ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Понимание обобщающих слов с деталями Обобщающее слово — это слово или словосочетание, которое является общим обозначением находящихся при нём однородных членов. Задание № 1. Цель.Подбор обобщающих названий для группы однородных слов. Оборудование.Для детей 6 лет: картинки с деталями мебели, транспорта, животных, посуды. Инструкция для ребенка: Логопед показывает картинки с деталями одного предмета и предлагает ребенку назвать этот предмет. Оценка:всего предъявляют 6 проб, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.   Задание № 2. Цель. Подбор обобщающих названий для группы однородных слов. Оборудование. Картинки. Инструкция. Логопед показывает картинки с предметами одежды или фрукты и предлагает ребенку назвать что их объединяет. Яблоко, груша, апельсин – это… Ботинки, кроссовки, тапки – это…   Оценка:см. задание № 1. Задание № 3. Методика «Четвертый лишний» Цель: исследование уровня обобщения, логической обоснованности и четкости формулировки, активности, возможности формирования и использования обобщенных представлений. Стимульный материал: серия картинок с разной степенью сложности обобщения (семь карточек). Инструкция: ребенку показывают карточку с изображениями четырех предметов и просят, выделив лишний, обобщить три остальных. Логопед: «На этой карточке нарисованы четыре предмета, три из них имеют что – то общее (подходят друг другу), а один не подходит. Посмотри, что не подходит, какой предмет здесь лишний». Если ребенок отвечает, то его спрашивают: «Почему не подходит?» Если объяснения не следует, а лишний предмет выделен правильно, то можно спросить: «Как можно назвать эти три предмета одним словом?» (следует перечисление предметов, объединенных ребенком) или проще: «Что это такое?» Можно сообщить ребенку, что он правильно выделил лишний предмет, и попросить объяснить почему. Если во время беседы ребенок не пользовался обобщениями и не обнаружил знания элементарных понятий (семья, животные), то ему целесообразно предложить самый простой вариант. Если ребенок владеет элементарными понятиями, можно начинать с третьего варианта; в случае, если он пользуется понятиями «транспорт», «домашние и дикие животные», по третьему и седьмому вариантам можно проверить, способен ли он самостоятельно производить обобщения и находить правильные обоснования решения. Оценка результатов: Высокий уровень – испытуемый самостоятельно и правильно выделяет лишний предмет и обобщает три остальных; Уровень выше среднего – учащийся сначала родовое понятие называет неправильно, потом сам исправляет ошибку, верно выделяя лишний предмет и обобщая три остальных; Средний уровень – самостоятельно дает только описательную характеристику родового понятия; Уровень ниже среднего – дает описательную характеристику родового понятия только с помощью экспериментатора; Низкий уровень – испытуемый не может выделить лишний предмет и обобщить три остальных даже с помощью экспериментатора.   Задание № 4. Цель. Понимание и умение различать логические групп. Оборудование. Детям предъявляются картинки с изображениями логических групп: овощи, одежда, обувь, транспорт и т.д. В ходе обследования ребенку предъявляются картинки. По названию ребенок показывает соответствующие картинки. Дается инструкция: «Покажи картинку, которую я назову». Фиксируются ответы с правильно показанными картинками и картинками, которые ребенок не показал. Так же оценивается количество правильных, неверных показов и отказов. Критерии оценки качества выполнения задания: – 3 балла - допускаются 1-2 ошибки. – 2 балла - допускаются ошибки в показе картинок с профессиями и профессиональными действиями, транспортом. – 1 балл – неверный показ картинок, ошибки в показе картинок с бытовой тематикой. – 0 баллов - отказ от ответа.  Задание № 5. Игра с перебрасыванием мяча «Мяч бросай и животных называй» В зависимости от темы игры возможны варианты: «Мяч бросай, четко фрукты называй» или «Мяч бросай, транспорт быстро называй». Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия. Вариант 1. Ход игры. Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы. Взрослый: - Овощи; Дети: - Картофель, капуста, помидор, огурец, редиска, свекла, морковь. Взрослый: - Фрукты; Дети: - Яблоко, груша, лимон, мандарин, апельсин, абрикос. Взрослый: - Ягоды; Дети: -Малина, клубника, смородина, брусника, черника, ежевика. Взрослый: - Деревья; Дети: -Береза, ель, сосна, дуб, липа, тополь. и т.