Формирование чувства ритма. При формировании чувства ритма педагог может использовать следующие приемы: - хлопки: звонкие и глухие; - постукивание кулачками; - похлопывание о бедра; -удары о пол носком и каблуком; - удары музыкальным молоточком; -воспроизведение ритмического рисунка «шумиками». - ритмические поговорки «Андрей –воробей», «Мы делили апельсин» и т. д. Выбор способов обучения. - средняя группа: цветовой способ обучения: каждому звуку соответствует определенный цвет. Нотный текст записывается в цветовом изображении.(проиграть упражнение, записанное на карточке). -старшая группа: цифровой способ обучения. Каждому звуку соответствует определенная цифра. Ноты в нотном тексте подписываются цифрами.(проиграть упражнение , записанное на карточке.) -подготовительная группа: подбор на слух. Ребенок во время музыцирования прислушивается к высоте звука и отыскиваете его на клавиатуре; - нотное обучение:- заучивание расположение нот на нотном стане. Заучивание постепенное , по одной - две ноты. Лучший способ заучивание нот через сказку, закрепление с помощью ребусов. (проиграть упражнение , записанное на карточке, или по книге «Музыкальный букварь»). 4.Последовательность освоения упражнений: -игра упражнений на одном звуке; -игра упражнений на двух соседних звуках; - игра упражнений через ступень; -последовательная игра упражнений по всем ступеням. При проигрывании упражнений следует воспользоваться «Музыкальным букварем» Н. А. Ветлугиной.(стр.60. и т. д. ) Таким образом , если педагог соблюдает при освоении музыкального инструмента все этапы обучения, методы обучения соответствующие возрастным особенностям , при активном участии педагогов , то в будущем дети смогут играть не только индивидуально , но и в оркестре. В процессе обучения будут развиваться музыкальные способности, формироваться детское музыкальное творчество. Рекомендуемая литература. Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания.-М., 1987. Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь. -М., 1989. Ветлугина Н. А. Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников. М., 1980. Кононова Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. -М., 1990. Метлов Н. А. Музыка-детям. -М., 1985. Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для студентов пед ин-тов, уч-ся пед. училищ т колледжей, муз. руководителей и воспитателей дет сада.- М.: Просвещение: Владос, 1994. Радынова О. П. Слушаем музыку.- М., 1990. речевые игры Звуки Цель: развитие внимания, памяти, зрительно-двигательной координации. Описание игры: Дети садятся в кружок на расстоянии вытянутых рук от друга, опустив руки вдоль туловища, и вместе с педагогом хором говорят подсказку, расставив слегка ноги и при этом поворачивая голову вправо-влево, вправо-влево, как бы обращаясь к сидящим рядом: Эй, ребята, не зевать! Будем звуки повторять. Будем звуки повторять, Будем весело играть. Руки так: а-А-А! Медленно поднимают обе руки вверх, соединяя их ладошками над головой. И вот так: о-О-О! Постепенно опускают руки в исходное положение. Выше, выше: и-И-И! Поднимают обе руки перед собой вверх, ладошками вниз. Ниже, ниже: у-У-У! Опускают руки вниз, в исходное положение. Руки так: э-Э-Э! Соединяют обе руки перед собой, слегка округляя их в локтях. И вот так: о-О-О! Сцепив пальцы «замочком», поднимают обе руки вверх, стараясь немного прогнуть назад спину. Вместе, вместе: и-И-И! Медленно опускают сцепленные руки вниз и слегка наклоняются вперед. Отдохнули: у-У-У! Расцепляют руки и опускают их в исходное положение. Упражнение можно повторить. Затем дети могут продолжить упражнения самостоятельно. Попробуем! Цель:закрепление