ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Население Византийской империи. Сначала необходимо сделать одно очень важное замечание, характеризующее население Византии как юридическую категорию. Дело в том, что население Империи отличала невероятно высокая социальная мобильность, как сказали бы сейчас, что являлось полной противоположностью варварскому Западу. На латинском Западе в это время мы видим сначала господство принципа аристократизма, основой которого является институт родовых старейшин, конунгов – вождей, из племен которых создаются варварские королевства. Затем при развитии феодальных отношений общество делится сословными перегородками на группы, члены которых ни при каких обстоятельствах не могут изменить свой социальный статус. На Востоке, в Византии, все совершенно иначе. Здесь в устах аристократа можно встретить следующие слова: «я считаю, что все люди: и василевс и архонты, и хлеб себе добывающие – дети одного человека – Адама» (Кекавмен. § 83). Поэтому известное выражение: «из грязи в князи» тут имеет реальное подтверждение. Например, император Зенон (474 – 491 гг.) родом был «неотесанный исавр», как отзывались о нем современники. Император Фока (602 – 610 гг.) из простых солдат, выслужившегося в центурионы. Феодосий III (715 – 717 гг.) из чиновников самого незначительного ранга. Михаил II (820 – 829 гг.) основатель «фригийской династии» – малограмотный наемник. Василий I (867 – 886 гг.) основатель «македонской династии» – был возничим, зарезавшим своего пассажира – последнего царствовавшего перед ним императора. Роман I Лакапин (919 – 944 гг.) – из простых крестьян. Михаил IV (1034 – 1041 гг.) был подручным менялы на рынке. Даже такие аристократические «династии» как Комнины, Ангелы и Палеологи имеют исключительно провинциальное происхождение. Вот описание истинной биографии Юстина I – дяди знаменитого Юстиниана Великого: «Чуждый всякой учености, он, как говорится, даже не знал алфавита, чего раньше у римлян никогда не бывало. И в то время, когда в обычае было, чтобы василевс прикладывал собственную руку к грамотам, содержащим его указы, он не был способен ни издавать указы, ни быть сопричастным тому, что совершается» (Прокопий. Anekdota. VI. 11-12). А все потому, что однажды Юстин вместе со своим родственником: «Они пешком добрались до Византия, неся за плечами козьи тулупы, в которых у них по прибытии в город не находилось ничего, кроме прихваченных из дома сухарей. Занесенные в солдатские списки, они были отобраны василевсом в придворную стражу, ибо отличались прекрасным телосложением» (Ibidem. VI. 3). Характерно, но биография василис – императриц – мало чем отличается от биографии супругов. Например, императрица Феофано, супруга Романа II (959 – 963 гг.) – дочь простого трактирщика. Но вот чего стоит происхождение знаменитой Феодоры – супруги Юстиниана Великого – из проституток самого низшего разряда, который византийцы довольно точно именовали «пехотой»! Итак, население Византийской империи подразделялось на две группы: юридически свободные и нет. Начнем с последней. СВОБОДНЫЕ Свободное население подразделялось византийскими юристами на две большие группы: начальство (archontes) и подчиненные (archomenoi – букв. «те, кем управляют»). Еще раз хотим подчеркнуть, что это деление условно, жестких сословных ограничений оно не имело. Архонты в буквальном смысле – это выслужившиеся до начальственных постов. Среди архонтов в первую очередь выделяются динаты (сильные, могущественные). Динаты, как выразился в одной из своих новелл Лев VI Философ – это те, «кому Бог дал управлять, те, которые своей славой и богатством вознесены над простыми смертными, те, которые командуют и управляют, стоят на высших гражданских или военных постах». Власть начальства над подчиненными абсолютна. У того же Кекавмена находим следующий совет: «Если ты служишь архонту, служи ему не как архонту или человеку, а как василевсу и как Богу. Если он невежествен и неспособен, а у тебя достаточно знаний, и ума, и ловкости, не презирай его, иначе он лишит тебя должности» (Кекавмен. § 4). В общем и целом начальство (архонты) в Византийской империи различалось по должности, которую данный начальник занимает. Византийская Табель о рангах была самой разработанной и совершенной в те времена в Европе. Ученые насчитывают не менее 60 должностных рангов, каждый