессия учителя является одной из (если не самой) древнейших. Ведь все другие профессии осваиваются только в ходе специально организованной целенаправленной педагогической деятельности! Необходимость передачи общественного опыта новым поколениям, подготовки этих поколений к жизни и труду привела к тому, что обучение и воспитание очень рано вьделились в самостоятельную общественную функцию. Первые школы возникли в странах древнего Востока в период формирования рабовладельческого общества (Египет, Вавилон, Ассирия, Финикия). Земледельческое хозяйство в этих странах было основано на искусственном орошении. Это потребовало наблюдения за периодическими разливами рек (Нила, Тигра, Евфрата), построения плотин. Постепенно из этих наблюдений и в процессе строительства городов и гидротехнических сооружений накапливался опыт общественно-полезной деятельности, связанной с использованием научных знаний об окружающем мире, появились зачатки наук — арифметики, геометрии, астрономии, медицины. Все эти сведения были недоступны подавляющему большинству населения и хранились жрецами в большой тайне, передавались из поколения в поколение лишь небольшому кругу лиц, предназначенных к будущей жреческой деятельности. В касте жрецов знания передавались от родителей к детям, но существовали и жреческие школы при храмах и больших городах. Таким образом, в странах древнего Востока учителями были главным образом жрецы, составляющие привилегированную касту. Возникновение школы как социального института связано с дальнейшим развитием культуры, с появлением письменности и зарождением науки. Первое упоминание о школе встречается в египетских источниках, датированных за 2500 лет до н.э. Это была дворцовая школа для детей царских сановников. Чуть позже возникло даже особое учебно-научное учреждение «Рамессеум», где получали подготовку не только жрецы, но и воины, архитекторы, врачи. В Древней Греции первоначально появились школы грамматистов и школы кифаристов, в которых обучались мальчики примерно с 7 до 14 лет. Девочки же получали исключительно семейное воспитание. В школе грамматиста мальчиков обучали чтению, письму и счету. В школе кифариста, которую посещали одновременно с грамматической или после нее, мальчики учились музыке, пению и декламации стихов, например, отрывков из греческого эпоса «Иллиады», «Одиссея» и др. Та и другая разновидность школ были частными и платными. Учителя в таких школах назывались дидаскалами (от греческого «дидаско» — учу). Идущего в школу и из школы мальчика сопровождал раб, именовавшийся «педагогом» (буквальный перевод с греческого — детоводитель). В возрасте 13 лет мальчики переходили в палестру(буквально «школу борьбы»), где в течение двух-трех лет занимались гимнастикой под руководством педотриба: учились бороться, бегать, прыгать, метать диск и копье, плавать. В Спарте педономами называли руководителей государственного воспитательного учреждения, которые назначались старейшинами из числа знатных аристократов. В обязанности педонома входило наблюдение за нравственным поведением и военно-физическими упражнениями воспитанников, а также наказания их за те или иные проступки. В первой половине 2 в. до н.э. Рим завоевывает и подчиняет своему влиянию ряд государств Средиземноморья. В это время резко возрастает роль культуры, науки и искусства в жизни общества. Происходят изменения и в воспитании. Возникают грамматические школы. В эти школы принимались мальчики 11—12 лет, научившиеся читать и писать дома, иногда в начальной школе. В большинстве это были дети знати и богачей. Обучение продолжалось примерно до 15 лет. Школы ставили задачу — дать подростку достаточно широкое по тем временам гуманитарное образование и на этой основе подготовить его к дальнейшей деятельности в качестве политического и судебного оратора. Преподаватели этих школ («грамматики» или «литераты»), как правило, были широко образованными людьми. Вышедшие главным образом из социальных низов, грамматики принимали активное участие в общественной жизни; многие из них добивались значительной известности. В условиях напряженной общественной борьбы в последние десятилетия существования Римской республики (начало и середина 1 в. До н.