представлений о ягодах и фруктах; развитие мимики и пантомимы. Оборудование: муляжи или картинки с изображением ягод и фруктов (клубника, лимон, груша, слива, черешня, барбарис). Описание игры: Дети группами по 8-10 человек стоят или сидят по кругу, на небольшом расстоянии друг от друга. Вытянув руки вперед, ладошками вверх, слегка покачивая ими, говорят хором вместе с педагогом: На тарелке, на тарелке Фрукты, ягоды лежат. Фрукты, ягоды лежат, Будто смотрят на ребят. Я возьму себе клубничку- Небольшую Невеличку. Запах нежный, ароматный, Сок клубники сладкий-сладкий! Правой рукой дети «берут клубнику» и поочередно «кладут» ягоду за ягодой на ладошку левой руки, следуя логическим ударениям. Ой! Ой! Ой!- Ой! Ой! Ой! Сладкий, сладенький такой! (2 р.) Дети, сложив губы «трубочкой», показывают мимикой, какой сладкий сок у клубники, слегка покачивая головой. Ломтик желтого лимона Положу скорее в рот. Положу скорее в рот… Положив рукой дети не спеша «подносят ломтик лимона» к своему рту и вдруг: Ой! Теперь наоборот! Отдергивают руку ото рта: Ой! Ой! Ой!- Ой! Ой! Ой! Кислый- кислый сок такой! Состроив гримасу, дети мимикой показывают, какая кислая долька лимона. Далее они имитируют движения в соответствии с текстом, а также выражают мимикой свои ощущения, подражая педагогу. Нужно кислое заесть- Можно грушу быстро съесть. Запах нежный, ароматный. Сок у груши сладкий- сладкий! Ой! Ой! Ой!- Ой! Ой! Ой! Сладкий, сладенький такой! ( 2 р.) Слива вот лежит. Смотрите! Все попробуйте! Берите! Положу скорее в рот… Ой! Теперь наоборот! Ой! Ой! Ой!- Ой! Ой! Ой! Кислый- кислый сок такой! (2 р.) Вот черешня золотая, Сладким медом налитая. Запах нежный, ароматный. Сок черешни сладкий- сладкий! Ой! Ой! Ой!- Ой! Ой! Ой! Сладкий- сладенький такой! Вот на блюдце барбарис, Есть его не торопись! Грозят указательным пальцем правой руки. Из него кисель прекрасный, Кисло- сладкий, нежно- красный. Вытянув перед собой обе руки ладошками вверх, покачивают ими. Пей кисель! Без докторов Будешь весел и здоров! Улыбаясь, кивают друг другу. Похлопаем! Цель:Запоминание цепочки речевых звуков и слогов; развитие внимания, фонематического слуха, координации движений. Описание игры: Дети становятся по кругу парами, друг против друга. Не спеша, хлопая на каждый слог в ладоши, вместе с педагогом все повторяют: Хло- пай! Хло- пай! Поскорее! Хло- пай! Хло-пай! Веселее! А-а! А-а! А-а-а! О-о! О-о! О-о-о! У-у! У-у! У-у-у! И-и! И-и! И-и-и! Подняв обе руки на уровень плеч, ладошками к партнеру, в быстром темпе хлопают одновременно обеими ладошками по ладошкам партнера, произнося звуки в указанном порядке. Игру можно повторять, разнообразив второе движение звукосочетаниями: Ау! Ау! у! У! У! Ию! Ию! ю! Ю! Ю! Оя! Оя! я! Я! Я! Эо! Эо! о! О! О! Ой-да! Ой-да! да! Да! Да! Ух ты! Ух ты! ты! Ты!Ты! Прыгай! Цель:развитие координации движений, чувства ритма. Оборудование:куклы. Описание игры: Дети стоят свободно по всему залу, держа кукол перед собой за обе руки, повернув их к себе лицами. Не торопясь, вместе с педагогом произносят: Пры- гай, пры- гай по- быст- рей! Пры- гай, пры- гай ве- се- лей! Вверх и вниз, вверх и вниз, Крепко за руки держись! ( 2 р.) То поднимают куклу высоко над головой, то опускают ее до уровня груди. Педагог: - А теперь покачаем кукол на качелях. Ой! – Да! Улыбнись! Ой! – Да! Ты держись! Ой! – Да! Ты держись! Ой! – Да! Улыбнись! Продолжая держать кукол обеими руками, чуть согнувшись вперед, дети раскачивают их вправо- влево, повторяя стишок. Педагог: - Куклы наигрались. Устали немножко. Пусть отдохнут. Кто выше? Цель:развитие внимания и координации. Описание игры: Дети стоят по периметру