Состояние атрибутивного словаря Задание № 1. Инструкция для ребенка: Подобрать определения к словам: туча, море, небо, город, дорога, трава, тигр, слон, зайчик, машина. Оценка:всего предъявляют 10 слов, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена. Задание № 2. Подобрать антонимы к следующим словам: холодный, ловкий, ленивый, толстый, твердый, тупой, сухой, черный, кислый, высокий. Инструкция для ребенка: Проводится в форме игры «Скажи наоборот». Ребенку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слову, противоположное по значению. Оценка: всего предъявляют 10 слов, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена. Задание № 3. Исследование умения подбирать определения к слову, обозначающему предмет Материал – картинки с изображением моря, цветка, дома, пирожного, лимона и т.д. Процедура и инструкция. Испытуемому предлагается внимательно рассмотреть картинку, назвать ее и подобрать к названию предмета нужное слово, соответствующее ответу на вопрос "Какой?" ("Какая?", "Какое?"). Оценка результатов: Высокий уровень – правильный и быстрый подбор слов во всех заданиях. Уровень выше среднего – допущены отдельные ошибки в виде не совсем точно подобранных слов, которые заменяются на более подходящие после указания экспериментатора. Средний уровень – подобранные слова не очень точно характеризуют лексическую окраску данных слов, задание выполняется самостоятельно. Уровень ниже среднего – имеются лишь отдельные слова, точно отражающие лексическое значение заданных словоформ, задание выполняется лишь с помощью экспериментатора. Низкий уровень – подбор слов ученик проводит путем словоизменения данных словоформ или характеризует предметы только по одному признаку.   Задание № 4. Имена прилагательные (по вопросу "Это какой?"). Речевой материал – напечатанные на карточках слова: нарисованный, чайный, быстрый, рогатый, старый, полезный. Процедура и инструкция. Учащемуся предлагается внимательно прочесть слова и объяснить их значение с помощью вопроса "Это какой?". Оценка результатов – см. п. 6. А. Задание № 5. Для выяснения запаса у ребёнка имён прилагательных предлагаются следующие задания. а) Какого вкуса эти продукты? Сахар… Соль… Лук… Лимон… Вода… Задание № 6. Какой характер в сказках у этих животных? Волк… Заяц… Лиса… Медведь… Задание № 7. Назвать как можно больше предметов, имеющих данный признак. Что бывает круглым (квадратным, овальным)? Что бывает холодным (горячим, тёплым)? Задание № 8. Понимание ребёнком переносных значений прилагательных: золотые руки, железное сердце, тёплая встреча, горькая правда. Задание № 9. Цель. Понимание и умение различать логические групп. Оборудование. Детям предъявляются картинки с изображениями величин: маленький, большой, одинаковые, узкая, широкая (полоски). В ходе обследования ребенку предъявляются картинки. По названию ребенок показывает соответствующие картинки. Дается инструкция: «Покажи картинку, которую я назову». Фиксируются ответы с правильно показанными картинками и картинками, которые ребенок не показал. Так же оценивается количество правильных, неверных показов и отказов. Критерии оценки качества выполнения задания: – 3 балла - допускаются 1-2 ошибки. – 2 балла - допускаются ошибки в показе картинок с профессиями и профессиональными действиями, транспортом. – 1 балл – неверный показ картинок, ошибки в показе картинок с бытовой тематикой. – 0 баллов - отказ от ответа.  Задание № 10. Цель. Понимание и умение различать логические групп. Оборудование. Детям предъявляются картинки с изображениями качеств: грязные, чистые. В ходе обследования ребенку предъявляются картинки. По названию ребенок показывает соответствующие картинки. Дается инструкция: «Покажи картинку, которую я назову». Фиксируются ответы с правильно показанными картинками и картинками, которые ребенок не показал. Так же оценивается количество правильных, неверных показов и отказов. Критерии оценки качества выполнения задания: – 3 балла - допускаются 1-2 ошибки. – 2 балла - допускаются ошибки в показе картинок с профессиями и профессиональными действиями, транспортом. – 1 балл – неверный показ картинок, ошибки в показе картинок с бытовой тематикой. – 0 баллов - отказ от ответа.  Состояния глагольного (предикативного) словаря. Задание № 1. Цель. Назвать действие по предъявленному предмету. Оборудование. Картинки. Инструкция для ребенка:Логопед использует предметные картинки. «Что делают ручкой?» Ответ ребенка (или с помощью логопеда): «Пишут». «Ножом?» ... (с продолжающейся интонацией), ребенок: «Режут». Далее: ножницами стригут, ложкой едят, карандашом рисуют (пишут), топором рубят, пилой пилят, молотком забивают, щеткой чистят, иголкой шьют. Оценка:10 заданий, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.  