ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Понимание слов с противоположным значением (антонимия) Антонимы — это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. Задание № 1. (для подготовительной группы). Цель: Выявление у ребенка умения подбирать слова с противоположным значением, подбирать антонимы. Оборудование: мяч Инструкция для ребенка: логопед кидает мяч ребенку и называет слово. Ребенок называет антоним и возвращает мяч обратно входит — выходит открывает — закрывает подходит — отходит стоит — идет длинный — короткий широкий — узкий влетает — вылетает большой — маленький высокий — низкий Задание № 2. Цель:Выявление у ребенка умения подбирать слова с противоположным значением, подбирать антонимы. Материаломявляются слова-стимулы: 1) существительные: горе, день, друг, смелость; 2) прилагательные: большой, узкий, длинный, высокий, толстый, грязный, острый, здоровый, старый, мягкий, пустой, добрый, слабый, легкий, сладкий, горячий; 3) глаголы: брать, закрывать, входить, плакать, поднимать, молчать, приезжать, прощаться. Инструкция: «Я буду говорить слово, а ты называй противоположное слово - «наоборот». Например: «плохо», а наоборот?» Если ребенок не дает правильного ответа, то его спрашивают: «Какие бывают мальчики? Один плохой, а другой, наоборот - ...?» Если и в этом случае ребенок не подбирает антоним, логопед называет правильный ответ и объясняет, почему этот ответ правильный. Если же ребенок называет правильный ответ, то на этом акцентируется внимание. После этого ребенку предъявляют слова-стимулы в указанном выше порядке. Критерии оценки качества выполнения задания: – 3 балла - правильный подбор. – 2 балла - неточный подбор антонима; использование антонимов с частицей «не»; ответов, семантически близких стимулу; – 1 балл - подбор слов со значениями, не противопоставленными слову-стимулу. – 0 баллов - отсутствие ответа; ответы, фонетически близкие стимулу, случайные ассоциации; неологизмы. Задание № 3 . Цель.Выявление у ребенка умения подбирать слова с противоположным значением, подбирать антонимы. Материаломявляются слова-стимулы. Инструкция для ребенка: Ребенку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слову, противоположное по значению. Подобрать антонимы к следующим словам: входит — ... закрывает — ... встает — ... поднимается — ... ползет — ... бежит — ... улетает — ... ложится — ... плачет — ... кладет - ….. Оценка:всего предъявляют 10 слов, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена. Задание № 4 . Цель.Выявление у ребенка умения подбирать слова с противоположным значением, подбирать антонимы. Ход игры: вы называете слово, а малыш подбирает к нему слово, которое имеет противоположное значение. Игра проходит в устной форме. Используйте такие слова, к которым легко подобрать антоним. Чтобы малыш лучше понял правила игры, приведите ему несколько примеров : маленький — большой, короткий — длинный, близко — далеко, левый — правый, и т.д. длинный – добрый – высокий – выбегать – далеко – щедрый – впереди – давать – Задание № 5. Используйте цветные карточки для игры. Распечатайте и вырежьте карточки с картинками предложенные ниже. Пусть малыш сам подберет слова с противоположными значениями.  Состояние номинативного словаря. Задание № 1. Цель.Назвать предметные картинки по темам. Оборудование. Картинки по темам: посуда (тарелка, ложка, кастрюля, чашка, чайник); мебель(кровать, стул, диван, кресло, тумбочка);    Задание № 2. одежда(пальто, шапка, шуба, майка, и т.д.);  Задание № 3. животные(кошка, лошадь, белка, медведь, слон);  Задание № 4. овощи (капуста, картошка, кабачок, морковь,огурец и т.д.); фрукты (лимон, апельсин, банан, яблоко, ананас и т.д). Инструкция.Логопед показывает ребенку картинки и предлагает назвать что изображено на них.Оценка:6 проб по 5 предметов, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.   Задание № 5. Инструкция для ребенка: Назвать предметы по описанию: «Как называется предмет, которым расчесывают волосы?» «Как называется предмет, которым намыливают руки?» «Как называется предмет, которым вытирают руки и лицо после умывания?» «... предмет, которым рисуют красками?» «... предмет, который лежит под головой, когда человек спит?» «... предмет, которым вышивают?» «... предмет, по которому смотрят фильмы и передачи?» «... предмет, на котором любят качаться дети?» «... предмет, которым мальчики играют в футбол?». Оценка: всего предъявляют 9 слов, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена. Задание № 6. Инструкция для ребенка: Подобрать родственные однокоренные слова к следующим словам: земля, лес, поле, вода, радость, след, скорость, зима. Оценка:всего предъявляют 8 слов, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена. Задание № 7. Исследование объема и качества номинативного словаря (в процессе беседы по предметам окружающей обстановки и по лексическим темам) Темы: «Дни недели», «Времена года», «Месяцы», «Части тела», «Фрукты», «Овощи», «Ягоды», «Звери», «Домашние животные», «Птицы», «Школьные принадлежности», «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Посуда», «Транспорт», «Профессия», «Армия», «Грибы», «Инструменты». Оценка результатов: Высокий уровень – объем экспрессивного и импрессивного словаря соответствуют возрасту, высокий уровень обобщения, словарный запас богат родовидовыми понятиями, энграммы автоматизированы. Уровень выше среднего – словарный запас соответствует возрасту, неточности понимания лексических значений слов, обозначающих различные родовидовые признаки, отмечается диссоциация между объемами активного и пассивного словаря, темп работы медленный. Средний уровень – недостаточно развиты процессы классификации, обобщения, трудности актуализации нужных слов, работа выполняется самостоятельно. Уровень ниже среднего – низкий и бедный уровень обобщения, сформированы отдельные родовидовые понятия, медленный темп работы. Низкий уровень – объем активного словаря в пределах обихода, не сформированы процессы классификации, обобщения, имеют место лишь отдельные правильные ответы, задания выполняются при организующей помощи экспериментатора. Задание № 8. Исследование умения объяснять значения слова А. Имена существительные (по вопросу "Что такое?"). Речевой материал – слова: пила, коробка, игла, книга, труба, корзина. Процедура и инструкция. Учащемуся предлагается внимательно прочесть напечатанные на карточке слова и объяснить их значения, ответив на вопрос "Что такое?". Оценка результатов: Высокий уровень – развиты процессы обобщения, абстракции, характеристика слов, словосочетаний и предложений точно передает их лексическое значение. Уровень выше среднего – правильная и полная передача лексического значения слов, отдельные трудности выделения основных и второстепенных качеств предметов, а также их признаков и действий. Средний уровень – характеристика лексического значения слов не в полной мере отражает его свойство и качество, трудности выделения основных и второстепенных признаков словоформ, значительная помощь экспериментатора. Уровень ниже среднего – выделение лишь отдельных черт лексического значения слова, причем нахождение среди них основных возможно лишь при интенсивной помощи экспериментатора, смешение лексического и грамматического значений слова, значительные затруднения при их абстрагировании в словосочетаниях и предложениях. Низкий уровень – не развиты процессы обобщения, характеристика лексического значения сводится к описанию предмета, его признака или действия с точки зрения их полезности, понимание переносного значения слов в словосочетаниях и предложениях недоступно. |