из которых придавал человеку, им обладающим, вес и положение в обществе. Характерно, но первые пять рангов – это все военные должности: командующие армии и флотами. Одновременно они занимают и какую-нибудь высшую придворную должность при императоре. Византийская империя в данном случае полностью унаследовала палатинский (дворцовый от лат. «palatio») принцип управлении характерный для эпохи домината. Далее следовали должности по гражданскому управлению. Надо сказать, название этих должностей не лишено изящества: магистр священных оффиций – чиновник, соответствующий по рангу теперешнему министру иностранных дел (дипломатическая служба в Византии была поставлена на недосягаемую высоту), или комит священных щедрот (какая точность, какая образность!) – чиновник, соответствующий министру финансов, или квестор священного дворца – он же министр юстиции, или препозит императорской чернильницы – начальник личной канцелярии Императора. Со временем к разряду архонтов причисляются просто богатые люди, нередко потому, что должность можно купить за деньги. Симония была подлинным бичом византийской бюрократии, хотя официально служила одним из источников государственного бюджета: «Мы стали обдумывать, как бы нам изменить к лучшему то вредное, что заключается в наших провинциях, и нашли решение вопроса в том, чтобы иметь в лице администраторов… людей с чистыми руками… Этого не иначе можно достигнуть, как если сами они будут получать свои места бесплатно. Приняв во внимание, что хотя царство наше лишается немалого дохода, но что, вместе с тем, приобретается большая польза для наших подданных, если они не будут подвергаться поборам со стороны своих ближайших начальников… Разве не ясно для всякого, что получивший должность за деньги, дает не только то, что называется правом на должность, но должен приложить и другое, что входит в многообразное соприкосновение, как с дающим, так и с получающим должность» (Nov. 16). Но эта новелла Юстиниана осталась гласом вопиющего в пустыне. К подчиненным в первую очередь относились те, кого сами византийцы называли «mesoi», букв. «средние», то есть средний класс, как сказали бы сейчас. Сюда относится в основном городское население: лица свободных профессий, куцы и торговцы, ремесленники. Все они разделены на корпорации, вступление в корпорацию строго определено законом. Им же строго определено и право занятия профессии. Корпорации держат в буквальном смысле монополию на ту или иную профессию. Вот, например, определение статуса корпорации одного из разряда ювелиров: «Мы повелеваем считать правом аргиропратов, если кто к ним обратится, покупать то, что относится к их ремеслу, то есть золото, серебро, жемчуг и драгоценные камни. Но пусть они не покупают ни меди, ни льняных тканей, ничего иного, чем надлежит торговать скорее иным профессиям, чем аргиропартам» (Кн. Эп. II. § 1.). А вот требования закона, предъявляемые к юристам-табулляриям: «Кто желает быть принятым в число табулляриев, тот должен быть избран голосованием и подвергнут испытанию со стороны примикерия и подчиненных ему табулляриев, чтобы определить, обладает ли он необходимыми познаниями в законах, владеет ли он искусством письма в большей мере, чем другие, к тому же не болтлив ли он, не заносчив ли, не ведет ли распутную жизнь. Требуется, чтобы он был также благочестивым по нраву, чистым в помышлениях, образованным, рассудительным, владел бы правильною речью и умел точно выражать мысли, чтобы, таким образом, он мог бы легко отличить подлоги в документах и двусмысленные выражения, вводимые в текст соглашений с целью обмана. И если кто-либо будет уличен, что при приеме в корпорацию обошел требуемые законом условия и постановления, то несут ответственность также и те, кто за него свидетельствовал» (Кн. Эп. I. § 1). К разряду «средних» причислено мелкое чиновничество, положение которого как нельзя лучше определены в известном месте воспоминаний Михаила Пселла. Вот описание судьбы асекрита – мелкого канцелярского служителя: «Это очень тяжелый труд и писать приходится так много, что нельзя ни почесать уха, ни поднять головы, ни вовремя напиться и поесть, ни очистить тела омовением, если не считать естественного омовения – пота, ручьями текущего с лица и головы. А какое великое за то воздаяние: оскорбления, угрозы, пренебрежение! Служба асекрита более тяжкое и невыносимое