ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | История источников византийского (греко-римского) права. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРЕКО-РИМСКОГО ПРАВА Образно говоря первая по времени рецепция римского права и есть перенесение его на эллинистическую почву. Именно на этой почве сугубо национальный и формальный порядок квиритов приобрел те необходимые черты всеобщности, которые подготовили возможность его рецепции на Западе Европы в конце эпохи средневековья. Как очень верно заметил один из авторитетнейших русских византинистов, свое название оно приобрело потому, что «под именем греко-римского или византийского права должно разуметь право, исторически выработанное в Восточной римской империи на началах чисто римского права» [Азаревич. 1876. 1: IX]. Греки со своим богатым опытом философской рефлексии придали римскому праву необходимую системность, абстрактность и полноту. Так, в области вещного права византийские юристы вырабатывают классическое определение права собственности как суммы абстрактных правомочий собственника. Обязательственные отношения получают необходимую простоту в своем оформлении. Имущественные отношения в семье радикально меняются под воздействием принципа равенства сторон в браке. В то же время византийский опыт привносит в римское право дотоле незнакомые ему институты. В области вещного права появляется разделение владения землей от владения предметов, на ней находящихся. Это несомненное восточное влияние. Появляется упорядоченный институт экспроприации собственности в случае государственных нужд. В обязательственных отношениях возникает институт срочного или условного дарения. Это уже можно рассматривать как проявление влияние феодальных порядков Запада. Христианизация института брака приводит к вторжению Церкви в семейные порядки. Усложняется степень родства, которая является препятствием к браку, упраздняется институт конкубината, брак становится строго и исключительно моногамным. Моногамия даже распространяется даже на количество законных браков. Сам развод становится исключительным явлением. Все это и многое другое придает византийскому праву особенность, которая и позволяет определять его именно как греко-римское право. ИСТОРИЯ КОДИФИКАЦИИ ГРЕКО-РИМСКОГО ПРАВА Традиция кодификации изначально затрагивала только такой источник римского права как конституции принцепсов. При этом они носили, судя по всему частный, а не официальный характер. Традиция считает первым опытом такой кодификации издание в 297 году Codex Gregorianus. В него вошли акты принцепсов с 196 по 297 года. Текст этого акта до нас не дошел. Второй опыт кодификации приходится на начало IV столетия – Codex Germogenianus. От него сохранились небольшие отрывки в виде цитат в позднейших актах. Более или менее сохранившийся акт – это Кодекс Феодосия (Codex Theodosianus) 438 года. Это уже акт византийского императора и по праву может считаться вследствие этого первым опытом кодификации византийского права. Конституции императоров, не вошедшие в состав этого кодекса, утачивали свою силу с 1 января 439 год. Этот же акт знаменателен тем, что «канонизировал» (Lex Allegatoria) имена пяти юристов, ссылка на работы которых стали обязательны при цитировании и поиска юридического основания. Но вершиной кодификационной работы по праву считается кодификация Юстиниана Великого, получившего в работах глоссаторов XII столетия наименование Corpus iuris civilis. Причина, побудившая Юстиниана приняться за работу, объяснена им самим – необходимость обновления права, названного самим императором очень верно «vetus ius», удаление из него повторений и придание необходимой системы, удобной для использования в судах и администрации. Первый опыт состоялся в 529 году с выходом Codex Justinianus, состоявшим из 12 книг. Он содержал конституции в систематизированном и переработанном виде от императора Адриана до самого Юстиниана. Сам кодекс, к сожалению, до сих пор не переведен на русский язык. Второй этап – издание сердцевины кодификаций – знаменитых Дигест или Пандект, если пользоваться термином греческого языка. Именно дигесты содержали в себе свод римского права в переработанном виде. Состав Дигест согласно конституции определялся следующим образом: Prota с 1 по 4 книги, De iudicius с 5 по 11 книги, De rebus с 12 по 19 книги, Umbilicus (Сердцевина) с 20 по 27, с 37 по 46 и с 49 по 50 не имели названия, Libri terribiles с 47 по 48. Наконец, третий этап – издание в 533 году специального учебника для изучения Кодекса и Дигест – Институций Юстиниана. Полный текст Дигест и Институций существуют в русском переводе. Окончив издание этой грандиозной работы, Юстиниан совершенно справедливо посчитал (конституция Cordi), что если впоследствии изменчивая природа вещей создаст что-либо новое, требующее императорского утверждения, то будут изданы новые конституции – novellae constitutiones. Отсюда