ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Темы (разделы) дисциплины с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий Наименование раздела, темы дисциплины (модуля) | Виды учебной работы (бюджет времени)(вносятся данные по реализуемым формам) | Очная форма обучения | Заочная форма обучения | Очно-заочная форма обучения | Лекции | Лабораторные работы | Практические (семинарские) занятия | Самостоятельная работа | Внеаудиторная работа | Всего | Лекции | Лабораторные работы | Практические (семинарские) занятия | Самостоятельная работа | Внеаудиторная работа | Всего | Лекции | Лабораторные работы | Практические (семинарские) занятия | Самостоятельная работа | Внеаудиторная работа | Всего | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Тема 1. Психология семьи, как научная дисциплина | | | - | | | | | | | | | | | | | | | | Тема 2. Исторические аспекты становления брачно-семейных отношений | | | - | | | | | | | | | | | | | | | | Тема 3. Семья, как уникальная малая группа | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Тема 4. Жизненный цикл семьи | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Тема 5. Системный подход к описанию семейных отношений | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Тема 6. Основные теории психологии семейных отношений | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Тема 7. Психологические теории любви и брака | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Тема 8. Супружеские конфликты | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Тема 9.Семья как источник психической травмы | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Тема 10. Детско-родительские и сиблинговые отношения | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Тема 11.Методы семейной диагностики | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Тема 12. Ненормативные семейные кризисы и семьи с определенным типом проблем | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Итого за 8-й семестр: | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Всего: | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 4.2. Содержание разделов дисциплины (модуля): Наименование раздела, темы дисциплины (модуля) | Содержание разделов дисциплины (модуля) | Содержание практических занятий и/или лабораторных работ | Тематика | Кол-во часов | о | озо | зо | | | | | | | Тема1. Психология семьи как научная дисциплина . | Психология семьи - актуальность изучения проблемы. Психология семьи, как научная дисциплина, ее предмет и задачи. Тенденции в развитии и психологические особенности современных семей. Истоки понятия «семейные отношения». Проблематика психологических исследований семьи и семейных отношений. | Практические занятия:не предусмотрены | | | | Тема 2. Исторические аспекты становления брачно-семейных отношений | Развитие брачно-семейных отношений в истории общества. Направления в изучении психологии семейных отношений: эволюционизм, функционализм, биологизм, эмпиризм, сциентизм. Эволюция брачно-семейных отношений. Виды брачно-семейных отношений в первобытный период человечества. Промискуитет. Групповой брак. Переход от полигамии (гетеризмом, полигиния, полиандрия) к моногамии. Первая историческая форма моногамии — патриархальная семья. Модели детско-родительских отношений на протяжении истории (А.Ллойд Демоз,): инфантицидный, бросающий, амбивалентный, навязчивый, социализирующий, помогающий стили. | Практические занятия:не предусмотрены | | | | Тема 3. Семья, как уникальная малая группа | Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны отношениями взаимной ответственности, взаимной помощи и общностью быта. Психическое здоровье человека и статус в малой группе – семье. Функции семьи или способность удовлетворять определенные потребности ее членов: эмоциональная функция и потребность в принятии, признании, поддержке и психологической защите; функция духовного общения и наследование культурных традиций социального слоя и обществ в целом; функция первичного социального контроля и социализации человека; сексуально-эротическая функция и сексуальные потребности; функция воспроизводства и потребность в самореализации через родительские роли; бытовая функция и потребность в физиологическом комфорте; функция защиты от экспансии общества и потребность в автономии. Типология семьи. Альтернативные формы семьи и брака. Дисгармоничные типы семей. | Практические занятия: не предусмотрены | | | | Тема 4. . Жизненный цикл семьи | Поняти ЖЦС. Проблема определения стадий жизненного цикла семьи. Периодизация жизненного цикла семьи по Б. Картер и М. Макголдрик. Характеристика этапов развития семейной системы и специфика задач, решаемых на каждом из них. Добрачный период (молодой взрослый вне брачного союза), или «время монады». Заключение брака, образование новой семейной пары, или «время диады». Семья с маленькими детьми (до подросткового возраста). Семья с детьми подросткового возраста. Период отделения детей, приобретающих взрослый