э.) приобретает огромное значение политическое и судебное красноречие. Создаются риторские школы, открывающие доступ к политической карьере значительному кругу лиц. В риторских школах учились подростки и юноши в возрасте от 13—14 до 16—19 лет. Риторские школы давали широкое общегуманитариое образование, знакомили с произведениями выдающихся историков, ораторов, поэтов, с философией и правом. В период империи Римское государство стремилось взять под свой контроль все стороны жизни общества, в том числе воспитание и образование. Юлий Цезарь дал всем учителям права на римское гражданство, Веспасиан (император в 70—99-е) назначил риторам ежегодный выплачиваемый государством гонорар. Постепенно грамматики и риторы, а позже и учителя начальных школ, становятся государственными служащими. Антоний Пий (император в 138—161) установил число рито-ров и грамматиков, полагавшихся каждому городу в зависимости от числа его жителей, а для учителей - ряд льгот и привилегий. При императоре Диоклетиане (285-305) был установлен обязательный комплект учителей для каждого типа школ, определен круг их обязанностей и суммы гонорара. В период раннего средневековья в области просвещения безраздельно господствовала церковь. В этот период имелись школы трех типов: монастырская, соборная (называвшаяся также кафедральной или епископской), приходская. Монастырские школы вначале были школами для обучения мальчиков, которых родители с самого раннего детства обрекали на будущее монашество. С течением времени монастырская школа разделилась на внутреннюю и внешнюю, для приходящих учеников. В некоторых монастырских школах наряду с чтением, письмом, законом божьим и пением были введены курсы грамматики, риторики, диалектики, а позже - арифметики, геометрии, астрономии и теории музыки. Во всех типах школ учителями обычно назначались монахи, имевшие склонность к педагогической профессии. Будучи занятыми только школьным обучением, они приобретали в процессе этой работы педагогический опыт. Уроков - коллективной работы всего класса с учителем - в средневековой школе не было. Хотя ученики занимались в школе одновременно, но каждый из учеников читал и писал разное: одни лишь начинали заучивание азбуки, другие заучивали слоги, третьи уже начинали читать и т.д. Учитель подзывал к себе учеников по очереди и занимался с ними индивидуально. С развитием ремесленного производства и торговли, с ростом городов прежние церковные школы не могли удовлетворять растущие потребности городского населения в грамотности и элементарных знаниях. В городах по инициативе объединений ремесленников возникают цеховые школы, а по инициативе купечества - гильдейские школы. Несколько позже те и другие сливаются в городские (магистратские) школы} содержащиеся городским самоуправлением. Цеховые и гильдейские школы были платными. Цехи, гильдии, а также городское самоуправление несли расходы по постройке школьных зданий, хозяйственные нужды, главная же часть платы учителям поступала от родителей учеников. Назначение учителей, заведующих школами производилось цехами, гильдиями и городским самоуправлением (в зависимости от того, какой была школа). В 16 веке создается педагогическая система иезуитов. Иезуитское воспитание ставило себе целью укрепление влияния католической церкви, но осуществляло эту цель новыми средствами; физическое воспитание, хорошее оборудование школ, применение принципа наглядности, мягкая (внешне) дисциплина, довольно широкий круг общеобразовательных знаний. С целью полного подчинения себе учащихся, устранения каких бы то ни было посторонних влияний, иезуиты свои учебные заведения делали закрытыми - интернатами (отсюда и их название «коллегиум». В число учащихся этих коллегиумов принимались лишь дети господствующих классов. Для осуществления поставленных иезуитами целей воспитания требовались искусные учителя, умеющие проводить эту задачу настойчиво, но тонко. Иезуиты уделяли вопросу о подготовке учителей большое внимание. Они впервые осуществили систематическую подготовку учителей. Учителями были исключительно члены ордена. По окончании образования в иезуитских коллегиумах наиболее надежные студенты допускались к преподаванию в младших классах коллегиумов, ведя педагогические дневники. Уроки этих преподавателей и их дневники разбирались на собраниях всех учителей более опытными преподавателями, которые нередко присутствовали на уроках. После нескольких лет такого пробного преподавания молодые учителя заканчивали свою богословскую подготовку и становились преподавателями в старших классах. В эпоху капитализма в связи с развитием школьного дела профессия учителя становится массовой. Учителя занимают штатные должности в многочисленных школах и училищах различных типов. Наряду с этим в 18-19 вв. в дворянских и буржуазных семьях получило распространение воспитание и начальное обучение детей с помощью домашних наставников, домашних учителей (гувернеров). Первоначально лица, выполнявшие учительские обязанности, не имели никакой специальной подготовки. С возникновением и развитием педагогического образования (в России в конце 18 в.) определяются государственные требования к профессиональной подготовке учителя, законодательно оформляется их правовое положение