МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Понимание слов с противоположным значением (антонимия)





Антонимы — это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

 

Задание № 1. (для подготовительной группы).

Цель: Выявление у ребенка умения подбирать слова с противоположным значением, подбирать антонимы.

Оборудование: мяч

Инструкция для ребенка: логопед кидает мяч ребенку и назы­вает слово. Ребенок называет антоним и возвращает мяч обратно

входит — выходит открывает — закрывает

подходит — отходит стоит идет

длинный — короткий широкий — узкий

влетает — вылетает большой — маленький

высокий — низкий

Задание № 2.

Цель:Выявление у ребенка умения подбирать слова с противоположным значением, подбирать антонимы.

Материаломявляются слова-стимулы:

1) существительные: горе, день, друг, смелость;
2) прилагательные: большой, узкий, длинный, высокий, толстый, грязный, острый, здоровый, старый, мягкий, пустой, добрый, слабый, легкий, сладкий, горячий;
3) глаголы: брать, закрывать, входить, плакать, поднимать, молчать, приезжать, прощаться.

Инструкция: «Я буду говорить слово, а ты называй противоположное слово - «наоборот». Например: «плохо», а наоборот?» Если ребенок не дает правильного ответа, то его спрашивают: «Какие бывают мальчики? Один плохой, а другой, наоборот - ...?» Если и в этом случае ребенок не подбирает антоним, логопед называет правильный ответ и объясняет, почему этот ответ правильный. Если же ребенок называет правильный ответ, то на этом акцентируется внимание. После этого ребенку предъявляют слова-стимулы в указанном выше порядке.

Критерии оценки качества выполнения задания:

– 3 балла - правильный подбор.
– 2 балла - неточный подбор антонима; использование антонимов с частицей «не»; ответов, семантически близких стимулу;
– 1 балл - подбор слов со значениями, не противопоставленными слову-стимулу.
– 0 баллов - отсутствие ответа; ответы, фонетически близкие стимулу, случайные ассоциации; неологизмы.

Задание № 3 .

Цель.Выявление у ребенка умения подбирать слова с противоположным значением, подбирать антонимы.

Материаломявляются слова-стимулы.

Инструкция для ребенка: Ребенку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слову, противоположное по значению.

Подобрать антонимы к следующим словам:

входит — ... закрывает — ...

встает — ... поднимается — ...

ползет — ... бежит — ...

улетает — ... ложится — ...

плачет — ... кладет - …..

Оценка:всего предъявляют 10 слов, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.

Задание № 4 .

Цель.Выявление у ребенка умения подбирать слова с противоположным значением, подбирать антонимы.

Ход игры: вы называете слово, а малыш подбирает к нему слово, которое имеет противоположное значение.

Игра проходит в устной форме. Используйте такие слова, к которым легко подобрать антоним. Чтобы малыш лучше понял правила игры, приведите ему несколько примеров : маленький — большой, короткий — длинный, близко — далеко, левый — правый, и т.д.

длинный – добрый –

высокий – выбегать –

далеко – щедрый –

впереди – давать –

Задание № 5.

Используйте цветные карточки для игры. Распечатайте и вырежьте карточки с картинками предложенные ниже. Пусть малыш сам подберет слова с противоположными значениями.



 

Состояние номинативного словаря.

Задание № 1.

Цель.Назвать пред­метные картинки по темам.

Оборудование. Картинки по темам: посуда (тарелка, ложка, кастрюля, чашка, чайник); мебель(кровать, стул, диван, кресло, тумбочка);

Задание № 2.

одежда(пальто, шапка, шуба, майка, и т.д.);

Задание № 3.

животные(кошка, лошадь, белка, медведь, слон);

Задание № 4.

овощи (капуста, картошка, кабачок, морковь,огурец и т.д.);

фрукты (лимон, апельсин, банан, яблоко, ананас и т.д).

Инструкция.Логопед показывает ребенку картинки и предлагает назвать что изображено на них.Оценка:6 проб по 5 предметов, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.

Задание № 5.

Инструкция для ребенка: Назвать предметы по описанию: «Как называ­ется предмет, которым расчесывают волосы?» «Как называ­ется предмет, которым намыливают руки?» «Как называется предмет, которым вытирают руки и лицо после умывания?» «... предмет, которым рисуют красками?» «... предмет, кото­рый лежит под головой, когда человек спит?» «... предмет, ко­торым вышивают?» «... предмет, по которому смотрят филь­мы и передачи?» «... предмет, на котором любят качаться де­ти?» «... предмет, которым мальчики играют в футбол?».

Оценка: всего предъявляют 9 слов, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.

Задание № 6.

Инструкция для ребенка: Подобрать родственные однокоренные слова к следующим словам: земля, лес, поле, вода, радость, след, скорость, зима.

Оценка:всего предъявляют 8 слов, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.

Задание № 7.

Исследование объема и качества номинативного словаря (в процессе беседы по предметам окружающей обстановки и по лексическим темам)

Темы: «Дни недели», «Времена года», «Месяцы», «Части тела», «Фрукты», «Овощи», «Ягоды», «Звери», «Домашние животные», «Птицы», «Школьные принадлежности», «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Посуда», «Транспорт», «Профессия», «Армия», «Грибы», «Инструменты».

Оценка результатов:

Высокий уровень – объем экспрессивного и импрессивного словаря соответствуют возрасту, высокий уровень обобщения, словарный запас богат родовидовыми понятиями, энграммы автоматизированы.

Уровень выше среднего – словарный запас соответствует возрасту, неточности понимания лексических значений слов, обозначающих различные родовидовые признаки, отмечается диссоциация между объемами активного и пассивного словаря, темп работы медленный.

Средний уровень – недостаточно развиты процессы классификации, обобщения, трудности актуализации нужных слов, работа выполняется самостоятельно.

Уровень ниже среднего – низкий и бедный уровень обобщения, сформированы отдельные родовидовые понятия, медленный темп работы.

Низкий уровень – объем активного словаря в пределах обихода, не сформированы процессы классификации, обобщения, имеют место лишь отдельные правильные ответы, задания выполняются при организующей помощи экспериментатора.

Задание № 8.

Исследование умения объяснять значения слова

А. Имена существительные (по вопросу "Что такое?").

Речевой материал – слова: пила, коробка, игла, книга, труба, корзина.

Процедура и инструкция. Учащемуся предлагается внимательно прочесть напечатанные на карточке слова и объяснить их значения, ответив на вопрос "Что такое?".

Оценка результатов:

Высокий уровень – развиты процессы обобщения, абстракции, характеристика слов, словосочетаний и предложений точно передает их лексическое значение.

Уровень выше среднего – правильная и полная передача лексического значения слов, отдельные трудности выделения основных и второстепенных качеств предметов, а также их признаков и действий.

Средний уровень – характеристика лексического значения слов не в полной мере отражает его свойство и качество, трудности выделения основных и второстепенных признаков словоформ, значительная помощь экспериментатора.

Уровень ниже среднего – выделение лишь отдельных черт лексического значения слова, причем нахождение среди них основных возможно лишь при интенсивной помощи экспериментатора, смешение лексического и грамматического значений слова, значительные затруднения при их абстрагировании в словосочетаниях и предложениях.

Низкий уровень – не развиты процессы обобщения, характеристика лексического значения сводится к описанию предмета, его признака или действия с точки зрения их полезности, понимание переносного значения слов в словосочетаниях и предложениях недоступно.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.