д. Вариант 2. Взрослый называет видовые понятия, а ребенок — обобщающие слова. Взрослый: Огурец, помидор, репа: Ребенок: Овощи.   Исследование синонимии Синонимы — это слова одной и той же части речи, которые звучат и пишутся по-разному, но одинаковы или близки по значению. Задание № 1. Цель. Это задание направлено на выявление особенностей подбора синонимов к предъявленным словам. Материалом являются слова-стимулы: 1) существительные: доктор, здание, пища, парк, рукавицы, автомобиль, ложь, пламя, животные, боец; Задание № 2. 2) прилагательные: смелый, огромный, рваный, радостный, нарядный, неспелый; Задание № 3. 3) глаголы: шагать, глядеть, торопиться, кушать, танцевать, прыгать, смеяться, бросить, трудиться, стукнуть. Инструкция: «Я назову слово, а ты скажи, каким другим словом его можно заменить. Я шагаю - как по-другому можно сказать?». Если ребенок не дает правильного ответа, ему предлагается: «Шагай к двери. Скажи, что ты делаешь?». Если ребенок после этого отвечает правильно, ему подчеркивается, что можно разными словами выразить одно и то же. Если ребенок и в этом случае не дает правильного ответа, то логопед называет ответ и разъясняет, почему ответ должен быть таким. После этого ребенку предъявляются слова-стимулы в том порядке, который указан выше. При анализе полученных данных учитывается число правильных ответов и их разнообразие. Критерии оценки качества выполнения задания: – 3 балла - правильный ответ. – 2 балла - замена синонима словом или словосочетанием из семантического поля, в которое входит слово-стимул. – 1 балл - ответы, структурно не связанные с семантикой слова-стимула. – 0 баллов - отсутствие ответа. Задание № 4. Называние слов-синонимов Речевой материал – напечатанные на карточках слова: сердечный – примчался – грубый – навредить – капризный – хвалить – колючий – рыбачить – Процедура и инструкция. Учащийся получает инструкцию внимательно прочесть напечатанные на карточке слова, подобрать, а затем написать к каждому из них близкое по смыслу слово. Оценка результатов: Высокий уровень – задание не вызывает затруднений. Уровень выше среднего – отдельные недочеты выражаются в недостаточно точно подобранных словах, отражающих лишь второстепенные признаки словоформ, уточнение экспериментатора позволяют исправить ошибки. Средний уровень – систематически допускаются ошибки по содержанию задания, лишь интенсивная помощь экспериментатора позволяет выполнить его до конца. Уровень ниже среднего - неправильное выполнение задания в большинстве случаев, медленный темп работы, работа ведется с помощью экспериментатора. Низкий уровень – ошибки во всех заданиях, помощь неэффективна. Задание № 5. Цель игры: научить детей группировать слова по общему признаку, развивать умение выделять предметы, не отвечающие тем или иным требованиям. Оборудование: карточки с изображенными на них предметами (огонь, растение, машина, тарелка с едой, труба, шапка, пальто и др.), стулья для каждого участника. Ход игры: воспитатель предлагает ребятам занять свои места на стульчиках, которые расставлены полукругом. В центре стоит еще один свободный стул. При помощи любой скороговорки из присутствующих выбирают одного ребенка, который и занимает свободное место. Следующим этапом воспитатель объясняет правила игры, которые заключаются в том, что необходимо назвать слова, очень близкие по смыслу к тому слову, которое будет названо руководителем. Сначала воспитатель приводит пример (близко – рядом, быстро – скоро, есть – кушать, смотреть – глядеть). Когда ребята поймут смысл игры, можно начинать. Руководитель показывает карточку с изображением чего-либо ребенку, который находится в центре, затем он пытается назвать данный предмет несколькими словами, например, книга, брошюра. Если малыш хорошо справился с заданием, то он выбирает следующего участника игры, который занимает его место и получает новое задание. Слова и картинки, которые можно предложить детям, могут быть следующими: огонь – пламя, цветок – растение, машина – автомобиль, еда – кушанье – блюдо и т. д.  Задание № 6. Игра с логопедами «Пойми меня». Подбор синонимов к заданному слову. Слова: верный, глупый, исцеляет, корм, ложь, крупный, ласковая, наслаждение, отчизна, тревога, смелый, собрание, печаль. |