в зависимости от образования. В 1779 г. при Московском университете была открыта учительская семинария - педагогическое учебное заведение, готовившее учителей для начальных школ; она готовила небольшое число учителей для Московской и Казанской гимназий и некоторых пансионов. В 1803 г. в Петербурге открылась учительская гимназия, готовившая учителей для городских училищ. В 1804 г. она была преобразована в педагогический институт. В начале 19 в. в России создаются первые учительские институты, готовившие учителей для средних классов общеобразовательных школ. В целом в дореволюционной России преобладала подготовка учителей для начальной школы; Основным типом подготовки учителей для начальной школы были учительские семинарии с 4-х летним сроком обучения, подведомственные Министерству народного просвещения. На начало 1917 г. в России была 171 учительская семинария. В семинариях преподавались: закон божий, русский и церковнославянский языки, литература, арифметика с начальными сведениями из алгебры и геометрии, естествознание, физика, история, география, рисование, пение, а также педагогика, методика первоначального обучения русскому языку и арифметике. По выбору совета семинарии учащиеся обучались ремеслам. Учителей начальной школы готовили также педагогические классы 913 женских гимназий, 50 женских епархиальных училищ и женский педагогический институт в Петербурге. В 19 в. для церковноприходских школ учителей готовили церковно-учительские школы, а также второклассные учительские школы, подведомственные Синоду. Многие учителя, особенно на окраинах России, не имели педагогического образования и получали звание учителя после сдачи специальных экзаменов. Учителями средних учебных заведений назначались, как правило, лица, окончившие университеты и некоторые высшие учебные заведения непедагогического профиля, а также духовные академии. В 60-70-х гг. 19 в. были открыты Высшие женские курсы университетского типа, готовившие учителей главным образом для женских средних учебных заведений и младших классов мужских средних школ. После октябрьского переворота 1917 г. начались поиски новой системы педагогического образования, создавались новые типы высших и средних профессиональных педагогических учебных заведений. Так, учительские семинарии были преобразованы в 3-летние педагогические курсы, затем в педагогические техникумы, а бывшие учительские институты преобразовались в пединституты или институты народного образования для подготовки учителей по отдельным учебным предметам для старших классов средней школы. Сеть педагогических институтов в СССР в основном сложилась к 30-м годам. В этот же период стало широко развиваться среднее и высшее вечернее и заочное педагогическое образование (заочные курсы, факультеты и отделения при пединститутах, университетах). С середины 80-х годов в педвузах страны стали широко вводиться различные дополнительные специализации. Современными стандартами высшего педагогического образования предусмотрена подготовка не только учителей-предметников, но и учителей, имеющих вторую педагогическую специальность: информатика, иностранный язык и др.В частности, в Московском педагогическом университете будущие учителя истории получают право преподавать политологию, иностранный язык, юридические дисциплины, а будущие учителя истории и физики получают дополнительную специализацию по иностранному языку. С переходом России к процессу демократизации общественной жизни в 90-е годы ХХ века, в частности гуманизацией и демократизацией системы образования, значительные перемены произошли и в процессе подготовки учителей: часть педагогических институтов была преобразована в педуниверситеты, появились новые типы средних педаогических учебных заведений. Все это сопровождается качественными сдвигами в подготовке педагогических кадров. В настоящее время в России подготовка учительских кадров ведется по 41 специальности. Переход к рыночной экономике вызвал необходимость существенно модернизировать содержание педагогического образования. Возникла потребность в расширении состава специальностей. В последние годы в ряде педагогических университетов и пединститутов развернута подготовка экономистов, юристов, менеджеров, маркетологов, психологов для нужд сферы образования. С этой целью открываются специальные факультеты: юридические, экономические, психолого-дефектологические. Получает развитие подготовка учителей экологии, политологии, социологии, культурологии, социальной педагогики, андрагогики, безопасности жизнедеятельности и т.д. Таким образом, древняя профессия учителя в настоящее время получает новое развитие, отражающее потребности современной школы на пути ее гуманизации и демократизации. ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ Учительская профессия - особая по своей сущности, значимости и противоречивости. Деятельность педагога по общественным функциям, требованиям к профессионально значимым личностным качествам, по сложности психологического напряжения близка к деятельности писателя, артиста, ученого. Особенность труда учителя состоит прежде всего в том, что объектом и продуктом его является человек, самый уникальный продукт природы. Причем не просто человек, не его физическая сущность, а духовность растущего человека, его внутренний мир. Вот почему справедливо считают, что профессия учителя принадлежит к числу наиболее важных в современном мире. Специфика профессии учителя выражается в постоянном общении с детьми, у которых есть свое миропонимание, свои права, своя убежденность. В силу этого ведущей стороной педагогического мастерства учителя является умение правильно направить процесс развития подрастающего поколения, так организовать всю деятельность учащихся, чтобы каждый из них имел возможность полноценно развивать свои наклонности и интересы. Педагогический труд как специфическое общественное явление характеризуется особыми функциями и состоит из таких компонентов: а) труд как целесообразная деятельность; б) предмет труда; в) средства труда. Но в таком общем виде названные компоненты присущи любому виду труда. В таком случае, в чем же специфика педагогической деятельности? Во-первых, педагогический труд как общественно значимая деятельность состоит в формировании подрастающего поколения, его человеческих качеств. Педагогический труд - это процесс взаимодействия между человеком, овладевшим культурой (учитель), и человеком, овладевающим ею (учеником). В нем в значительной мере осуществляется социальная преемственность поколений, включение подрастающего поколения в существующую систему социальных связей, реализуются, природные возможности человека в овладении определенным социальным опытом. Во-вторых, в педагогическом труде специфичен предмет труда. Здесь он - не мертвый материал природы, не животное или растение, а активное человеческое существо с неповторимостью индивидуальных качеств. Такая специфика предмета педагогического труда усложняет его сущность, поскольку воспитанник - такой объект, который уже является продуктом чьего-то воздействия (семьи, друзей и пр.). Став предметом труда учителя, он в то же время продолжает оставаться объектом, на который воздействуют и другие факторы, преобразующие его личность. Многие из этих факторов, например средства массовой информации, действуют стихийно, многопланово, в различных направлениях. И самый важный из них, обладающий наибольшей убедительностью, наглядностью, - это реальная жизнь во всех ее проявлениях. Педагогический труд и предполагает корректировку всех этих воздействий, исходящих как от общества, так и от личности воспитанника. Наконец, специфичны и средства педагогического труда, которыми учитель воздействует на воспитанника. Исполнитель труда (учитель) и главное его средство в педагогическом процессе (ученик) как бы сливаются воедино. Инструментом воздействия на ученика является личность учителя - его знания, умения, чувства, воля. В педагогическом труде, как и в других видах труда, различают субъект труда и его объект (предмет). Однако учащийся выступает в этом труде не только его объектом, но и субъектом, поскольку педагогический процесс лишь тогда будет продуктивным, когда он заключает в себе элементы самовоспитания и самообучения учащегося. Более того, процесс обучения и воспитания преобразует не только учащегося, ко и педагога, воздействуя на него как на личность, развивая в нем одни качества личности и подавляя другие. Педагогика - чисто человеческая форма деятельности, рожденная потребностями общественной жизни, потребностями развития человеческой культуры, которая может быть сохранена и развита, если общество сумеет передать ее новым поколениям. Педагогический процесс в этом плане - непременное условие существования человеческой истории, ее поступательного развития без которого материальная и духовная культура не могла бы ни существовать, ни быть использованной. Цель педагогического процесса определяет не только его организацию, но и методы обучения и воспитания, всю систему отношений в нем. Изменения исторических форм педагогической деятельности в конечном итоге определяется потребностями общества в определенных типах человеческой личности, что диктует цели и задачи воспитания, его методы и средства, направляет деятельность учителя, хотя внешне может показаться, что учитель сам выбирает, чему он будет учить и как. Специфичен и итог педагогического труда - человек, овладевший определенной суммой общественной