статус (семья с взрослыми детьми). Семья после отделения детей (стадия пожилого возраста и старости). Понятие кризиса семейных отношений. Нормативные и ненормативные кризисы. Деструктивные и конструктивные выходы из кризиса. Особенности психологической работы с семьей на каждом этапе. | Практические занятия:не предусмотрены | | | | Тема 5. Системный подход к описанию семейных отношений | Характеристика системного подхода к психологии семейных отношений. Семья как система: элементы системы. Параметры семьи, как системы. Структура семейных ролей. Семейные подсистемы и границы. Семейные правила. Стандарты взаимодействия. Семейные мифы. Семейная история. Семейные стабилизаторы. Функционирование семьи, как системы. Механизмы интеграции семьи: «общности судьбы», «эмоциональная идентификация с семьей». Семейные игры. Супружеское соглашение. Супружеская совместимость (структурный, функциональный, адаптивный подходы). Межличностная коммуникация в семье. | Лабораторное занятие Тема: Функционирование семьи как системы Теоретические вопросы: Жизненный цикл семьи. Параметры семьи как системы. Функции семьи, понятие дисфункциональной семьи, виды дисфункциональных семей. Семейные роли, патологизирующие семейные роли. 2) Анализ художественного фильма по проблеме семейных отношений (Осенняя соната, Сцены из супружеской жизни, Земляничная поляна). В результате просмотра фильма нужно будет проанализировать фильм по следующим опорным точкам: 1.Определить проблему семьи 2.Проанализировать функционирование параметров семьи как системы. 3. Идентифицировать возможные нарушения семейных функций. 4. Определить жизненный цикл семьи и раскрыть его особенности с приведением примеров из сюжета фильма.5. Указать положения из концепций системного подхода к психологии семейных отношений которые были раскрыты в фильме. Дать развернутый ответ с приведением примеров из сцен сюжета фильма. | | | | Тема 6. Основные теории психологии семейных отношений | Системный анализ семейных отношений В. Сатир. Эмоциональный ресурс семьи. Правила, по которым живет семья: гласные и негласные правила (запреты на определенные темы и запреты как поведенческие установки). Карта семьи; функционирование системы (стили общения: обвинительный, расчетный, отстраненный, уравновешенный); энергетика системы (активность и жизненные позиции членов). Семья как открытая – закрытая система. Теория семейных систем М. Боуэна – специфика подхода, анализируемые параметры, поведенческие стили. Две противоположно направленные силы системы: стремление к совместности (в пределе - к слиянию с другими) и стремление к индивидуальности (в пределе - к полному одиночеству). Базовые характеристики эмоциональной системы: уровень тревоги и дифференциация "Я". Эмоциональные процессы ядерной семьи. Эмоциональный разрыв. Триангуляция. Системно-структурный анализ семьи С. Минухина. Семья как целостность и как подсистема более крупных социальных объединений и общества в целом. Подструктуры в системе семьи: индивидуальное целое, супружеский холон, родительский холон, братско-сестринский холон. Развитие и изменение – открытые и закрытые «равновесные» системы. Типология семейных систем: семья типа «па-де-де», семьи трех поколений, семья типа «башмак», семья типа «аккордеон», флуктуирующие семьи, Семьи с «призраками», семьи с приемными детьми и приемными родителями, неуправляемые семьи. Циркулярная модель Д. Х. Олсона. Сбалансированные и несбалансированные семьи. | Практические занятия:не предусмотрены | | | | Тема 7. Психологические теории любви и брака | Развитие любви, как чувства, виды любви. Общие закономерности формирования аттракции. Основные проявления и истинная природа невротической потребности в любви по К.Хорни. Типология любви в теории Э. Фромма Любовь между родителями и детьми. Типология любви А. Маслоу и Р.Мэя. Понятие брака. Мотивы вступления в брак.Концепция брака К. Хорни. Концепция брака К. Юнга.Концепция брака К. Роджерса. Стили брака. Стадии развития брака. Диалектика брака в теории К. Витакера | Практические занятия: Тема: Любовь в психологических теориях 1. Развитие любви, как чувства, виды любви. 2. Общие закономерности формирования аттракции. 3. Основные проявления и истинная природа невротической потребности в любви по К. Хорни. 4. Типология любви в теории Э. Фромма. Любовь между родителями и детьми. 5. Типология любви А. Маслоу и Р.Мэя. Пользуясь полученными знаниями темы практического занятия предложить свою схему (рисунок) включающую в себя основные компоненты и виды любви. Тема: Брак – психоаналитические и гуманистические теории брака Понятие брака. Мотивы вступления в брак. Концепция брака К. Хорни. Концепция брака К. Юнга. Концепция брака К. Роджерса. Стили брака. Стадии развития брака. Диалектика брака в теории К. Витакера. Полученную информацию по теме занятия оформить в виде сравнительной таблицы, включающую в себя основные термины концепции брака, основополагающие идеи, практическое использование, техники | | | | Тема 8. Супружеские конфликты в семейных отношениях | Факторы, оказывающие влияние на супружеские конфликты: особенности темперамента и свойства личности, акцентуации характера и патологические свойства личности партнера. Причины супружеских конфликтов. Виды и стадии и супружеских конфликтов. Модели поведения супругов в семейных конфликтах (по В.