зала лицом друг к другу, держась за руки. Они попеременно то встают на носки, то опускаются на полную ступню, приговаривая вместе с педагогом: - Я под- рос! Поднимается на носки один из партнеров: - И я под- рос! Теперь поднимается на носки второй партнер, одновременно первый опускается на полную ступню. Игра повторяется 3-4 раза. Пары меняются местами, а затем партнерами. По желанию детей, игра может быть продолжена. Поехали! Цель:развитие речевого дыхания; отработка изолированного произнесения звука «ш»; формирование навыка имитации различных действий, а также изменения темпа движений. Оборудование:. стульчики, кольца или небольшие обручи («рули»), шапочки шофера Описание игры: В середине зала по кругу стоят 6-8 стульчиков спинками к центру круга- это «автомобили». На спинках висят «рули», а на сиденьях лежат шоферские шапочки- кепки. Педагог: - Сейчас дети покатаются на машинах. Только вот беда: спустили воздух колеса. Надо их накачать. Дети подходят к «машинам» и по сигналу взрослого и его показу начинают «накачивать шины», соразмеряя вдох- выдох (нагнулись- разогнулись). Вдох- ш-ш-ш (выдох). Педагог: -Отлично накачали, можно ехать! Дети садятся верхом на стульчики, надевают на головы шапочки и, взяв в руки «руль», медленно вращают его, приговаривая: За- ве- ли ма- ши- ну, Ш-ш! Ш-ш! Ш-ш! На- ка- ча- ли ши-ну! Ш-ш! Ш-ш! Ш-ш! (2 р.) Педагог: - Улыбнулись веселей и поехали быстрей! (Взрослый показывает темп езды) -Ш! Ш! Ш! Ш! Ш! Ш! Теперь дети не «крутят руль», а притоптывают поочередно то правой, то левой ногой, издавая звук «Ш», постепенно замедляя «ход машины». Педагог: - Приехали! Дети: -При- е-ха-ли! Игра продолжается. Выбираются другие «шоферы». Веселые зверушки Цель:развитие координации движений, ориентировки в пространстве. Оборудование: сюжетные игрушки, изображающие зверей; стульчики. Описание игры: Выбирая для игры пятерых детей, педагог дает каждому по игрушке- зверушке, непременно спрашивая, какую зверушку он получил. Вот зверушки, вот зверушки, Раз, два, три, четыре, пять! Вот зверушки, вот зверушки, Мы их будем забавлять! (2 р.) Пятеро детей идут по кругу в темпе марша, держа перед собой в вытянутых руках по игрушке. Проходят вокруг поставленных в круг в середине зала пяти стульчиков, обращенных сиденьями к детям, и останавливаются- каждый перед «своим» стульчиком. Вверх, зверушки, вниз, зверушки! Раз, два, три, четыре, пять! Вот зверушки, вот зверушки, Мы их будем забавлять! (2 р.) То поднимают игрушки вверх, то опускают их до уровня груди. Отдохните-ка, зверушки, Раз, два, три, четыре, пять! Отдохните - ка, зверушки, Снова будете играть! (2 р.) Дети сажают зверушек по одному на стульчик и отходят от них пятясь; прощаясь, машут рукой и садятся на свои места. Выбираются следующие пять малышей. Игра продолжается. В конце занятия игрушки всем детям для свободной игры, после которой они сами положат их на место. Не сердись, а улыбнись Цель: развитие выразительного средств речевого общения (интонации, мимики и пантомимы), умения менять силу голоса Описание игры: Дети стоят парами по периметру зала лицом друг к другу. Крикнешь громко – Рассержусь! Все дети громко произносят эти две строчки и отворачиваясь друг от друга изобразив гримасу гнева. Скажешь тихо - Улыбнусь! Повернувшись друг к другу, дети тихо произносят эти строчки ласково улыбаясь. Топнешь громко – рассержусь! Крепко топая ногой один раз и отворачиваясь друг от друга, «гневаясь». Хлопнешь тихо – Улыбнусь! Повернувшись друг к другу, говорят эти две строчки тихо, ласково и прикоснувшись щекой к щеке, обнимают друг друга. И – хлоп! Хлопают в ладоши один раз, Улыбнувшись друг другу. |