культуры. Однако если в материальном производстве, которое направлено на природу, с получением продукта труда процесс этим и завершается, то продукт педагогического труда - человек - способен к дальнейшему саморазвитию, а воздействие педагога на этого человека не угасает, а иногда продолжает влиять на него всю жизнь. Как видим, важнейшей особенностью педагогического труда является то, что он с начала и до конца является процессом взаимодействия людей. В нем предмет - человек, орудие труда - человек, продукт труда также человек. Это значит, что в педагогическом труде цели, задачи и методы обучения и воспитания осуществляются в форме личностных отношений. Эта особенность педагогического труда подчеркивает важность в нем нравственных аспектов. Деятельность педагога всегда высоко ценилась в обществе. Важность выполняемого им дела, авторитет всегда определяли почтительное отношение к учительской профессии. Еще древнегреческий философ Платон говорил, что если башмачник будет плохим мастером, то государство от этого не очень пострадает, - граждане будут только несколько хуже одеты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей. Живший в XVII веке великий славянский педагог Ян Амос Коменский, который по праву считается основоположником научной педагогики, писал, что учителям «вручена превосходная .должность, выше которой ничего не может быть под солнцем» (Коменский Я.А.Избр. пед. соч. М.,1955. С. 600). Он утверждал, что учителя - это родители духовного развития учащихся, ближайшей заботой учителей является увлечение учеников благим примером. Значение профессии учителя в обществе всегда занимало важное место в работах великих педагогов, писателей, общественных деятелей нашей страны. Так, в XIX веке К.Д. Ушинский, основоположник русской школы научной педагогики, подчеркивая высокую социальную роль учителя в обществе, писал: «Воспитатель, стоящий вровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим...» (Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы). Рассматривая педагогику «в обширном смысле как собрание наук, направленных к одной цели», и педагогику «в тесном смысле» как теорию искусства, «выведенную из этих наук», К.Д. Ушинский в своей работе «Человек как предмет воспитания» писал: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врожденная способность и уменье, т.е. навык, но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные знания...» (Ушинский К.Д. Избр. пед. соч.: В 2 т, М, 1974. Т.1. С. 229, 231). К.Д. Ушинский подчеркивал, что учитель должен обладать обширным кругом знаний по различным наукам, позволяющим изучать ребенка во всех отношениях. Важное значение в педагогическом наследии великого русского педагога отводится требованиям к личностным качествам учителя. Он утверждал, что никакие уставы и программы не могут заменить личности в деле воспитания, что без личного непосредственного влияния воспитателя на воспитанника истинное воспитание, проникающее в характер, невозможно. ВТ. Белинский, говоря о высоком социальном предначертании учительской профессии, пояснял: «Как важен, велик и священ сан воспитателя: в его руках участь целой жизни человека» (Белинский В.Г. Избр. пед. соч. - М.-Л., 1948. С.43). Великий русский писатель Л.Н.Толстой, как известно, внес большой вклад не только в литературу, но и в теорию и практику образования. Опыт работы в Ясной Поляне и сейчас является предметом пристального изцчения. Говоря о профессии учителя, он писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет любовь только к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединит в себе любовь к делу и ученикам, он – совершенный учитель. (Толстой Л.Н. Пед.соч. – М., 1953, С.342). Последнее десятилетие в истории нашей страны характеризуется сложными, иногда противоречивыми процессами. Уходят в прошлое еще недавно казавшиеся незыблемыми духовные ориентиры. С ликвидацией «железного занавеса» стремительные обороты набирает процесс взаимопроникновения духовных ценностей, как с Запада, так и с Востока. Отечественная школа и педагогика активно включаются в общемировое образовательное пространство, вбирая положительный опыт зарубежной педагогики. В то же время, нельзя не признать, что не всегда принимаемые на вооружение иностранные педагогические теории и технологии действительно являются прогрессивными. Одновременно на учащихся обрушивается поток западной псевдокультуры, который зачастую формирует искаженное представление о сущности тех или иных нравственных ценностей. В этих непростых условиях как никогда повышается роль учителя как защитника и проводника нравственных ценностей, прошедших испытания тысячелетиями, в том числе и характерных ценностей для России. Материалы к теме: |