за новыми конституциями василевсов после Юстиниана закрепляется новое название – «новеллы». Последняя такая новелла была издана Юстинианом в 565 году. Корпус новелл этого императора насчитывает 137 актов. Формально новеллы Юстиниана к его кодификации не относятся, они были включены в Corpus iuris civilis уже упоминавшимися нами глоссаторами, невежество которых извиняет не знание ими греческого языка. Они, как известно, даже отказались глоссировать те места Дигест, которые оказались у них в греческом варианте. Пресловутое graecum non legitur давало о себе знать в Европе вплоть до XV столетия. Последовавшие после Юстиниана перемены, бурные события, отпадение египетских, африканских и западных провинций, все это привело к постепенному прекращению использованию Дигест в практике судов и учреждений. Важное изменение происходит в начале VII века, когда латынь уходит из канцелярий, а на ее место приходит византийское койнэ. Судья или администратор теперь вовсе не обязательно знает латынь, хотя этот язык употреблялся в империи вплоть до ее падения, он теперь пользуется Парафразами Феофила, Комментариями Исидора, нежели самим аутентичным текстом. Известное неудобство, вызванное этим понуждает Льва Исавра к первой после Юстиниана кодификации уже чисто византийского права. В 740 году император Лев III Исавр и его симвасилевс Константин V Копроним издают знаменитую Ecloga legum в 17 титулах. Впрочем, в науке до сих пор идет спор о точной датировке памятника, называют и другую дату – 726 год. В значительной мере источниками Эклоги явилось каноническое право православной Церкви и законодательный материал, начиная с Юстиниана. По своему объему это был довольно небольшой акт, посвященный вопросам уголовного и брачно-семейного права, некоторые его титулы рассматривали вопросы обязательственных отношений, вещного права, например, титул XII «О вечном и ограниченном эмфитевзисе». Ввиду лапидарности самого текста Эклоги в середине VIII века к ней издаются знаменитые приложения: Appendix Eclogae Leonis et Constantini, в которые входят: Nomos georgikos (leges rusticae), Nomos nauticas (leges navales), Nomos stratiotikos (leges militares), а также Nomos Mosaikos. Основной источник для этих актов, за исключением законов Моисея – Дигесты Юстиниана и обычай народов, переселившихся в Империю в указанный период. В частности, в литературе было высказано вполне правдоподобное мнение, что появление в Земледельческих законах положений об общине могло быть вызвано исключительно славянским влиянием. Основным источником Морских законов, как считают, явились Родосские морские законы (De lege Rhodia de iacta), восходящие к эпохе античности. Законы Моисея представляли собой сборник 70 цитат из Септуагинты – знаменитого Семидесятитолковника или первого перевода Ветхого завета на греческий, сделанного еще при Птолемее III Эвергете в III в. до Р.Х. Военные законы представляли собой компиляцию из Стратегикона императора Маврикия (582 – 602 гг.), прославившегося как крупный полководец и серьезный военный теоретик. Несмотря на дурную славу Льва Исавра, тот, как известно, явился одним из последних еретиков на троне, был главарем партии иконокластов (иконоборцев), плод его кодификационной работы имел необыкновенную популярность в самой Византии и странах, подпавших под ее культурное воздействие: Балканы, Южный Кавказ и, конечно, Россия. Именно этим объясняется наличие многих позднейших переработок Эклоги в духе приближения ее текста к тексту Дигест. Эти переработки известны под названием «Эклогадиев», популярностью пользовались Eklogadion начала IX столетия и Ecloga privata aucta середины IX века. Следующий опыт кодификационной работы приходится на эпоху Македонской «династии». Удрученные состоянием юридического образования в Империи, изменившимися условиями жизни, при этой династии Империя возвращает многие утерянные провинции и, конечно, главной идеологической причиной – невозможностью пользоваться плодом кодификации еретика, император Василий I Македонянин и его сын-соправитель Лев VI Философ издают в 878 году свою знаменитую «Ручную книгу законов» (Procheiros nomos), именуемую часто просто «Прохирон». По жанру – это подражание Институциям Юстиниана, задача которого определена очень четко в предисловии к памятнику: «Мы привели свод законов к соразмерности, переложили сочетания латинских терминов на язык Эллады, учинили восстановление нарушенных законов, а некоторые из нуждающихся в исправлении с пользой исправили, а также позаботились сделать новые узаконения о том, о чем не было издано закона, чтобы не ускользнуло от нас и пропущенное в законах. Собравши этот материал в целом 40 титулах, мы утвердили санкцию этого законодательства». В титулах с 1 по 11 рассматривались вопросы брака и семьи, с 12 по 20 – обязательственные отношения, с 20 по 37 – наследственные отношения. Титул 38 был посвящен праву застройки, 39 