Задание № 2. Цель. Назвать действие по предъявленному предмету. Оборудование. Картинки. Инструкция для ребенка:Сказать, кто как передвигается или в каком состоянии находится: щука плавает, ласточка — ..., кузнечик — ..., змея — ..., лошадка — ..., собака — ..., корова — ..., самолет —... . Используются предметные картинки, на которых изображены соответствующие действия. Оценка:8 проб, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.   Задание № 3. Цель. Исследование умения называть действия по предъявленному предмету. Материал – картинки, на которых изображены: рыба, кузнечик, птица, змея, велосипедист, скалолаз, бегун. Инструкция. Логопед поочередно предъявляет ребенку картинки, просит внимательно их рассмотреть, сказать, кто как передвигается. Оценка результатов:Высокий уровень – правильный и быстрый подбор слов во всех заданиях. Уровень выше среднего – допущены отдельные ошибки в виде не совсем точно подобранных слов, которые заменяются на более подходящие после указания экспериментатора. Средний уровень – подобранные слова не очень точно характеризуют лексическую окраску данных слов, задание выполняется самостоятельно. Уровень ниже среднего – имеются лишь отдельные слова, точно отражающие лексическое значение заданных словоформ, задание выполняется лишь с помощью экспериментатора. Низкий уровень – ученик неверно называет действия людей и животных или отказывается отвечать.  Задание № 4. Цель. Исследование умения называть действия по предъявленному предмету. Материал – картинки, на которых изображены: мальчик, читающий книгу, маляр, повар, каменщик, швея, певец, столяр, пианист, врач, учитель, художник, скульптор. Инструкция. Логопед поочередно предъявляет ребенку картинки, просит внимательно их рассмотреть назвать действия людей. Оценка результатов:Высокий уровень – правильный и быстрый подбор слов во всех заданиях. Уровень выше среднего – допущены отдельные ошибки в виде не совсем точно подобранных слов, которые заменяются на более подходящие после указания экспериментатора. Средний уровень – подобранные слова не очень точно характеризуют лексическую окраску данных слов, задание выполняется самостоятельно. Уровень ниже среднего – имеются лишь отдельные слова, точно отражающие лексическое значение заданных словоформ, задание выполняется лишь с помощью экспериментатора. Низкий уровень – ученик неверно называет действия людей и животных или отказывается отвечать.   Задание № 5. Цель. Умение называть глаголы (по вопросу "Что значит?"). Материал. Напечатанные на карточках слова: читать, вскопать, шутить, определить, распугать, оглядеться. Инструкция. Учащийся получает карточки со словами, внимательно их прочитывает и объясняет значение, ответив на вопрос "Что значит?". Оценка результатов – см. задание № 4. Задание № 6. Цель. Понимание и умение называть занятия и движения. Оборудование. Детям предъявляются картинки с изображениями занятий и движений: рисует, читает, пишет, играет, идет, едет, несет, ведет, везет. В ходе обследования ребенку предъявляются картинки. По названию ребенок показывает соответствующие картинки. Дается инструкция: «Покажи картинку, которую я назову». Фиксируются ответы с правильно показанными картинками и картинками, которые ребенок не показал. Так же оценивается количество правильных, неверных показов и отказов. Критерии оценки качества выполнения задания: – 3 балла - допускаются 1-2 ошибки. – 2 балла - допускаются ошибки в показе картинок с профессиями и профессиональными действиями, транспортом. – 1 балл – неверный показ картинок, ошибки в показе картинок с бытовой тематикой. – 0 баллов - отказ от ответа.  Задание № 7. Цель. Подбор глаголов к существительным для проверки наличия в активе глагольной лексики. Оборудование. Картинки. Инструкция. Логопед показывает ребенку картинки и предлагает ребенку ответить на вопросы: «Кто как передвигается?» Человек- … Птица- … Рыба- … Змея - … Кузнечик - …  Задание № 8. Цель. Подбор глаголов к существительным для проверки наличия в активе глагольной лексики. Оборудование. Картинки. Инструкция. Логопед показывает ребенку картинки и предлагает ребенку ответить на вопросы: «Кто как голос подаёт?» Корова -… Собака - … Ворона - … Голубь -… Утка - …  Задание № 9. Цель. Подбор глаголов к существительным для проверки наличия в активе глагольной лексики. Оборудование. Картинки. Инструкция. Логопед показывает ребенку картинки и предлагает ребенку ответить на вопросы: «Кто как ест?» Собака кость… Кошка молоко… Курица зерно… Корова траву…  Задание № 10. Цель. Подбор глаголов к существительным для проверки наличия в активе глагольной лексики. Оборудование. Картинки. Инструкция. Логопед показывает ребенку картинки и предлагает ребенку ответить на вопросы: «Кто что делает?» Повар… Врач… Учитель… Строитель… Художник… Портной…  |