А. Кан-Калик). Способы и стратегии разрешения супружеских конфликтов. | Практическое занятие. Тема: Супружеские конфликты в семейных отношениях Факторы, оказывающие влияние на супружеские конфликты: особенности темперамента и свойства личности, акцентуации характера и патологические свойства личности партнера. Причины, виды и стадии супружеских конфликтов. Модели поведения супругов в семейных конфликтах (по В.А. Кан-Калик). Способы, стратегии, техники разрешения супружеских конфликтов в практической работе психолога. Предложить техники и рекомендации психолога в работе с супружескими конфликтами. Конспект и анализ статей: Борисенко Ю.В. Рассогласование супружеских ролей как причина супружеских конфликтов // Семейная психология и семейная психотерапия. №1. 2010. С.24-34. Алимова Л.Р. Коммуникативная компетентность членов семьи и коммуникативные модели в семье // Семейная психология и семейная психотерапия. №2. 2011. С.13-21 | | | | Тема 9. Семья как источник психической травмы | Психическая травма, психотравмирующее переживание и патогенные ситуации в семейных отношениях. Ведущая роль семьи в возникновении патогенных ситуаций и психотравмирующих переживаний: ведущая роль семьи в системе взаимоотношений личности; многосторонность семейных отношений и их зависимость друг от друга; особая открытость и уязвимость члена семьи по отношению к различным внутрисемейным влияниям. Психические травмы единичные и повторные, короткие и длительные. Виды семейно-обусловленных травматизирующих состояний: состояние глобальной семейной неудовлетворенности, «семейная тревога», семейно-обусловленное непосильное нервно-психическое напряжение, чувство вины. Пути выявления семейно-обусловленных психотравмирующих состояний. Семья как фактор, определяющий реакцию индивида на психическую травму: семья как фактор сенсибилизации ее члена к психической травме, семья как фактор закрепляющий действие травмы, роль семьи в формировании индивидуальных способов противодействия травме. | | | | | Тема 10. Детско-родительские и сиблинговые отношения | Специфика детско-родительских отношений среди других видов межличностных отношений. Изменяемость отношений в зависимости от возраста как ребенка, так и родителей. Значимость эмоционального отношения к ребенку, стиля общения с ним для развития его личности. Типы родительского воспитания по Д.Баумринд. Типы родительской любви по А.С. Спиваковской. Родительские стили воспитания и аномальное развитие личности ребенка. Характеристика гармоничных и дисгармоничных стилей воспитания. Гиперпротекция и гипопротекция как нарушение оптимального уровня протекции родителей. Чрезмерность и недостаточность в системе требований, запретов, запретов, санкций. Специфические нарушения воспитания: расширение сферы родительских чувств; предпочтение в подростке детских черт; воспитательная неуверенность родителя; фобия утраты ребенка; неразвитость родительских чувств как опыт отвержения в детстве у самого родителя; проекция на ребенка собственных неприемлемых качеств; вынесение супружеских конфликтов в сферу воспитания; нарушение установок родителей относительно половой принадлежности ребенка. Программы «воспитания родителей». Модель Р. Дрейкуса и 4 типа негативного поведении я ребенка; требования внимания и избыточного комфорта; желание показать свою власть или демонстративное неповиновение; месть; утверждение своей несостоятельности или неполноценности. Модель Т. Гордона – модель чувственной коммуникации и основных навыков взаимоотношений: активное слушание; доведение собственных слов до сознания ребенка; использование принципа «оба правы». Бихевиоральная модель социального научения, основанного на принципах положительного, отрицательного и нулевого подкрепления.Модель, основанная на транзактном анализе Э. Берна и Т. Харриса. Исследования У. Тоумена сиблинговой позиции как вероятностного описания. Сиблинговая позиция и ее влияние на выбор друзей, супружеские отношения в зрелом возрасте, взаимоотношения с лицами в разной статусной позиции, выполнение собственных родительских ролей – сиблинговая позиция как специфический ранний опыт, который переносится в зрелые отношения. Старший ребенок (сестра сестер, сестра братьев и др.), средний ребенок, младший ребенок, единственный ребенок. | Практические занятия: Тема: Порядок рождения, пол, интервал между рождениями и особенности психического развития ребенка 1. Роль сиблинговых позиций в формировании стиля жизни (У.Тоумен, А.Адлер, Р.Ричардсон). 2. Положение единственного ребенка и близнецов.3. Старший ребенок (сестра сестер, сестра братьев и т.д.), средний ребенок, младший ребенок, единственный ребенок. 