рассматривал вопросы преступлений и наказания, титул 40 содержал положения о разделе военной добычи. Прохирон рассматривался законодателем как подражание Юстиниану, следовательно, необходимо было продолжение работ согласно частям Юстинианова законодательства. В полной мере поэтому восстановление права эпохи Юстиниана могло состояться при издании акта соразмерного с Дигестами. Это происходит только в 892 году при издании Львом Философом знаменитого «Царского закона» (Basilika). По своей систематизации и обработке материалов Василики существенно ушли вперед по сравнению с Дигестами Юстиниана. Сам памятник состоял из 60 книг: 1 – положения о св. Троице и правила православия; 2 – принципы права; с 3 по 5 – каноническое право; с 6 по 9 – публичное право; с 10 по 53 частное право; с 54 по 57 – военное право; 58 – право сервитутов; 59 – право погребений; 60 – уголовное право. Помимо Прохирона и Василик в это время издается еще один кодификационный акт, к составлению которого был причастен знаменитый патриарх Фотий. В 886 году издается Эпанагога (часто именуемая «Исагога»), то есть введение в переработанное повторение законов. По жанру – это то же повторение Институций, только теперь это уже и своеобразная критика Прохирона, не случайно в литературе Эпанагогу считают редакцией Прохирона. Эпанагога состояла из 40 титулов: 1 – принципы права и правосудия; с 2 по 7 – положения об императоре, патриархе и должностных (начальствующих) лицах; с 8 по 10 – о рукоположении епископов и церковной иерархии; с 11 по 13 – о судах, свидетелях и документах; с 14 по 17 и 21 – о помолвке и браке; с 18 по 20 – о приданом и дарении между супругами; с 22 по 28 – о договорах; с 29 по 38 – о завещаниях, завещательных отказах и наследовании; 39 – о праве застройки; 40 – о наказаниях. Все три памятника пользовались огромной популярностью. Василики, например, были санкционированы к применению в отношении греческого населения турками после падения Константинополя. Кодификации Македонской «династии» справедливо считаются вершиной развития юридической мысли Византийской империи. Последовавшее после нее эпоха – это эпоха упадка, довершенная падением Константинополя в 1204 году. Только при Палеологах выходит последний кодификационный акт, оставивший заметный вклад в истории права. В 1345 году выходит частная кодификация, авторство которой приписывается судье из города Фессалоники Константину Арменопуло. Несмотря на частный характер кодификации, она получила официальное признание. Кодификационный акт носил название «Гексабиблии» или «Шестикнижия», что отражало его структуру. Формально Шестикнижие представляло собой практическое пособие для судей, источниками его являются предшествующие кодификационные акты Македонской «династии», новеллы позднейших императоров, а также большое количество работ известных византийских юристов. Система Шестикнижия примечательна: книга первая – общие принципы права, вопросы право и дееспособности, принципы судопроизводства, положения о реституции; книга вторая – вещное право: владение, собственность, право застройки; книга третья – об обязательствах, право залога; книга четвертая – брачно-семейное право; книга пятая – наследственное право; книга шестая – обязательства из деликтов. Эта почти современная систематизация памятника, свойственная нынешним гражданским кодексам, обеспечила ему долгую жизнь. Например, официально Шестикнижие заменяло собой гражданский кодекс в Греции вплоть до 1940 года! В Российской империи Шестикнижие официально применялось в Бессарабии вплоть до 1917 года! НОВЕЛЛЫ ИМПЕРАТОРОВ Новелла (от novellae constitutiones) представляли собой распоряжение императорской власти по какому-нибудь общему и важному вопросу. Поэтому формально они вполне могут быть сопоставимы с конституциями римских принцепсов. И так же как эти конституции имели соответствующую структуру. Каждая из новелл снабжалась названием (inscriptio), указывавшим на императора, ее издавшего. Затем следовало предисловие (praefatio), в котором обозначался вопрос, послуживший причиной издания, нередко излагались намерения императора. Затем следовал текст новеллы, если он был объемным, то делился на особые титулы или главы. Заключение (epilogus) содержало порядок обнародования новеллы и приведения ее в исполнение. Новеллы издавались всеми императорами. Особенно большим авторитетом пользовались сборники новелл императоров Юстиниана Великого и Льва Философа. ЭДИКТЫ Эдикт магистратов являлся следующим по важности источником византийского (греко-римского) права в ранний период его становления. Особую роль играли при этом эдикты так называемых преторианских префектов, учреждение должности которых приходится на время реформ императора Диоклетиана. Префектуры, на которые стала делиться Империя, возглавлялись особыми чиновниками, в чьей власти по решению императора Аркадия стало издание особых актов, дополнявших