Применение стретчинга на занятиях различной направленности Упражнения на гибкость можно включать в различные части (подготовительную, основную или заключительную) урока аэробики различной направленности в виде отдельных упражнений или соединений. Часто применяются и целые уроки, которые посвящаются развитию гибкости. Стретчинг в подготовительной части занятия. Высока амплитуда и скорость упражнений, высокая степень напряжения мышц в основной части занятия приводят к значительному и асинхронному растяжению отдельных мышечных волокон, связок и сухожилий. Они должны быть подготовлены к этой ситуации, иначе повышается риск травматизма. Важное условие подготовленности мышц — повышение их температуры. Это достигается выполнением аэробных или статодинамических упражнений. Следующее условие — это растягивание мышц в сочетании с напряжением и расслаблением. В подготовительной части урока необходимо проработать (растянуть) следующие группы мышц: - мышцы задней поверхности голени, на которые ложится большая нагрузка при выполнении шагов, подскоков, скачков в основной части занятий классической, танцевальной и других видов аэробики; - мышцы передней поверхности бедра, так как большое количество движений (особенно в степ-аэробике) требует их активной работы; - мышцы задней поверхности бедра, что позволит избежать травм при выполнении маховых движений ногами, подъема ног вперед и т. д.; - внутренние мышцы бедра, которые участвуют при выполнении движений в стороны по большой амплитуде. Использование стретчинга способствует повышению координации в работе отдельных мышечных волокон для основной части урока и изменяет химический состав соединительнотканных образований (эффект увлажнения, смазки), делая их более эластичными. Стретчинг в заключительной части занятия. Основное назначение упражнений стретчинга в заключительной части занятия — психическая и физическая релаксация (расслабление мышц) занимающихся. Основной метод — пассивный статический стретчинг. Оптимальны упражнения и позы, заимствованные из гимнастики, лечебной физической культуры, йоги, в которых воздействию подвергаются мышцы, суставы туловища и конечностей. Стретчинг в этой части занятия часто представляет собой законченную хореографическую композицию и выполняется под спокойную красивую музыку. Упражнения направлены на снижение болевых ощущений в области мышц после интенсивной работы в основной части занятия. Стретчинг при занятиях силовой аэробикой. Обязательной частью программ силовой тренировки являются упражнения на растягивание. Они способствуют более быстрому снятию утомления, помогают создать хороший рельеф мускулатуры. Основное назначение упражнений стретчинга при таких занятиях: - создать наилучшие условия для развития силы; - предотвратить болезненные ощущения в мышцах; - предотвратить травмирование мышечно-суставных единиц; - комплексно решать задачи развития гибкости и силы. При таких занятиях упражнения на гибкость выполняются как до, так и после силовых упражнений. До выполнения упражнения на силу растягиваются мышцы-антаго- нисты, а после задания — мышцы, участвующие в силовой тренировке (мышцы-агонисты). Например, перед выполнением силовых упражнений на четырехглавую мышцу бедра необходимо растянуть трехглавую мышцу, после силового упражнения растянуть четырехглавую мышцу бедра. Выделяют следующие основные пары мышц-антагонистов: • большая грудная мышца — ромбовидная мышца; • двуглавая мышца плеча — трехглавая мышца плеча; • прямая мышца живота — мышцы — разгибатели спины; • мышцы, приводящие бедро, — мышцы, отводящие бедро; • четырехглавая мышца бедра — мышцы задней поверхности бедра; • икроножная мышца — мышцы передней поверхности • голени. Стретчинг как отдельное занятие.Основная цель таких занятий — развитие подвижности в суставах, гармоничное развитие силы и гибкости. Наиболее эффективна оздоровительная программа, составленная из 3—4 комбинированных тренировок в неделю. Например, в двух тренировках применяются аэробные и статодинамические упражнения, в двух других — аэробные и стретчинг. Однонаправленные занятия более эффективны, но их проведение целесообразно проводить с подготовленными занимающимися. Занятия проводятся группой или персонально в виде традиционного урока длительностью 30—55 минут, имеющего подготовительную, основную и заключительную части. Подготовительная часть (разминка) составляет 10—15 % от всего времени урока и состоит из упражнений классической или танцевальной аэробики, пассивной или активной гибкости малой амплитуды, охватывающей все суставы и позвоночный столб. В основной части урока (75—85 % времени) вначале выполняются упражнения для больших групп мышц (прямая и косые мышцы живота, разгибатели спины, ягодичные мышцы), затем — для мышц и связок тазобедренного сустава и ног. Воспитание гибкости в тазобедренных суставах имеет важное значение для нормального функционирования поясницы. Плохая подвижность тазобедренного сустава, неэластичность связочного аппарата могут в значительной степени влиять на величину поясничного лордоза, а также на подвижность позвоночника. Затем подбираются упражнения для голеностопного, коленного суставов. Далее — для мышц, окружающих суставы верхних конечностей: плечевой, локтевой и лучезапястный суставы. То есть сначала выполняются упражнения регионального, затем локального воздействия. Следует соблюдать и некоторые дополнительные требования: - воздействию последовательно должны быть подвергнуты все основные сегменты тела (однако основное внимание должно быть уделено мышцам туловища и проксимальным суставам конечностей); - основные упражнения могут выполняться сидя и лежа; - целесообразно применять два круга упражнений на одни и те же сегменты тела: первый круг — пассивные статические методы стретчинга; второй — активные динамические. Основная часть урока для хорошо подготовленных занимающихся может заканчиваться упражнениями глобального воздействия, в которых участвуют туловище, ноги, в том числе с различными движениями рук. Упражнения для растягивания в основной части урока подбираются исходя из различных признаков. 1. По анатомическому признаку: - для мышц шеи, плечевого пояса, рук; - для мышц ног; - для мышц туловища (позвоночного столба). 2. По степени участия суставов и мышц: - локальные (например: для суставов пальцев рук, лучезапястного сустава и др.); - региональные (например: плечевой, тазобедренный суставы); - глобальные (например: «мост», «складка» и др.). 3. По внешнему признаку: - стоя; - на полу (в партере): в упорах, седах, в положении лежа; - поодиночке, в парах, тройках, четверках; - без опоры; - с опорой (гимнастическая стенка, скамейка, хореографический станок); - с использованием дополнительных предметов (резинового бинта, гимнастической палки и др.): Заканчивается урок заключительной частью, которая составляет 5—10 % от времени всего занятия. Основным содержанием этой части являются упражнения на расслабление: различные взмахи, встряхивания, потряхивания и т. п. |