зло, чем огонь, мрак и червь». Тем не менее, самому Пселлу удалось выслужиться и со временем купить очень крупную должность при дворе! Нижний ряд подчиненного населения занимало многочисленное крестьянство, которое византийцы именовали общим термином «georgoi». Положение георгика как свободного землевладельца не подлежит сомнению. Он является основным налогоплательщиком, из среды георгиков набирают рекрутов в армию, на них же лежат и другие государственные литургии. Они объединены в общины, доказательством чего служат постановления знаменитого «Земледельческого закона» (Nomos georgikos), являющегося приложением к Эклоге. Время его издания до сих пор точно не установлено, есть достаточно убедительная версия, относящая формирование его текста к VI – VII вв., хотя официально он утвержден в качестве закона только в начале VIII века. В общине установлен периодический передел земли: «Если произведенный в подлежащих распределению по жребию места раздел обидел некоторых, пусть позволено будет им ликвидировать произведенный обмер» (Nom. georg. 8). Границы общин строго установлены законом: «Если два села спорят о границе…» (Nom. georg. 7). Наконец у общины есть «общие места» (topos koinos), подлежащие эксплуатации совместно (Nom. georg. 81). Позднейшее законодательство (новелла императора Романа I Лакапина) закрепила за общинниками преимущественное право покупки участка соседа, если тот разорялся. Все это позволяет сделать вывод, что община является основной податной и административной единицей в Империи. Еще более нижний статус имеет такой слой населения Империи как «парики» – зависимое от крупных землевладельцев крестьянство, в которое вливаются со временем колоны. Последние достались Византии тоже в качестве своеобразного наследства от Рима. Конституцией императора Анастасия они были разделены на два разряда, нижний – энапографы отнесены к имуществу землевладельца, другие же – мистоты – просто прикреплены к земле. Их имущество и личность охраняются законом. Положение париков трактуется однозначно как положение свободных, но свобода которых ограничена: они не могут покинуть места прикрепления к земле, но не могут быть и изгнаны с нее, поскольку обязаны нести перед государством литургии. Именно им чаще всего дается прония (см. выше). Особый разряд населения Византийской империи – это священнослужители. Все они изъяты из-под юрисдикции светской власти, что, собственно, и составляет главную отличительную черту их статуса. Последнее, что необходимо отметить. Население Империи все время подвергается влиянию пришлых народов. Уже Константин Порфирогенит отмечал, что к VII веку вся Эллада ославянилась. Варвары поселялись в Империи до момента их полной ассимиляции на правах федератов. РАБЫ Рабство досталось Византийской империи в наследство от Римской в поздней стадии развития этого института, когда его экономическая целесообразность полностью себя изживает. Поэтому рабы в хозяйстве Византийцев не играли значительной роли. Более того, после 1204 года работорговля в Империи полностью переходит в руки итальянцев (генуэзцев и венецианцев), которые используют территорию Византии как перевалочную базу, транзитный пункт на пути от турок и татар, занявших Северное Причерноморье, в Западную Европу. Тем не менее, сам этот институт известен греко-римскому праву. Но в законодательстве императоров после Юстиниана мы встречаем четкую тенденцию, направленную на смягчение этого состояния. Уже своими новеллами Юстиниан значительно упростил процедуру отпуска раба на волю, запретив многие его источники. Например. язычникам запрещалось иметь рабов-христиан. При нем же устанавливается презумпция свободного положения человека в случае возникновения спора о его статусе. Новеллы Льва VI Философа запретили самопродажу в рабство, сами рабы получают теперь возможность распоряжаться собственным пекулием. При Комнинах рабов государство стремится вообще перевести в разряд налогоплательщиков и солдат. Стоит сказать несколько слов и об отношении Церкви к этому институту. Вопреки утверждениям советской историографии это отношении было отрицательное, осуждающее этот вид социальных отношений. Уже Юстиниан поставил некоторые категории рабов под прямое покровительство Церкви. Согласно каноническому праву достаточно свидетельства епископа или трех свидетелей при отпуске раба на свободу (уточнить). |