4. Стратегии неадекватного развития отношений между сиблингами и интервалы рождения между ними. Основываясь на идеях книги Хоментаускас Г.Т. «Семья глазами ребенка» предложите психологические рекомендации родителям по воспитанию детей разных сиблинговых позиций. Тема: Концепции воспитания родителей Модель А.Адлера, Р. Дрейкуса и типы негативного поведения ребенка. Модель Т. Гордона – модель чувственной коммуникации и основных навыков взаимоотношений. Коммуникативные техники Т. Гордона: эмпатического «активного слушания», эффективной похвалы, использования «Я-высказываний» и «Ты-высказываний». Бихевиоральная модель социального научения, основанного на принципах положительного, отрицательного и нулевого подкрепления. Модель, групповой консультации и инструктажа Х. Джинота. Метод конгруэнтной коммуникации родителя с ребенком. Модель, основанная на трансакционном анализе Э.Бернса и Т. Харриса. Защита индивидуальных заданий: составить сравнительную таблицу основных теорий воспитания родителей. При помощи учебно-ролевых игр на занятии проиграть техники, предложенные психологами вышеуказанных теорий (Я-высказывания, Ты-высказывани, эмпатического «активного слушания», эффективной похвалы, «стимул-реакция», роли: родитель, ребенок, взрослый). Учитывая полученные знания из теорий воспитания родителей (пять блоков рекомендаций по одному от каждой теории), сформулировать практические рекомендации для родителей по выстраиванию конгруэнтных отношений с ребенком и защитить их на занятии. | | | | Тема 11. Методы семейной диагностики | Использование в диагностических целях проективной рисуночной методики «Рисунок семьи». Семейная социограмма. Семейная генограмма. Шкала семейного окружения (ШСО). Шкала семейной адаптации и сплоченности (FACES-3). Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ). Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири. Гиссенский личностный опросник (ГТ). Измерение родительских установок и реакций (опросник PARI). Цветовой тест отношений (ЦТО) | Лабораторная работа Тема: Методы семейной диагностики 1. Использование в диагностических целях проективной рисуночной методики «Рисунок семьи». Семейная социограмма. Семейная генограмма. Шкала семейного окружения (ШСО). Шкала семейной адаптации и сплоченности (FACES-3). Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ). Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири. Гиссенский личностный опросник (ГТ). Измерение родительских установок и реакций (опросник PARI). Цветовой тест отношений (ЦТО) Составить семейную генограмму и социограмму своей семьи или семьи своих знакомых и проанализировать на занятии. Составить сравнительную таблицу по методам семейной диагностики (в таблице указать: авторов, предназначение метода, инструкция, количество вопросов, шкалы, обработка). | | | | Тема 12.Ненормативные семейные кризисы и семьи с определенным типом проблем | Понятие нормативных и ненормативных семейных кризисов. Дисгармоничные типы семей, модель гармоничной семьи по Ф. Уолшу. Алкоголизированная семья: проблематика членов семьи, психологическая помощь. Семья в разводе: психологические проблемы, последствия, психологическая помощь. Неполная семья: психологические проблемы и последствия, психологическая помощь. Семья с нарушением внутрисемейной коммуникации. Понятие коммуникационной проблемы. Психологическая помощь. Ревность и супружеские измены, как дестабилизаторы семейных отношений. Тяжелая болезнь: феноменология кризиса, стадии и уровни переживания утраты, критические периоды времени и психологическая помощь. Повторный брак: феноменология кризиса, диагностика и психологическая помощь. Проблема девиантного материнства в психологии семейных отношений. | Практические занятия: Тема: Ненормативные семейные кризисы и семьи с определенным типом проблем Понятие нормативных и ненормативных семейных кризисов. Дисгармоничные типы семей, модель гармоничной семьи по Ф. Уолшу. Алкоголизированная семья: проблематика членов семьи, психологическая помощь. Семья в разводе: психологические проблемы, последствия, психологическая помощь. Неполная семья: психологические проблемы и последствия, психологическая помощь. Семья с нарушением внутрисемейной коммуникации. Понятие коммуникационной проблемы. Психологическая помощь. Ревность и супружеские измены, как дестабилизаторы семейных отношений. Тяжелая болезнь: феноменология кризиса, стадии и уровни переживания утраты, критические периоды времени и психологическая помощь. Повторный брак: феноменология кризиса, диагностика и психологическая помощь. Проблема девиантного материнства в психологии семейных отношений. В периодических изданиях найти статьи (журналы: Вопросы психологии. Психологический журнал, Семейная психология и семейная психотерапия и др.) по схожей тематике по одному из вопросов занятия, подготовить презентацию, раскрывающую данную проблему с необходимыми психологическими рекомендациями и возможной психологической помощью семье с определенной проблемой. | | | | | | | | | | | | | |