конституции императоров. С учреждением вместо префектур экзархатов это право переходит экзархам. Вопрос о праве издания стратигами фем нормативных постановлений в литературе не решен. Такого полномочия у них, скорее всего, быть не могло, за исключением общего права административного распоряжения. ЮРИСПРУДЕНЦИЯ В ВИЗАНТИИ Юристы в жизни Византийской империи играли такую же роль как их коллеги в Римской. С самого начала в Империи существовало полноценное юридическое образование – школа в Берите (Бейруте) и учрежденная в 425 году школа в Константинополе. Известностью в начальный период истории Византии пользовалась школа в Афинах и Александрии. Юстиниан, как известно, оставил только две школы: в Берите и Константинополе, установив особой конституцией (Omnem) порядок изучения студентами плода своей кодификаторской работы. Срок обучения длился пять лет. На первом году обучения студенты изучали Институции и первые четыре книги Дигест. На втором и третьем – книги с 5 по 30. На четвертом году изучались книги вплоть по 36, на пятом – оставшиеся книги и Кодекс Юстиниана. По юридическому образованию крупнейший удар был нанесен Львом Исавром. Ослепленный своей иконоборческой ересью он открыл репрессии против прежде всего профессоров константинопольской школы, большинство которых исповедовало себя иконодулами (то есть почитателями икон). Есть сведения, что профессоров сжигали на кострах, составленных из книг собственного сочинения. Тогда же была уничтожена богатейшая библиотека школы. Именно этими мерами был вызван упадок юриспруденции в империи, так озаботивший первого василевса из Македонской «династии». В одной из своих новелл Василий I Македонянин жалуется на то, что юристы высказывают такое разномыслие, что совершенно невозможно по простому вопросу придти к решению. Именно при нем учреждаются частные школы, обучение в которых становится обязательным для всех, претендующих на поступление на государственную службу. Школы эти находились в ведении корпорации табулляриев. При Константине IX Мономахе (1043 год) возобновляется деятельность государственной юридической школы в Константинополе. Этот порядок сохраняется вплоть до падения Константинополя в 1453 году. Среди видов юридических работ византийских юристов принято выделять некоторые приемы работы, несомненно, оказавшие влияние на развитие права. Так, к одной из ранних относят составление индексов и паратитл. Index – это греческий перевод терминов Дигест, а paratitla – сопоставление книг Дигест с другими источниками по одному какому-нибудь вопросу. Далее следует выделить versiones – переводы отдельных мест Дигест на греческий язык. Это было новшеством, так как Юстиниан запрещал переводы своей кодификации. Распространение получили столь любимые современным российским студенчеством шпаргалки, называвшиеся «epitomai», то есть краткое изложение отдельных мест текста Дигест. Большое развитие получили особые приемы толкования Дигест. Среди них следует назвать paraggrafai anatationes – заметки, разъясняющие смысл терминов или темных мест закона. Известны также aporias – тексты, состоящие из вопросов и ответов, разъясняющих смысл закона. Распространение получают особые работы, представляющие собой составленные в алфавитном порядке, сборники терминов, встречающихся в том или ином крупном кодификационном своде, например: Synopsis maior Basilicorum X века. Известен так наз. «Tipukeitos» XI века, буквально означает «что, где находится». Византийские юристы первыми стали глоссировать тексты права. Scholia – представляла собой краткое указание на те месса Дигест, из которых заимствован текст Василик. Этот вид работы до сих пор используется нерадивыми студентами, изучающими иностранные языки, когда переводы незнакомых слов пишутся в тексте прямо между строк. Различались glossae interniales, т.е междустрочные, glossae marginales – на полях и glossae nomicae – перевод и толкование трудных для понимания терминов римского права. Но, конечно, главный вид деятельности византийских юристов, воплотился в таком жанре, как написание сочинений по отдельным вопросам права. Именовались такие сочинения «монобиблиями». Известно множество таких сочинений. Большим авторитетом пользуются труды Дорофея, Феофила, Фалелея, из позднейших можно назвать Алексея Аристина, Евстафия Романа, Иоанна Номофилакта, Михаила Атталиата и других. Отдельную отрасль юридической мысли в Византии составили работы канонистов: альсамона, Зонара, Властаря, авторитетным канонистом был патриарх Фотий. Византийская юридическая мысль в поздний период своего развития не избежала влияния общеевропейской тенденции в развитии науки – она подпала под сильнейшее влияние Церкви, следствием чего стала серьезная деградация научного метода исследования. Господствующими стали схоластические приемы изучения, как отмечал один исследователь, в это время юристы чаще интересуются св. Писанием, нежели Дигестами. |