Слушание музыки- основной вид музыкальной деятельности. Вопрос №1. Составить план последовательного ознакомления детей с музыкальным произведением. -- Программа воспитания раздел «Слушание музыки» --Характеристика музыкального репертуара --Принципы подбора музыкального репертуара -- Методика обучения детей навыкам слушания музыки детей старшего дошкольного возраста. Слушание музыки или деятельность восприятия музыки является основным видом музыкальной деятельности, т. к. данный вид способствует обучению детей пению, музыкально-ритмическим движениям, игре на детских музыкальных инструментах, а также формированию музыкальной культуры. Программа воспитания дошкольников по разделу «Слушание музыки» имеет конкретные задачи: -знакомить детей с художественными, доступными по восприятию образцами современной, классической , народной музыки; -развивать музыкальную восприимчивость детей , способность эмоционально откликаться на чувства, выраженные в музыке; - различать музыкальные образы, особенности их развития; - дать первоначальные сведения о музыке, подводить к запоминанию музыкальных произведений, различению их содержания, характера, средств выразительности, формировать оценочное отношение. Содержание программы включает в себя три основных элемента: - ознакомление с музыкальными произведениями, воспитание любви к ним, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений; - привитие навыков культуры слушание музыки; -формирование музыкального вкуса в процессе накопления слуховых впечатлений, первоначальных сведений о музыке. В программе лежат три основные темы: - «Какие чувства определяет музыка?» - «О чем рассказывает музыка?» - «Как рассказывает музыка?» К концу пребывания в детском саду ребенок способен узнавать произведения в целом, отдельные части, припев, заключение. Имея запас знакомых произведений , он может различать их виды, характерные особенности (марш, пляска, колыбельная), формируются первоначальные представления о содержании музыки и средств музыкальной выразительности. В связи с этим, дети встречаются при обучении в детском саду с самым разнообразным репертуаром, который включает народную музыку, музыку русских и зарубежных классиков, современную. Для эстетического развития дошкольников используется в основном два вида музыки : инструментальная и вокальная. Чтобы подобрать музыкальное произведение для ребенка воспитателю необходимо учитывать следующие принципы : -художественность; - доступность; - разнообразность; -соответствие возрастным особенностям дошкольников. Сложный процесс развития детского восприятия предполагает использование художественного исполнения произведений , слова педагога и наглядных средств. Художественность исполнения музыки -это выразительность, простота, точность. Слово педагога о музыке – краткое, яркое, образное и направленно на характеристику содержания, средств выразительности. Формы словесного руководства: краткие рассказы, беседы, пояснения, постановка вопросов. Их использование зависит от конкретных воспитательных и учебных задач, вида музыкального произведения(вокального, инструментального), момента ознакомления ( первоначального или повторное слушание), жанра, характера произведения, возраста маленьких слушателей. Использование наглядных приемовдля активизации музыкального восприятия зависит от источника дополнительной информации о музыке. Наглядность понимается как метод познания музыки. Это могут быть: -цитаты из поэтического текста песни; -стихи; -цитата из рассказа; - пословица; -загадка. -прослушивание произведения в оркестровом исполнении. Восприятию музыкальных произведений помогут изобразительные иллюстрации, художественные игрушки, пособия , т. е. наглядно-зрительные приемы. Могут быть применены и различные методические пособия, активизирующие музыкальное восприятие: - небольшие карточки с условным изображением ; - геометрические фигуры. Можно ориентироваться и на мышечно-двигательные ощущения детей с целью формирования наглядных представлений о некоторых явлениях (движения с палочками, флажками, удары кубиками, постукивание, хлопки, поднимание и опускание рук). Слушание одних и тех же пьес необходимо многократно повторять, предусматривать такую методику, чтобы каждый раз ребенок радовался, узнавал о них новое. Всю работу по прослушиванию музыкального произведения можно построить по этапам: -первое ознакомление: Первое ознакомление с музыкой предусматривает целостное восприятие, осмысливание ее общего настроения. Поэтому важно выразительно исполнить произведение в целом, дать краткую характеристику содержания, отметить наиболее яркие его особенности. -повторное прослушивание: При повторном прослушивании внимание детей привлекается не только к художественному воплощению общего замысла, но и к отдельным средствам музыкальной выразительности. На каждом занятии ставятся новые задания, активизирующие детское восприятие. Далее необходимо выбрать музыкальное произведение и составить план первоначального и повторного прослушивания , сделать соответствующие выводы. Например: - План последовательного прослушивания пьесы «Песня жаворонка»
П. И. Чайковского , старшая группа. Занятие 1. Программное содержание. Дать целостное представление о музыке, о наиболее характерных чертах. Методические приемы. Беседа , Художественное исполнение пьесы. Вопросы. Занятие 2. Программное содержание. Познакомить детей с автором пьесы, подчеркнуть её характер и настроение. Методические приемы. Художественное слово. Исполнение пьесы. Беседа о композиторе. Рассматривание портрета. Сравнение с пьесой противоположного характера. Занятие 3. Программное содержание. Выявить трех частную форму музыкального произведения. Методические приемы. Исполнение пьесы. Наглядно-иллюстративный – использование геометрических фигур. Повторное прослушивание. Занятие 4. Программное содержание. Определить динамические оттенки пьесы. Методические приемы. Художественное исполнение пьесы. Игровая ситуация. Занятие 5. Программное содержание. Подчеркнуть завершающий фрагмент пьесы. Раскрыть понятие «Кода». Методические приемы. Прослушивание заключительной части . Пояснение. Занятие 6. Программное содержание. Проверить знания детей. Методические приемы. Музыкальная загадка. Цитата. Художественное исполнение. Игровая ситуация. Вывод. Таким образом, эффективность результатов организации слушания музыки достигается выразительным исполнением музыки, взаимодействием словесных и наглядных методов, последовательной постановкой разнообразных заданий, активизирующих детское восприятие. Слушая любое музыкальное произведение неоднократно, дети будут запоминать музыкальные произведения , понимать язык музыки, любить музыку, у них будет развиваться музыкальная восприимчивость , способность эмоционально откликаться на чувства, выраженные в музыке. Вопрос №2. |